Какие семьи считаются неблагополучными

Содержание
  1. Статистика по жестокому обращению с детьми
  2. Преступления, совершаемые родителями
  3. Ответственность родителей
  4. Условия социально опасного положения
  5. Терминология
  6. Заключение
  7. Неблагополучные семьи: причины и характеристики
  8. Примеры неблагополучных семей:
  9. Примеры трудных жизненных ситуаций у детей:
  10. Виды неблагополучных семей
  11. Основные виды неблагополучных семей:
  12. Характеристики проблемной семьи:
  13. Семейные проблемы и как им помочь
  14. Выявление неблагополучных семей
  15. Социальный контракт
  16. Асоциальные семьи
  17. Аморальные семьи
  18. Антисоциальные и дезадаптивные семьи
  19. Проблемы неблагополучных семей
  20. Экономические проблемы
  21. Психологические проблемы
  22. Причины появления неблагополучных семей
  23. Кто занимается неблагополучными семьями
  24. Как работают комиссии по делам несовершеннолетних
  25. Учеты в КДН и ПДН различаются
  26. Выявление неблагополучных семей
  27. Как в школах выявляют неблагополучные семьи
  28. Куда можно сообщить о неблагополучной семье
  29. Как наша соцзащита реагирует на сигналы о неблагополучных семьях

Статистика по жестокому обращению с детьми

ГодКоличество случаев
201825 684
201930 412
202032 557

Преступления, совершаемые родителями

В 2020 году 7673 случаев преступлений были совершены родителями в отношении своих детей.

Ответственность родителей

По закону родители несут ответственность за своих детей. Они обязаны воспитывать их, а также заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать их права и интересы. Семьи, в которых родители не исполняют эти обязанности, считаются неблагополучными.

Условия социально опасного положения

Дети в социально опасном положении — это несовершеннолетние, которые из-за безнадзорности или беспризорности живут в неподходящей или опасной обстановке, где у них высокие риски получить травму или пострадать. Например, если ребенок вынужден находиться на улице без теплой одежды или если он имеет доступ к опасным предметам.

Терминология

Семьи в социально опасном положении — это те, в которых родители пренебрегают нуждами своих детей и не выполняют свои родительские обязанности. Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, могут совершать противоправные действия или находиться в опасных ситуациях.

Заключение

Важно понимать, что семейное неблагополучие не только преступления в отношении детей, но и недостаточное благополучие и забота со стороны родителей. Работа по предотвращению и помощи таким семьям — важная задача социальных служб и государства.

Неблагополучные семьи: причины и характеристики

В семейном кодексе указано, что к жестокому обращению с несовершеннолетними относятся физическое или психическое насилие над ними и покушение на их половую неприкосновенность.

Проще говоря, неблагополучная семья — это семья, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются.

Примеры неблагополучных семей:

  • Дети оставлены без присмотра
  • Дети голодны, не хватает продуктов дома
  • Отсутствие необходимого лечения
  • Носить несоответствующую сезону и возрасту одежду
  • Подвергаться насилию

Еще в законодательстве есть термин дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация — это обстоятельства, которые делают жизнь человека хуже, но с которыми он не может справиться сам.

Примеры трудных жизненных ситуаций у детей:

  • Сиротство
  • Инвалидность
  • Недостатки в развитии
  • Катастрофы и стихийные бедствия
  • Финансовое неблагополучие семьи

Виды неблагополучных семей

Поскольку в законодательстве нет понятия неблагополучной семьи, там нет и типов таких семей. Но в научной литературе выделяют проблемные, кризисные, асоциальные, аморальные и антисоциальные семьи.

Основные виды неблагополучных семей:

  1. Проблемные семьи
  2. Кризисные семьи
  3. Асоциальные семьи
  4. Аморальные семьи
  5. Антисоциальные семьи

При этом любое деление неблагополучных семей на типы обычно связано с психологическим климатом семьи, а не с ее составом или материальным благополучием.

Характеристики проблемной семьи:

  • Отсутствие конфликтов
  • Родители не справляются с обязанностями по воспитанию
  • Плохое питание и одежда для детей
  • Гиперопека или гипоопека
  • Неустойчивая привязанность у детей

Неблагополучные семьи могут иметь разные причины и характеристики, но важно помнить, что в первую очередь важно обеспечить безопасность и уход за несовершеннолетними.

Семейные проблемы и как им помочь

Как правило, на проблемные семьи обращают внимание и пытаются помочь воспитатели в детсадах или школьные учителя. По закону об основах системы профилактики безнадзорности образовательные организации обязаны выявлять детей, которые без уважительной причины систематически пропускают занятия, и помогать им получать образование.

Выявление неблагополучных семей

Кризисная семья переживает внешний или внутренний кризис, который отражается на детях. Например, меняется ее состав, дети взрослеют, член семьи заболел или умер, родитель потерял работу, семья столкнулась с жилищными проблемами.

Кризисным семьям государство может помочь с работой, если они обратятся в службу занятости. Или предложить социальный контракт, чтобы они смогли выйти из бедности.

Социальный контракт

Социальный контракт — это соглашение между малоимущей семьей и органом социальной защиты населения, по которому семья безвозмездно получает деньги для улучшения жизни. Но эти деньги можно расходовать только на определенные нужды в рамках индивидуальной программы социальной адаптации.

Асоциальные семьи

В асоциальной семье ребенок испытывает дискомфорт и стресс, взрослые пренебрегают им, подвергают насилию или жестокому обращению. Частая причина этого — алкоголизм одного или обоих родителей или других членов семьи.

Аморальные семьи

В аморальных семьях утрачены семейные ценности из-за алкоголизма или наркомании родителей или других членов семьи. В таких семьях не обеспечивают детей необходимыми условиями жизни и не занимаются их воспитанием.

Антисоциальные и дезадаптивные семьи

В антисоциальной семье взрослые позволяют себе антиобщественное поведение, например употребляют алкоголь в общественных местах или спаивают детей. Детей в таких семьях часто принуждают к преступным действиям.

Как видно из описания различных типов проблемных семей, помощь таким семьям крайне важна и должна быть организована на уровне государства. Грамотное вмешательство со стороны социальных служб и образовательных учреждений может спасти детей от неблагополучия и помочь им в будущем стать успешными и счастливыми гражданами.

Чтобы защищать интересы детей, государство пристально следит за асоциальными и аморальными семьями — за детьми наблюдают школьные педагоги и психологи, органы соцзащиты, опеки и попечительства, полиция. Создаются комиссии по делам несовершеннолетних. Подробнее о том, кто и как помогает неблагополучным семьям, я расскажу дальше.

Проблемы неблагополучных семей

У неблагополучных семей любого типа, как правило, две основные проблемы — экономическая и психологическая.

Экономические проблемы

Экономические проблемы возникают из-за низких доходов семьи — часто в неблагополучных семьях взрослые не работают совсем или работают, но зарабатывают очень мало. Из-за этого в семье копятся долги за коммунальные услуги, и их могут отключить. Кроме того, семья не может позволить себе продукты, которые нужны детям.

Рацион ребенка должен быть сбалансирован по белкам, жирам и углеводам. В семьях с экономическими проблемами основная детская еда, как правило, — это макароны. Дети часто плохо одеваются, носят одежду не по сезону, размеру или полу, особенно подростки, которые осознают себя и ищут свою роль в социуме.

Психологические проблемы

Психологические проблемы в неблагополучных семьях возникают как у детей, так и у взрослых. Жестокость, агрессия, грубость, чрезмерная конфликтность, равнодушие и непонимание в семье могут привести к психологическим проблемам у детей. Дети могут наблюдать эмоциональную, психологическую или физическую изолированность других членов семьи.

Про сертификаты:  Подтверждение соответствия продукции сертификация и декларирование соответствия

Некоторые дети из неблагополучных семей становятся неответственными, копируя поведение взрослых. Однако, в редких случаях взрослым удается справиться с экономическими и психологическими проблемами.

Причины появления неблагополучных семей

По моему опыту, существует три группы причин, по которым семьи становятся неблагополучными:

  1. Внешняя обстановка в стране, такие как рост цен на товары и услуги, потеря работы, ухудшение жилищных условий и отсутствие государственной поддержки.
  2. Проблемы в образовании и воспитании семьи.
  3. Личностные особенности членов семьи, такие как алкоголизм, наркомания или психические заболевания.

Важно помнить, что поддержка со стороны государства и общества может помочь неблагополучным семьям преодолеть свои проблемы и создать благополучные условия для детей.

В 2020 году общее количество безработных выросло до 4,3 млн человек. Это значит, что внешних причин еще больше семей столкнулись с внутрисемейными кризисами.

Психологических причин, которых благополучная семья может стать неблагополучной, множество: конфликты между родителями, которые отражаются на ребенке, гиперопека, непоследовательность и противоречивость в воспитании, завышенные требования и ожидания от ребенка, желание подчинить ребенка своей воле и

Бывает, что дети, которые выросли в неблагополучной семье, копируют поведение родителей уже в своих новых семьях.

Биологические причины неблагополучия связаны с тем, что в семье появляются физически или психически больные родственники, дети с недостатками развития или с инвалидностью. И не каждая изначально благополучная семья способна выдержать этот кризис.

В своей практике я не сталкивалась с семьями, которые неблагополучными биологических причин, но такие примеры на своем сайте приводит Центр социального развития Нижегородской области.

Кто занимается неблагополучными семьями

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Они бывают региональными, например Московская областная КДН, и местными — районными, городскими, муниципальными. Также в России есть правительственная КДН.

КДН — это главный орган в системе органов профилактики. Именно он координирует работу всех остальных органов и решает, какую помощь нужно оказать семье в каждом конкретном случае.

КДН — коллегиальный орган. Это значит, что работают в нем и принимают решения не один человек, а несколько — группа должностных или уполномоченных лиц. Но у каждой КДН свой состав.

Какие семьи считаются неблагополучными

Вот для примера состав КДН одного из районов Волгограда — 16 человек. А в КДН Волгоградской области 22 человека

Как правило, в КДН участвуют руководители всех органов профилактики, которые я перечисляю в статье. Если речь о местной КДН, то руководители местных органов профилактики, а если о региональной — то региональных.

Кроме того, к работе КДН могут привлекать представителей общественных объединений и религиозных конфессий. А также граждан, у которых есть опыт работы с несовершеннолетними, например школьных педагогов, депутатов соответствующих представительных органов и других заинтересованных лиц.

Как работают комиссии по делам несовершеннолетних

КДН — это коллегиальный орган, который следит за тем, как работает вся система профилактики. Прокуратура, в свою очередь, как надзорный орган следит за тем, как работает КДН. Поэтому я часто бываю на ее заседаниях.

Заседания нашей КДН проходят регулярно — один раз в неделю либо один раз в две недели. На одном заседании, например, могут назначить административный штраф. На другом — просто провести профилактическую беседу. На третьем — решить вопрос о выбытии с учета подростка, которому исполнилось 18 лет. На заседаниях разбираются характеристики со школ, новые события в этих неблагополучных семьях и

В КДН участвуют представители от разных органов системы профилактики. Председатель нашей КДН — один из заместителей главы района. Также там есть начальник отдела образования, начальник отдела опеки местного уровня, представитель подразделения МВД по делам несовершеннолетних, сотрудник МЧС, представитель соцзащиты, из образовательной организации, куда ходят дети из семьи, дело которой рассматривается, и Это коллегиальный орган, и в нашем случае в нем больше 10 человек.

Семей очень много и все уникальны, поэтому каждой назначается своя программа социальной адаптации, которая может продлеваться, редактироваться, отменяться. Прокуратура всегда следит за тем, всех этих мероприятий, и, если нет, выносит акт прокурорского реагирования — как правило, представление.

КДН следит за тем, как реализуется программа социальной адаптации. Каждую семью обязательно регулярно посещают — ежемесячно, а в праздники, поскольку это самое «пьющее» время — вообще каждый день или несколько раз в день. Я слышал от сотрудников КДН их жалобы на то, что в праздничные дни все отдыхают, а они обязаны усиленно наблюдать за неблагополучными семьями.

Как семьи попадают на учет в КДН, зависит от обстоятельств. Например, по моему опыту, туда попадают того, что дети привлекаются к административной или уголовной ответственности. Или того, что их родители привлекаются к ответственности неисполнения своих родительских обязанностей, в том числе неуплаты алиментов.

Обычно это происходит так: родители пьют или жестоко обращаются с детьми, на это обращают внимание соседи и жалуются, например в полицию. Полиция приезжает и фиксирует, что дети живут в неподходящей для них обстановке. составляется протокол по факту неисполнения родительских обязанностей. Этот протокол рассматривает КДН, и вся семья становится на учет.

Дальше учет по срокам и мерам реабилитации у всех разный.

Органы управления социальной защитой населения — это, например, Минтруд России, региональные департаменты и управления по соцразвитию, отделы социальной защиты населения, различные государственные и негосударственные организации социального обслуживания, а также центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи.

Основная задача этих органов — помогать семьям в реабилитации. Психологи и социальные педагоги работают с несовершеннолетними и их родителями, чтобы те смогли справиться с жизненными трудностями и наладить внутрисемейные отношения. Для этого они проводят различные мероприятия: например, наблюдают за семьями, организуют групповые психологические тренинги, для детей подросткового возраста проводят профориентационную диагностику.

Кроме того, органы соцзащиты вправе посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями. Также соцзащита может получать от других госорганов любую информацию, которая касается неблагополучных семей в их попечении.

Органы управления образованием — федеральное министерство образования и науки, Рособрнадзор, департаменты и управления образованием в субъектах РФ, управления образованием при местных администрациях. Также проблемами неблагополучных семей занимаются образовательные организации — детские сады, школы, колледжи и вузы.

Специалисты органов и учреждений образования наблюдают за детьми в школах и детских садах, могут проводить консультации, в том числе психологические, беседы, анкетирования, опросы, тесты. Все это нужно, чтобы вовремя определять детей из неблагополучных семей и помогать им. Подробнее о том, как в школах выявляют неблагополучные семьи и работают с ними, расскажу чуть ниже.

Органы опеки и попечительства могут быть региональными и местными. В основном они работают с детьми, у которых нет родителей либо родители которых отказались от них, лишены или ограничены в родительских правах, недееспособны или ограничены в дееспособности, отбывают наказание за преступление. По закону эти категории детей называются сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.

Кроме того, органы опеки и попечительства могут проводить профилактические мероприятия и, например, приходить к неблагополучным семьям, чтобы проверить, в каких условиях живут дети. Или проводить беседы с детьми и их родителями, консультировать их по различным вопросам и направлять в другие профильные организации, которые могут помочь семье. Также они, как и органы соцзащиты, могут получать от других органов и учреждений любую информацию, которая нужна им, чтобы защитить права и интересы ребенка.

Про сертификаты:  Список аккредитованных удостоверяющих центров :: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Если ребенка изымают из семьи или он по какой-либо причине остается без попечения родителей, органы опеки временно исполняют обязанности опекуна или попечителя для этого ребенка. Продолжается это до тех пор, пока ребенку не найдут новую семью или не устроят его в одну из социальных организаций для таких детей.

Органы по делам молодежи могут быть федеральными, например Федеральное агентство по делам молодежи, и региональными. Кроме того, на местном уровне часто создаются различные центры социального обслуживания или помощи молодежи.

Эти органы, как правило, ведут пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта. А также помогают выявлять несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении, и помогать им в организации отдыха, досуга, занятости.

Кроме того, у них тоже есть право посещать детей из неблагополучных семей и их родителей и получать любую информацию об их жизни.

Органы управления здравоохранением. На федеральном уровне это Минздрав РФ, на региональном — департаменты и отделы здравоохранения. На местном уровне работают с неблагополучными семьями, например, муниципальные больницы и аптеки.

Медицинские работники, например педиатры, участковые врачи, фельдшеры пунктов, медсестры и профильные врачи, помогают выявлять неблагополучные семьи и оказывают им необходимые медуслуги.

Они также посещают семьи, консультируют детей и их родителей, готовят заключения о состоянии здоровья несовершеннолетних. Медработники лечат детей, которые употребляют алкоголь или наркотики, помогают ребятам с отклонениями в поведении или с заболеваниями, передающимися половым путем.

консультируют членов неблагополучных семей с алкогольной или наркотической зависимостью, кодируют их, направляют на лечение в стационары или реабилитационные центры.

Органы службы занятости — это Роструд, комитеты и департаменты по труду в регионах и различные службы и отделы занятости населения. В части работы с неблагополучными семьями они помогают детям и взрослым в профориентации и трудоустройстве.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН), как и КДН, — это важное звено системы профилактики. Они могут быть городскими, районными и муниципальными. А еще есть отдельные ПДН на транспорте.

ПДН — это контролирующий орган, который работает с детьми в социально опасном положении, то есть с теми, кто употребляет алкоголь или наркотики, совершил правонарушение или преступление. Также ПДН работает с родителями таких детей и с другими взрослыми, которые или сами совершают противоправные действия в отношении детей, или вовлекают их в такие действия.

Сотрудники ПДН участвуют в расследовании преступлений, которые совершают дети, занимаются безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними. Также в ПДН следят за тем, в каких условиях живут дети, обеспечивают защиту их прав и интересов, помогают им с реабилитацией и проводят профилактические мероприятия — беседы, лекции. У сотрудников ПДН очень много задач и функций, поэтому, как правило, их привлекают к работе с каждой неблагополучной семьей.

Кроме того, ПДН ведут отдельный профилактический учет несовершеннолетних, который отличается от учета в КДН. В народе его называют «учетом в детской комнате милиции». На него попадают несовершеннолетние:

Также на учет в ПДН ставят родителей или иных законных представителей таких детей. Это происходит, если они не исполняют обязанности по воспитанию, обучению или содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение, например привлекают их к употреблению алкоголя, или жестоко с ними обращаются.

При этом за первое правонарушение или антиобщественное деяние ребенка могут и не поставить на учет. Все зависит от того, насколько хорошо он ведет себя в школе, в каких условиях живет и воспитывается, насколько его семья производит впечатление благополучной.

Учеты в КДН и ПДН различаются

Сами учеты в КДН и ПДН похожи. Например, в КДН есть учет семей, находящихся в социально опасном положении, и профилактический, на который ставят И профилактический учет есть у ПДН.

Но КДН и ПДН работают по разным нормативным актам. Кроме того, у этих учетов разные основания. На учет в ПДН попадают дети, которые совершили правонарушение или преступление, и семьи, в которых эти дети живут. А на учет в КДН — семьи в социально опасном положении, которые не нарушают закон, а просто находятся в трудной жизненной ситуации. Но и детей, нарушивших закон, тоже ставят на профилактический учет в КДН — информацию о них мы как раз получаем из МВД — ПДН или линейной полиции. И это могут быть даже одни и дети, но мероприятия у КДН И ПДН в отношении них будут разными — в рамках их полномочий.

Также для каждой семьи, которая попадает на учет в КДН, обязательно составляют индивидуальный план социальной реабилитации, в котором прописаны мероприятия и рекомендации по выходу семьи из социально опасного положения. такие же планы в ПДН, я не знаю — возможно, да, но называются иначе.

При этом органы профилактики также работают по технологии раннего выявления семейного неблагополучия. Это значит, что если семья нуждается в помощи, но оснований, чтобы поставить ее на учет в КДН недостаточно, ей помогут без постановки на учет. Например, предложат психологическую поддержку или помощь в трудоустройстве.

Выявление неблагополучных семей

Обычно неблагополучные семьи выявляют благодаря воспитателям в детсадах, школьным преподавателям, соседям или родственникам. Также сигнал может поступить от педиатра, который лечит ребенка, главы сельского поселения, правоохранительных органов и так далее.

Например, как я уже писала выше, образовательные организации обязаны следить за тем, как дети учатся и насколько часто пропускают школу без уважительной причины. Кроме того, они наблюдают:

Как в школах выявляют неблагополучные семьи

Я работаю учителем биологии в государственной общеобразовательной школе. Кроме уроков и внеклассной работы со школьниками, я также обязана наблюдать за детьми и отмечать любые подозрения на то, что ребенок растет в неблагополучной семье. Для этого я слежу за тем, как ученики посещают мои занятия, справляются с домашними заданиями, как ведут себя в классе, как общаются со мной и одноклассниками, дополнительные кружки и секции.

Кроме того, я провожу профилактические беседы с учениками, на которых рассказываю, например, о вреде алкоголя, сигарет и наркотиков, о ранних половых связях и их последствиях, о правилах безопасности в интернете и Также с разрешения родителей я провожу анкетирования и тестирования по этим темам.

У нас в школе есть план по воспитательной работе на учебный год, в котором мы планируем классные часы, например, о финансовой грамотности, профориентации, правилам дорожного движения и Также мы проводим беседы, рейды по проверке внешнего вида учеников и другие мероприятия.

Про сертификаты:  Как зарегистрироваться на и пользоваться личным кабинетом

Кроме учителей в нашей школе этим также занимаются классные руководители, психолог и завуч по воспитательной работе.

Если я замечаю, что ученик, например, систематически прогуливает мои уроки, высказывает суицидальные мысли, рассуждает о терроризме или приходит на занятия с синяками, я могу побеседовать с ним. Если беседы недостаточно или я вижу, что у ученика проблемы, я могу привлечь психолога, завуча или директора. Они тоже беседуют с учеником и пытаются выяснить, почему он так себя ведет или с какими трудностями столкнулся.

Если беседы с директором недостаточно, он приглашает в школу родителей. По ходу беседы директор объясняет родителям, что школа может направить информацию об ученике в КДН, и тогда семью поставят на учет.

Перед комиссией ставится вопрос, родители со своими обязанностями. И если по всем признакам они не справляются, то семью ставят на учет как неблагополучную. Причем это возможно, даже если родители хорошо зарабатывают, но при этом совсем не занимаются ребенком. Это значит, что при принятии решения ориентируются не на доход семьи, а на то, насколько хорошо родители заботятся и следят за ребенком.

Если семью ставят на учет, об этом сообщают на работу родителей. Кроме того, это распространяется на всех детей, а не только на того, которого на семью обратили внимание.

Некоторым семьям, чтобы исправить ситуацию, достаточно просто беседы. У меня было несколько ситуаций, когда достаточно было просто «пригрозить» КДН, чтобы ребенок перестал прогуливать. А с ситуациями, когда семью действительно ставили на учет, я не сталкивалась.

Бдительные неравнодушные люди тоже могут обратить внимание на неблагополучную семью. Обычно признаки, которые можно сразу заметить, — это грязная, неопрятная одежда у ребенка или одежда не по сезону, припухшие, заспанные или заплаканные глаза, синяки, ожоги. Соседи могут слышать частые крики или детский плач.

С подозрениями о том, что дети живут в неблагополучной семье, можно обратиться в органы опеки и попечительства, напрямую в КДН или ПДН, в соцзащиту или к уполномоченному по правам ребенка по месту жительства.

Или можно задействовать вообще любой орган системы профилактики — каждый из них обязан отреагировать на сообщение. Даже если у органа или организации, в которую поступило обращение, нет полномочий на то, чтобы прийти и проверить семью, он должен передать информацию тому органу, который сможет организовать проверку.

Если ситуация срочная, например слышен громкий детский плач, просьбы о помощи, над ребенком издеваются у вас на глазах, нужно звонить в полицию. При этом важно четко сказать оператору, что ребенок в опасности. Считается, что это для правоохранительных органов. Полиция обязана приехать на вызов, опросить очевидцев и передать материалы проверки участковому или в ПДН.

Куда можно сообщить о неблагополучной семье

У меня есть собственная история о том, как государство узнает о неблагополучных семьях. Моя младшая сестра, ей 17 лет, учится в другой стране. На зимние каникулы она прилетела домой — тогда никаких проблем на границе у нее не возникло.

Когда сестра улетала обратно, уже в аэропорту она поняла, что забыла в другой стране нотариальное согласие родителей на вылет за рубеж — оно обязательно для несовершеннолетних, которые покидают Россию без родителей. В итоге ее не выпустили из страны.

По факту того, что несовершеннолетний пытался пересечь границу без необходимых документов, сотрудники полиции прямо в аэропорту составили акт в отношении наших родителей. Этот акт они направят в КДН по месту прописки сестры. Дальше КДН рассмотрит эту ситуацию и решит, ставить нашу семью на учет.

Но по моему опыту, конечно, только этого нас на учет не поставят. Мы благополучная семья, это наш первый «проступок», и у нас есть подтверждающие документы, что сестра действительно учится за границей и летела туда для этого.

Как наша соцзащита реагирует на сигналы о неблагополучных семьях

В соцзащиту сигналы чаще всего поступают из больниц и роддомов. Например, если роженица поступает в нетрезвом состоянии или у сотрудников роддома появляются сомнения в том, что мама готова забрать своего ребенка. Педиатры, которые наблюдают за детьми, могут обратиться к нам, если заметят, что дети неухоженные, несвоевременно проходят диспансеризацию или родители не делают им прививки.

А вот образовательные организации, напротив, не всегда вовремя сообщают о проблемах. И даже когда мы запрашиваем у них характеристики на детей, они стараются сглаживать углы.

Когда сигнал о неблагополучной семье поступает в соцзащиту, по нашей внутренней инструкции мы реагируем на него в течение трех рабочих дней.

За это время мы собираем комиссию, в которую кроме соцзащиты входят сотрудники КДН, ПДН, опеки, а также специалисты отделения помощи семье и детям. Эта комиссия выезжает к семье и оценивает, в каких условиях живут дети, как их воспитывают, какая вообще там атмосфера.

Какие семьи считаются неблагополучными

Во время первого визита мы обращаем внимание:

По результатам этой оценки комиссия составляет акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи.

Если ситуация срочная — например, ребенок, который не в состоянии о себе позаботиться, находится с пьяными родителями или с посторонними людьми — комиссия выезжает к семье в день, когда поступил сигнал.

По моему опыту, ложные сигналы бывают редко — как правило, вся информация о неблагополучной семье подтверждается.

После обследования условий жизни семьи мы собираем МСРК — муниципальный консилиум. Такой консилиум существует не во всех регионах, но в нашем есть. В него входят представители отдела образования, социальной защиты, центра занятости, здравоохранения, опеки и попечительства, ПДН и КДН. Кроме того, на заседание консилиума приглашают семью.

МСРК в зависимости от ситуации решает, какие условия должны выполнить родители, чтобы создать благоприятную обстановку в семье. Например, им могут предложить пройти лечение от алкогольной или наркотической зависимости или улучшить жилищные условия.

Кроме того, МРСК определяет, где на время реабилитации будут находиться дети. В несложных случаях — например, если родителям нужно закодироваться, привести в порядок жилье или устроиться на работу — детей оставляют дома, но за семьей наблюдают: каждый месяц к ним приходит специальная комиссия.

Комиссия может быть ведомственной или межведомственной. В первом случае за семьей будет наблюдать одно учреждение, например школа или детский сад, участковый педиатр, отделение помощи семье и детям. Во втором — наблюдение ведут сотрудники КДН, ПДН, опеки и соцзащиты.

В более сложных случаях детей могут отправить в больницу, а затем в приют или сразу в приют. Подробнее об этом расскажу дальше.

После комиссии МРСК семью приглашают на заседание КДН. На нем КДН либо соглашается с мерами, которые предлагает МРСК, либо их корректирует. По результатам заседания КДН утверждает индивидуальную программу социальной адаптации семьи — о ней тоже расскажу дальше.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий