Паства пасты
Пастриарх Русской пастафарианской церкви Кама Паста I назначил встречу корреспонденту в холле торгового центра «Смоленский пассаж». Мужчина весьма презентабельной внешности, на вид около сорока лет, представился Вадимом, но фамилию назвать отказался, мотивировав это тем, что давно и успешно занимается бизнесом и не хочет, чтобы общественная деятельность ему мешала. Несколько раз беседа прерывалась телефонными звонками, Вадим договаривался о деловых встречах с партнерами.
— Как вы пришли к пастафарианству?
— Определяющим фактором стала клерикализация нашей страны, вернее, ее темпы. Три с половиной года назад я стал одним из учредителей фонда «Здравомыслие». Это единственная зарегистрированная Минюстом структура, которая отстаивает идеи секуляризма и светского общества в Российской Федерации. Это мы установили напротив Белого дома билборды с 14-й статьей Конституции, в которой говорится, что Россия — светское государство и никакая религия у нас в стране не может быть государственной или обязательной. Билборды провисели около месяца, и многие тогда протестовали, кидались в них яйцами. После этой акции о нас узнали: пресс-секретарь Кирилла Вигилянский назвал нас «мировоззренческими врагами Церкви». Мы создали в фонде экспертный совет, в который вошли несколько серьезных ученых, в том числе из Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, сотрудничали с Российским атеистическим обществом, с трансгуманистами. Но все это было чересчур серьезно. Я искал более легкий и веселый формат. Пастафарианство преследует те же цели, что и фонд «Здравомыслие», но без теологических споров и не с таким серьезным выражением лица. Я сам сделал сайт и зарегистрировал его, сам составил анкеты для тех, кто хочет вступить в Российскую пастафарианскую церковь Макаронного патриархата. Ну и сам придумал себе имя — пастриарх Кама Паста Первый. Чуть позже мне начали помогать еще несколько человек. Появился викарий Амирджан, епископ Домодедовский, епископ Николай, глава юридической службы церкви и другие.
Что такое пастафарианство
Пастафарианство, или церковь Летающего макаронного монстра (ЛММ), — пародийная религия, основанная в 2005 году. 24-летний канзасец Бобби Хендерсон провозгласил создание новой конфессии в ответ на решение департамента образования штата ввести в школьный курс преподавание концепции разумного творения как альтернативы теории эволюции. Хендерсон объявил, что его собственная концепция о том, что мир был создан тяжело напившимся и состоящим из спагетти и тефтелек Летающим макаронным монстром, не менее правомерна и правдоподобна, как и традиционные христианские учения. Молодой человек потребовал, чтобы на преподавание пастафарианства тратилось столько же времени, сколько и на преподавание разумного замысла. Вскоре было написано Евангелие от ЛММ, в котором по аналогу с десятью ветхозаветными заповедями были сформулированы восемь «Лучше бы ты этого не делал». Например: «Лучше бы ты не судил людей по их внешнему виду, одежде, или по тому, как они говорят. Веди себя хорошо, ладно? Ах, да, и вбей это в свою тупую башку: женщина — это личность. Мужчина — это личность. А зануда — это всегда зануда. Никто из людей не лучше других, за исключением умения модно одеваться — извини уж, но Я одарил в этом смысле только женщин и лишь кое-кого из парней — тех, кто отличает пурпурный от пунцового».
— Вы уверены, что легкий и веселый формат будет работать лучше?
— Не лучше, это всего-навсего еще один способ общения. Я исхожу из того, что активные люди должны общаться на разных площадках. Я уверен, что правильный неоскорбительный троллинг и смех — сильное оружие в борьбе с твердолобостью и мракобесием. Мне хотелось бы, чтобы люди, которым не нравится клерикализация общества, видели, что таких, как они, много. Хочется, чтобы в общественной дискуссии о том, что происходит у нас в стране, был драйв, было что-то веселое.
РПЦ сама по себе дает множество поводов для веселья, больше, чем все борцы с религией, вместе взятые
— У нас и так много веселого.
— Это правда. РПЦ сама по себе дает множество поводов для веселья, больше, чем все борцы с религией, вместе взятые. Можно вспомнить историю с часами патриарха Кирилла, выступления господина Чаплина и массу других историй.
— Можно ли говорить, что пастафарианство — это троллинг РПЦ?
— На самом деле трудно назвать это троллингом. Я бы не хотел, чтобы этот проект превратился в борьбу против кого-то. Я не хочу переходить грань между стебом и оскорблением. Хотя, кстати, новый закон об оскорблении верующих такой, что оскорблением можно посчитать все что угодно. Например, у нас в магазине есть футболка с логотипом «Пастафарианство или смерть», есть похожий лозунг у православных активистов. Сегодня мне написали, что шрифт на нашей футболке напоминает церковнославянский и это может кого-то оскорбить. Я ответил, что это шрифт «Ижица», у него есть создатель и он ни в коем случае не принадлежит никаким церковным славянам.
— А в обычной жизни вы чем занимаетесь?
— Я занимаюсь финансами, работал в инвестиционном банке, был финансовым директором крупного агропромышленного комплекса. Сейчас у меня есть собственный бизнес. Кстати, когда-то я работал с довольно крупным олигархом, который сотрудничал с РПЦ. РПЦ — это достаточно большая бизнес-корпорация.
У людей в головах смешаны языческие культы типа праздника Ивана Купалы, православие и вера в плохие приметы, суеверие. И при этом многие еще и Дарвину доверяют
— А вы сами во что верите?
— Я был атеистом до того, как познал веру в летающего макаронного монстра. Дело в том, что часто вера человека зависит от уверенности в своих внутренних силах, а я уверен в себе. В тяжелые моменты мне не приходит мысль переложить ответственность на какое-то бородатое существо и попросить его решить за меня мои проблемы. Многие люди не могут самостоятельно выйти из сложных жизненных ситуаций и хватаются за палочку-выручалочку в виде религии.
Вообще в России достаточно много публичных атеистов, тот же Познер, Доренко, Прохоров. Но поскольку у нас сейчас в связи с клерикализацией наступили темные времена, не все готовы признаваться в атеизме вслух. Для многих людей из власти и бизнеса это чревато проблемами.
— Как вы считаете, почему церковь и власть в России так тесно сплетены?
— У нашей власти и президента было два варианта того, как выстраивать общественный строй и где искать те самые духовные скрепы. Либо искать их в чем-то патриархальном и имперском, либо в советском прошлом. Мне кажется, до последнего момента имперская тема превалировала. Тысячелетняя православная церковь как раз связывает имперскую историю России с нашим настоящим. Поэтому РПЦ было поручено стать своеобразным духовным лидером. Обратная сторона православия — народность и национализм. Излишняя спекуляция этой темой заставила националистов активнее поднимать знамена. Похоже, что именно поэтому власть в последнее время все больше обращается к советской модели. Судя по всему, православие не справилось с функцией поводыря, которую ей отводили.
— Как думаете, почему не справилось?
— Мне кажется, что граждане нашей страны на самом деле не религиозные люди. Они называют себя православными, потому что через это слово связывают себя со страной, с ее историей. У людей в головах смешаны языческие культы типа праздника Ивана Купалы, православие и вера в плохие приметы, суеверие. И при этом многие еще и Дарвину доверяют. Не понимаю, что РПЦ должна была сделать с этими людьми, чтобы они за ней пошли. Если верить опросам, воцерковлены у нас всего шесть или семь процентов населения. Вот это — реальная паства РПЦ. На них церковь может воздействовать, а на остальных — уже вряд ли.
— Вы рассчитываете, что в этой каше найдется место и для макаронного монстра?
— Конечно, а те, кто любит макароны, уже практически в нашей веселой компании. А если они еще любят и пиво, то в раю у нас есть для них пивной вулкан.
— Сколько в вашей церкви прихожан?
— Сейчас анкеты на сайте заполнили 4000 человек. В последние несколько дней анкеты стали поступать чаще. Заполнив ее, новообращенный пастафарианец получает электронный сертификат о том, что он является членом РПЦ.
— Что за люди идут в вашу церковь?
— Наша религия нацелена на людей, умеющих критически мыслить, на скептиков, где-то даже циничных. На людей, умеющих смеяться над собой. Я думаю, что это люди, которые живут в мегаполисах, люди с высшим образованием. Кстати, сейчас у нас в церкви самая большая фракция — айтишники.
Нам хочется проверить, как на это отреагирует Минюст. Идея пастафарианства — показать, что верить можно во что угодно, и почему бы не верить в летающего макаронного монстра?
— А зачем вам понадобилось регистрироваться как религиозной группе?
— Нам хочется проверить, как на это отреагирует Минюст. Идея пастафарианства — показать, что верить можно во что угодно, и почему бы не верить в летающего макаронного монстра? Мы хотим протестировать пастафарианство на наших органах власти.
— Но религиозную организацию на базе группы можно создать только через 15 лет.
— Да, хоть закон и достаточно либерален, но защищает традиционные религиозные организации. Правда, есть нюанс. Несколько лет назад некий Кимли пытался в Сибири зарегистрировать церковь сайентологов. Его заявку отклонили на основании этой нормы о 15 годах. Тогда он оспорил решение Минюста в Европейском суде по правам человека и в 2009 году выиграл дело.
Теперь если Минюст применит эту норму к нам, то получится, что он нарушает решение ЕСПЧ. И тогда мы тоже, конечно, дойдем до Европейского суда. Хотя, честно говоря, я не уверен, что мы легко пройдем регистрацию. И дело даже не в 15-летнем ограничении, а в религиоведческой экспертизе, думаю, ее нам пройти не удастся.
— Чем вы будете заниматься дальше?
— Основной принцип пастафарианства — сведение всего к абсурду. Мы сейчас обсуждаем несколько акций, люди постоянно что-то предлагают. Например, была идея поставить на улице полевые кухни, как это сейчас модно, и кормить всех лапшой. Я попросил всех предлагать идеи, и мы, конечно, что-то будем делать.
— Я имел в виду несколько другое. Тот же Нико Альм, который добился того, чтобы ему разрешили сфотографироваться на водительские права в дуршлаге, через сведение положений закона к абсурду обратил внимание на серьезную проблему.
— Очевидно, мы будем стараться делать подобные вещи. Просто до последнего момента нас было очень мало. Я готов поддержать людей информационно и помочь распространить опыт, но они сами должны предлагать идеи. Сейчас, как мне кажется, креатива будет больше.
— Как будет финансироваться ваша церковь?
— Проект Российской пастафарианской церкви категорически некоммерческий. Я, например, открыл магазин пастафарианских футболок на PrintDirect и поставил там нулевое роялти. Все цены там равны себестоимости, которая заложена компанией. У нас на сайте, чтобы получить бумажный сертификат о рукоположении в пастафариане, нужно заплатить 200 руб., а чтобы стать епископом — 500. Я сделал это, чтобы покрыть хотя бы свои расходы на телефон, ну и печать сертификата тоже чего-то стоит. В любом случае сейчас я в минусе, но небольшие расходы на церковь я готов брать на себя. Мне бы не хотелось, чтобы наш проект превратился в какую-то серьезную контору с бухгалтерией и офисом.
Получил сертификат рпцмп
– Сынок, звонил “имя” (мой дядька), жаловался на тебя.
Взрослых не уважает, говорит. Сказал передать тебе чтоб ты за языком следил..
За что ты на него матом наорал?
Надо будет съездить и извиниться…
– Мам, если я поеду, то я его там ещё раз нахуй пошлю.
И это в самом лучшем для него случае.
– Что там у вас случилось?
А ничего и не случилось.
Вот подзаебала эта охуевшая рожа, да и всё.
Началось это ещё в тот момент, когда он только родился.
Младшенький, маленький, вот его все в попу и целовали..
Вот и вырос охуевший тип, считающий что ему все всё должны.
Месяца два назад приехал в гости.
Здоров-привет, по делам или так?
– Да так, дай думаю заскочу, хоть мяса пожру.
Меня это тогда зацепило.
– Так мой отец мясом не торгует, скотину не держит, откуда у него мясо?
– Ну ты же в деревне живёшь..
– И что?
– Так к вам как не приедешь, у вас всегда мясо на столе большими кусками.
– Ну так мы его покупаем.
И ты можешь купить, сварить, и на стол поставить.
– У меня пенсия маленькая, мне на мясо не хватает.
– У отца тоже пенсия не фонтан..
– Ну ты же ему помогаешь. А у тебя и пенсия, и работа..
– А кто тебе мешает подрабатывать?
Ну или продать квартиру и купить себе домик в деревне и держать скотину.
Ты же пенсионер, нахуй тебе сдался этот город? Переезжай в деревню, будешь каждый день мясо кусками жрать..
Короче нихуя мы с ним не договорились в тот день.
Этот год выдался урожайным, помидоры, баклажаны, перец… Реально девать некуда. Яблоки спеют, осыпаются, мать созвонилась с родственниками с вопросом “кому чего нужно? 4iLiSH бесплатно привезёт.”
Мне вручают несколько ящиков, съезди, отвези.
Приезжаю к этому дяде, к слову сказать, он лет на семь меня старше всего.
– Вот, держите, мать просила передать.
В машине ещё виноград остался и яблоки.
– Да хуле те яблоки.. Нахуй они нужны, лучше бы мяса передали!
Вот тут, на этих словах, у меня и рвануло.
Мать на жаре кверху жопой торчала.
Я трачу своё время и свой бензин.
Я тащу это на третий этаж, а ему значит нахуй не надо, ему мясо подавай, блеать!!!
Ну я и высказал всё что думаю о нём, не стесняясь и не выбирая выражений.
А яблоки помыл, да и сок из них выдавил.
Часа полтора на это дело потратил.
Рпц – территория и регистрация
Территория и регистрация
РПЦ рассматривает себя в качестве основной канонически легитимной пастафарианской церкви на территории бывшего Советского Союза.
С момента создания первым Пастриархом в 2021 году, Церковь привлекала новых членов, которые заполняли заявления на сайте и получали сертификаты о рукоположении в миряне или архиереи.
Летом 2021 года на созванном Пастриархом Первом архиерейском соборе, на котором принимали участие Епископ Филевский Николай и Викарий Пастриарха, Епископ Домодедовский Амирджан, было принято решение о начале пути по государственной регистрации РПЦ как религиозной организации.
В качестве первого шага, в соответствии с Законом “О свободе совести…” была организована первая религиозная группа в Москве, которая уведомила орган местного самоуправления района Хорошево-Мневники о своем создании. РПЦ координирует процесс учреждения аналогичных групп по всей стране.
После создания достаточного количества религиозных групп, РПЦ подготовит необходимые документы для регистрации полноценной централизованной религиозной организации, чтобы паства Церкви наконец-то получила равные права с верующими в других богов.
В сентябре 2021 года Пастриархом была издана Энциклика о создании высшего соборного органа РПЦ Священного Дуршлага, а спустя два месяца был сформирован его первый состав
15 ноября 2021 года Пастриарх РПЦ Кама Паста I издал Энциклику “О назначении нового Пастриарха” и введении ротации высшего поста в Церкви. Новым Пастриархом РПЦ стал Хусама Паста II (Амирджан Хусаинов, Епископ Домодедовский). Пастриарх Кама Паста I перешел в статус Пастриарха на покое.
21 ноября 2021 года Пастриарх РПЦ Хусама Паста II издал Энциклику “О назначении третьего Пастриарха”. Новым Пастриархом РПЦ стал Пюра Паста III (Юрий Пеков, член Священного Дуршлага). Пастриарх Хусама Паста II перешел в статус Пастриарха на покое.
В июле 2021 года Пастриарх РПЦ Пюра Паста III издал Энциклику “О назначении четвёртого Пастриарха”, новым главой Церкви стал Сама Паста IV (Михаил Самин, член и секретарь Священного Дуршлага). Пастриарх Пюра Паста III перешёл в статус Пастриарха на покое.
В июне 2021 года Пастриарх РПЦ Сама Паста IV издал Энциклику “О назначении местоблюстителя”, новым главой Церкви стал местоблюститель Дон Каналья (кардинал Самарской Епархии Павел, член Священного Дуршлага). Пастриарх Сама Паста IV перешёл в статус Пастриарха на покое.
12 июля 2021 года, в годовщину исторического разгона Пастного хода, местоблюститель Дон Каналья издал Энциклику “Об избрании пятого пастриарха”. Новым главой Церкви стал Шима Паста V (в миру Александр Шиманов).