Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» начал действовать с 01.01.2014 года, однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях процедуры специальной оценки условий труда от предшествующей ей аттестации рабочих мест (АРМ). Мы постарались по максимуму осветить этот вопрос в одном материале.
Проведение аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.) подразумевает процесс, который регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н. Так как ответственность за проведение, за полученные результаты возлагается на работодателя, ему необходимо будет провести аттестацию на должном уровне. Это требует, в свою очередь, знаний многих нюансов, связанных, к примеру, с выбором членов аттестационной комиссии, с перечнем документов и их оформлением, участием аттестующей организации и т.д. По мере рассмотрения процесса проведения, эти нюансы будут раскрыты.
Итак, Вы захотели провести аттестацию. Что делать? Прежде всего, ознакомиться с главной нормативной базой – вышеупомянутым Приказом, изучить его, понять всю структуру и требования. АРМ можно разделить на три этапа: организационный, проведение инструментальных и лабораторных исследований и завершение. Условно, можно выделить также и четвертый этап – собственно реализация результатов, потому как, мероприятия, которые были разработаны в ходе АРМ, должны быть применены на практике.
Горэко
Компания №1 по разработке паспортов отходов, проекта ПДВ, проекта ПНООЛР и Санитарно-Защитной Зоны по всей России
Подготовительный этап. Для проведения процедуры АРМ предприятие привлекает аттестующую компанию, которая имеет соответствующую аккредитацию. На предприятии создается аттестационная комиссия, в состав которой входят представители аттестационной компании, специалист по охране труда и представители аттестуемого предприятия. Со стороны предприятия составляется перечень необходимых рабочих мест, которые подлежат аттестации.
Оценочный этап. На этом этапе комиссия поводит проверку соответствия рабочего места к следующим требованиям:
— трудовой гигиене;
— травмоопасности;
— соответствие индивидуальных средств работника (форма, спецодежда, защитные средства и т. д.) к трудовому законодательству.
Оформление аттестата в форме отчета. На основании отчета предприятие составляет сводную ведомость, которая в обязательном порядке передается государственной инспекции труда.
Несоблюдение сроков проведения аттестации рабочих мест может повлечь административную, или, в случае несчастных случаев, криминальную ответственность работодателя.
- Основная часть работ.
- Тридцать лет совершенствования.
- С чего начать?
- В оценке только независимые органы!
- Инструмент бережливого производства.
- Статистика по проведению АРМ в России.
- Организация процесса.
- Вам нужно провести СОУТ, если
- Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?
- Сроки
- Какие рабочие места нужно оценивать в рамках СОУТ?
- Что еще нового?
- ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
- С какой целью проводится АРМ?
- Какие рабочие места подлежат аттестации по условиям труда?
- Как часто нужно проводить СОУТ?
- Аттестация рабочих мест
- Требования к АРМ
- Обязательна ли СОУТ на офисных рабочих местах?
- В чем принципиальные различия?
- Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?
- Порядок АРМ
- В чем сходство между СОУТ и АРМ?
- Отличия АРМ и СОУТ в отношении рабочих мест работников офиса
- СОУТ для офисных работников
- Для чего требуется процедура
- Оформление результатов.
- В течение какого времени будут действовать результаты АРМ?
Основная часть работ.
Итак, мы выделили организационные моменты. Следующий этап – основной, в ходе которого проводятся измерения условий труда на рабочих местах на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Вопрос безопасности рабочего места является одним из самых главных на сегодня в области трудовых отношений между работодателем и работником. Безответственность многих работодателей в отношении организации труда своих работников является главной причиной несчастных случаев и профзаболеваний. АРМ стал одним из видов контроля, проверки, анализа безопасности труда, а также разработки рациональных предложений и методов для улучшения этих условий.
Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам предусматривает собственно измерительные процессы на наличие влияния вредных и опасных производственных факторов производственной среды. Главным нормативным документом, согласно которому определены предельные нормы концентрации содержания веществ в воздухе рабочей зоны, является Руководство Р 2.2.2006-05. Измерения проводят аккредитованные в установленном порядке аттестующие организации. В зависимости от влияния факторов устанавливается класс условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и выносится общее итоговое решение, исходя из совокупности полученного результата.
Работа в условиях, превышающих показатели гигиенических нормативов, является нарушением законодательства об охране труда человека, а работа в опасных местах вообще недопустима. Исключением является ликвидация различных аварийных, чрезвычайных ситуаций.
Представители аттестующей организации также ведут оценку степени травмоопасности и обеспеченности средствами коллективной защиты. Класс условий по ним устанавливается исходя из действующих на предприятии инструкций, нормативных актов, техники безопасности и т.д. Компенсации, льготы, досрочная пенсия устанавливаются исходя из установленного класса. Каждый работник обязан знать, что собой подразумевает его рабочее место, какие виды доплат ему предназначаются. Эта информация доносится до него посредством предоставления карты аттестации рабочих мест, которые заполняются по результатам, полученным в ходе измерений.
Аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.) предполагает анализ условий труда на рабочих местах. Неблагоприятно организованные рабочие места являются причиной возникновения профессиональных заболеваний и травм у работников. Нередко, работа в подобных условиях для сотрудника может обернуться ценой собственной жизни. Ответственность за организацию труда на предприятиях полностью возлагается на работодателя, как и проведение соответствующих порядков, направленных на создание соответствующей производственной среды. Проведение АРМ является прямой обязанностью руководителя (статья 212 ТК РФ).
Основным нормативно-правовым документом, который выдвигает требования по проведению АРМ, является приказ о порядке проведения.
Процесс АРМ официально стал рассматриваться в России в 1980-х годах прошлого столетия. Типовое положение о проведении оценок, утвержденное в 1986 году Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС назначало компенсации работникам, занятым во вредных условиях труда. В 1992 году вышел первый порядок проведения аттестации. Цели и задачи, которые легли в его основу, остаются актуальными в настоящее время. Последующая попытка реформирования порядка была предпринята в 1997 году. С этого момента аттестация стала обязательным этапом сертификации работ по охране труда в организациях. Впервые стали использоваться лабораторные методы анализа и оценки производственной среды рабочего места. В 2007 году вышел Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569. Приказ по-новому рассмотрел вопросы аттестации, детализировал рекомендации и требования в связи с введением новых законодательных актов, нормативно-правовых документов, содержащих требования охраны и гигиены труда. Именно с его выходом активно стало использоваться понятие «аттестация рабочих мест своими руками» или, если быть более дипломатичными – самостоятельное проведение аттестации.
Самостоятельное проведение подразумевало организацию процесса, последующее его проведение, завершение с участием только лишь работодателя и представителей организации, в которой проводится аттестация. Помимо них для участия в АРМ могла привлекаться аттестующая организация (организация, которая имеет соответствующую аккредитацию на оказание услуг в области аттестации, подтверждающую право на проведение лабораторных измерений). Этот пункт порядка был введен впервые в процесс АРМ. Участие ее осуществлялось на паритетной основе в целях методического руководства, контроля над проведением работ. Из-за того, что ее присутствие носило больше рекомендательный характер, формально проведение АРМ оставалось прямой обязанностью работодателя и могло осуществляться самостоятельно по этапам, представленным в порядке. Для того, чтобы самостоятельно провести аттестацию, организация должна была иметь развитую службу охраны труда и специализированные лаборатории в ее составе. Данный способ не требовал больших финансовых затрат, но процедура часто сводилась только лишь к формальности. На практике реализация аттестации принимала довольно изощренные формы, то есть результаты нередко были не соответствующими действительности. Большинство работодателей не торопились с тем, чтобы улучшить ситуацию на рабочих местах. Для них важно было «как-нибудь провести» процедуру, чтобы не возникло претензий со стороны органов Роспотребнадзора, Ростехнадзора, трудовой инспекции, прокуратуры. Небережливое отношение к работникам, естественно, отражалось на их здоровье, а нередко и жизни. Подумать только, из-за несоответствия условий труда нормам охраны труда в стране было потеряно порядка миллиона жизней людей. И по большей мере, из-за недобросовестности работодателей, из-за неправильной организации процессов.
Сегодня действие этого порядка отменено и теперь процесс регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н. Остались прежними цели, задачи, использование результатов. Изменились лишь некоторые порядки в части обязательности процесса и ответственности руководителя. Теперь проводить аттестацию самостоятельно невозможно, потому как отчетливо прописано требование, что в ней обязательно должны быть задействованы аккредитованные аттестующие организации. В полномочия руководителя входит лишь организация процесса: определение сроков, состава аттестационной комиссии, специализированной организации для проведения лабораторных исследований, заключение гражданско-правовых договоров на оказание услуг, составление приказа о начале проведения работ и о завершении. Далее работодатель будет являться лишь сторонним наблюдателем, который не имеет права вмешиваться и препятствовать работе представителей аттестующих организаций при замерах производственных факторов.
При организации аттестации работодатели должны иметь хотя бы первоначальный багаж знаний по правилам проведения. Результатом бездейственности и недостаточной осведомленности может являться обман со стороны аттестующих организаций, результаты, не соответствующие действительности. К АРМ необходимо подойти уже заранее подготовленным, чтобы исключить подобные казусы, как, в принципе, должны быть подготовлены и специалисты (дополнительно с подготовкой персонала Вы можете ознакомиться в материале «Обучение при аттестации рабочих мест»). Представители со стороны работодателя в обязательном порядке должны входить в состав комиссии. Обычно включаются руководители структурных подразделений, которые являются ответственными за определенные виды производств, соответственно хорошо разбираются в организации производственных, технологических процессов. Поэтому многие работодатели стали практиковать самостоятельное обучение сотрудников вопросам охраны труда, отправляя их на специальные занятия по обучению членов аттестационной комиссии. Это правильное решение с их стороны. По словам Директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Валерия Коржа, причиной несчастных случаев на производстве является неудовлетворительная организация работ, которая свидетельствует о недостаточной подготовке управленческих кадров в сфере охраны труда.
Помимо организации самого процесса АРМ, руководитель должен продолжать следить за охраной труда своего предприятия и после ее проведения. Нередко в производственный процесс вводятся новые рабочие места, новый вид оборудования, изменяются технологические процессы. Работодатель должен сразу же отреагировать на подобные изменения и организовать для рабочего места аттестацию. Она должна быть проведена не позднее 60 рабочих суток с момента ввода в эксплуатацию.
Новый порядок создан для того, чтобы исключить формальное проведение аттестации для каждого рабочего места, потому как важен объективный и достоверный результат при проведении АРМ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. О содержании текста нового нормативного документа, структуре и порядке проведения специальной оценки условий труда читайте здесь.
Актуальность процесса аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) обусловлена количеством несчастных случаев, профзаболеваний и травм, полученных на производстве, что влияет не столько на саму работу предприятий, сколько отражается на экономических показателях страны. Потери фонда рабочего времени приводят к снижению объемов произведенной продукции и ВВП. По статистическим данным Минздравсоцразвития РФ, в 2011 году процент потерь ВВП, из-за неудовлетворительных условий труда, составляет 4,3%. Существенно подрывают экономику выплаты компенсаций и досрочных пенсий за работу во вредных условиях. Поэтому одной из задач государственной политики стал пересмотр вопросов охраны труда, принятие мер и решений по улучшению условий. Первым шагом стало изменение порядка проверки рабочих мест, условий труда на них.
Тридцать лет совершенствования.
Механизм АРМ был запущен в России в советское время. Стоит отдать должное развитию рыночной экономики, интенсивное развитие которой в 90-х годах дало ход развитию процесса аттестации. Вертикальная система советского периода по управлению народным хозяйством не смогла создавать нормальные и здоровые условия труда, чтобы обезопасить работников от влияния внешних факторов из-за того, что не выделялись должные материальные средства. К концу 80-х годов была предпринята попытка установления льгот и компенсаций людям, которые заняты на производстве с вредными условиями. Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, было утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 3 октября 1986 года. Установление доплат прочно вошло в систему труда и продолжает существовать в современности. Но кардинальных преобразований в управлении охраной труда все же не произошло, потому как, по-прежнему, продолжало расти число несчастных случаев из-за нерационального производственного процесса, число профессиональных заболеваний. Сказался также и переход страны на рыночную экономику.
В 1992 году Министерство труда и занятости населения РСФСР утверждает Приказ «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Намеченные в нем цели остались актуальными и в современности: обязательное проведение аттестации на предприятиях, определение влияния производственных факторов, обоснование предоставления льгот и компенсаций, рационализация условий труда (меры по улучшению). Следующая попытка реформирования процесса была проделана с выходом Постановления от 14.03.1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», когда аттестация стала обязательным этапом для сертификации работ по охране труда на предприятии. Все оценки условий стали проводиться лабораторными методами, была определена проверка всех рабочих мест (ранее проверка мест вышестоящих должностных лиц не проводилась). В «новой» России, с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569, в котором накопленный опыт был учтен и использован в нововведенных правилах, процесс упорядочен. С этого момента АРМ становится важной подсистемой государственного управления по охране труда. Последним нормативным актом становится Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (мы будем называть их «новые правила» и «новый порядок»). Кардинальных отличий нового порядка с предшествующим не наблюдается, но система анализа безопасности условий на рабочих местах приобрела более серьезный и требовательный характер.
Уже долгие годы аттестация служит инструментом обеспечения контроля безопасности условий на рабочих местах. Главный результат, который достигается при контроле – независимая оценка существующих условий, устранение недостатков в работе, улучшение условий.
Процесс подготовки и проведения аттестации – довольно сложный этап, требующий максимальной отдачи со стороны работодателя. Потому как здесь важен полученный результат не только для него, но и для работника. Новые правила, изменившие порядок, направлены на получение достоверных и объективных результатов. Особо подчеркивается значимость слова «объективность».
Ранее проведение аттестации контролировал государственный орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. По указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 орган был преобразован в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд, – ред.). Контроль за охраной труда регулирует Минтруд, в ведении которого находится Федеральное агентство по труду и занятости населения РФ (Роструд, – ред.), которое совершает контроль и надзор в сфере соблюдения законодательства о труде.
С чего начать?
Аттестация является обязательным процессом. Для того, чтобы провести ее, работодателю необходимо ознакомиться с самим порядком проведения АРМ, что позволит обеспечить качество результатов.
Аттестация проводится один раз в пять лет. Но данное требование относится не ко всем рабочим местам. С учетом последних изменений в порядок о проведении АРМ (Приказ Минтруда № 590н от 12.12.2012 г.), с данной периодичностью проводится аттестация лишь тех рабочих мест, условия на которых были признаны вредными или опасными по результатам предыдущей аттестации. А также на рабочих местах, которые подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Ранее аттестация проводилась для всех, без исключения, рабочих мест с указанной периодичностью. В связи с изменениями, условия проведения АРМ несколько видоизменились, и теперь подлежать аттестации могут лишь рабочие места, на которых происходят следующие процессы:
- выполнение работ с оборудованием, машинами, механизмами, устройствами, транспортными средствами;
- эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, установок, механизмов, аппаратов, транспортных средств;
- работа с источниками опасности, которые могут оказывать вредное влияние на сотрудника;
- использование механизированного, электрифицированного и иного ручного инструмента;
- хранение, перемещение и применение сырья, материалов;
- вновь организованные рабочие места.
Рабочие места, на которых работники заняты на ПЭВМ, используют копировально-множительные аппараты, иную офисную и бытовую технику, аттестации не подлежат. Данное изменение пришлось по нраву представителям малого бизнеса, потому как оно позволяет значительно экономить финансовые средства, необходимые на проведение аттестации.
Таким образом, аттестация обязательна лишь для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Изменения относятся больше к производственной сфере, но и такие рабочие места, как повара, оператора АЗС, фармацевта, водителя, уборщицы, строителя также должны проходить периодическую проверку в установленные сроки.
Уточним: для вновь организованных рабочих мест аттестация проводится в течение одного года с момента ввода их в эксплуатацию. Ранее срок составлял 60 рабочих дней. Срок увеличен для того, чтобы увидеть, как проявит себя оборудование за более продолжительный срок эксплуатации, как отразится технологический процесс на сотрудниках.
В процессе проведения аттестации работодатель осуществляет организационные функции: определяет сроки проведения аттестации, издает приказ о проведении АРМ на предприятии и о его завершении, определяется с выбором участников согласно требованиям, несет ответственность за полученный итог работы. Руководство и контроль же полностью возлагается на аттестационную комиссию. В ее полномочия входит: составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, оформление необходимых документов по аттестации, карт аттестации для каждого рабочего места, разработка комплекса мероприятий по улучшению рабочей среды.
В оценке только независимые органы!
Обязательным условием при проведении АРМ по новому порядку является привлечение аттестующей организации. В предшествующих нормативных документах этот пункт был условным. То есть, работодателю давалось право свободного выбора привлечения подобной организации. Аттестация, как ее называли, «своими руками», в большинстве случаев, не давала объективных результатов, была нередко формальностью и не более. Согласно новым правилам, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, быть совершенно независимой по отношению к деятельности работодателя и компетентна в предоставлении услуг. Кроме того, они должны быть аккредитованы в установленном порядке, что каждый работодатель может проследить в реестре компаний, оказывающих услуги в области охраны труда.
Работодателям необходимо быть внимательными при выборе организации. Потому как организации, проводящие аттестацию, для привлечения клиентов часто пользуются принципом, построенным на недостаточном знании специфики их работы. Это, главным образом, отражается не только на результатах, но и на стоимости работ. Каким образом формируются цены на аттестацию и как не быть обманутым, предлагаем ознакомиться в материале: «Цены на АРМ».
Одной из основных функций аттестующей организации являются оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, которая осуществляется путем инструментальных замеров факторов производственной среды. Измерения вправе проводить лишь те организации, в состав которых входит собственная испытательная лаборатория (ИЛ, – ред.). Она также должна соответствовать ряду требований, согласно которым осуществление деятельности в области АРМ является вполне законным: иметь поверенную приборную базу и высококвалифицированных специалистов по аттестации. Правомочность подтверждает аттестат аккредитации на выполнение услуг в заявленной области. С 2012 года порядок выдачи аттестатов был изменен. Более подробно об этом Вы можете узнать в материале: «Лаборатория по аттестации рабочих мест».
Инструмент бережливого производства.
Оценку рабочих мест можно использовать в качестве одного из инструментов бережливого производства. Производственная культура начинается, прежде всего, с безопасности сотрудников на рабочих местах. Путем глубокого анализа рабочей среды удается выявить любые несоответствия и причины, так или иначе, влияющие на ухудшение состояния здоровья работника, провоцирующие травмы и несчастные случаи на производстве. На языке аттестации – оценка травмоопасности, при которой определяется соответствие требований по защите от механических, электрических, токсических, температурных воздействий. Для повышения эффективности работы без травм необходимо также проведение обучения всех сотрудников вопросам охраны труда и качественное обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты.
Статистика по проведению АРМ в России.
Проведение аттестации отслеживают органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. Работодатель должен предоставлять результаты по мере завершения АРМ в государственную инспекцию по труду (ГИТ, – ред.), расположенную в субъекте РФ. Инспектор по труду осуществляет анализ данных и выносит общее решение о правомерности процесса.
Общие сводные данные по результатам проведения АРМ отражены на официальном сайте Роструда, где показана численность аттестованных и неаттестованных рабочих мест, допустимость и наличие ВОПФ на рабочих местах предприятий всех регионов страны. Материалы о проведении аттестации за 2012 год представили около 80 тысяч предприятий страны. По оценке ГИТ, показатель говорит о том, что законодательство по проведению АРМ выполняется не всеми работодателями, что может существенно снизить качество организации труда на рабочих местах.
Экспертиза безопасности труда, проверка рабочего места, анализ условий труда – этот ряд можно продолжать и далее, только, смысл этих словесных форм не изменится. Все они подразумевают в себе единое понятие – «аттестация рабочих мест». Этот процесс не несет в себе негатива, не имеет отрицательных сторон. Его цель – улучшение условий на рабочих местах даже там, где это бывает порой сложно сделать, но можно. Важно только четко и ясно представлять необходимость процесса и думать, прежде всего, о людях.
Организация процесса.
Подготовительный этап начинается с организации аттестационной комиссии. По правилам, в ее состав должны включаться: представители работодателя, специалист по охране труда, представитель профсоюза и представитель аттестующей организации. Работодатель должен распределить их обязанности на основании требований. Есть простая незамысловатая схема: заказчик, аттестационная комиссия, аттестующая организация. Каждый из них должен действовать согласно установленному порядку.
Аттестующая организация привлекается в качестве стороннего юридического лица, включенного в реестр аккредитованных организаций, имеющих право на оказание услуг в области охраны труда. Организации должны быть независимы по отношению к деятельности работодателя. В условиях стремительно развивающейся конкуренции, организации стараются привлечь внимание с помощью ценовой политики, предлагая различные скидки, заманивая дешевизной работ. Но прежде чем принимать решение, важно посмотреть, а все ли так чисто и гладко в деятельности организации. Вряд ли работодателя интересует вопрос о том, что, к примеру, испытательное оборудование должно быть аттестовано в одном из органов метрологической службы именно на осуществление АРМ, а тип прибора должен быть занесен в реестр средств измерений? О том, что каждая организация, специализирующаяся на услугах по охране труда, должна содержать в своем составе аккредитованную испытательную лабораторию и аттестованных специалистов? А вместе с тем, требования нового порядка определяют наличие данных сведений. Если окажется, что аттестующая организация не соответствует хотя бы одному из параметров, работодателю придется проводить повторную аттестацию с привлечением компетентного органа. Более подробно с выбором организаций, Вы можете ознакомиться в материале: «Какие организации занимаются аттестацией рабочих мест?».
На предприятиях малого бизнеса не всегда имеются в составе специалисты по охране труда и профсоюзные организации. Порядком определяется их привлечение со стороны с помощью заключения гражданско-правового договора. После того, как работодатель определился с составом, ему необходимо будет определить сроки проведения и утвердить их в графике проведения работ по АРМ. Для утверждения даты начала проведения аттестации на предприятии издается внутренний приказ о проведении АРМ. Напомним, что аттестация для каждого рабочего места должна проводиться в строгой периодичности – один раз в пять лет. Новые рабочие места следует аттестовать в течение 60 рабочих дней с момента ввода в эксплуатацию. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»
Организационный момент включает в себя также подготовку сопутствующей документации, выделение перечня рабочих мест, подлежащих аттестации. Этот момент также должен быть строго отслежен, так как имеются аттестующие организации, которые запрашивают готовый перечень со стороны работодателя. И специалисты по кадрам тщательно пытаются свести все к стандарту. Как результат – системные ошибки, неправильно выделенные аналогичные места. Перечень составляется аттестационной комиссией.
Вам нужно провести СОУТ, если
- На рабочих местах не проводилась аттестация рабочих мест
- Срок действия аттестации рабочих мест заканчивается
- Если вы хотите пересмотреть номенклатуру и объем гарантий и компенсаций, установленных по результатам АРМ
- Если на рабочих местах, на которых ранее проводилась АРМ, наступили условия проведения внеплановой СОУТ.
Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?
- Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ
- Приказ Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 г. № 33н
Сроки
- Как часто проводится аттестация рабочих мест — единожды в течение 5 лет, если нет обстоятельств для внеплановой.
- Внеплановая инициируется при изменениях техпроцессов, введении в эксплуатацию до сих пор не использующегося оборудования, применении новых СИЗ, осуществлении компанией действий, которые повлекли за собой изменения УТ.
Срок действия аттестации рабочих мест – пять лет, однако если появляются новые технологические линии, предусматривающие дополнительные рабочие места, или были выявлены случаи профзаболеваний, травм, то проводится внеочередная проверка. Кроме того, потребовать ее могут представители профсоюза, сами сотрудники или же трудинспекция.
Итоговая документация отправляется в архив на 45 лет — это бланки, относящиеся к строгой отчетности.
Какие рабочие места нужно оценивать в рамках СОУТ?
Спецоценка до 31 декабря 2018 года должна быть проведена на всех рабочих местах за исключением нескольких категорий:
- работающие на дому
- работающие дистанционно
- работающие с физическими лицами, не являющимися ИП.
Что еще нового?
Мы уже упомянули о предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Помимо этих двух процедур, в СОУТ появилось еще несколько нововведений:
- оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) — в отличие от аттестации, где оценивалась обеспеченность средствами индивидуальной защиты
- возможность улучшения установленного класса условий труда при применении эффективных СИЗ
- обязанность работодателя уведомлять организацию, проводящую СОУТ, об утверждении отчета, а также опубликовать на сайте организации материалы по итогам специальной оценки условий труда.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Это комплекс мероприятий, помогающих оценить уровень воздействия негативных факторов на персонал организации, а также разработать меры по минимизации неблагоприятного влияния. Данная процедура помогает рассчитать объем льготных выплат и компенсаций, необходимый стаж для выхода на пенсию. Периодичность аттестации рабочих мест — каждые пять лет.
С какой целью проводится АРМ?
Процедура помогает оценить степень влияния неблагоприятных факторов производства на работников организации. Цели АРМ:
- оценка воздействия факторов производственной среды и безопасности рабочих мест;
- определение риска травматизма;
- выявление обеспеченности сотрудников специальной одеждой или средствами защиты;
- оценка уровня напряженности труда, тяжести производственных циклов и их влияния на состояние здоровья.
Выявленные нарушения собственник бизнеса обязан устранить.
Какие рабочие места подлежат аттестации по условиям труда?
Ответ однозначен – все. Обязательно проведение для предприятий, где технологические процессы связаны со сложным оборудованием, техникой, с транспортными средствами, перевозкой опасного сырья или с риском радиационного заражения.
Как часто нужно проводить СОУТ?
Аттестацию рабочих мест необходимо было проводить не реже одного раза в пять лет, и такое же требование сохранилось для спецоценки. Помимо обязательной СОУТ, законодательно предусмотрена возможность и проведение внеплановой спецоценки, в случае наступления определенных условий.
Аттестация рабочих мест
- Требования к АРМ
- Порядок АРМ
- Сроки
- АРМ: для чего требуется процедура
- ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Владелец бизнеса обязуется обеспечить персоналу безопасное рабочее место. В случае, когда на работника при исполнении должностных обязанностей воздействуют негативные производственные факторы, необходимо выяснить, насколько сильно их влияние, и найти способ минимизировать. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится каждым работодателем — ИП или юрлицами. Чтобы обеспечить проведение, требуется договориться со сторонней организацией, обладающей соответствующим сертификатом.
Требования к АРМ
Проведение процедуры регламентируется ФЗ No426, а также Приказом Минздравсоцразвития No324н. В документах описывается порядок проведения. Осуществить аттестацию обязан руководитель предприятия, кроме того, необходимо привлечь стороннюю независимую компанию, состоящей в госреестре и аккредитованной на подобную работу.
Экспертная лаборатория «Экостар» имеет право проводить СОУТ, лабораторные, инструментальные замеры и исследования. Звоните нам для консультации по поводу АРМ, оформления декларации для надзорных органов и прочим вопросам ОТ!
Обязательна ли СОУТ на офисных рабочих местах?
Проведение специальной оценки условий труда, в том числе и на рабочих местах офиса, является обязательным. В соответствии с указаниями Федерального закона от 28.12.2013 г. &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», не подлежат этой процедуре только рабочие места:
- на которых трудятся работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (работники, занятые в качестве личной обслуги — сиделки, горничные, уборщицы)
- на которых заняты «надомные» или «дистанционные» работники (то есть сотрудники, в трудовых договорах которых есть запись о таком характере работы).
Места остальных работников, в том числе и тех, чье рабочее место — офис, подлежат обязательной специальной оценке.
В чем принципиальные различия?
Несмотря на функциональную общность, между двумя процедурами есть важные отличия.
За соблюдением спецоценки органы государственного надзора и контроля следят гораздо пристальнее, чем раньше за проведением аттестации рабочих мест. Повышенный контроль, в свою очередь, влечет за собой высокие штрафы за непроведение или неправильное проведение спецоценки как в отношении работодателя, так и в отношении экспертной организации.
Помимо разницы в подходе, есть и отличия в самих процедурах.
Во-первых, в СОУТ появилась процедура предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах — в АРМ ее не было. В ходе процедуры идентификации эксперты выявляют и описывают потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы. Далее сопоставляют их с классификатором потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Там, где факторы были выявлены, принимается решение о проведении исследований (испытаний) и измерений. По результатам исследований (испытаний) и измерений производится оценка уровней воздействия факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных норм. Далее устанавливается класс (подкласс) условий труда на рабочих местах. Если эксперт не выявил потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, то на таком рабочем месте исследования (испытания) и измерения не проводятся.
На некоторых рабочих местах, однако, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится. К таким рабочим местам относятся:
- рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости
- рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В этом заключается существенное отличие СОУТ от АРМ, где рабочие места никак не дифференцировались.
Во-вторых, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных ранее), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации 5 лет с возможностью автоматического продления.
В-третьих, СОУТ в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, может снизить, а в некоторых случаях и вовсе освободить от выплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?
АРМ проводили совместно работодатель и аттестующая организация. Последняя должна была входить в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда, а у лаборатории организации должен был быть соответствующий аттестат и область аккредитации.
В СОУТ тот же принцип — процедуру проводят работодатель и экспертная организация. Последняя должна входить в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и иметь подтверждающий на это документ, а именно уведомление о внесении в данный реестр. До 31.12.2018 года идет переходный период с АРМ на СОУТ, в течение которого совместно с работодателем СОУТ могут также проводить компании, входящие в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда. Им также положено иметь подтверждающее уведомление.
Порядок АРМ
Аттестация рабочих мест по условиям труда осуществляется при содействии сторонней компании. Услуги оплачивает предприятие. Эксперты аккредитованной и сертифицированной фирмы должны иметь право на оказание описанных услуг, квалификацию для проведения исследований, измерений.
Процесс разбивается на этапы.
Кто проводит аттестацию рабочих мест в организации:
- представитель медицинской службы предприятия;
- представитель кадровой службы;
- инженер по ОТ;
- бухгалтер, специализирующийся на начислении заработной платы;
- механик, технолог и энергетик;
- член профсоюза.
Аттестация рабочих мест проводится после определенной подготовки. Решается вопрос, способна ли компания выполнить АРМ своими силами. Руководитель выбирает и приказом назначает председателя комиссии. Чаще всего таковым становится сотрудник, отвечающий за охрану труда.
Заключается договор со сторонней компанией, которая на законных основаниях может заниматься аттестацией.
Производственные процессы связаны со многими факторами, степень воздействия которых регламентирована в санитарных нормах. Опасные и вредные, влияние которых оценивается в процессе аттестации, не должны выходить за рамки, прописанные в нормативах. Рассматривают:
- риск производственного травматизма;
- доступность специальных средств защиты (одежды, СИЗ);
- условия, которые созданы для персонала.
Организация аттестации рабочих мест проводится с применением замеров и исследований, помогающих точно выявить, насколько сильно негативное воздействие сотрудников предприятия.
Учитывается любое негативное влияние, а также степень напряженности труда. Используются измерительные приборы, позволяющие точно определить, насколько воздействие выше, чем должно быть по нормативам.
По итогу обязательно заполняется протокол. Отражается отклонение фактического влияния ПФ от стандартного значения.
Порядок проведения аттестации рабочих мест предполагает ещё один важный этап, который состоит в заполнении аттестационной карты.
- определить места, которые выходят за рамки, которые установлены нормами безопасности;
- составить перечень негативных производственных показателей.
Данная итоговая документация показывает фактическое состояние РМ и позволяет определить льготы и компенсации, установить нормы выдачи средств защиты, а также разработать меры, дающие возможность сократить объем негативного влияния.
Разрабатывается документация, в которую вносятся полученные результаты. Проводится оценка итогов и готовится спецификация. Пакет выходной документации включает:
- реестр рабочих мест, в котором учитываются результаты проверки;
- протоколы соответствия;
- план мероприятий, направленных на устранение обнаруженных в процессе оценки нарушений.
Итоги АРМ должны доводиться до всего персонала компании.
В чем сходство между СОУТ и АРМ?
- СОУТ была создана как замена АРМ, поэтому логично, что у двух этих процедур много общих целей:
- Установить классы и подклассы условий труда
- Установить гарантии и компенсации, которые предусматривает для работников ТК РФ и иные документы
- Организовать и провести медосмотры персонала
- Разработать и выполнить мероприятия по улучшению условий труда
- Проинформировать сотрудников об условиях труда на их рабочих местах
Отличия АРМ и СОУТ в отношении рабочих мест работников офиса
При проведении АРМ обязательным измерениям и оценке подлежали все производственные факторы, которые нормировались действующими санитарными правилами. В отношении офисных работников такими факторами являлись, например:
- аэроионный состав воздуха
- электромагнитные поля, создаваемые ПЭВМ
- микроклимат
- шум
- факторы световой среды
Дополнительно оценивались тяжесть и напряжённость трудового процесса, а также травмоопасность рабочих мест.
В отличие от АРМ, для определения факторов, которые должны быть исследованы при проведении оценки условий труда, в СОУТ предусмотрен этап их идентификации. Выполняя его, эксперт по СОУТ, на основании собственного опыта и по итогам изучения информации о рабочих местах, полученной от работодателя, составляет некий «рабочий» перечень факторов, наличие которых предполагается на рабочем месте.
Далее эксперт проводит сравнение наименований факторов, содержащихся в «рабочем» перечне, с номенклатурой, приведённой в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение &8470; 2 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. &8470; 33н), учитывая при этом соответствующие примечания к позициям Классификатора. Эти примечания известны в экспертной среде как «отсекающие сноски». Они содержат условия, при которых фактор не может быть признан потенциально вредным и (или) опасным. Так, в “отсекающей сноске” к фактору «неионизирующие излучения», говорится, что он не может быть идентифицирован в качестве потенциально вредного и (или) опасного на рабочих местах, на которых работники заняты на ПЭВМ, а также на которых используется иная офисная техника.
При сравнении «рабочего» перечня с Классификатором все «рабочие» факторы, не совпадающие с ним либо попадающие под условия «отсекающих сносок», считаются неидентифицированными. Эти факторы в рамках СОУТ далее не оцениваются. Так, все электромагнитные поля и излучения («неионизирующие излучения»), создаваемые ПЭВМ, специальной оценкой не учитываются, то есть считаются «невредными».
На практике, учитывая ограничения Классификатора, на рабочих местах офиса могут быть определены как вредные и (или) опасные только три фактора: освещённость, тяжесть и напряжённость. При этом, однако, формулировки «отсекающих сносок» таковы, что с равным успехом они могут быть и не идентифицированы.
Таким образом, по итогам процедуры идентификации можно предположить следующие варианты:
- Ни один фактор не определён в качестве потенциально вредного и (или) опасного;
- Указанные выше факторы поодиночке либо в любой совокупности идентифицированы в качестве потенциально вредных и (или) опасных.
На рабочих местах, где факторы не идентифицированы, устанавливаются допустимые условия труда (класс 2). Эти места подлежат декларированию соответствия условий труда нормативным требованиям. Процедурами АРМ декларирование не предусматривалось. При декларировании работодатель составляет и направляет в инспекцию труда декларацию соответствия по установленной форме (Приказ Минтруда России от 07.02.2014 г. &8470; 80н), срок действия которой составляет пять лет (с возможностью автоматической пролонгации).
Декларируются и рабочие места, на которых:
- факторы идентифицированы;
- их уровень измерен;
- условия труда классифицированы по итогам СОУТ как оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2).
Для некоторых рабочих мест используется не Классификатор, а перечень факторов, приведённый в статье 13 Федерального закона &8470; 426-ФЗ. Это рабочие места, подпадающие под ограничения части 6 статьи 10 закона. Однако в «офисных» организациях такие места почти не встречаются.
СОУТ для офисных работников
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — процедура, пришедшая на смену аттестации рабочих мест (АРМ). По сравнению с АРМ, порядок проведения СОУТ (в том числе на рабочих местах офисных работников) претерпел значительные изменения.
Для чего требуется процедура
Персонал, который в процессе работы испытывает негативное воздействие, может получить компенсации, а для назначения пенсии сотрудникам, выполняющим свои обязанности в подобных условиях, требуется меньший трудовой стаж.
Аттестации рабочих мест обязательна для каждого рабочего места. Определяются:
- риск травматизма и степень безопасности;
- уровень напряженности производственных циклов и то, как они сказываются на здоровье человека;
- степень влияния производственной среды на персонал;
- тяжесть производства;
- обеспеченность работников СИЗ и спецодеждой, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей на участках, где есть опасность для здоровья и жизни.
Процедура разделяет производственные факторы по тому, как они влияют на здоровье. Заполняется аттестационная карта, на базе которой впоследствии формируются мероприятия, помогающие сократить уровень травматизма, проявления профессиональных заболеваний.
Чтобы провести АРМ, наберите наш номер. Эксперты «Экостар» придут на помощь!
Оформление результатов.
Завершение инструментальных замеров свидетельствует о начале заключительного этапа проведения работ по аттестации, во время которого подводится итог работы, определяются результаты проведения АРМ на предприятии. На этом этапе составляется план мероприятий, который направлен на рациональное изменение ситуации на рабочих местах с целью улучшения условий и ведется сбор необходимых документов и протоколов, касающихся итоговой части АРМ. О том, какие документы входят в пакет и о назначении каждого, Вы можете ознакомиться в материале: «Документы для аттестации рабочих мест».
Пакет передается для ознакомления работодателю, который в течение 10 дней после принятия положительного решения, издает приказ о завершении АРМ на предприятии и утверждает отчет об аттестации. Сводная ведомость результатов АРМ и сведения об аттестующей организации направляются в уполномоченный орган – государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Инспектор по труду проводит полный анализ представленных документов, выносит решение о достоверности и объективности информации.
Условно выделенный четвертый этап, реализация плана мероприятий, которые разрабатываются аттестационной комиссией, в должном порядке обязаны быть внедрены в производственный процесс. Иными словами эти меры называют рационализацией. Что включает в себя данный процесс, Вы можете узнать в материале: «Аттестация и рационализация».
Диалог между работодателем и работником может достигаться только с помощью установленных правил, за счет урегулированного законодательства. Порядок, который рассматривает работника и труд, как центральную фигуру в системе охраны труда, направлен на защиту интересов, на защиту его безопасности. Ведь каждый из нас имеет право на работу в безопасных условиях труда.
В течение какого времени будут действовать результаты АРМ?
Результаты АРМ будут действительны в течение пяти лет со дня ее окончания, но не позднее 31.12.2018. В этот период не должно возникать обстоятельств, которые законодательно могли бы считаться основанием для проведения внеплановой СОУТ.