- Расходы на обслуживание госдолга России
- Увеличение расходов
- Внутренний и внешний долг
- Общий объем госдолга
- Планы по долгу
- Снижение доли расходов на национальную экономику
- Прогнозируемые расходы в других разделах
- Состав расходов по разделам
- Расходы в Российском Бюджете
- Исторический контекст
- Планируемые расходы
- Изменения в расходах
- Социальная Политика
- Безработица
- Увеличение расходов
- Национальная Экономика
- Увеличение ассигнований на развитие транспортной системы
- Сокращение расходов в разделе Национальная экономика
- Обеспечение расходов доходами
- Основные показатели федерального бюджета на 2024–2026-й
- Доходы и расходы государственного бюджета – 2024
- Какой курс доллара заложен в бюджет на 2024 год в России
- Какая инфляция заложена в бюджете-2024–2026
- Дефицит бюджета РФ – 2024–2026
- Расходы на здравоохранение в госбюджете на 2024 год
- Расходы на образование и науку
- Социальная поддержка населения в бюджете РФ на 2024 год
- Расходы на оборону в России
- Резюме
- Как правительство собирается резко увеличить параметры федерального бюджета
- Расходы бюджета
- Почему обслуживать госдолг станет дороже
- К чему может привести рост расходов на обслуживание госдолга
Расходы на обслуживание госдолга России
Расходы на обслуживание госдолга России превысили 5% всех затрат бюджета. Их доля в общем объеме расходов достигла 5,2%, это выше значений последних лет, отмечает Счетная палата в аналитической записке по исполнению федерального бюджета за девять месяцев. Эксперты отмечают, что Россия вступила в зону риска, но пока он несущественный
Увеличение расходов
Расходы на обслуживание российского государственного долга за девять месяцев 2022 года выросли на 237 млрд рублей, или на 30,4%, до 1,018 трлн рублей, пишут Ведомости со ссылкой на аналитическую записку Счетной палаты.
По данным аудиторов, затраты на обслуживание госдолга достигли 5,2% от общих бюджетных расходов на 1 октября, что выше значений предыдущих лет.
Внутренний и внешний долг
Расходы на обслуживание внутреннего долга за девять месяцев увеличились на 238,7 млрд рублей (плюс 35%), до 921 млрд рублей, а расходы на обслуживание внешнего долга снизились на 1,5 млрд рублей (минус 1,5%, или $11,4 млн), до 96,4 млрд рублей.
Общий объем госдолга
Общий объем госдолга за девять месяцев уменьшился на 1,4 трлн рублей (минус 6,9%), по состоянию на 1 октября госдолг составил 14,6% прогнозируемого ВВП.
В частности, внешний долг сократился на $3,1 млрд, или на 5,2%, по сравнению с показателем на 1 января, до $56,6 млрд.
Планы по долгу
По закону о федеральном бюджете на ближайшую трехлетку, в этом году российский госдолг увеличится до 23,4 трлн рублей (внутренний — до 18,9 трлн рублей, внешний — 4,5 трлн рублей) с 20,9 трлн рублей по итогам 2021 года. В следующие три года рост продолжится.
Год | Объем госдолга |
---|---|
2023 | 25,4 трлн рублей (20,7 внутренний, 4,7 внешний) |
2024 | 27,7 трлн рублей (22,8 внутренний, 4,9 внешний) |
2025 | 29,9 трлн рублей (25 внутренний, 4,9 внешний) |
Эксперт БКС мир инвестиций Валерий Емельянов отметил, что средний уровень нагрузки на бюджет в развивающихся странах в последние годы составлял 5–15%, но у особо закредитованных он может превышать треть бюджета. Россия пока только вошла в зону риска, сказал он. Он связал рост с внеплановым увеличением бюджетных расходов и нежеланием расходовать средства ФНБ. Существенных рисков в таком росте расходов на обслуживание госдолга нет, сказал главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
Рост госдолга в этом году должен составить порядка 12%, еще 8% планируется прибавить в следующем, напомнил Емельянов, — обслуживание вырастет ориентировочно в пределах 20% в течение еще одного года, а доля трат поднимется ближе к 6%. В конце года расходы бюджета традиционно возрастают, поэтому доля трат на обслуживание госдолга по итогам 2022 года останется в районе 5%, считает Васильев. В 2023 году расходы на обслуживание госдолга уменьшатся и составят около 5% общих расходов бюджета, ожидает он.
Снижение доли расходов на национальную экономику
Доля госрасходов на национальную экономику в 2024 году снизится до 10,7%, на социальную политику выделяется 21,1% всех расходов, а на оборону — 29,3%, следует из пояснительной записки к проекту бюджета.
Читать в полной версии
Доля расходов по направлению Национальная экономика в общей структуре расходов федерального бюджета в 2024 году станет самой низкой с 2007 года, а по направлению Социальная политика — минимальной с 2011 года. Это следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов (в версии от 21 сентября; есть у РБК, ее подлинность подтвердил федеральный чиновник) и исторических данных Минфина.
Бюджетные ассигнования по направлению Национальная экономика на 2024 год запланированы в объеме 3,93 трлн руб. — это 10,7% в общей структуре расходов (минимум с 2007 года — в 2006-м доля расходов на экономику составила 8,1%), или 2,2% прогнозируемого ВВП, что, в свою очередь, является минимумом с 2008 года. Для сравнения: за период 2015–2021 годов в среднем доля расходов на национальную экономику составляла 15,2%, или 2,8% ВВП, следует из данных Минфина.
Прогнозируемые расходы в других разделах
Действующий закон о федеральном бюджете (на 2023–2024 годы) предполагал, что расходы на экономику в 2024 году составят 12,4% общих расходов.
РБК направил запросы в Минфин, Минэкономразвития, Минтруд и пресс-службу правительства.
Состав расходов по разделам
Проект бюджета предполагает следующее:
- Общие расходы: 36,6 трлн руб.
- Доходы: 35 трлн руб.
Наибольшая доля расходов приходится на раздел Национальная оборона — 29,3% (10,7 трлн руб.), что эквивалентно 6% ВВП. В 2023 году расходы по данному направлению, по оценке, актуальной на 1 августа, составят 6,4 трлн руб., следует из пояснительной записки.
Конец статьи.
Расходы в Российском Бюджете
Второе по величине направление бюджетных расходов — Социальная политика: на нее в проекте бюджета выделяется 7,71 трлн руб., что составляет 21,1% всех расходов. Это самая низкая доля как минимум с 2011 года (до этого действовала другая классификация бюджетных расходов, когда значительная часть социальных расходов записывалась в межбюджетные трансферты). В среднем за 2015–2021 годы доля социальной политики в расходах федерального бюджета составляла 28%.
Исторический контекст
Исторически расходы на социальную политику лидировали в распределении бюджетных расходов. Максимальный уровень расходов на соцполитику достигался в 2020 году (30,6% от всех расходов), что объяснялось социальной поддержкой населения в период пандемии коронавируса.
Планируемые расходы
При этом в номинальном выражении расходы на соцполитику и экономику заложены немного в большем объеме, чем на 2024 год предусматривал текущий бюджет. Год назад в 2024 году предполагалось потратить 7,3 трлн руб. на социальную политику и более 3,5 трлн руб. на национальную экономику.
Изменения в расходах
Социальная Политика
По направлению Социальная политика запланировано уменьшение ассигнований по сравнению с предусмотренными в действующем бюджете на плановый 2024 год.
Безработица
Безработица в России в июле побила очередной исторический минимум, составив 3%. Ожидается, что в 2023–2026 годах повышенный спрос на труд и меры правительства по развитию рынка труда приведут к сохранению уровня безработицы на исторически минимальных 3,1%.
Увеличение расходов
По ряду статей финансирование будет увеличено по сравнению с запланированным ранее:
- Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы
- Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих
Национальная Экономика
В проект бюджета (в разделе Национальная экономика) заложены необходимые средства на развитие производств в таких ключевых отраслях, как:
- Автопром
- Радиоэлектроника
- Станко- и машиностроение
- Авиа- и судостроение
- Производство лекарств и медицинских изделий
Министр экономического развития Максим Решетников также отметил предусмотренное финансирование технологической повестки, развития искусственного интеллекта и прорывных технологий.
Увеличение ассигнований на развитие транспортной системы
Как следует из пояснительной записки к проекту бюджета, в 2024 году планируется увеличить ассигнования на приоритетные мероприятия по развитию транспортной системы (на 31,1 млрд руб.). Также предусмотрено предоставление субсидии ФГУП Научно-исследовательский и конструкторский институт испытательных машин, приборов и средств измерения масс в целях обеспечения функционирования паромной переправы через Керченский залив (в размере 5,7 млрд руб.). Обеспечение деятельности ФГУП Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации также получит дополнительные 5 млрд рублей.
Сокращение расходов в разделе Национальная экономика
Сокращение расходов в 2024 году в разделе Национальная экономика предусмотрено по нескольким направлениям. Правительство одобрило сокращение расходов бюджета на незащищенные статьи на 10% в 2024 году. Это включает в себя расходные статьи, за исключением социальных и оборонных расходов. По данным издания Ведомости, предполагается, что таким образом удастся сэкономить 450 млрд рублей. Планируется сокращение бюджета на 10% также по всем федеральным проектам, включая федеральный проект по развитию Северного морского пути.
Обеспечение расходов доходами
Номинальный ВВП России (с учетом новых регионов) в 2024 году прогнозируется Минэкономразвития почти в 180 трлн рублей. В целом, ВВП в ближайшие три года прогнозируется в среднем на 9 трлн рублей выше, чем весной текущего года. Прогнозируется рост бюджетных доходов почти на 6,4 трлн рублей по сравнению с 2023 годом. Ожидается, что в этом приросте более 1 трлн рублей будет получено от внутреннего и ввозного НДС, что обусловлено увеличением прогнозируемого объема ВВП, ослаблением рубля и улучшением собираемости налога.
Дополнительно, увеличение доходов в 2024 году частично обеспечено за счет разовых решений. Например, в бюджет поступят 755 млрд рублей в 2023–2024 годах, в том числе 604 млрд в 2024 году, за счет специальных экспортных пошлин, привязанных к курсу доллара к рублю. Также в проекте бюджета заложены разовые поступления в размере 850 млрд рублей в 2024 году в составе прочих неналоговых доходов.
По отношению к ВВП доходы увеличатся с 17,3% ВВП в 2023 году до 19,5% в 2024 году, а затем снизятся до 17,6% ВВП в 2025 году, что во многом отражает как раз такие единовременные решения. В то же время правительство приняло «решение не повышать основные налоги», ограничившись «точечной донастройкой», сказал 25 сентября замминистра финансов Алексей Сазанов. Соответственно, расходная часть в 2024 году будет высокой по историческим меркам — 20,4% ВВП, однако к 2025 году правительство планирует выйти на «нормальный уровень» расходов — около 18% ВВП. Покрывать дефицит в 2024 году предполагается в том числе за счет изъятия 1,3 трлн руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Как эксперты объясняют перераспределение бюджета
Бюджет пересматривается в течение года, и «обычно деньги на социальные расходы находятся», напоминает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Что касается финансирования проектов по линии национальной экономики, то сейчас это не находится «в числе первых приоритетов», считает эксперт: «В национальной экономике всегда есть куда потратить, но эти траты можно отложить».
Структура расходов показывает, что «мы углубляемся в новую реальность, реальность военного конфликта», говорит главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. «Секвестр статей, не относящихся к обороне, вполне ожидаем. Основа для этого была заложена еще в 2022 году, когда статьи на национальную экономику и другие разделы снижались в реальном выражении, рост если и был, но ниже или на границе инфляции», — отмечает она. По ее словам, замещение одних расходов другими — «понятный, но скорее негативный тренд», потенциально снижающий долгосрочную налоговую базу.
При этом часть расходов на оборону — например, зарплаты в ОПК — можно отнести к социальным расходам, указывает Донец, поскольку «эти деньги тоже идут в экономику».
Социальные стимулы в год выборов (в 2024 году в России должны пройти выборы президента. — РБК), вероятно, «будут доставлены в экономику», считает Донец. «Но, как показал опыт последних двух выборов, предэлекторальные стимулы делаются единоразово, что не отражается в росте расходов, в отличие, например, от индексации зарплат», — говорит она. Возможно, такие стимулы просочатся в расходы на конец 2023 года или в начале 2024 года, допускает она.
Прогноз по доходам федерального бюджета на уровне 35 трлн руб. в 2024 году выглядит «оптимистично, но не избыточно оптимистично», полагает Мурашов. «Расходы сейчас определяются политикой и необходимостью, а при их определении мало смотрят на доходы: все равно будут прибегать к источникам финансирования дефицита бюджета — тратам из ФНБ и заимствованиям через ОФЗ. Повышение налоговой нагрузки едва ли будет в числе первых вариантов решения проблемы, если реально уровень доходов будет не таким высоким», — говорит он.
«Это не тот Минфин, который обычно занижал доходы и выбирал консервативный прогноз по экономике, — говорит Донец. — Сейчас у нас позитивный базовый прогноз с высокими ожиданиями по собираемости налогов даже без учета последних новаций». По мнению Донец, если «что-то пойдет не так с экономическим ростом и собираемостью доходов», возможны решения вроде разовых сборов или изъятия курсовой ренты, которые принимаются «с колес». В то же время «фронтального повышения налогов, видимо, Минфин действительно будет продолжать избегать», уверена экономист.
Екатерина Виноградова, Виктория Елетина.
Основные показатели федерального бюджета на 2024–2026-й
Основное направление бюджетной политики в 2024–2026 годах смещается с антикризисных мер на поддержку роста ключевых показателей национальной экономики. Исходя из прогноза Минфина, социально-экономическое развитие на ближайшие годы сложится благоприятно, рост ВВП составит 2,2–2,3%.
В 2024 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 28 674 трлн рублей в 2023 году до 35 065 трлн рублей в 2024-м. Он связан с положительными ожиданиями от новых источников дохода и модернизацией законодательства в нефтегазовой сфере, а также с отдельными разовыми поступлениями, уточняется в документе. Уровень доходов в 2025 году прогнозируется в объеме 33 552 трлн рублей. Их снижение по отношению к предыдущему году связывают с единичными денежными поступлениями в 2024 году. При этом в сфере регулярно поступающих доходов рост будет устойчив. Поэтому в 2026 году планируется увеличение доходов до 34 051 трлн рублей.
В конце сентября премьер-министр России Михаил Мишустин подчеркнул, что при подготовке проекта трехлетнего бюджета правительство России постаралось принять выверенные решения и гарантировать исполнение соцобязательств. По его словам, ни одно из них не останется без финансирования.
По проекту бюджет будет дефицитным, однако этот дефицит не превысит 1% ВВП. Для сбалансированности в 2024 году привлекут средства Фонда национального благосостояния России (ФНБ) в размере 1,3 трлн рублей. Помимо ФНБ основными источниками финансирования дефицита казны в 2024–2026 годах будут государственные заимствования РФ. В этот период прогнозируют увеличение госдолга России. По итогам 2024 года объем государственного долга составит 32 502 трлн рублей, 2025 года — 35 875 трлн рублей и 2026 года — 40 088 трлн рублей.
Доходы и расходы государственного бюджета – 2024
Прогнозируемые доходы бюджета в 2024 году составят 35 трлн рублей, в 2025-м — 33,5 трлн рублей, в 2026-м — 34,1 трлн рублей. В соотношении с ВВП доходы государственного бюджета вырастут с 17,3% ВВП в 2023 году до 19,5% в 2024-м, а затем уменьшатся до 17,6% ВВП в 2025 году и упадут до 16,8% ВВП в 2026-м. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, в 2024 году доходы бюджета вырастут почти на 29%.
Планируется значительное увеличение поступлений нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2024 году. Показатели вырастут с 8,8 трлн рублей в 2023 году до 11,5 трлн рублей в следующем. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 34,2%. Это обуславливают изменениями налогового законодательства, а также динамикой валютного курса.
Расходы госбюджета в 2024 году прогнозируются на отметке в 36,6 трлн рублей, 34,4 трлн рублей — в 2025 году и 35,6 трлн рублей — в 2026-м.
В 2024 году планируется направить 300,1 млрд рублей на реализацию национальных проектов. Средства распределят по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. В 2025 году на эти цели из бюджета направят 244,7 млрд рублей, в 2026-м — 250,4 млрд рублей.
Резервный фонд правительства РФ в 2024 году составит 100 млрд рублей, в 2025 и 2026 годах — по 80 млрд рублей. Существенный резерв будет заложен в федеральном бюджете на восстановление новых субъектов страны — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также на укрепление национальной обороны.
Какой курс доллара заложен в бюджет на 2024 год в России
Курс национальной валюты, заложенный в проект бюджета на 2024 год, будет на уровне 80–85 рублей за доллар. Об этом 26 октября заявил первый вице-спикер Госдумы РФ Александр Жуков. При этом среднегодовой курс доллара, по прогнозу Минэкономразвития, составит 90,1 рубля. При этом средняя цена нефти марки Brent составит $85 за баррель, а затем снизится до $80,2 в 2025-м и $76,2 в 2026-м. На прогнозируемый показатель влияет рост доли рубля и национальных валют, уточнили в министерстве.
Какая инфляция заложена в бюджете-2024–2026
Планируется, что инфляция на конец 2024 года превысит целевой показатель Банка России и составит 4,5%, а в 2025 и 2026 годах понизится до 4%. Такие параметры указаны в прогнозе социально-макроэкономического развития на следующий год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Дефицит бюджета РФ – 2024–2026
Расчетные показатели прогнозируемого дефицита государственного бюджета составят в 2024 году 1,6 трлн рублей, в 2025-м — 830,5 млрд рублей, в 2026 году — 1,5 трлн рублей. Объем ВВП по проекту в 2024 году будет 179,956 трлн рублей (рост на 2,3%), в 2025-м — 190,637 трлн рублей (рост на 2,3%), в 2026-м — 202,304 трлн рублей (рост на 2,2%).
Расходы на здравоохранение в госбюджете на 2024 год
В федеральном бюджете для развития сферы здравоохранения предусмотрены и дополнительные средства в размере 7,23 трлн рублей на 2024–2026 годы (в 2024 году расходы составят 1,6 трлн).
В сфере здравоохранения более 200 млрд рублей предусмотрено направить на программу модернизации первичного звена. Планируется построить 1,7 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов, отремонтировать 6 тыс. поликлиник, приобрести 3 тыс. модульных конструкций. Кроме того, план государственных расходов на здравоохранение в ближайший период предусматривает выделение 1 трлн рублей на лекарственное обеспечение.
Для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями планируют дополнительно выделить 6 млрд рублей. На лечение детей с тяжелыми хроническими заболеваниями бюджет увеличат до 200 млрд рублей, а расходы на детский отдых и оздоровление — более чем на 3 млрд рублей.
Расходы на образование и науку
В государственном бюджете расходы на образование будут увеличены до 1,5 трлн рублей в 2024 году. Проект предусматривает направить 111,1 млрд рублей на создание новых мест в общеобразовательных учреждениях и более 60,0 млрд рублей в год на их капитальный ремонт. На выплаты педагогам за классное руководство рассчитывают выделять порядка 90 млрд рублей ежегодно. На горячее питание для школьников бюджет составит более 72 млрд рублей.
На строительство кампусов мирового уровня в проекте федерального бюджета на 2024–2026 годы направят почти 100 млрд рублей. Их построят в Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске. Кроме того, такие кампусы появятся в Нижнем Новгороде, Уфе, Челябинске, на Сахалине, в Томске, но здания планируют строить с использованием средств частных партнеров государства.
Планируется расширить бюджет на реализацию программ профессионального обучения участников СВО и членов их семей, женщин в декрете или с детьми до семи лет, пенсионеров и молодых специалистов. Общая сумма на три года составит 18,6 млрд рублей.
Социальная поддержка населения в бюджете РФ на 2024 год
Социальная политика остается одним из приоритетных направлений для государства на ближайшие три года. Расходы на социальную сферу планируют увеличить на 2 трлн рублей, то есть на 11%. Согласно проекту, прожиточный минимум в 2024 году составит 15 453 рубля, для трудоспособного населения — 16 844 рубля, для пенсионеров — 13 290 рублей, а для детей —14 989 рублей.
МРОТ проиндексируют на 18,5%, выплата составит 19 242 рубля. Такая мера позволит обеспечить рост зарплат для почти 5 млн граждан.
Кроме того, с 1 января на уровень инфляции (7,5%) проиндексируют пособия и пенсии. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии изменится с 7567 рублей до 8134 рублей. Стоимость одного пенсионного балла увеличится со 124 рублей до 133 рублей.
Со следующего года реализуют и повышение социальных детских пособий. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет вырастут с 33 282 рублей до 49 123 рублей, а в 2025 году — до 68 996 рублей.
Материнский капитал в 2024 году составит 630,9 тыс. рублей, в 2025 году увеличится до 659,3 тыс. рублей, а в 2026-м — до 685,7 тыс. рублей. Размер выплаты за второго и последующего ребенка составит в 2024 году 833,8 тыс. рублей, а в 2025 году будет проиндексирован до 871,3 тыс. рублей. В 2026 году выплаты за второго и последующего ребенка достигнут 906 тыс. рублей.
Для проведения в селах коммуникаций, газа, дорог и постройки фельдшерско-акушерских пунктов, домов культуры и спортивных объектов из федерального бюджета выделят 88,6 млрд рублей.
Расходы на оборону в России
Расходы госбюджета на национальную оборону в 2024 году предлагается увеличить до 10,8 трлн рублей, а на национальную безопасность — до 3,4 трлн рублей. Общая сумма составит 14,2 трлн рублей, то есть 38,6% всех расходов федерального бюджета. Минфин планирует, что после 2024 года расходы на оборону можно будет понизить. На 2025 год на оборону зарезервировано 8,5 трлн рублей, а в 2026 году — 7,4 трлн рублей.
С 1 октября 2024 года денежное довольствие военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов будет проиндексировано на 4,5%. Кроме того, проиндексируют пенсии более 2,7 млн бывших военных.
Использован дизайн Freepik
Версия для печати
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует на основе данных Федерального казначейства масштабы и приоритеты финансирования гражданской науки.
Исследования и разработки в России финансируются в основном из средств федерального бюджета. В 2022 г. объем ассигнований из этого источника составил 631,7 млрд руб., за период с 2010 г. величина показателя достигла максимального значения (рис. 1). За этот период в действующих ценах объем ассигнований на гражданскую науку увеличился в 1,5 раза. В пересчете в постоянные цены (т. е. без учета инфляции) прирост оказался не столь значительным (в 2022 г. +4,6% по сравнению с 2018 г.), в итоге уровень 2010 г. оказался превышен лишь на 1,5%.
Динамика бюджетных ассигнований на гражданскую науку опережала темпы роста расходов федерального бюджета в целом даже на фоне непростой экономической ситуации последних лет. По плану на 2023 г. на фундаментальные и прикладные исследования гражданского назначения предполагается выделить 3,1% федерального бюджета (705,9 млрд руб. в действующих ценах), что говорит о расширении масштабов государственной поддержки науки. Впервые такое значение показателя в качестве целевого было установлено еще в 1996 г. (Постановление Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. № 36), однако с 2013 г. эта планка ни разу не достигалась.
Большая доля (60,9% в 2022 г.) ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета традиционно расходуется на поддержку прикладных исследований, направленных в первую очередь на развитие национальной экономики (42,8% ассигнований), здравоохранения (6,9%) и образования (5,7%) (рис. 2). В действующих ценах суммарный объем ассигнований на прикладные исследования вырос с 2010 г. в 2,5 раза (с 155,5 до 384,4 млрд руб. в 2022 г.), однако в постоянных ценах — уменьшился на 5,6%.
Финансирование фундаментальной науки, напротив, увеличивалось опережающими темпами: в 2010–2022 гг. объем ассигнований на эти цели в действующих ценах вырос втрое (с 82,2 до 247,3 млрд руб.), в постоянных — на 14,9%. В результате доля фундаментальных исследований в общем объеме ассигнований на гражданскую науку возросла за этот период с 34,6 до 39,1%.
Средства федерального бюджета, выделенные на исследования гражданского назначения, распределяются в основном посредством государственных программ (ГП) Российской Федерации (рис. 3). В 2021 г. такие расходы были предусмотрены в 35 из 45 действующих на тот момент ГП, а в 2022 г., после консолидации ассигнований федерального бюджета на науку, — в 6 из 48.
Основной по величине расходов на гражданскую науку является ГП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (518,1 млрд руб., 82% общего объема ассигнований в 2022 г.). Почти половина — 247,3 млрд руб. (47,7% общего объема финансирования этой ГП) направлена на поддержку фундаментальных исследований; 270,8 млрд руб. (52,3%) — на прикладную науку.
Ключевым среди главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) в рамках этой ГП является Минобрнауки России (260 млрд руб., или 50,2% в 2022 г.); на втором месте — Минпромторг России — 18,9% (98,1 млрд руб.); далее следуют Госкорпорация «Росатом» — 5,5% (28,6 млрд руб.), НИЦ «Курчатовский институт» — 4,4% (23 млрд руб.) и Минздрав России — 4,4% (22,7 млрд руб.). Доля каждого из прочих ГРБС — менее 2,3%.
Финансирование гражданской науки из средств федерального бюджета осуществлялось в 2022 г. также в рамках ГП «Космическая деятельность России» — 110,8 млрд руб. (17,6% общего объема ассигнований). Основным ГРБС стала Госкорпорация «Роскосмос» (109,4 млрд руб., или 98,7%). В рамках ГП «Развитие здравоохранения» Роспотребнадзору было выделено на науку 2,4 млрд руб. (0,4%). Средства всех госпрограмм, кроме ГП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», были направлены на поддержку только прикладной науки.
Резюме
Проведенный анализ показал, что с 2017 г. расходы федерального бюджета на гражданскую науку неуклонно росли (в действующих ценах). Такой тренд продолжится и в этом году, если бюджет 2023 г. будет исполнен без изменений. Между тем плановые значения расходов на 2024–2025 гг. свидетельствуют о рисках возможного сокращения объемов поддержки науки, что может привести к снижению ее конкурентоспособности и вклада в решение приоритетных задач государства, в том числе в части обеспечения технологического суверенитета и устойчивого социально-экономического развития страны.
Материал подготовили Татьяна Ратай, Екатерина Стрельцова, Ирина Тарасенко
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»: «Ареал компаний-единорогов расширяется»
Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Как правительство собирается резко увеличить параметры федерального бюджета
Одобренный проект документа предполагает рост доходов на треть, а расходов – на 26%
Евгений Разумный / Ведомости
В следующем году правительство ожидает резкого роста доходов и расходов казны, а также сокращения дефицита, следует из материалов к проекту бюджета (есть у «Ведомостей»). Поступления увеличатся на 34% – с 26,1 трлн руб. (17,4% ВВП), которые запланированы в 2023 г., до 35 трлн руб. (19,4% ВВП) в 2024 г. Траты вырастут на 26% – с 29 трлн руб. (19,4% ВВП) в 2023 г. до 36,6 трлн руб. (20,4% ВВП) в 2024 г.
Федеральный бюджет сверстан с дефицитом на все три года: он составит 1,6 трлн руб. в следующем году, 0,9 трлн руб. в 2025 г. и 1,5 трлн в 2026 г. Правительство запланировало сокращение дефицита по сравнению с действующим трехлетним бюджетом (предполагает 2,2 трлн руб. в 2024 г. и 1,3 трлн руб. в 2025 г.).
В 2025 г. доходы федерального бюджета составят 33,5 млрд руб. (17,6% ВВП), в 2026 г. – 34,1 трлн руб. (16,8% ВВП), расходы планируются на уровне 34,4 трлн (18,0% ВВП) и 35,6 трлн руб. (17,6% ВВП) соответственно.
По словам премьер-министра Михаила Мишустина, работа над бюджетом велась на фоне усиления глобальных дисбалансов. «Сохраняется внешнее давление на экономику страны. Благодаря реализации поручений президента и гибкому изменению нормативной базы правительству в координации с Центральным банком удалось нивелировать многие вызовы», – отметил премьер.
В следующем году ненефтегазовые поступления вдвое превысят нефтегазовые, указал Мишустин. Увеличение расходов до 36,6 трлн руб. председатель правительства объяснил значительным увеличением финансирования мер по реализации послания президента Федеральному собранию.
По итогам этого года дефицит планируется на уровне 2,9 трлн руб. (2% ВВП). В июле министр финансов Антон Силуанов допускал, что он может составить до 2,5% ВВП. При этом уже в начале сентября Мишустин отмечал, что устойчивый курс на положительные изменения позволяет рассчитывать на исполнение бюджета в текущем году с дефицитом на уровне первоначального прогноза в 2% ВВП.
Согласно предварительным данным Минфина об исполнении бюджета за январь – август 2023 г., объем доходов составил 17 трлн руб., что на 3,5% ниже аналогичного показателя за тот же период 2022 г. Нефтегазовые доходы снизились на 38% год к году, составив 4,8 трлн руб., ненефтегазовые выросли на 24,2% до 12,2 трлн руб. По предварительной оценке ведомства, объем расходов бюджета за восемь месяцев 2023 г. составил 19,35 трлн руб., что выше аналогичного показателя в 2022 г. на 12%.
Для финансового обеспечения расходов будут привлечены источники финансирования дефицита бюджета с внутреннего рынка, отметил в ходе заседания правительства Силуанов. По его словам, общий объем заимствований составит более 4 трлн руб. ежегодно.
Кроме того, со следующего года Минфин планирует вернуться к расчету параметров бюджетного правила, исходя из базовой цены на нефть ($60/барр.), а не суммы доходов, отметил Силуанов. С начала 2023 г. заработала новая модель бюджетного правила, которая предполагает закупки валюты в резервы на нефтегазовые доходы в случае их превышения над базовым уровнем – 8 трлн руб. на весь год (сумма распределяется по месяцам). О том, что параметры бюджетного правила планируется модернизировать, экономические власти говорили еще в ходе ПМЭФ-2023. Министр экономического развития Максим Решетников отмечал, что «в тех параметрах, о которых мы договорились 1,5 года назад, мы дальше не пройдем». Новая модель предполагает, что, когда слабеет рубль и увеличиваются рублевые доходы от экспорта, власти должны закупать в резервы валюту, что еще больше давит на курс.
Расходы бюджета
Траты на реализацию послания президента будут увеличены с 2,1 трлн руб. в текущем году до 2,5 трлн руб. в 2024 и 2025 гг. и 2,6 трлн руб. в 2026 г., следует из материалов. На финансирование нацпроектов в следующем году правительство планирует выделить 2,8 трлн руб. В 2023 г. на эти цели было заложено 2,86 трлн руб.
Среди основных направлений финансирования нового бюджета – социальные обязательства государства, расходы на оборону, а также на интеграцию новых регионов, технологическое развитие страны и расширение инфраструктуры, говорится в материалах.
На выплату единого пособия правительство планирует потратить за предстоящие три года 4,4 трлн руб. Прогнозируемые расходы на материнский капитал составят 1,6 трлн руб., на программы по улучшению жилищного обеспечения семей с детьми – 482 млрд руб., еще 100 млрд руб. запланировано на поддержку малоимущих граждан. Также правительство заложило расходы в 1 трлн руб. на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
Среди основных расходов в сфере экономики и промышленности – поддержка предприятий гражданского назначения (более 947 млрд руб. за три будущих года) и МСП (67 млрд руб. за три года).
Экономика, по прогнозу Минэка, в 2023 г. вырастет на 2,8%, в 2024 г. – на 2,3%. Дальнейший рост на уровне чуть выше 2% нужно рассматривать как потенциальный с учетом имеющихся трудовых и технологических ограничений, отметил Решетников в ходе заседания. Согласно прогнозу социально-экономического развития, инфляция снизится с 7,5% в 2023 г. до 4,5% в 2024 г. При этом курс, по оценке Минэка, останется слабым – около 90 руб./$ при средней цене на нефть $85/барр.
К концу этого года курс ожидается в районе 94 руб./$, отметил Решетников. В 2024–2026 гг. может сложиться «новое равновесие» на уровне 90–92 руб./$, добавил он.
При принятых гипотезах прогноза социально-экономического развития параметры бюджета выглядят реалистичными, считает директор ИНП РАН Александр Широв. Если в 2023 г. ненефтегазовые доходы лидировали в наполнении бюджета, то в 2024 г. можно ожидать восстановления нефтегазовых доходов, отмечает он.
Новый бюджет предполагает «весьма значимый» рост расходов на социальные выплаты, отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Высказанное министром финансов предложение о «фронтальном сокращении расходов» в проекте не чувствуется, указывает он.
О том, что Минфин выступил с инициативой фронтального сокращения госрасходов в бюджете 2024 г., «Ведомости» писали 4 июля. На заседании правкомиссии по бюджетным проектировкам 29 июня Силуанов предложил ведомствам урезать на 10% незащищенные траты, сообщали «Ведомостям» источники. Позже Силуанов в интервью ТАСС подтвердил эти планы.
Рост поступлений до 20,4% ВВП на 2024 г. выглядит как сильная мобилизация доходов, отмечает директор группы суверенных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Заметно, что правительство не настроено снижать бюджетный импульс в экономике, который необходим для сохранения темпов роста выше 2% ВВП при ужесточении денежно-кредитной политики, указывает руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка Дом.РФ Виктор Тунев. Рост нефтегазовых доходов до 1 трлн руб. в месяц, или 11,5 трлн в год, объясним повышением цены на нефть до $71/барр. и ослаблением курса рубля, говорит эксперт. При этом прогноз по увеличению ненефтегазовых доходов – до 22 трлн из 33,5 трлн руб. – выглядит неправдоподобно, считает эксперт.
Ожидания по ненефтегазовым доходам, очевидно, базируются на прогнозе ВВП и понимании эффекта от стимулирующих мер, которые, по всей видимости, увеличивают эффективную собираемость, говорит Куликов. При реализации более консервативных предпосылок по потенциальному росту есть риски недобора, но в ненефтегазовой части они измеряются величинами порядка 200–400 млрд руб., добавляет он.
До 1 трлн руб. дополнительных поступлений можно получить за счет новых экспортных пошлин, привязанных к курсу рубля, но еще нужно до 2 трлн руб., или 1% ВВП, дополнительных доходов, полагает Тунев. Также источником могут послужить дополнительные дивиденды от госкомпаний, но тогда для снижения давления на инфляцию нужны будут дополнительные продажи валюты или золота из резервов, указывает эксперт.
Главным риском для бюджета будущего года Климанов считает выход из состояния сбалансированности. «Необходимость повышения расходов не может быть быстро покрыта увеличивающимися доходами. При возникновении нового дефицита отрицательные параметры будут только наращиваться», – говорит он. «Думаю, все-таки основные риски должны традиционно лежать в прогнозе нефтегазовых налоговых баз: курс, цены и объемы экспорта», – считает Куликов.
Из-за роста заимствований и увеличения их стоимости, в том числе за счет роста ставок, расходы на обслуживание госдолга вырастут вдвое, прогнозирует Минфин. Но даже при их максимуме в 1,7% ВВП эксперты не видят рисков для бюджета
В ближайшие три года Минфин вдвое увеличит расходы на обслуживание государственного долга, следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».
Согласно прогнозу ведомства, в 2023 году соответствующие траты могут составить 1% от ВВП (1,6 трлн руб.) и дальше продолжат ежегодно расти. В 2024-м по этой статье заложены расходы в размере 1,3% ВВП (2,4 трлн руб.), а в 2025-м — 1,5% ВВП (2,9 трлн руб.). По итогам 2026 года расходы на обслуживание госдолга достигнут 1,7% ВВП — 3,4 трлн руб.
Рост расходов на обслуживание госдолга будет сопровождаться и ростом объема долга. По итогам 2023 года совокупный (внутренний и внешний) госдолг России может составить 29,2 трлн руб., считают в Минфине. По итогам 2024 года объем государственного долга составит 32,5 трлн руб. (18,1% ВВП), 2025-го — 35,9 трлн руб. (18,8% ВВП) и 2026-го — 40,1 трлн руб. (19,8% ВВП), говорится в пояснительной записке к законопроекту о бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов.
Кроме непосредственно роста заимствований на расходы по обслуживанию долга повлияют и высокие ставки, сохраняющиеся в экономике, отмечают опрошенные РБК аналитики. После трех подряд раундов повышения ключевая ставка Банка России сейчас составляет 13% годовых. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предупреждала, что высокие ставки могут сохраняться «продолжительное время».
Почему обслуживать госдолг станет дороже
В 2023 году произошел существенный рост госдолга (как внутреннего, так и внешнего), в том числе за счет государственных гарантий, говорит главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. «Структурная трансформация экономики в условиях западных санкций привела к увеличению роли государства в экономике», — констатирует эксперт.
«Рост заимствований ОФЗ нетто, то есть привлечения с учетом погашений, составит 900 млрд руб. в 2024 году по причине роста государственных расходов сверх нормативов бюджетного правила. Напомню, что в 2024-м бюджетное правило смягчено за счет повышения цены отсечки по нефти до $60 за баррель, что высвобождает около 2 трлн руб. на расходы», — добавляет старший экономист инвестбанка «Синара» Сергей Коныгин.
По итогам 2022 года госдолг составлял 22,8 трлн руб. (14,9% ВВП), из них 18,8 трлн руб. пришлось на внутренний долг, чуть больше 4 трлн руб. — на внешний. В 2023 году Минфин ожидает, что внутренний долг достигнет 23,2 трлн руб., внешний — почти 6 трлн руб., следует из пояснительной записки к закону о федеральном бюджете. Общий уровень госдолга в России находится на очень комфортных уровнях — во многих развивающихся странах он выше 60%, а в развитых выше 110%, отмечает аналитик «Альфа-Капитала» Александр Джиоев.
Одновременно с ростом заимствований растет и их стоимость. Во второй половине 2023 года ключевая ставка стала двузначной, напоминает Коныгин. «1% роста ставки за год приводит к росту расходов свыше 150 млрд руб. в год на обслуживание долга», — дает оценку эксперт.
В дальнейшем ставка может расти, не исключает Васильев. По его прогнозу, до конца 2023 года ЦБ может повысить ее с текущих 13 до 15%, а в 2024-м средняя ключевая ставка может составить 12%. «В результате возрастут доходности ОФЗ и стоимость обслуживания госдолга», — говорит эксперт.
Минфин разместил несколько выпусков ОФЗ с плавающей ставкой (ОФЗ-ПК с привязкой к ставке межбанковского кредитования RUONIA), и вместе со ставкой будет расти стоимость обслуживания и по старым долгам. «Новые заимствования тоже увеличивают эту статью расходов, но не так сильно», — отмечает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.
К чему может привести рост расходов на обслуживание госдолга
Но даже максимальный показатель расходов на обслуживание долга в 1,7% ВВП собеседники РБК не считают создающим риски для бюджета. С очень низкого уровня расходы поднимаются до достаточно низкого, оценивает ситуацию Табах. По его мнению, и расходы в 2% на обслуживание государственного долга будут достаточно безопасны для бюджета. С тем, что 2% также являются комфортным уровнем, согласен и Васильев.
В последние годы расходы на обслуживание государственного долга не превышали 1% ВВП, что было связано со стабильной траекторией роста экономики, продолжает Коныгин. Но этот показатель нельзя назвать эталоном, считает эксперт. «С 2020 года политика Минфина стала более мягкой для выхода из кризиса. Поддержка экономики усилилась через бюджетный канал. Бюджетное правило было смягчено. Сейчас такие условные показатели лишены смысла», — объясняет эксперт.
«До 2020 года бюджет был в очень хорошем положении, а в 2020-м и большую часть 2021-го ставки были на исторически низком уровне — поэтому низким был долг, низкими ставки, и все вместе давало низкие расходы на обслуживание», — соглашается Антон Табах.