класс
Дата проведения урока ________________
Тема урока
Диаграммы рассеивания. Практическая работа №2 по теме Диаграммы
Пример 1
Есть ли связь между ростом и весом человека? Для наглядного ответа на этот вопрос построим диаграмму рассеивания. Данными для этой диаграммы служит набор пар чисел. Каждая пара — это рост и вес одного человека. В таблице приведены значения роста и веса 15 юношей.
Чтобы получить диаграмму рассеивания, нужно в системе координат поставить точки, абсциссы которых — рост, а ординаты — соответствующий вес. На рисунке показана диаграмма рассеивания для этих данных.
Из диаграммы 1 видно, что люди с примерно одинаковым весом могут иметь разный рост, а с почти одинаковым ростом — разный вес, т. е. между этими величинами нет жесткой связи. Однако в целом вес человека тем больше, чем больше его рост.
Пример 2
Есть ли взаимосвязь между числом выигранных этапов в Гран-при Формулы-1 и количеством очков, набранных гонщиком по итогам всех этапов? Результаты сезона 2003 г. приведены в таблице.
Диаграмма рассеивания для этих данных имеет вид:
На диаграмме 2 видно, что гонщики, выигравшие всего один этап, могут набрать много очков, хорошо выступив в других этапах. Например, К. Райкконен набрал 91 очко, потому что часто занимал второе место. Гонщики, выигравшие по два этапа, в среднем набрали больше очков (около 68), чем гонщики, выигравшие только один этап (около 52 очков). Наверное, есть некоторая взаимосвязь между числом набранных очков и числом выигранных этапов. Но судить о ней определенно по результатам одного года трудно — она не столь явная, как связь между ростом и весом.
Пример 3
Самочувствие человека во многом определяется температурой тела и артериальным давлением. По данным обследования в больнице 25 человек построена диаграмма рассеивания для температуры и давления.
На диаграмме 3 не видно никакой связи между давлением и температурой. При гриппе или ангине может быть высокая температура и нормальное давление. А у людей с повышенным давлением (гипертоников) или пониженным давлением (гипотоников) температура тела может быть совершенно нормальной.
Вывод
Самостоятельный вывод о применении диаграмм рассеивания в анализе данных.
Задание 1
В таблице приведены данные о выработке электроэнергии в России с 1998 г. по 2006 г. в миллиардах киловатт-часов.
Год | Выработка электроэнергии, млрд. кВт /ч |
---|---|
1998 | 692 |
1999 | 705 |
2000 | 715 |
2001 | 728 |
2002 | 740 |
2003 | 754 |
2004 | 769 |
2005 | 785 |
2006 | 801 |
а) Постройте столбиковую диаграмму по данным таблицы.
б) Сильно ли изменяется выработка электроэнергии за год?
в) В каком году выработка электроэнергии была самой низкой?
г) В каком году выработка электроэнергии была самой высокой?
д) В каком году прирост выработки электроэнергии был самым низким?
е) Какую тенденцию можно заметить в этих данных в начале 2000-х гг.?
Задание 2
По результатам опроса 30 учеников и учителей в одной из школ (из одной семьи опрашивали только одного человека) составлена таблица проживания домашних животных в семьях опрошенных:
Семья | Число животных |
---|---|
Семья 1 | 2 |
Семья 2 | 3 |
Семья 3 | 1 |
Семья 4 | 0 |
Семья 5 | 2 |
Семья 6 | 4 |
Семья 7 | 2 |
Семья 8 | 2 |
Семья 9 | 0 |
Семья 10 | 1 |
Семья 11 | 3 |
Семья 12 | 1 |
Семья 13 | 2 |
Семья 14 | 3 |
Семья 15 | 1 |
Семья 16 | 0 |
Семья 17 | 2 |
Семья 18 | 4 |
Семья 19 | 2 |
Семья 20 | 1 |
Семья 21 | 3 |
Семья 22 | 2 |
Семья 23 | 1 |
Семья 24 | 2 |
Семья 25 | 0 |
Семья 26 | 3 |
Семья 27 | 2 |
Семья 28 | 4 |
Семья 29 | 2 |
Семья 30 | 2 |
а) Объясните, почему число животных превышает число опрошенных семей.
б) Постройте круговую диаграмму, показывающую долю семей, в которых отсутствуют какие-либо домашние животные.
в) Предположим, что в каждой семье живет не более двух видов различных животных. Вычислите по данным таблицы число семей, в которых живет ровно один вид животных. Постройте круговую диаграмму, показывающую доли семей: без домашних животных, с одним домашним животным, с двумя домашними животными.
Задание 3
В таблице приведены данные о весе и росте 12 девушек.
Постройте диаграмму рассеивания. Есть ли взаимосвязь между ростом и весом девушек?
Вопросы
- Всегда ли средние характеристики числового ряда могут дать точную информацию о нем?
- Что такое отклонение?
- Что такое дисперсия?
- Что такое стандартное отклонение (среднее квадратичное)?
- В каком случае для сравнения числовых наборов можно использовать суммы квадратов отклонений?
- В каком случае для сравнения числовых наборов предпочтительно вычислить их дисперсии?
Дополнительная информация
Дата: 26.10.2023
Урок: 8 класс Вероятность и статистика
Урок 7
Задание для самостоятельной работы
Задание 5
Вычислите стандартное отклонение (среднее квадратичное) 1 ряда чисел: -2, 4, -3, -1, 8 и 2 ряда чисел: 4, 8, 12, 7, 16, 13.
Цели:
- Учиться применять понятиями отклонение и дисперсия в реальных практических ситуациях.
- Учиться использовать статистические характеристики числовых наборов.
- Изучить диаграммы рассеивания.
Диаграмма рассеивания
Посмотреть видеоролики:
- Построение диаграмм рассеивания
- Примеры закономерностей на диаграмме рассеяния
Характеристики числового ряда
- Средние характеристики числового ряда позволяют оценить его поведение в среднем.
- Характеристики разброса показывают, насколько сильно значения ряда отличаются друг от друга.
- При сравнении нескольких числовых наборов с одинаковым количеством чисел в наборе в качестве меры сравнения можно взять суммы квадратов отклонений.
- При сравнении нескольких числовых наборов с различным количеством чисел в наборе в качестве меры сравнения берут дисперсии наборов.
Приложение к уроку 7
Домашнее задание №3
Для выполнения домашнего задания №3 необходимо решить следующие задачи:
- Написать программу на Python, которая будет запрашивать у пользователя ввод двуx чисел и выводить на экран их сумму.
- Создать функцию, которая будет принимать на вход два числа и возвращать их произведение.
- Написать программу, которая будет считать сумму всех чисел от 1 до 100 и выводить результат на экран.
Задача 1
num1 = int(input(Введите первое число: ))
num2 = int(input(Введите второе число: ))
sum = num1 + num2
print(Сумма ваших чисел: , sum)
Задача 2
def multiply_numbers(a, b):
return a * b
num1 = int(input(Введите первое число: ))
num2 = int(input(Введите второе число: ))
print(Произведение ваших чисел: , multiply_numbers(num1, num2))
Задача 3
sum = 0
for i in range(1, 101):
sum += i
print(Сумма всех чисел от 1 до 100: , sum)
После завершения выполнения заданий, сохраните программу и отправьте результат своему преподавателю. Удачи!