- Информация об изменениях
- Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
- Роль субъектов Российской Федерации в бюджетном процессе
- Источники доходов бюджетов городов
- Межбюджетные трансферты
- Государственные заимствования
- Бюджетная классификация
- Другие полномочия
- Полномочия городов федерального значения
- Статус Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя
- Налоговые и сборные источники
- Установление нормативов отчислений доходов
- Определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов
- Определение объема, порядка предоставления и распределения дотаций
- Определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств
- Определение порядка ведения реестра расходных обязательств
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
- Принципы бюджетной системы
- Механизм межбюджетных отношений
- Контроль
- Межбюджетные трансферты
Информация об изменениях
Статья 8 изменена с 14 апреля 2023 г. – Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 г. (на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.)
См. предыдущую редакцию
Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
Составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
Установление порядка представления в исполнительные органы субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
Установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
Установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
Установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов, в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений;
Роль субъектов Российской Федерации в бюджетном процессе
Субъекты Российской Федерации имеют определенные полномочия и задачи в бюджетном процессе, которые были установлены Федеральным законом. Ниже перечислено несколько основных аспектов их роли:
Источники доходов бюджетов городов
Субъекты Российской Федерации устанавливают источники доходов бюджетов внутригородских районов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Межбюджетные трансферты
Они также определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов из собственного бюджета в другие бюджеты.
Государственные заимствования
Субъекты могут осуществлять государственные заимствования, предоставлять государственные гарантии, управлять государственным долгом и активами.
Бюджетная классификация
Они также определяют порядок применения бюджетной классификации в рамках своего бюджета.
Другие полномочия
Субъекты могут временно осуществлять отдельные бюджетные полномочия органов местного самоуправления и устанавливать нормативы отчислений доходов в местные бюджеты.
Полномочия городов федерального значения
Города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют дополнительные полномочия, такие как определение источников доходов внутригородских муниципальных образований, установление нормативов отчислений и другие.
Статус Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя
Источники доходов, не отнесенные к городским бюджетам внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты соответствующих городов федерального значения.
Налоговые и сборные источники
Региональные налоги и сборы, предусмотренные законами, также подлежат зачислению в бюджеты указанных городов.
Таким образом, субъекты Российской Федерации и города федерального значения имеют значительное влияние на бюджетный процесс и финансовое благополучие соответствующих территорий.
Установление нормативов отчислений доходов
в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя от неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
Определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов
бюджетам внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
Определение объема, порядка предоставления и распределения дотаций
на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
Определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств
внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
Определение порядка ведения реестра расходных обязательств
внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Положения, установленные данным Кодексом относительно субъектов Российской Федерации (органов государственной власти субъектов Российской Федерации), субъектов Российской Федерации – городов федерального значения (в части доходов их бюджетов), бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, распространяются на федеральные территории (органы публичной власти федеральных территорий), за исключением положений, устанавливающих полномочия субъектов Российской Федерации (органов государственной власти субъектов Российской Федерации), субъектов Российской Федерации – городов федерального значения в отношении муниципальных образований (местных бюджетов), находящихся на их территории. В случае, если положения данного Кодекса содержат указание на закон субъекта Российской Федерации, применяется нормативный правовой акт представительного органа федеральной территории.
Однако бюджетная система Российской Федерации представляет собой не просто совокупность элементов, а системное образование, в котором бюджеты сгруппированы по уровням публичной власти и объединены отношениями по взаимной передаче бюджетных средств.
Структура бюджетной системы задана федеративным устройством России и включает в себя 3 уровня:
Бюджетный кодекс Российской Федерации
Бюджетный кодекс РФ закрепляет специальный принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – публичных субъектов, бюджеты которых относятся к одному уровню (ст. 31.1 БК РФ). Данный принцип предполагает равенство в вопросах использования единых принципов и требований к установлению и исполнению расходных обязательств, в формировании налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в определении объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
Принципы бюджетной системы
Бюджетная система действует на основе нескольких важнейших принципов:
- Равенства бюджетных прав
- Иерархичности
- Централизации
- Унитарности
Действие указанных, а также других, закреплённых в БК РФ, принципов (глава 5), порождает такие свойства бюджетной системы РФ, как иерархичность, централизация и унитарность (Шевелева. 2004). На практике это приводит к концентрации значительного объёма бюджетных средств в федеральном бюджете и последующему их перераспределению бюджетам субъектов РФ, которые, в свою очередь, перераспределяют федеральные бюджетные средства и средства собственного бюджета между бюджетами муниципальных образований по установленным правилам и нормативам.
Механизм межбюджетных отношений
Такой механизм позволяет обеспечивать сбалансированность всех бюджетов, т. е. соответствие объёма доходов объёму расходов на реализацию публичных полномочий. Достижение сбалансированности бюджетов не является самоцелью, оно направлено на финансовое обеспечение конституционных прав граждан.
В конечном итоге система межбюджетных отношений обеспечивает взаимодействие между федеральным бюджетом и региональными бюджетами; бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами; между различными местными бюджетами (например, бюджетом муниципального района и бюджетами городских и сельских поселений). При этом средства федерального бюджета могут быть переданы целевым образом (субсидии) в бюджеты субъектов РФ для дальнейшего их распределения местным бюджетам с сохранением целевого предназначения.
Контроль
Эффективный и целевой характер их использования составляет предмет контроля со стороны органов финансового контроля всех публично-правовых образований. Контрольные полномочия пронизывают весь механизм межбюджетных трансфертов; в контрольной деятельности задействованы как органы исполнительной власти (финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, Федеральное казначейство), так и контрольные органы представительной власти (Счётная палата РФ, контрольно-счётные органы регионов и муниципалитетов).
Межбюджетные трансферты
Инструментами вторичного перераспределения бюджетных средств выступают межбюджетные трансферты, в число которых входят субвенции, субсидии, дотации и иные межбюджетные трансферты. Последние образуют отдельный вид межбюджетных трансфертов, получивших специальное регулирование в 2019 г. Они могут предоставляться, например, из резервного фонда Президента Российской Федерации (ст. 132.1 БК РФ). Каждый вид межбюджетных трансфертов имеет свою сферу применения:
Для бюджетной системы РФ характерно то, что в ней существуют не только прямые межбюджетные трансферты, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему, но и обратные межбюджетные трансферты, именуемые субсидиями или субвенциями. Каждый случай обратных субсидий имеет отдельное основание в Бюджетном кодексе РФ (например, ст. 138.1). Субсидии могут использоваться либо для бюджетного выравнивания (ст. 142.2 БК РФ), либо для финансового обеспечения передаваемых «наверх» полномочий. В этом случае для юридического оформления используется институт заключения соглашений между органами исполнительной власти.
Сложившаяся на основании Бюджетного кодекса РФ бюджетная система объективно соответствует актуальной системе управленческих отношений в экономической и социальной сферах Российской Федерации, обеспечивает устойчивость финансовой системы государства к воздействию негативных внешних факторов и создаёт определённую стабильность во внутреннем обороте.
Опубликовано 19 июня 2023 г. в 12:24 (GMT+3). Последнее обновление 19 июня 2023 г. в 12:24 (GMT+3).
Статья 14 изменена с 14 апреля 2023 г. – Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ
. Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.