Ипотечные сертификаты участия-что это и как их можно использовать?
Оксана, согласно Федеральный закон от 05.04.2021 N 44-ФЗ (ред. от 30.10.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 105. Порядок подачи жалобы
Путеводитель по контрактной системе. Вопросы применения ст. 105
1. Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2021 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2021 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.
Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.
По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2021 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся.
Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре.
В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2021 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2021 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднее даты заключения контракта.
7. Участник закупки, общественное объединение и объединение юридических лиц подают жалобу в письменной форме.
8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также — жалоба) должна содержать:
(в ред. Федерального закона от 31.12.2021 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2021 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2021 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:
1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;
2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;
4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.
13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.
14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.
15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.
17. Жалоба подается в:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2021 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2021 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
18. Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.
Можете обратиться к любому юристу и заключить соглашение ст. 779 ГК РФ.
10.15. Ипотечный сертификат участия: В соответствии со ст. 2 Федерального закона Об ипотечных ценных
В соответствии со ст. 2 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах” ипотечный сертификат участия определяется как именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права, предусмотренные указанным Законом.
Правовое регулирование этого документа в настоящее время представлено Федеральным законом “Об ипотечных ценных бумагах”, Типовыми правилами доверительного управления ипотечным покрытием, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2004 г.
N 562, Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 523 “Об утверждении Положения о передаче имущества, составляющего ипотечное покрытие, государственной управляющей компании, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестировании средств пенсионных накоплений”, а также некоторыми нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области рынка ценных бумаг: Правилами ведения реестра ипотечного покрытия, утвержденными Приказом ФСФР России от 1 ноября 2005 г. N 05-60/пз-н, Положением о деятельности специализированных депозитариев ипотечного покрытия, утвержденным Приказом ФСФР России от 1 ноября 2005 г. N 05-60/пз-н, и некоторыми другими документами.
Ипотечный сертификат участия определен как именная ценная бумага. Учет прав на нее в соответствии со ст. 20 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах” осуществляется на лицевых счетах в реестре владельцев ипотечных сертификатов участия и, если это предусмотрено правилами доверительного управления ипотечным покрытием, на счетах депо депозитариями, которым для этих целей в реестре владельцев открываются лицевые счета номинальных держателей.
Законодательством ипотечный сертификат участия определен как бездокументарная ценная бумага.
Права, которые этот документ удостоверяет, закрепляются правилами доверительного управления ипотечным покрытием, которые законом признаны условиями договора доверительного управления ипотечным покрытием. Правила доверительного управления ипотечным покрытием должны соответствовать типовым правилам доверительного управления ипотечным покрытием, утвержденным Правительством РФ (в настоящее время они утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2004 г. N 562 “Об утверждении Типовых правил доверительного управления ипотечным покрытием”).
В соответствии с прямым указанием Закона (ст. 20 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах”) ипотечный сертификат участия является неэмиссионной ценной бумагой. Следует отметить, что в отношении признания за ипотечным сертификатом правового режима неэмиссионной ценной бумаги можно выдвинуть те же возражения, которые были высказаны относительно инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда. Следует отметить и еще одно обстоятельство. Когда введение в законодательство ипотечных ценных бумаг было только в проекте, на официальном уровне была закреплена концепция их выпуска именно как эмиссионных ценных бумаг (Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 28 “О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации”), однако впоследствии эта идея была несколько трансформирована и одни ипотечные бумаги стали эмиссионными (облигации с ипотечным покрытием), а другие – неэмиссионными, как ипотечные сертификаты участия.
Ипотечный сертификат участия представляет собой частную ценную бумагу. В соответствии со ст. 17 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах” лицом, которое имеет право выдавать ипотечные сертификаты участия, признается коммерческая организация, имеющая лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также кредитными организациями.
Конструкция ипотечного сертификата участия состоит в том, что его выдача является основанием для возникновения общей долевой собственности владельцев ипотечных сертификатов участия на ипотечное покрытие, под которое они выдаются, и учреждения доверительного управления таким ипотечным покрытием. Таким образом, как и в случае с инвестиционными паями паевого инвестиционного фонда, особенность статуса эмитента ипотечного сертификата участия состоит в том, что имущественным обеспечением его выдачи является не собственное имущество эмитента, а имущество, которое находится у него в доверительном управлении.
Управляющая компания – эмитент ипотечных сертификатов участия выдает сертификаты на основании зарегистрированных правил доверительного управления, которые представляют собой договор доверительного управления, являющийся договором присоединения. Доверительный управляющий ипотечным покрытием осуществляет доверительное управление ипотечным покрытием путем получения (приема) платежей по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие, перечисления (выплаты) владельцам ипотечных сертификатов участия денежных средств за счет указанных платежей, обеспечения надлежащего исполнения обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, включая обращение взыскания на имущество должника, в том числе заложенное в обеспечение указанных обязательств, при неисполнении или ненадлежащем исполнении таких обязательств, а также путем совершения иных связанных с этим действий. Управляющий вправе предъявлять иски и выступать ответчиком по искам в суде в связи с осуществлением деятельности по доверительному управлению ипотечным покрытием.
Поскольку эмитентом ипотечных сертификатов участия выступают управляющие компании – резиденты Российской Федерации, ипотечный сертификат представляет собой внутреннюю ценную бумагу.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах” установлен прямой запрет на выпуск производных ценных бумаг, в основании которых находятся права на ипотечные сертификаты участия.
Данная норма, как уже отмечалось, полностью повторяет аналогичное правило для инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. То есть перед нами не базовая ценная бумага, более того, на первый взгляд и не производная. Однако если вспомнить определение ипотечного сертификата участия (ст. 2 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах”), которое квалифицирует сертификат как документ, удостоверяющий долю его владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, а также учесть, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах” в состав ипотечного покрытия ипотечных сертификатов участия могут входить в том числе и ипотечные сертификаты участия, удостоверяющие долю в праве общей собственности на другое ипотечное покрытие, то есть большие основания полагать, что перед нами, с одной стороны, бумага, имеющая черты производности (формально закрепляет права и на ценные бумаги), с другой – бумага, которая может быть базовой. Еще раз отметим, что производность в данном случае носит условный характер, поскольку владельцы ипотечных сертификатов имеют право собственности именно на все ипотечное покрытие, а не только на ценные бумаги, его составляющие, и никаких отдельных прав на такие бумаги возникнуть не может. Однако следует вспомнить и уже упоминавшиеся здесь правила ст. 18 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах”, в соответствии с которой управляющий осуществляет доверительное управление ипотечным покрытием, в том числе путем получения (приема) платежей по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие и перечисления (выплаты) владельцам ипотечных сертификатов участия денежных средств за счет указанных платежей.
Ипотечный сертификат участия представляет собой каузальную ценную бумагу, поскольку его судьба тесно связана с судьбой договора доверительного управления, который лежит в основе появления этого документа. В соответствии с Типовыми правилами доверительного управления ипотечным покрытием, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2004 г.
N 562, погашение ипотечных сертификатов участия осуществляется после истечения срока действия договора доверительного управления ипотечного покрытия и исполнения обязанности по выплате владельцам ипотечных сертификатов участия денежных средств за счет платежей, полученных по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие. Нельзя не отметить, что каузальность сертификата менее выражена, чем у инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, несмотря на всю схожесть этих инструментов. Связано это, на наш взгляд, с тем, что Федеральный закон “Об ипотечных ценных бумагах” более лаконичен и менее ясен, нежели Федеральный закон “Об инвестиционных фондах”, а говоря проще – гораздо менее проработан. Так, ст. 29 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах” установлено, что выдача ипотечных сертификатов участия осуществляется лицу, которому принадлежат права требования, составляющие ипотечное покрытие. Далее, такое право представляет собой уже право общей долевой собственности всех владельцев сертификатов. При этом не очень понятно, как судьба ипотечного покрытия связана с судьбой сертификата, который был под него выдан. Так, порядок исключения имущества из состава ипотечного покрытия определен Правилами ведения реестра ипотечного покрытия, утвержденными Приказом ФСФР России от 1 ноября 2005 г. N 05-60/пз-н. Предположим, что имел место один из названных юридических фактов – состоялось решение суда о признании обязательства, требование по которому составляет ипотечное покрытие, недействительным. Такое обязательство, как указано выше, подлежит исключению из состава ипотечного покрытия, однако, как связаны этот факт и факт внесения такого обязательства (требования) ранее лицом, которое получило ипотечный сертификат, неясно.
Меньше здесь выражена связь ценных бумаг с деятельностью и статусом управляющей компании и специализированного депозитария. В частности, в соответствии со ст. 22 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах” в случае признания управляющего ипотечным покрытием несостоятельным (банкротом) или аннулирования лицензии управляющего ипотечным покрытием имущество, составляющее ипотечное покрытие, подлежит передаче в доверительное управление государственной управляющей компании, определенной в соответствии с законодательством об инвестировании средств пенсионных накоплений.
В соответствии со ст. 25 этого же Закона в случае аннулирования лицензии специализированного депозитария, осуществляющего ведение реестра ипотечного покрытия, управляющий ипотечным покрытием вправе внести в правила доверительного управления ипотечным покрытием изменения, связанные с заменой специализированного депозитария. Одновременно управляющий ипотечным покрытием обязан принять решение о созыве общего собрания владельцев ипотечных сертификатов участия для решения вопроса об утверждении нового специализированного депозитария. Однако это не является основанием для погашения сертификатов. Наконец, не очень понятны и меры государственного реагирования. Так, ст. 46 Закона установлено, что в случае неисполнения в установленный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг срок предписания об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения создали реальную угрозу законным интересам владельцев ипотечных сертификатов участия, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе приостановить выдачу ипотечных сертификатов участия на срок до шести месяцев. Неясность здесь состоит в том, что не указано, в каких случаях судьба сертификата связана с действиями регулятора, например, как было отмечено выше, ст. 29 Федерального закона “Об инвестиционных фондах” прямо ставит погашение пая в зависимость от таких действий. Здесь же говорится только о приостановке выдачи сертификатов, и не более того.
Ипотечный сертификат участия представляет собой срочную ценную бумагу. В соответствии со ст. 25 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах” срок действия договора доверительного управления является обязательным условием правил доверительного управления (договора доверительного управления). Предельные сроки установлены при этом ст. 19 этого же Закона – они не могут составлять менее чем один год и более чем 40 лет.
Содержание сертификата как ценной бумаги достаточно сложно и не охватывается только его определением. Статья 2 Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах” указывает несколько наиболее общих прав, удостоверяемых такой бумагой, как то: а) доля владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие; б) право требовать от доверительного управляющего надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием; в) право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие. Кроме того, статья говорит и об “иных правах”, предусмотренных Законом. Таких прав Закон предусматривает несколько, как в явном, так и в неявном виде. Кчислу первых относятся права корпоративного характера, которые закреплены ст. 26 названного Закона, к числу вторых – права на получение информации, которые закреплены ст. 39 Закона. Интересно, что Типовые правила доверительного управления ипотечным покрытием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2004 г. N 562, описывая права владельцев сертификатов, указывают: удостоверение доли владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие; право требовать от управляющего ипотечным покрытием надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием; право участвовать в общем собрании владельцев ипотечных сертификатов участия; право на получение (прием) платежей по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие, или выплат по ипотечным сертификатам участия, входящим в состав ипотечного покрытия. Как видим, этот документ не называет право на информацию как самостоятельное, с чем вряд ли стоит согласиться. Кроме того, право участвовать в общем собрании – это слишком конкретизированное право, скорее одно из составляющих корпоративных прав. Само по себе право участвовать в собрании может и не привести к правовым последствиям. Это можно проиллюстрировать таким примером, хотя и немного из другой области, но весьма показательным. В соответствии со ст. 10 Федерального закона “Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)” работники-неакционеры могут участвовать в работе общего собрания акционеров с правом совещательного голоса. Однако такое участие, как видно, не приравнивает их к лицам, являющимся на этом собрании по своему статусу акционерами. Гораздо важнее, что лица имеют право не просто участвовать в собрании, а еще и голосовать на нем, а также имеют некоторые иные права. Рассмотрим содержание сертификата подробнее.