- Бесплатная консультация по сертификации продукции
- Сертификат ГОСТ Р: Что это такое?
- Описание сертификата ГОСТ Р
- Особенности сертификата ГОСТ Р
- Как и для кого нужен сертификат ГОСТ Р?
- Цель маркировки СЕ
- Этапы процедуры получения сертификата CE
- Область применения маркировки СЕ
- TMS – Европейское качество в России
- Стандарты и качество в Российской империи
- Стандартизация судов
- Проверка продукции черной металлургии
- Внешняя торговля
- Поставщик Двора
- Порядок получения статуса
- Правила
- Стандартизация в России
- Введение
- История стандартизации в России
- Петр I и стандартизация
- Развитие стандартизации
- История стандартизации в Советском Союзе
- Развитие стандартизации
- Создание стандартов
- Первые стандарты
- Современность
- Купцы Кузнецовы
- Ландрин
- Брокар
- Знак качества СССР
- Как получить и где оформить сертификат ГОСТ Р
- Быстрая бесплатная консультация у наших специалистов
- Резюме
Бесплатная консультация по сертификации продукции
Если у вас возникли вопросы по сертификации вашей продукции, вы можете получить быструю бесплатную консультацию у наших специалистов.
Сертификат ГОСТ Р: Что это такое?
Сертификат по Единому перечню (сертификат ГОСТ Р) – это российский сертификат, который подтверждает соответствие продукции требованиям безопасности, указанным в ГОСТах на конкретный товар.
Описание сертификата ГОСТ Р
Аббревиатура ГОСТ Р появилась в 90-е годы как обозначение системы сертификации, созданной Госстандартом России. На данный момент сама система устарела, и вместо Госстандарта функции выполнет Росстандарт. Однако, привычное название сертификата сохранилось. Технически правильное название: Сертификат соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Особенности сертификата ГОСТ Р
Этот сертификат распространяется на продукцию, для которой еще не разработаны технические регламенты ЕАЭС, и действует только на территории России. Поэтому его еще часто называют Национальный сертификат соответствия Росстандарта.
Как и для кого нужен сертификат ГОСТ Р?
Сертификат по Единому перечню необходим отечественным производителям и импортерам товаров, в случае если их продукция попадает в перечень, требующий сертификации. Ранее список продукции регулировалось Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 982. С 1 сентября 2022 года вступило в силу новое Постановление от 23 декабря 2021 года № 2425, которое утверждает единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Если ваш продукт попал в этот список, сертификация ГОСТ Р обязательна.
Цель маркировки СЕ
Часто сертификат ГОСТ Р путают с маркой China Export. Однако, их смысл и цели являются разными.
Этапы процедуры получения сертификата CE
Процедуру получения сертификата CE можно разделить на следующие этапы:
- Подготовка комплекта документов.
- Лабораторные испытания.
- Оформление протокола лабораторных испытаний.
Область применения маркировки СЕ
- Игрушки и товары для детей
- Медицинские устройства и оборудование
- E-mobility
- Газорасходные установки
Маркировка европейского соответствия не применяется к химической, косметической, фармацевтической и пищевой продукции, так как они подпадают под другие виды сертификации.
TMS – Европейское качество в России
Первые проявления стандартов качества в России относятся к временам Ивана Грозного. В XVI веке появились стандарты для приборов, измеряющих пушечные ядра. При строительстве Свияжска использовались технологии стандартизации, чтобы улучшить и ускорить процесс постройки.
Стандарты и качество в Российской империи
Стандарты отвечали запросам времени. В эпоху Петра Великого в зоне внимания оказалось кораблестроение и изготовление оружия, поэтому акцент делался на проверке качества металла, столь важного в этих сферах, и на стандартизации судов.
Стандартизация судов
При подготовке флота для Азовских походов судостроители взяли за образец одну из лучших галер. И по образцу быстро изготовили еще 22 галеры: по одной технологии, используя одинаковые материалы. Такой подход позволял быть уверенными в качестве судов.
Проверка продукции черной металлургии
Позже император ввел два этапа проверки продукции черной металлургии. На первом этапе проверяли прочность железа при воздействии на него внешних сил. Деревянные столбы с отверстием в центре вбивали в землю, через щель выставляли один конец металлической полоски, которой обматывали бревна три раза.
Если железо выдерживало испытание, то ставили первое клеймо и переходили ко второму этапу, в котором проверяли способность железа противостоять ударам. Металлические полоски били по три-четыре раза с каждой стороны, затем смотрели, появились ли поломки, если нет, то металл заслуживал второе клеймо.
Третье же клеймо ставили на продукцию, материал которой не прошел проверок. А значит, не годился ни на пушки, ни на якоря, ни на колокола. Однако его все равно продавали.
Внешняя торговля
Император ориентировался и на внешнюю торговлю. Велась документация о стандартах качества зарубежных стран. В Петербурге и Архангельске появились правительственные бракеражные комиссии, которые следили за качеством импортируемых товаров.
Поставщик Двора
В XIX веке качественные товары уже поощрялись призами и наградами. Самым престижным знаком для производителей было разрешение поставлять товары императорскому двору. В период царствования Александра II эта позиция стала официальной, а действительные поставщики знак с гербом государства могли ставить на своей продукции и вывесках.
Порядок получения статуса
Сформировался порядок получения этого знака. Например, обязательными условиями были большой опыт производства – не менее 8–10 лет, репутация надежного поставщика с собственными товарами, без перекупки. Стоимость таких товаров и услуг была низкой и доступной для большинства.
Правила
В правилах говорилось, что знак качества выдается владельцу компании на три года. При смене владельца новому хозяину следовало получать звание снова. Не передавалось звание и по наследству, исключение – случаи обращений за особым Высочайшим разрешением.
В XIX веке схема получения статуса была еще несовершенной. Выдавать знак могли два ведомства – Министерство Двора и Министерство финансов. Они одновременно вписали варианты поощрения лучших производителей, которые могли получить награды: денежные премии, ордена, похвальные медали (золотые и серебряные), право использования герба государства на вывесках и на изделиях.
Стандартизация в России
Введение
Сложные процедуры проверки поставщика и получения знака привели к тому, что немногие получали почетный статус. Лишь 40 компаний получили право ставить герб государства на продукции. Среди производителей – представители династии купцов Кузнецовых, Федор Ландрин, Генрих Брокар.
История стандартизации в России
Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.
История становления стандартизации в нашей стране начинается со средины XV века. Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного – в 1555 г. по указанию царя в Новгороде было организовано литье ядер к пушкам, причем новгородцы были обязаны ядра делать круглые и гладкие, и каковы им укажут пушкари. Для проверки размеров изготовляемых ядер были введены специальные стандартные калибры-кружала.
Петр I и стандартизация
Важные мероприятия по стандартизации начинают осуществляться при Петре I. Применение принципов стандартизации при строительстве флота было узаконено рядом официальных документов. 5 апреля 1722 г. в Петербурге был издан Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи. В Регламенте содержался ряд указаний, по характеру и назначению аналогичных требованиям современных государственных стандартов.
Наряду с созданием флота большое внимание Петр I уделял и совершенствованию вооружения русской армии, в частности ее артиллерии и стрелкового оружия. И здесь широко использовались принципы стандартизации. Была устранена разнотипность орудий: утверждены и отлиты только три основных типа – пушки, гаубицы, мортиры. Стандартизировались и калибры орудий. Изготовление огнестрельного оружия было первым массовым производством в России. Именно тогда впервые родилась идея взаимозаменяемости, которой Петр I придавал важнейшее значение. Он дал тульским оружейникам наказ, в котором излагались требования взаимозаменяемости. Для ее обеспечения Петр I требовал соблюдения высокой точности в производстве.
Развитие стандартизации
Стимулом к дальнейшему развитию стандартизации послужило начавшееся во второй половине XIX в. интенсивное железнодорожное строительство: были стандартизированы ширина колеи, цвет вагонов, диаметры колес и т. д. Развитие государственной стандартизации началось только при Советской власти.
В 1918 г. был подписан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР О введении Международной метрической системы мер и весов. В 1923 г. создано Бюро по стандартизации при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции для подготовки предложений по созданию руководящего органа по стандартизации.
История стандартизации в Советском Союзе
15 сентября 1925 г. был создан Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны, на который было возложено общее руководство работами по стандартизации во всех ведомствах, а также утверждение стандартов, обязательных для всех отраслей народного хозяйства. Эта дата считается официальной датой начала государственной стандартизации СССР.
Развитие стандартизации
В 1919 году появились стандарты для хлопка, льна, шерсти. В 1920 году было выпущено решение IX съезда РКП(б), в котором говорилось о массовом производстве стандартных запчастей для паровозов. В апреле 1923 года началась разработка стандартов для экспортируемых товаров, а система контроля за ними была установлена.
Создание стандартов
В 1924 году началось установление стандартов на товары для внутреннего рынка. 15 сентября 1925 года постановлением Совнаркома СССР появился общесоюзный Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны. Он контролировал работу по установлению форм, размеров, типов и спецификаций различных материалов.
Первые стандарты
Первым общесоюзным стандартом, созданным Комитетом в 1926 году, был стандарт ОСТ1, установленный на пшеницу, а затем были выпущены стандарты на яровую и озимую пшеницу. В течение трех лет было утверждено более 300 стандартов, охватывающих основные отрасли промышленности.
Современность
В настоящее время фонд стандартов в Российской Федерации составляет 35 538 единиц документов. В соответствии с Федеральным законом О стандартизации в Российской Федерации от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ, Федеральный информационный фонд стандартов является государственным информационным ресурсом. В Пермском крае Пермский ЦСМ является организацией, имеющей самую актуальную базу действующих стандартов.
В библиотеке Пермского ЦСМ – более 26 тыс. стандартов, которые описывают требования к тем или иным видам продукции, услуг, системе управления, терминам, обозначениям при использовании в промышленности и сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, здравоохранении, торговле и пр. Как говорит и. о. директора Пермского ЦСМ Анатолий Деменев, «в этой базе – гигантский массив человеческих знаний и технологий, выраженный в сжатых формулировках». Российский институт стандартизации регулярно выпускает для региональных ЦСМ информационные указатели обновления стандартов, на основании которых база стандартов постоянно обновляется, при этом специалисты Пермского ЦСМ бережно хранят и их архив – начиная с самых первых, 1920-х годов. Всегда должна быть возможность проверить стандарты любых изделий, созданных в любое время, пусть и десятилетия назад. К тому же пути прогресса неисповедимы. Кто знает, вдруг для создания чего-то нового может пригодиться «хорошо забытое старое»?
В условиях новой реальности стандартизация становится важным инструментом реализации отечественной промышленной политики государства. Основная цель национальной системы стандартизации: обеспечение технологического суверенитета государства. Для этого необходимо разрабатывать и применять стандарты таким образом, чтобы при переходе к импортонезависимости качество российской продукции стабильно повышалось, что будет способствовать росту ее конкурентоспособности.
Внедрение технологий искусственного интеллекта уже давно продемонстрировало свою эффективность по многим показателям, автоматизация бизнес-процессов и взаимодействие в цифровой среде постепенно принимают всеобщие масштабы. В последние годы все активнее обсуждается цифровая трансформация национальной системы стандартизации. Цифровую трансформацию стандартизации недостаточно рассматривать как стратегию технологического перехода к системе, в которой документы будут создаваться, распространяться и использоваться в машинопонимаемых форматах. Ее сущность — в изменении самой парадигмы стандартизации, предметом которой станет основной информационный элемент документа — требование. В новой парадигме стандарт — это информационная модель объекта, взаимодействие с которым может быть полностью автоматизировано.
Для перехода к требование – ориентированной стандартизации необходимо решить на национальном уровне ряд задач: усовершенствовать нормативно-правовое обеспечение стандартизации, реформировать профессиональное образование, обеспечить технологические возможности для стандартов нового уровня.
Своевременные и гармонизированные стандарты могут сыграть ключевую роль в формировании процесса цифровой трансформации, дополняя нормативные акты и способствуя управлению цифровой трансформацией. Стандарты могут содействовать продолжающейся цифровизации промышленности путем повышения производительности и эффективности, обеспечения совместимости и взаимозаменяемости продуктов и процессов на основе общего языка, гарантируя максимальные уровни качества и безопасности. Более того, стандарты могут стать двигателями перемен, поскольку они поощряют инновации и внедрение новых цифровых технологий, а также распространение знаний посредством кодификации.
Повышение эффективности национальной системы стандартизации приведет к принципиальному расширению применения стандартов в машиночитаемом формате в индустриальном секторе экономики, в сфере услуг, а также в социально-экономической деятельности в целом, что позволит решить комплексные задачи повышения качества жизни общества.
Приглашаем к сотрудничеству предприятия и организации Пермского края Контакты ФБУ «Пермский ЦСМ»:
614068, г. Пермь, ул. Борчанинова, д. 85
Телефон: +7 (342) 236-31-00; 236-10-42
Присоединяйтесь к нам: https://t.me/permcsm, https://vk.com/permcsm_club
Государственная служба мер и весов в России, начавшая свое существование 1 января 1845 года, претерпела в начале своего становления большое число реформаций и окончательно систематизировалась только к 1900 году, когда 10 сентября 1900 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие палаток №1 при Императорском Русском Техническом Обществе и №2 при Петровском коммерческом училище. Палатка №3 была открыта в Москве 19 сентября 1900 г. при Московском Окружном Пробирном управлении. Так закладывались основы создания разветвленной по территории страны метрологической службы.
С момента подписания в 1918 году декрета о введении в Советской России международной метрической системы измерений одновременно началось и необходимое развитие сети поверочных палаток. На территории Дальневосточной республики первая Поверочная палатка была открыта в 1919 г. в г. Чита
Во Владивосток Поверочная Палатка №26 была переведена в июне 1924 года. Решение это было обусловлено, тем, что Владивосток, являясь портом мирового значения, сохранял статус стратегически важного для страны торгового узла. Грузооборот способствовал экономическому развитию промышленных предприятий Приморья – судоремонту, машиностроению, железнодорожной отрасли, и приносил существенные доходы СССР. С 1914 г. Владивостокский морской торговый порт был главным морским портом России. Резко возросший грузопоток – от продовольствия до паровозов и военных орудий, требовал единства измерений при международных расчетах, перевод значений с метрической системы на русскую вызывал много спорных вопросов и закрывал для России некоторые ключевые торговые связи. Учитывая вышеизложенное, а также существенную роль частной торговли и количественное разнообразие применяемых измерителей, Владивосток нуждался в государственном контроле более других городов региона.
Первым руководителем Поверочной Палатки №26 был Абрамов Константин Георгиевич, именно благодаря его опыту и офицерской выдержке был осуществлен не только перевод Палатки из Читы, но и реализовывались основные задачи по наблюдению за единообразием, точностью и надлежащим применением мер и весов, подлежащих обязательной государственной поверке. Под его руководством работы палатки были расширены до поверок, по закону не обязательных, но востребованных местной промышленностью в то время, это поверка термометров, электрических счетчиков, водомеров, газоизмерителей.
Константин Георгиевич Абрамов, возглавляя палатку со штатом всего 4 человека смог организовать скорейший переход средств измерений, применяемых на Дальнем Востоке, с русской на метрическую систему. Для ее внедрения, требовалась коренная ломка старых привычек и представлений, преодоление консерватизма и косности, поэтому сотрудники Палатки помимо поверки занимались пропагандой и популяризацией метрической системы. За первые два года работы Палатки было заклеймено 57136 единиц средств измерений, из них 7153 единиц – забраковано. Кроме этого была проведена огромная работа по изъятию из оборота иностранных измерителей неуставных типов, в большинстве азиатского производства.
В 1924 в Поверочной палатке уже был организован ремонт весов и гирь. В последующие годы при содействии Палатки было создано свыше 60 весоремонтных мастерских. Производство чугунных гирь на Дальзаводе, у Куст и Альберс, мастерской Дальпогруза в г.Владивостоке, мастерской Дутова и Сидельникова в г.Никольск – Уссурийском позволяло своевременно обеспечивать нужды производственных и торговых предприятий тех времен.
Благодаря работе Константина Георгиевича деятельность Палатки широко ценилась всеми чинами местного руководства, которые оказывали всяческое содействие работе Государственных поверителей.
В 1926 году начались первые работы с выездом госповерителя и ремонтных бригад на места эксплуатации средств измерений. Первым районом такой работы стал район Уссури. Необходимость работы по всей территории края была обусловлена более свободным положением, в отличие от центральной России, частной торговли в Приморье, и развитием отраслевых предприятий рыбной, горнорудной, лесной, золотодобывающей промышленности.
В 1928-1929 гг. работы Палатки были расширены поверкой метров и измерительных лент. Штат палаты уже насчитывал 9 человек. Активная работа сотрудников палатки способствовала развитию метрологических служб предприятий судостроения и энергетики.
В 1933 году было открыто постоянное отделение в городе Хабаровске, и Владивостокская Палатка стала обслуживать свой район до станции Иман.
С января 1939 года во Владивостоке было образовано Управление мер и измерительных приборов при Приморском Крайсполкоме, которое подчинялось Комитету по делам мер и измерительных приборов при СНК СССР. Также в 1939 году было открыто постоянное отделение в г. Ворошилове-Уссурийском (соврем. Уссурийск), а Управление во Владивостоке переехало в новое помещение по Пекинской улице 26, в котором находилось до августа 1963 года.
С ростом промышленности и транспорта непрерывно расширяется и деятельность Поверочной палатки. В 1940 году освоена поверка манометров, вакуумметров и других приборов.
В годы Великой Отечественной войны Поверочная Палатка достигла особенно большого развития, когда все народное хозяйство было перестроено на удовлетворение нужд фронта. На край легла нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. Приморье также стало практически единственной рыбопромысловой базой страны. Более половины грузов по закону о ленд-лизе перевезли в СССР через порт Владивосток. В эти годы значительно расширилась номенклатура поверяемых приборов, открыты лаборатории линейно-угловых, теплотехнических и электромагнитных измерений. В десятки раз увеличились объемы поверяемых приборов.
В октябре 1955 года Главная палатка была объединена с Комитетом по стандартизации, а Приморское управление переименовано в Приморскую государственную контрольную лабораторию по измерительной технике с подчинением Комитету стандартов, мер и измерительных приборов при СМ СССР.
С 1956 года Приморская государственная контрольная лаборатория начала осуществлять контроль за соблюдением стандартов и технических условий на предприятиях края. Работа по стандартизации в Лаборатории велась по нескольким направлениям: проведение государственного надзора за соблюдением стандартов и качеством выпускаемой продукции на предприятиях края, методическая работа со службами стандартизации предприятий, формирование фонда нормативных документов.
Значительное развитие получила государственная поверочная служба в 1960 – 1970 годах. В связи с активным ростом промышленного и сельскохозяйственного производства потребовалось расширение сети поверочных отделений в крае.
В августе 1970 года Находкинское межрайонное отделение (МРО) было преобразовано в лабораторию государственного надзора и контроля за стандартами и измерительным оборудованием, а в сентябре 1970 открыто МРО в г. Дальнегорске, где располагался центр цветной и горнохимической промышленности – Приморский горнохимический комбинат.
В марте 1975 образовано МРО в г.Спасск-Дальний, где уже через год был введен в эксплуатацию Новосспаский цементный завод, обеспечивающий стратегически важными стройматериалами весь Приморский край., а в июне 1976 – Дальнереченское МРО. В 1968 открыт МРО в г.Арсеньеве под растущие мощности завода «Прогресс», начавшего в 1969 производство вертолётов типа Ми-24А.
В 1985 году вышел приказ Госстандарта о преобразовании лаборатории в Центр стандартизации и метрологии, и вот с этого времени появилась привычная аббревиатура «ЦСМ»
В 1980 году на первый план выдвигается управление качеством на производстве, и территориальные органы Госстандарта – ЦСМ – помогают создавать и курируют на предприятиях комплексные системы управления качеством продукции. Также ведется работа по присуждению Приморской продукции Знака качества.
С 1992 года в стране началась деятельность по обязательной сертификации продукции. Приморский ЦСМ Росстандарта стал первым на Дальнем Востоке, кто аккредитовал Орган по сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и Орган по сертификации систем менеджмента качества.
В 2018 году в состав Приморского ЦСМ Росстандарта включен путем реорганизации Находкинский филиал, и теперь в Приморском крае окончательно сформировалась единая сеть поверочных подразделений.
Стенограмма выступления П. Д. Бурьянова на ежегодной конференции Совета ТПП РФ по таможенной политике, посвященной актуальным вопросам внешнеэкономической деятельности в современных условиях, 29.12.2023.
«Постараюсь остановиться на основных аспектах того, что касается оценки соответствия с точки зрения ввоза продукции, на что надо обращать внимание, какие у нас есть новшества в связи со всеми, которые происходят в настоящий момент.
Напомню, что вся сертификация происходит в соответствии с утвержденными схемами сертификации, которые включают в себя анализ документации, идентификацию испытания продукции, оценку производства, оформление сертификата. И на этом сертификация не заканчивается, потом еще идет этап нанесения единого знака обращения продукции на рынке и инспекционный контроль.
Почему так подробно про это говорю? Потому что в любом сертификате в соответствии с Решением № 293, где приведена схема сертификации, и, зная эту схему сертификации, любой контролирующий орган понимает вообще, какие следы должны были остаться при оформлении сертификата соответствия, так и в проверке производства. Если были испытания, то это должна быть загруженная декларация на товары на ввоз образца для непосредственно испытаний. В сертификате сейчас указывается (новшество с этого года) фамилия эксперта, который выезжал на проверку производства. Соответственно, все больше и больше следов, и все сложнее и сложнее, конечно, делать сертификат.
Что важно? В 2020 году еще были внесены изменения в закон о техническом регулировании, которые гласят, что при сертификации необходимо проводить инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. И раньше это была просто бумажная процедура, которая была внутри органа сертификации, между органом и изготовителем. На сегодняшний момент это реализовано на уровне Федеральной государственной информационной системы ФГИС Росаккредитации. Сейчас там есть информация о том, когда нужно проходить инспекционный контроль, и, если орган по сертификации в установленный период не загружает во ФГИС информацию о том, что инспекционный контроль пройден, то в течение месяца с того момента, как должен был быть инспекционный контроль, Росаккредитация может приостановить сертификат соответствия. Тем самым, вот эта взаимосвязь между органом по сертификации и изготовителем становится очень острой и даже если орган по сертификации не говорит изготовителю, что надо пройти инспекционный контроль, уже изготовитель сам должен бегать за органом по сертификации и провести инспекционный контроль. Потому что есть вероятность того, что сегодня сертификат действует, а на следующий день он может не действовать. Вы везете продукцию, покупаете ее при действующем сертификате, пока идет время, пока там товар доехал, есть шанс, что сертификат может стать приостановленным.
Соответственно, для того, чтобы этот механизм реализовать, еще пару лет назад были изданы три Постановления Правительства № 934, №935, №936, которые как раз описывали процесс приостановки сертификатов, протоколов и деклараций соответствия. Соответственно, когда началась СВО, начались санкции, то эти Постановления Правительства были приостановлены, но их срок приостановки был только до 1 сентября 2022 года. Соответственно, сейчас вот эти меры по приостановке и отмене сертификата опять действуют, и Росаккредитация это мониторит. Причем мониторит компьютер, настроен форматно-логический контроль. Это делает не человек, с компьютером договориться сложно. Есть программа, она выявляет какие-то несовпадения по срокам, и орган по сертификации получает предписание, что вот есть нестыковки, пожалуйста, объясните. Если ты можешь объяснить, то все хорошо, не можешь объяснить – дальше действуют какие-то санкции.
Соответственно, дальше было Постановление Правительства № 353. Я остановлюсь только на той части, которая касается сертификации – это Приложение № 18, которое посвящено особенностям оценки соответствия. Оно построено на том же принципе с чего я начал, рассказывая про схему сертификации. Все этапы тут описаны, и в тех местах, которые являются наиболее сложными при действующих санкциях, делаются различные отступления. Причем этот документ «живой», на сегодняшний момент с 2022 года в части сертификации уже было сделано 6 или 7 изменений и дополнений, за этим постоянно надо следить. У нас сейчас есть ФГИС Росаккредитации, где можно найти сертификат соответствия, у которого есть определенный статус. Я хотел бы обратить внимание на два статуса – прекращен и недействителен. Несмотря на то, что слова похожие, они имеют за собой принципиально разный смысл для поставщика продукции. Когда сертификат «прекращен», это значит, что были выявлены какие-то нарушения и сертификат с какой-то даты прекращен (эта дата есть во ФГИСе). Но это означает, что та продукция, которая была ввезена до того, как сертификат был прекращен, она ввезена законно. Соответственно, с того момента, как сертификат прекращен, завозить нельзя. Если же у сертификата статус «недействителен», то это означает, что он признан недействительным с момента выдачи и вся продукция, которая по такому сертификату была когда-то ввезена, считается, что она без подтверждения соответствия требования безопасности.
Возвращусь еще к инспекционному контролю. У нас есть инспекционный контроль ГОСТ. Понятно, что сейчас не всегда есть возможность провести инспекционный контроль – то виз нет, то ковид, то еще какие-то события. Физически просто невозможно посетить завод. Соответственно, вот этот стандарт дает возможность перенести инспекционный контроль на полгода, но все загружается во ФГИС (эту информацию во ФГИС тоже надо обязательно загрузить). То есть, все равно обмен с органом сертификации должен быть: надо органам сертификации сообщить, что нет возможности посетить завод. Орган сертификации принимает решение о возможности переноса инспекционного контроля на полгода, загружает это во ФГИС, и тогда во ФГИСе эта информация отражается. Если сделать просто на бумаге, во ФГИС не загрузить, то есть шанс, что сертификат приостановят.
Также Постановление № 353 давало само по себе возможность перенести на срок 6 месяцев инспекционный контроль, но сейчас уже 2023 год, это время закончилось. Еще было Решение ЕЭК № 44, которое также давало возможность переносить на полгода, но оно тоже закончилось, и нового решения ЕЭК почему-то не делает, их позиция, что вот эта эпидемия covid-19 закончилась, визы открыты, можно ездить. На мой взгляд, это, конечно, на самом деле сейчас не совсем так.
Что еще очень важно в Постановлении № 353? Это то, что Постановление № 353 действует на территории Российской Федерации, большая часть продукции подлежит сертификации по техническим регламентам Таможенного союза. Соответственно, когда выпускают сертификат, он действует на территории всех стран Таможенного союза, Постановление № 353 действует только в отношении продукции, которая поставляется на территорию РФ. Так вот одна из вещей была это то, что автоматически продлили все сертификаты на один год, это было в том году. Эта информация появилась во ФГИСе, то есть это компьютерная информация. Естественно, такая информация о том, что сертификат продлен, не появилась на самом бумажном бланке сертификата, и эта информация не появилась на сайте ЕЭК в едином реестре сертификатов соответствия. То есть получилась такая ситуация, что в Таможенном союзе сертификат закончился, а на территории Российской Федерации еще год этот сертификат действует.
Есть особенности ввоза, но они больше касаются импортеров, как можно завозить продукцию для сертификации, где отбирать образцы. Я хотел обратить внимание на очень важный аспект, на то, что Постановление № 353 разрешает не предъявлять на таможне копию сертификата соответствия. Достаточно найти на сайте Росаккредитации, в реестре действующий сертификат, показать ссылку на этот сертификат и на основании этого осуществляется выпуск продукции. То есть, с одной стороны, для тех, кто не является официальным представителем, это вроде хорошо, не надо тратить деньги на сертификацию, можно просто найти результат чужого труда и воспользоваться чужим сертификатом, и, соответственно, для тех, кто вкладывал деньги, кто является официальным представителем изготовителя, отвечает за продукцию – это, конечно, такой «минус», потому что ты тратишь деньги, стараешься, а кто-то пользуется результатом твоего сертификата и более того, есть изменение, которое говорит о том, что не нужна доверенность, для того, чтобы пользоваться чужим сертификатом. То есть, просто находишь на сайте свою продукцию, показываешь, что умеешь пользоваться поиском на сайте и вот выпустите продукцию.
И самое главное изменение, которое есть в Постановлении № 353 – это упрощенное декларирование. Что это такое? Это такая процедура, которая позволяет импортеру зарегистрировать на сайте Росаккредитации декларацию о соответствии продукции. Эта декларация отличается от той декларации, от сертификата, к которой мы привыкли в общем-то, всем. В декларации не указывается наименование регламента, которому соответствует продукция. Вы просто говорите о том, что продукция хорошая. Делается это на основании каких бы то ни было заводских иностранных протоколов испытаний, надо просто перевести первую страницу на русский язык. Заходит туда директор компании со своей цифровой подписью, через сайт госуслуг, под его ответственность. Ну как уже говорил, это действует только на территории Российской Федерации, в этом случае, соответственно, знак ЕАС на продукцию не наносится. Это продлено до 1 сентября 2024 года, и уже есть проект изменений, это продляется до конца следующего года. Ну это уже получается третий перенос. Соответственно, на какую продукцию это распространяется? Это распространяется на любую продукцию, которой нет в приказе отдельном Минпромторга. Это тоже отдельная история, что в настоящий момент у нас этих приказов 6 или 7. Это точно так же, как вот есть приказ Минпромторга с перечнем продукции под параллельный импорт, который регулярно изменяется, точно так же вот базовый приказ – это № 1522.
Соответственно, когда везется продукция, и вы хотите завести ее по упрощенной декларации, надо обязательно зайти и проверить эти приказы, убедиться, что нет нового приказа и надеяться, что пока продукция идет, еще один приказ не появится.
Ну еще одна особенность – это отбор проб. То есть, если ГОСТ, которым мы пользуемся, говорит о том, что при серийном выпуске продукции мы обязаны делать отбор образцов непосредственно на заводе, что тоже в общем-то связано со сложностью, надо попасть на завод, а Постановление № 353 разрешает нам отбирать образцы уже здесь, когда они сюда завезены. Это вот основные изменения, которые у нас есть в области сертификации.
Спасибо за внимание!»
Купцы Кузнецовы
С начала XIX века представители династии купцов Кузнецовых начали открывать заводы по производству фарфора. Место для первого завода было выбрано с залежами хорошей глины в подмосковном селе Гжель. Спустя 20 лет купцы решили расширить производство и построили завод в селе Дулево. С 1870-х годов Матвей Сидорович Кузнецов поставил перед собой цель: объединить все частные фарфоровые заводы в России. Начал скупать разоряющиеся предприятия. Сначала завод в Тверской губернии, принадлежавший Ауэрбаху и уже тогда поставлявший продукцию императорскому двору. После этой покупки завод стал называться «Товарищество Кузнецова в Твери». В 1892 году Кузнецов купил завод Гарднера в Вербилках.
Выпуская фарфор, фаянс, майолику, промышленник сформировал сеть фабрик по стране, стандартизировал технику производства, поэтому конкурентам было сложно сравниться по качеству с кузнецовскими товарами.
Одним из самых известных и масштабных заказов Матвею Сидоровичу были кружки, которые входили в подарки для раздачи пришедшим на Ходынское поле в честь коронации Николая II. Примечательно, что кружки в 1896 году были сделаны с гербом, а официальный статус «Поставщик Двора Его Императорского Величества» был присвоен Кузнецову только в 1902 году.
Ландрин
В 1848 году Федор Ландрин открыл небольшое производство по выпуску карамели. Он был уже достаточно опытен в деле, ведь до этого работал в кондитерской на Невском проспекте, владельцы которой являлись швейцарцами. Однако добился успеха Федор не столько благодаря опыту, сколько невнимательности. Однажды забыл упаковать конфеты в бумагу поштучно, но такие карамельки разошлись на удивление быстро. Заметив, как это выгодно, Федор начал работать еще усерднее, чтобы открыть собственную мастерскую. В 1880 году получил статус «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Вдова Ландрина не смогла продолжать дело, поэтому продала компанию в 1913 году. А после революции бизнес попал под национализацию. Завод продолжал существовать, во время блокады Ленинграда здесь выпускалась продукция для армии. В 1992 году марка стала называться «Первый кондитерский комбинат «Азарт».
Брокар
Генрих Брокар, получив деньги за продажу нового способа производства концентрата духов, в 1864 году купил небольшой завод и стал выпускать мыло. Помимо качества, Брокара отличали нестандартные подходы к производству. Так, он первый, кто стал ориентироваться на разные слои покупателей. Для детей вырезались буквы, для взрослых подбирались формы шара или огурца.
Выпускались «Народное мыло» и дешевые помады для крестьян. Не упускал Брокар возможности представить продукцию императорской семье. Так, во время визита дочери Александра II в Москву Брокар преподнес принцессе подарок. После чего стал поставщиком двора герцогини Эдинбургской, позднее – российского императорского дома и испанского королевского двора.
Вплоть до революции дело Брокара продолжали сыновья. С 1918 года «Товарищество Брокар и К» было переименовано в Государственный Замоскворецкий Парфюмерно-мыловаренный завод № 5 Позже компания стала называться «Новая Заря». Среди множества ароматов, созданных на фабрике, самыми известными остаются духи «Красная Москва», выпущенные в 1925 году.
В начале XX века жизнь бывших крупнейших поставщиков изменилась. Кто-то закрыл заводы, кто-то эмигрировал, кто-то попал под национализацию, а кто-то спустя время смог вернуться на рынок и существует по сей день.
При советской власти во много раз увеличились объемы выпускаемой продукции во всех областях, однако в погоне за количеством нередко забывали о качестве товаров. Когда необходимость решения этой проблемы стала очевидна, вернулись к системе проверки товаров и поощрения лучших.
Знак качества СССР
В 1962 году появился «Закон о товарных знаках», в 1967-м вышло и положение о государственном Знаке качества СССР. Знак присваивался на три года, причем на основе аттестационной комиссии и только на товары высшего качества.
Множество товаров такой знак сопровождал вплоть до 1993 года. После распада Советского Союза пришлось разрабатывать новые системы стандартов качества.
В 2013 году Минпромторг решил возродить систему сертификации в России. В 2015 году Правительство РФ учредило Российскую систему качества, которая разрабатывает специальные стандарты и занимается мониторингом качества товаров: образцы закупаются в магазинах, тестируются в аккредитованных лабораториях. Если российский товар получает высокие оценки экспертов, то после аудита производства на таком товаре появляется российский Знак качества.
За прошедшие 300 лет поменялись технологии производства, стандартизации и модернизации, однако главным на протяжении времени остается стремление производить качественную продукцию.
Как получить и где оформить сертификат ГОСТ Р
В начале надо изучить единые перечни продукции и понять, относится к ним ваша продукция или нет, а потом определить, какой оформлять документ: сертификат или декларацию о соответствии.
Суть у сертификата и декларации одинакова – подтвердить соответствие, но процедура отличается. Сертификат оформляет аккредитованный орган по сертификации, а декларацию оформляет и подписывает сам заявитель с помощью или без помощи специалистов центра сертификации.
Сертификат можно оформить только на компанию-резидента России: юридическое лицо (ООО, АО, ПАО и т.д.) или индивидуального предпринимателя (ИП). На физлицо, в том числе самозанятого, оформить сертификат нельзя.
Быстрая бесплатная консультация у наших специалистов
Сама процедура сертификации зависит от схемы сертификации, но в общих чертах выглядит так:
Этапы могут изменяться в зависимости от конкретной продукции, стандарта, который распространяется на продукцию и выбранной схемы сертификации (серия, партия, одно изделие или оценка типа/вида). Есть продукция, для которой требуется проверять каждую партию товара и проводить инспекционный контроль, для какой-то продукции инспекционный контроль проводится ежегодно, а для какой-то он вовсе не обязателен.
Вид продукции и схема сертификации влияют на стоимость сертификации и на сроки проведения работ. Нельзя сказать точную цену и сроки оформления, не поняв потребности заявителя и не разобравшись в продукте, который нужно сертифицировать.
Для оформления сертификата РФ необходимо подать заявление в орган по сертификации, который аккредитован на необходимую продукцию. Вы можете обратиться в наш орган по сертификации, проконсультируем вас по всем вопросам вашей продукции и разъясним, действие каких требования на неё распространяется, что нужно для сертификации в вашем случае и проведем необходимые работы.
Резюме
Сертификат ГОСТ Р показывает соответствие продукции требованиям национальных стандартов (ГОСТ). Необходимость оформления обязательного сертификата нужно проверять в перечне продукции к ПП РФ от 23 декабря 2021 г. № 2425. Наличие сертификата открывает товарам двери на рынок России. Но только России, не путайте с сертификатом ТР ТС.
Процесс сертификации отличается для разных изделий и схемы работы. Сертификат можно сделать только на юрлицо или ИП.