- Библиографическое описание
- В чем заключаются различия СОУТ и аттестации рабочих мест
- Общие черты и отличия СОУТ и аттестации
- Помощь в организации СОУТ на предприятии в Москве
- Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)
- Какие нормативные правовые акты регулируют проведение спецоценки?
- Кто должен провести СОУТ
- Кто может не проводить СОУТ
- Что будет, если не провести СОУТ?
- Кто может проводить СОУТ?
- Как проходит процесс СОУТ
- Особенности проведения процедуры
- Как часто нужно проводить СОУТ?
- В какие сроки проводится спецоценка
- Права и обязанности работодателя и работника при СОУТ
- Документы для спецоценки
- Как применить результаты СОУТ
- Что делать по итогам СОУТ
- Внеплановая СОУТ. В каких случаях она требуется
- Как связаны взносы на страхование и спецоценка
- Сколько стоит СОУТ и кто ее оплачивает
- Где провести СОУТ
- СОУТ для офисных работников
- Обязательна ли СОУТ на офисных рабочих местах?
- Отличия АРМ и СОУТ в отношении рабочих мест работников офиса
- Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?
- В чем сходство между СОУТ и АРМ?
- В чем принципиальные различия?
- Что еще нового?
- В течение какого времени будут действовать результаты АРМ?
- Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?
- Вам нужно провести СОУТ, если
- Какие рабочие места нужно оценивать в рамках СОУТ?
Библиографическое описание
Абдрахманова, Г. А. Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест / Г. А. Абдрахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 146-147. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35450/ (дата обращения: 02.05.2023).
Тема специальной оценки условий труда (далее СОУТ) весьма актуальна, ведь в последнее время уделяется огромное внимание увеличению объема продаж и стоимости покупок в различных организациях, но работодателями перестает учитываться состояние здоровья работников. С целью определения степени воздействия на сотрудников вредных факторов и установления компенсаций раньше проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда (далее АРМ).
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» вступил в силу с 1 января 2014 г., который предусматривает упразднение процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок аттестации многократно менялся, но так и остается далеким от совершенства.
Целью СОУТ (а раньше и аттестации) является улучшение условий труда, снижение влияния вредных факторов во избежание получения травм и возникновения профессиональных заболеваний, что в свою очередь приводило бы к уменьшению дополнительного тарифа за работу во вредных условиях труда.
По результатам аттестации формировались определенные списки лиц: кому следует проходить медицинские осмотры, кто должен получать молоко или спецодежду, а каким работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, полагаются какие-либо компенсации.
Механизм реализации аттестации не предусматривал никакой экономической заинтересованности в ней работодателя. Всего с 1 сентября 2008 г. по 1 января 2013 г. аттестация была проведена лишь в 110 тыс. организаций (2 % от действующих хозяйствующих субъектов) и с 1 января 2014 г. была упразднена.
Специальная оценка условий труда регулируется нормами Федерального закона, и создана для устранения недостатков аттестации. Производится независимой специализированной организацией, приглашенной работодателем. Проходит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них опасных и вредных производственных факторов, определением эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты, оценки уровня воздействия на работника факторов и определения степени отклонения от установленных нормативов. По состоянию на март 2015 года СОУТ подверглись более 1 млн. рабочих мест (производство — 30 %, сфера услуг — 43,8 %, прочие виды деятельности — 26,2 %). Мониторинг, проведенный Департаментом условий и охраны труда Минтруда России и ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России, охватил 74 субъекта РФ в основных Федеральных округах.
В течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 ст. 17 закона о СОУТ случаев работодатель обязан провести внеплановую СОУТ:
1) организация новых рабочих мест;
2) получения предписания госинспектора труда в случаи выявленных в ходе проверки нарушений закона о СОУТ;
3) изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, оказывающее влияние на воздействие вредных факторов на работников;
4) изменения состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на воздействие вредных факторов на работников;
5) изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, оказывающих влияние на воздействие вредных факторов на работников;
6) произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве;
За невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям по СОУТ, должностные лица несут следующие виды ответственности в порядке, установленном законодательством (ст.419 ТК РФ):
- дисциплинарную (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям);
- административную (дисквалификация, административный штраф)
Можно выделить положительные и отрицательные стороны СОУТ. В качестве положительных будут выступать:
– четкая и понятная процедура проведения СОУТ со всеми правами и обязанностями сторон;
– государственным органам отводится только контролирующая функция;
– установлены классы условий труда (4 класса);
– установлены некоторые льготы для работников в зависимости от класса условий труда;
– определены параметры, предъявляемые к организациям, которые проводят СОУТ;
– открытый доступ результатов проведения СОУТ;
К отрицательным моментам относится:
– большие расходы работодателей на оборудование рабочих мест;
– дороговизна данной процедуры, осуществление за счет средств заявителя;
– в ФЗ не совсем ясно объяснен порядок осуществления государственного контроля за проведением СОУТ;
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016)//Российская газета, N 256, 31.12.2001.
- Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 N 290 (ред. от 25.04.2015) «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»//Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2056.
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (ред. от 12.12.2012) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»//документ утратил силу
- Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 07.09.2015) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31689) // Российская газета, № 71, 28.03.2014.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» //Российская газета, № 295, 30.12.2013.
Основные термины (генерируются автоматически): работник, условие труда, вредное условие труда, класс условий труда, коллективная защита, место, рабочий, Россия, специальная оценка условий труда.
В чем заключаются различия СОУТ и аттестации рабочих мест
Обязанность каждого руководителя в Москве – обеспечить сотрудникам безопасность на производстве. Для контроля выполнения этих требований проводят оценку условий труда – составляющих рабочего процесса, способных вызвать развитие профессионального заболевания, снизить работоспособность, негативно сказаться на здоровье трудящегося.
Общие черты и отличия СОУТ и аттестации
Специальная оценка условий труда (СОУТ) вытеснила аттестацию рабочих мест. Эти процедуры преследуют общие цели – оценить особенности условий труда, разработать рекомендации по их улучшению. Основное отличие СОУТ от аттестации заключается в том, что новая система не только описывает фактические условия, но и уделяет внимание состоянию охраны труда, предлагает мероприятия, направленные на улучшение ситуации. При проведении аттестации руководители не были заинтересованы в изменениях.
Основные отличия СОУТ от аттестации:
- в проведении проверки участвует эксперт по спецоценке – сотрудник специальной лаборатории, прошедшей аттестацию в Министерстве труда;
- изменён состав комиссии;
- во время аттестации рабочие места людей, работающих за компьютером менее половины рабочего дня, не подлежали аттестации, СОУТ касается всех рабочих мест, исключая надомников, дистанционных сотрудников;
- идентификация рабочих мест, для которых не предусмотрены инструментальные замеры вредных факторов;
- отмена обязательной сертификации;
- экспертиза качества СОУТ – платная процедура, её оплачивает заявитель.
Изменены сроки проведения внеплановых проверок. При появлении нового рабочего места или оборудования, изменении технологии или защитных средств, выявлении несчастного случая внеплановая проверка проводится в течение ближайших шести месяцев, ранее срок равнялся одному году.
- проведение процедуры – обязанность работодателя и организации по СОУТ, их услуги являются договорными;
- периодичность проведения – один раз в 5 лет, исключение из правила – рабочие места с положительной оценкой.
В этом случае осуществляется автоматическое продление документа, если за этот период не наблюдались несчастные случаи или профзаболевания. По результатам проверки эксперты лаборатории дают заключение, в котором содержится разделение рабочих мест на подклассы по уровню вредности. По результатам оценки работникам должны быть предоставлены дополнительные льготы. Работодатель обязан предоставить сотрудникам информацию о результатах проверки, передать ее в государственные органы.
Помощь в организации СОУТ на предприятии в Москве
За нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрена административная ответственность. Штрафы в Москве и по всей Московской области составляют:
- должностные лица и ИП – 5– 10 тыс. руб., при повторном выявлении нарушений – 30–40 тыс. руб.;
- юридические лица – 60–80 тыс. руб., при повторных случаях – 100–200 тыс. руб.
В некоторых ситуациях возможна приостановка деятельности предприятия, исправительные работы, лишение свободы. Эксперты организации НОПСС помогут избежать проблем. Окажем консультации, дадим рекомендации, поможем с аттестацией сотрудников. Оставьте заявку на проведение СОУТ на сайте nopss.ru, консультант свяжется с вами. Персональный эксперт проведёт дистанционное обучение, снабдит необходимой документацией, курьер доставит в офис готовые документы. Срок проведения оценки – менее 2 недель.
Согласно трудовому кодексу, безопасность на рабочих местах обязан обеспечить работодатель. Помочь ему в этом, помимо прочего, призвана специальная оценка условий труда, или СОУТ. Это обязательная процедура для любой организации, в которой есть наемные работники, будь то ИП с одним подчиненным или промышленное предприятие на несколько тысяч сотрудников. В этом материале разберемся, как правильно проводить процедуру, сколько это стоит и что будет за ее отсутствие.
Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)
СОУТ или специальная оценка условий труда – это единственная нормативно закрепленная процедура, которая позволяет оценить условия труда на рабочих местах в любых организациях. Спецоценка представляет собой комплекс последовательных мероприятий, во-первых, по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и трудового процесса и, во-вторых, по оценке их воздействия на работников.
Идентифицированные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их результаты сравнивают с установленными нормативами по «Методике проведения специальной оценки условий труда», утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н. Проще говоря, для каждого фактора есть нормативы – например, уровень шума – и если на конкретном рабочем месте присутствует фактор шума, то его измеряют и полученный уровень сравнивают с нормативом.
Оценка условий труда на рабочих местах позволяет установить класс (подкласс) условий труда, что влияет на ряд важных решений. В их числе:
- необходимость установления гарантий и компенсаций для сотрудников;
- направление их на медицинские осмотры;
- размер страховых взносов компании;
- выбор средств индивидуальной защиты (СИЗ);
- перечень дополнительных мероприятий по охране труда.
С точки зрения безопасности СОУТ позволяет значительно снизить риск травматизма, возникновения профессиональных заболеваний и того, что произойдет несчастный случай.
Какие нормативные правовые акты регулируют проведение спецоценки?
Основной документ – Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда». Именно он с 1 января 2014 года обязывает всех работодателей проводить СОУТ. Также процедура прямо или косвенно регулируется следующими основными документами:
- Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
- Приказ Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 г. № 33н.
- Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н (ред. от 01.02.2022) «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
Кто должен провести СОУТ
Как уже было сказано выше, процедура СОУТ обязательна для всех работодателей в РФ, т.е. для всех организаций, в которых есть наемные работники. Это касается и ИП с одним нанятым специалистом, и промышленных предприятий с тысячами сотрудников по всей стране.
Исключения составляют несколько категорий рабочих мест, которые не подлежат специальной оценке условий труда – о них подробнее ниже.
Кто может не проводить СОУТ
Вот те виды рабочих мест, для которых не нужно проводить спецоценку:
- сотрудники, работающие из дома (надомники);
- дистанционные работники;
- те, кто работает на физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Что будет, если не провести СОУТ?
За непроведение СОУТ статья 5.27.1 КоАП РФ предусматривает штрафы:
- 60 000 – 80 000 рублей для юридических лиц;
- 5000 – 10 000 рублей для должностных лиц.
Кто может проводить СОУТ?
Специальную оценку условий труда проводят совместно работодатель и экспертная организация. Последняя должна состоять в Реестре организаций, проводящих СОУТ, и иметь уведомление об этом. Именно наличие уведомления подтверждает соответствие организации требованиям статьи 19 426-ФЗ, а именно:
- в ее уставных документах есть упоминание о том, что она проводит СОУТ, и это один из основных видов ее деятельности;
- в ее штате есть врач-гигиенист и не менее 5 экспертов по СОУТ, хотя бы у одного из которых есть высшее образование по специальности «общая гигиена», «гигиена труда» или «санитарно-гигиенические лабораторные исследования»;
- в ее составе есть испытательная лаборатория, которая аккредитована в национальной системе аккредитации (Росаккредитация) и проводит определенные виды исследований, испытаний и измерений в соответствии со статьей 13 426-ФЗ.
Все организации, которые соответствуют этим требованиям, Минтруд включает в Реестр организаций, проводящих СОУТ – он выложен в свободном доступе на сайте министерства.
Как проходит процесс СОУТ
Когда работодатель принял решение проводить СОУТ в своей компании, он издает приказ о создании комиссии по СОУТ и утверждает график ее деятельности. Приказ должен устанавливать состав и порядок комиссии. нее должно входить нечетное количество человек, одним из которых должен быть работодатель. Также в состав комиссии должны входить представители охраны труда, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, если он есть в компании.
Комиссия формирует список рабочих мест, подлежащих СОУТ, и устанавливает график проведения процедуры с подробным указанием всех сроков. Самое главное при составлении перечня рабочих мест – сохранить номер, который был присвоен при ранее проведенной СОУТ.
Далее работодатель выбирает исполнительную экспертную организацию для проведения СОУТ и заключает с ней договор. Напомним, это должна быть специализированная компания, внесенная в Реестр организаций, имеющих право проводить спецоценку.
После этого выбранная организация получает идентификационный номер заключенного договора, который автоматически генерируется в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (кратко – ФГИС СОУТ, или информационная система учета). Этот номер организация, проводящая спецоценку, обязана в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора и строго до начала работ предоставить заказчику.
После этого эксперты по СОУТ идентифицируют, т.е. выявляют вредные и/или опасные производственные факторы. Для этого они рассматривают предоставленную работодателем исходную информацию и при необходимости выезжают на объект.
Далее возможны два варианта.
Первый: на рабочих местах не было выявлено ни одного потенциально вредного и/или опасного производственного фактора. Тогда в отчете по результатам идентификации эксперт делает соответствующее заключение, и на данных рабочих местах устанавливается допустимый класс условий труда без проведения измерений. В этом случае работодатель может приступить к подготовке декларации соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда. Далее она должна быть принята территориальным отделением Роструда (Государственной инспекцией по труду), как основным органом власти, контролирующим вопросы трудовой безопасности в организациях.
Второй вариант: потенциально вредные и/или опасные производственные факторы на рабочих местах были идентифицированы. Тогда следующим шагом СОУТ будет проведение исследований и измерений этих факторов.
После получения результатов исследований и измерений для каждого фактора устанавливается класс условий труда (КУТ). На рабочем месте устанавливают итоговый КУТ с учетом всех факторов.
В некоторых случаях установленный класс/подкласс можно снизить – например, за счет использования более эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые снизят негативное воздействие тех самых опасных/вредных факторов. О таких возможностях работодателю обычно говорят сами эксперты, проводящие СОУТ.
Кстати, если у работодателя много аналогичных рабочих мест – например, офисных сотрудников в большом оупенспейсе – то СОУТ можно провести всего для 20% таких РМ. Результаты будут считаться справедливыми для 100% рабочих мест, если при оценке не будет выявлено ни одного отличия в исследованных 20%.
По результатам всех работ экспертная организация составляет отчет о проведении СОУТ, который передает заказчику. Комиссия по СОУТ изучает отчет, и, если документ ее устраивает, все члены комиссии подписывают его. Если же отчет устраивает не всех, то несогласные могут оформить особое мотивированное мнение, в котором отразить свой протест. Оформленный документ будет являться неотъемлемой частью отчета.
Срок утверждения отчета комиссией составляет не более 30 календарных дней с даты его отправки экспертной организацией.
В течение трех рабочих дней с даты утверждения отчета заказчик обязан проинформировать об этом экспертную организацию. Та, в свою очередь, в течение 10 рабочих дней с момента уведомления работодателем передает результаты СОУТ во ФГИС.
Если у компании-заказчика есть сайт, то она обязана выложить там результаты СОУТ, а именно сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий труда. Они должны быть открытыми и доступными для просмотра всем. Помимо этого, всех сотрудников, на рабочих местах которых проводили СОУТ, необходимо ознакомить с результатами процедуры в течении 30 календарных дней.
Только после соблюдения всех этих условий заказчик может подавать в Роструд декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда – конечно, если у него есть рабочие места, подлежащие декларации.
Особенности проведения процедуры
СОУТ для отдельных категорий рабочих мест проводится со своими особенностями. Например, иногда процедура допускает работу в опасных условиях труда, но в этом случае в нее включают дополнительные этапы оценки: травмоопасность, напряженность трудового процесса и т.д. В других случаях – например, на микропредприятиях – СОУТ, наоборот, может упрощаться.
Как часто нужно проводить СОУТ?
Во всех организациях предусмотрена «плановая» СОУТ, которую нужно проводить не реже одного раза в пять лет. Помимо этого, законодательно предусмотрено проведение и внеплановой оценки условий труда, частота которой зависит от ситуации конкретного предприятия.
В какие сроки проводится спецоценка
Законодательно не регламентировано, в какой срок организация обязана уложиться при проведении спецоценки. При подготовке к процедуре работодатель составляет график, в котором фиксирует все этапы работ и сколько времени каждый из них займет.
На некоторые этапы, однако, есть регламентированные сроки. Например, на утверждение отчета, ознакомление сотрудников с результатами процедуры и подачу декларации в Роструд после утверждения отчета дается по 30 рабочих дней на каждый из этапов.
Права и обязанности работодателя и работника при СОУТ
Права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением СОУТ по пунктам прописаны в статье 4 закона о СОУТ.
Касательно работодателя в них указано, например, что он имеет право:
- обжаловать действия (бездействия) подрядчика;
- требовать от него обоснование результатов СОУТ и подтверждение факта их внесения во ФГИС СОУТ;
- запрашивать у подрядчика документы, подтверждающие его право проводить спецоценку;
- проводить внеплановую СОУТ в порядке, установленном ФЗ о СОУТ.
Что касается обязанностей работодателя, то частично они уже были изложены выше:
- обеспечить проведение СОУТ;
- предоставить выбранной экспертной организации сведения, документы и предложения (часть 2 статьи 8);
- ознакомить сотрудника с результатами;
- давать необходимые работнику разъяснения по проведению СОУТ на его РМ;
- реализовывать мероприятия по улучшению условий труда.
Есть и более тонкие моменты: например, работодатель обязан не сужать преднамеренно круг вопросов, выяснение которых может повлиять на результаты СОУТ, а также рассматривать все письменные замечания и возражения работников относительно результатов процедуры.
Что касается прав и обязанностей работников в ходе СОУТ, но они изложены в статье 5 соответствующего ФЗ.
Работник имеет право:
- присутствовать на своем рабочем месте при проведении СОУТ;
- обращаться ко всем участникам процесса с вопросами и предложениями касательно спецоценки на его рабочем месте;
- обжаловать ее результаты, предоставляя в письменном виде свои замечания и возражения.
Обязанностей у работника куда меньше, чем у работодателя: он обязан всего лишь ознакомиться с результатами СОУТ, проведенной на его рабочем месте.
Документы для спецоценки
В рамках спецоценки будет много документов. Для проведения процедуры, помимо прочего, понадобятся:
- данные об оборудовании, материалах и сырье, которые использует работник и которые могут являться источниками вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ);
- результаты ранее проводившихся исследований;
- данные о несчастных случаях и профзаболеваниях, возникших из-за воздействия ВОПФ;
- предложения работников по идентификации ВОПФ;
- результаты производственного контроля;
- санитарно-эпидемиологическое заключение.
Как применить результаты СОУТ
Применению результатов СОУТ посвящена вся статья 7 ФЗ о СОУТ. В ней сказано, что в соответствии с результатами проведения специальной оценки условий труда работодатель:
- определяет перечень дополнительных мероприятий по улучшению условий труда и охране труда в целом: например, принимает решение, проводить ли оценку профессиональных рисков;
- информирует работников об условиях труда на их рабочих местах, о риске для их здоровья и о мерах по его защите;
- контролирует состояние условий труда на рабочих местах;
- обеспечивает работников и рабочие места соответственно индивидуальными и коллективными СИЗами;
- организует обязательные предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливает сотрудникам положенные им надбавки, компенсации, длительность рабочей недели и отпуска;
- устанавливает дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- рассчитывает скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготавливает статистическую отчетность об условиях труда;
- рассматривает и урегулирует разногласия, связанные с обеспечением безопасных условий труда и т.д.
Часто подкласс условий труда можно снизить (т.е. улучшить) – об этом подрядчик обычно предупреждает заказчика отдельно. Улучшить условия труда можно за счет подбора и внедрения более эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ), проведения оценки профессиональных рисков и некоторых других инструментов.
Что делать по итогам СОУТ
При установленном четвертом и третьем классах условий труда работодатель должен платить дополнительные взносы в ПФР, предоставлять работникам гарантии и компенсации, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращать рабочее время, устанавливать защитные и сигнализирующие устройства и т.д.
При первом и втором классах нужно в целом контролировать условия труда и своевременно ликвидировать факторы, которые могут повлиять на безопасность рабочего процесса: следить за освещенностью, вентиляцией, качеством воздуха, чистотой, исправностью оборудования.
Снижение класса условий труда возможно, если эксперт по специальной методике установит, что работники используют эффективные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Для снижения подкласса условий труда необходимо наличие персональных СИЗ: защитной одежды и обуви, касок, масок, респираторов, очков, фильтров. Эксперт проверяет их по специальной методике и дает заключение об эффективности.
На основании отчета эксперта компании, проводившей СОУТ, комиссия работодателя по СОУТ может принять решение о снижении установленного класса/подкласса условий труда. На один подкласс – например, с 3.2 на 3.1 – можно снизить самостоятельным решением комиссии работодателя, но более чем на одну ступень – только с согласия ГИТ, и то в определенных пределах. А вот с вредного на допустимый вообще поменять не получится.
Внеплановая СОУТ. В каких случаях она требуется
«Планово» специальную оценку следует проводить не реже одного раза в пять лет. Однако законом № 426-ФЗ предусмотрены случаи, когда нужно провести ее внепланово. К таким случаям относятся следующие ситуации (в скобках указан срок, который дается на проведение внеплановой спецоценки – 6 или 12 месяцев):
- вновь организованные рабочие места (12 месяцев);
- изменения в технологическом процессе производства или в оборудовании, если это может повлиять на условия труда (12 месяцев);
- несчастный случай с работником на производстве (здесь и далее – по 6 месяцев);
- профессиональное заболевание или травма у работника, произошедшая из-за вредных/опасных факторов на работе;
- нарушения норм охраны труда, выявленные при проверке трудовой инспекцией;
- получение предписания от государственной инспекции по труду (ГИТ) о проведении внеплановой СОУТ;
- изменение используемых материалов и сырья;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты (6 месяцев);
- смена офиса;
- рассмотрение замечаний и возражений от сотрудников, несогласных с результатами СОУТ на своих рабочих местах.
Как связаны взносы на страхование и спецоценка
Результаты СОУТ влияют на размер обязательных страховых взносов, которые платит каждый работодатель: пенсионных и социальных, т.е. от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.
Установленный в результате СОУТ класс условий труда влияет на размер дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ:
- плюс 8% для опасного класса;
- плюс 2-7% для вредного класса;
Такой дополнительный тариф платят компании, у которых есть сотрудники с правом на досрочную пенсию: например, женщины в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью, рабочие локомотивных бригад или мастера на лесозаготовках. Полный список приведен в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Сколько стоит СОУТ и кто ее оплачивает
СОУТ проводят хоть и аккредитованные, но все же обычные коммерческие компании, поэтому за спецоценку платит работодатель по цене подрядчика, которого он выбрал.
Средняя цена за спецоценку одного рабочего места в Москве колеблется примерно в диапазонах 700-2000 руб, по России разброс еще сильнее. На стоимость СОУТ влияют, например, количество рабочих мест, сложность оценки (офис или производство), дальность расположения объекта, срочность работ.
Если работодатель своевременно уплачивает в ФСС взносы на травматизм на производстве за своих сотрудников, он может компенсировать из этих взносов часть затрат на специальную оценку. Фонд возвращает не более 20% от суммы страховых взносов, перечисленных в ФСС за предшествующий год. Возврат будет оформлен как уменьшение страховых взносов на травматизм в текущем году.
Административная ответственность за непроведение спецоценки
За нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда статьей 5.27.1 КоАП предусмотрены штрафы:
- для должностных лиц: 5 000 – 10 000 рублей или административное предупреждение;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: 5 000 – 10 000 рублей;
- для юридических лиц: 60 000 – 80 000 рублей.
За отсутствие СОУТ не предусмотрено прямой уголовной ответственности, однако не-оценка условий труда значительно повышает риск травматизма и того, что произойдет несчастный случай на рабочем месте. И если здоровью сотрудника будет причинен тяжкий вред вплоть до летального исхода, руководство компании понесет наказание в соответствии с УК РФ.
Ответственность руководителя за нарушение государственных нормативных требований охраны труда
Для руководства организации, не соответствующей требованиям охраны труда, предусмотрено несколько вариантов санкций.
Если нарушение привело к причинению тяжкого вреда здоровью, наказанием может быть:
- штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы за 1,5 года;
- обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
- исправительные работы на срок до 2 лет;
- принудительные работы на срок до 1 года;
- лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или бессрочно.
Если нарушение привело к смерти человека, наказанием может быть:
- принудительные работы на срок до 4 лет;
- лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или бессрочно.
Если нарушение привело к смерти двух и более человек, наказанием может быть:
- принудительные работы на срок до 5 лет;
- лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или бессрочно.
Где провести СОУТ
В заключение скажем, что да, спецоценка подразумевает множество документов, бюрократических мелочей и законодательных нюансов, но ее можно сделать максимально безболезненной, обратившись к надежной компании с опытными экспертами.
EcoStandard group – российский лидер в сфере СОУТ, с 20 филиалами по всей России, собственной аккредитованной испытательной лабораторией и сотней экспертов, включая врачей-гигиенистов. Компания оценивает более 400 000 рабочих мест в год. Рассчитать цену на СОУТ и узнать подробности можно на сайте компании.
СОУТ для офисных работников
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — процедура, пришедшая на смену аттестации рабочих мест (АРМ). По сравнению с АРМ, порядок проведения СОУТ (в том числе на рабочих местах офисных работников) претерпел значительные изменения.
Обязательна ли СОУТ на офисных рабочих местах?
Проведение специальной оценки условий труда, в том числе и на рабочих местах офиса, является обязательным. В соответствии с указаниями Федерального закона от 28.12.2013 г. &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», не подлежат этой процедуре только рабочие места:
- на которых трудятся работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (работники, занятые в качестве личной обслуги — сиделки, горничные, уборщицы)
- на которых заняты «надомные» или «дистанционные» работники (то есть сотрудники, в трудовых договорах которых есть запись о таком характере работы).
Места остальных работников, в том числе и тех, чье рабочее место — офис, подлежат обязательной специальной оценке.
Отличия АРМ и СОУТ в отношении рабочих мест работников офиса
При проведении АРМ обязательным измерениям и оценке подлежали все производственные факторы, которые нормировались действующими санитарными правилами. В отношении офисных работников такими факторами являлись, например:
- аэроионный состав воздуха
- электромагнитные поля, создаваемые ПЭВМ
- микроклимат
- шум
- факторы световой среды
Дополнительно оценивались тяжесть и напряжённость трудового процесса, а также травмоопасность рабочих мест.
В отличие от АРМ, для определения факторов, которые должны быть исследованы при проведении оценки условий труда, в СОУТ предусмотрен этап их идентификации. Выполняя его, эксперт по СОУТ, на основании собственного опыта и по итогам изучения информации о рабочих местах, полученной от работодателя, составляет некий «рабочий» перечень факторов, наличие которых предполагается на рабочем месте.
Далее эксперт проводит сравнение наименований факторов, содержащихся в «рабочем» перечне, с номенклатурой, приведённой в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение &8470; 2 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. &8470; 33н), учитывая при этом соответствующие примечания к позициям Классификатора. Эти примечания известны в экспертной среде как «отсекающие сноски». Они содержат условия, при которых фактор не может быть признан потенциально вредным и (или) опасным. Так, в “отсекающей сноске” к фактору «неионизирующие излучения», говорится, что он не может быть идентифицирован в качестве потенциально вредного и (или) опасного на рабочих местах, на которых работники заняты на ПЭВМ, а также на которых используется иная офисная техника.
При сравнении «рабочего» перечня с Классификатором все «рабочие» факторы, не совпадающие с ним либо попадающие под условия «отсекающих сносок», считаются неидентифицированными. Эти факторы в рамках СОУТ далее не оцениваются. Так, все электромагнитные поля и излучения («неионизирующие излучения»), создаваемые ПЭВМ, специальной оценкой не учитываются, то есть считаются «невредными».
На практике, учитывая ограничения Классификатора, на рабочих местах офиса могут быть определены как вредные и (или) опасные только три фактора: освещённость, тяжесть и напряжённость. При этом, однако, формулировки «отсекающих сносок» таковы, что с равным успехом они могут быть и не идентифицированы.
Таким образом, по итогам процедуры идентификации можно предположить следующие варианты:
- Ни один фактор не определён в качестве потенциально вредного и (или) опасного;
- Указанные выше факторы поодиночке либо в любой совокупности идентифицированы в качестве потенциально вредных и (или) опасных.
На рабочих местах, где факторы не идентифицированы, устанавливаются допустимые условия труда (класс 2). Эти места подлежат декларированию соответствия условий труда нормативным требованиям. Процедурами АРМ декларирование не предусматривалось. При декларировании работодатель составляет и направляет в инспекцию труда декларацию соответствия по установленной форме (Приказ Минтруда России от 07.02.2014 г. &8470; 80н), срок действия которой составляет пять лет (с возможностью автоматической пролонгации).
Декларируются и рабочие места, на которых:
- факторы идентифицированы;
- их уровень измерен;
- условия труда классифицированы по итогам СОУТ как оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2).
Для некоторых рабочих мест используется не Классификатор, а перечень факторов, приведённый в статье 13 Федерального закона &8470; 426-ФЗ. Это рабочие места, подпадающие под ограничения части 6 статьи 10 закона. Однако в «офисных» организациях такие места почти не встречаются.
Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» начал действовать с 01.01.2014 года, однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях процедуры специальной оценки условий труда от предшествующей ей аттестации рабочих мест (АРМ). Мы постарались по максимуму осветить этот вопрос в одном материале.
Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?
- Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ
- Приказ Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 г. № 33н
В чем сходство между СОУТ и АРМ?
- СОУТ была создана как замена АРМ, поэтому логично, что у двух этих процедур много общих целей:
- Установить классы и подклассы условий труда
- Установить гарантии и компенсации, которые предусматривает для работников ТК РФ и иные документы
- Организовать и провести медосмотры персонала
- Разработать и выполнить мероприятия по улучшению условий труда
- Проинформировать сотрудников об условиях труда на их рабочих местах
В чем принципиальные различия?
Несмотря на функциональную общность, между двумя процедурами есть важные отличия.
За соблюдением спецоценки органы государственного надзора и контроля следят гораздо пристальнее, чем раньше за проведением аттестации рабочих мест. Повышенный контроль, в свою очередь, влечет за собой высокие штрафы за непроведение или неправильное проведение спецоценки как в отношении работодателя, так и в отношении экспертной организации.
Помимо разницы в подходе, есть и отличия в самих процедурах.
Во-первых, в СОУТ появилась процедура предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах — в АРМ ее не было. В ходе процедуры идентификации эксперты выявляют и описывают потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы. Далее сопоставляют их с классификатором потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Там, где факторы были выявлены, принимается решение о проведении исследований (испытаний) и измерений. По результатам исследований (испытаний) и измерений производится оценка уровней воздействия факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных норм. Далее устанавливается класс (подкласс) условий труда на рабочих местах. Если эксперт не выявил потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, то на таком рабочем месте исследования (испытания) и измерения не проводятся.
На некоторых рабочих местах, однако, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится. К таким рабочим местам относятся:
- рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости
- рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В этом заключается существенное отличие СОУТ от АРМ, где рабочие места никак не дифференцировались.
Во-вторых, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных ранее), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации 5 лет с возможностью автоматического продления.
В-третьих, СОУТ в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, может снизить, а в некоторых случаях и вовсе освободить от выплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
Что еще нового?
Мы уже упомянули о предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Помимо этих двух процедур, в СОУТ появилось еще несколько нововведений:
- оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) — в отличие от аттестации, где оценивалась обеспеченность средствами индивидуальной защиты
- возможность улучшения установленного класса условий труда при применении эффективных СИЗ
- обязанность работодателя уведомлять организацию, проводящую СОУТ, об утверждении отчета, а также опубликовать на сайте организации материалы по итогам специальной оценки условий труда.
В течение какого времени будут действовать результаты АРМ?
Результаты АРМ будут действительны в течение пяти лет со дня ее окончания, но не позднее 31.12.2018. В этот период не должно возникать обстоятельств, которые законодательно могли бы считаться основанием для проведения внеплановой СОУТ.
Аттестацию рабочих мест необходимо было проводить не реже одного раза в пять лет, и такое же требование сохранилось для спецоценки. Помимо обязательной СОУТ, законодательно предусмотрена возможность и проведение внеплановой спецоценки, в случае наступления определенных условий.
Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?
АРМ проводили совместно работодатель и аттестующая организация. Последняя должна была входить в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда, а у лаборатории организации должен был быть соответствующий аттестат и область аккредитации.
В СОУТ тот же принцип — процедуру проводят работодатель и экспертная организация. Последняя должна входить в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и иметь подтверждающий на это документ, а именно уведомление о внесении в данный реестр. До 31.12.2018 года идет переходный период с АРМ на СОУТ, в течение которого совместно с работодателем СОУТ могут также проводить компании, входящие в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда. Им также положено иметь подтверждающее уведомление.
Вам нужно провести СОУТ, если
- На рабочих местах не проводилась аттестация рабочих мест
- Срок действия аттестации рабочих мест заканчивается
- Если вы хотите пересмотреть номенклатуру и объем гарантий и компенсаций, установленных по результатам АРМ
- Если на рабочих местах, на которых ранее проводилась АРМ, наступили условия проведения внеплановой СОУТ.
Какие рабочие места нужно оценивать в рамках СОУТ?
Спецоценка до 31 декабря 2018 года должна быть проведена на всех рабочих местах за исключением нескольких категорий:
- работающие на дому
- работающие дистанционно
- работающие с физическими лицами, не являющимися ИП.