- №810360-7 законопроект :: система обеспечения законодательной деятельности
- Дети-сироты иркутской области получат больше тысячи квартир в 2021 году
- Дети-сироты могут получить жилье и после 23 лет
- Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями – иркутская область. официальный портал
- Очередь в никуда. как рост цен на квартиры ударил по омским сиротам
- Постановление правительства свердловской области от 04.02.2021 № 43-пп ∙ официальное опубликование правовых актов ∙ официальный интернет-портал правовой информации
№810360-7 законопроект :: система обеспечения законодательной деятельности
Карточка законопроекта /проекта постановления
Карточка законопроекта/проекта постановления содержит информацию по законопроекту/проекту постановления и его стадии рассмотрения.
В режиме просмотра карточки законопроекта/проекта постановления доступны следующие действия:
1. Настроить отображение событий на вкладке ЭРК по событиям (с документами);
2. Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления;
3. Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ;
4. Добавить отзыв к законопроекту/проекту постановления;
5. Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления;
6. Добавить законопроект/проект постановления в избранное;
7. Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления;
8. Подписаться на законопроект/проект постановления;
9. Скачать архив по законопроекту/проекту постановления;
10. Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления;
11. Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям;
12. Видеоописание функционала страницы.
Информация по законопроекту/проекту постановления
- паспортные данные законопроекта – общая информация по законопроекту/проекту постановления;
- стадии рассмотрения – стадии рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления;
- ЭРК по событиям (с документами) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям и размещенные документы;
- хронология (без документов) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям;
- отзывы – отзывы к законопроекту/проекту постановления ;
- поправки – поправки к законопроекту/проекту постановления;
- видеозаписи – видеоматериалы размещенные к законопроекту/проекту постановления (доступно только для Интернет-портала).
Настроить отображение событий на вкладке ЭРК по событиям (с документами)
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” существует 2 варианта просмотра событий на вкладке ЭРК по событиям (с документами):
- по хронологии – события отображаются по дата регистрации;
- по процедуре – события отображаются последовательно согласно процедуре рассмотрения.
Нажать на кнопку “Свернуть все” – на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” на вкладке ЭРК по событиям (с документами) будут отображаться только стадии прохождения.
Для того чтобы отобразить события, решения и документы нажать кнопку “Развернуть все события”.
Если к событию размещено много документов часть из них скрыта, отобразить их можно нажав на кнопку “Развернуть все документы в событиях” или ссылку “Показать еще” в списке размещенных к событию документов.
Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления
Стадии рассмотрения, которые отображаются на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления ” служат так же элементом навигации.
Для того, чтобы перейти к определенной стадии рассмотрения законопроекта, нажать на иконку соответствующей стадии.
Осуществляется переход к выбранной стадии, все события стадии подсвечиваются зеленым цветом.
Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ
Для того, чтобы скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ необходимо нажать на ссылку с наименованием документа.
На локальный компьютер пользователя загружается файл в соответствующем формате.
Добавить отзыв к законопроекту/проекту постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” перейти на вкладку “Отзывы”.
Нажать кнопку “Добавить отзыв”
Открывается форма “Добавить отзыв на законопроект”, в которой необходимо заполнить следующие реквизиты:
- Категория отзыва;
- Краткое содержание отзыва.
При необходимости прикрепить файл.
Нажать кнопку “Сохранить” – отзыв отображается на вкладке “Отзывы” в ЭРК законопроекта/проекта постановления.
Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)” нажать кнопку “Добавить заметку”.
Открывается форма “Заметки пользователей”.
Нажать кнопку “Сохранить” – в карточке законопроекта/проекта постановления будет отражена сохраненная зметка, а также на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователяотобразится сохраненная заметка.
Добавить законопроект/проект постановления в избранное
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Добавить в избранное”.
В результате выходит сообщение об успешном добавлении объекта законотворчества в “Избранное”.
Нажать на ссылку в сообщении “Перейти на страницу избранного” – открывается страница “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.
Нажать на кнопку “Добавить” – открывается форма “Добавить в подборку”.
Выбрать существующую или добавить новую подборку.
Нажать кнопку “Сохранить”- законопроект добавлен в выбранную или в новую подборку.
Войти в раздел “Избранное/Подписки” через интерфейс личного кабинета пользователя.
Нажать на кнопку “Подборки ОЗ“.
Из списка доступных выбрать подборку- система предоставит доступ только к тем ОЗ, которые добавлены в выбранную подборку.
Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Режим редактирования”.
Открывается страница “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)”.
Подписаться на законопроект/проект постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Подписаться”.
Открывается форма подписки на законопроект/проект постановления.
Задать параметры подписки.
Нажать кнопку “Применить” – настройки подписки на законопроект/проект постановления сохранены, законопроект/проект постановления добавлен в список на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.
Скачать архив по законопроекту/проекту постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления нажать на кнопку “Скачать архив”.
Выбрать вариант для скачивания “Все документы” или “По процедуре”. Информация будет скачена на локальный компьютер пользователя в виде архива с расширением .exe
Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Печать”.
Откроется форма “Печать”.
После настройки параметров печати нажать кнопку “Печать”.
Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “RSS подписка на обновления по событиям”.
В новой вкладке браузера откроется страница с возможностью подписаться на веб-канал.
Видеоописание функционала страницы
Дети-сироты иркутской области получат больше тысячи квартир в 2021 году
Для детей-сирот в Иркутской области в 2021 году будет выделено 1 186 квартир. Еще 160 сиротам выдадут сертификаты на общую сумму в 256 млн рублей, заявил во время послания губернатор региона Игорь Кобзев.
По словам главы Приангарья, еще год назад он обозначил вектор на открытость власти и по-прежнему убеждается, что только при общении с людьми можно увидеть реальную картину положения вещей.
– Яркий пример работы с жалобами – обеспечение жильем детей сирот. В 2020 году для них куплено 832 квартиры и через сертификаты еще 127. В 2021 году поручаю купить 1186 квартир и предоставить 160 квартир через сертификаты на общую сумму 256 млн рублей. Также в этом году будут достроены два дома для детей сирот в Иркутске и Шелехове, – отметил губернатор Игорь Кобзев.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Подписывайтесь на наш Instagram
18.03.2021
Дети-сироты могут получить жилье и после 23 лет
Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.
Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья.
Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.
Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.
Важно знать, что с 01.01.2021 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2021 года или после 01 января 2021 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2021 г.), а с 01 января 2021 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.
Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Даная позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в определении Свердловского областного суда от 25.01.2021 г. № 33-803/2021, в кассационном определении Пермского краевого суда от 30.05.2021 г. № 33-5189/, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04.06.2021 г. № 33-4187.
Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями – иркутская область. официальный портал
Указ Губернатора Иркутской области от 7 декабря 2020 года № 344-уг «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, жилые помещения которых расположены в многоквартирных домах на территории города Тайшета Иркутской области и признаны непригодными для проживания» скачать
В соответствии со статьей 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 2021 года № 164 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» осуществляется предоставление детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.
1. В соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенным в список, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
2. Жилые помещения предоставляются по заявлениям лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенных в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
3. Заявление о предоставлении жилого помещения представляется лицами, указанными в части 2 настоящей статьи (далее в настоящей статье – лица, достигшие возраста 18 лет), в орган опеки и попечительства по месту жительства.
Для рассмотрения заявления о предоставлении жилого помещения необходимы следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность лица, достигшего возраста 18 лет;
2) документы, подтверждающие окончание срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях (в случаях, указанных в абзаце втором части 2 настоящей статьи);
3) решение органа опеки и попечительства или решение суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным либо свидетельство о заключении брака (в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия);
4) документ, выданный органом регистрации прав, подтверждающий отсутствие жилых помещений в собственности лица, достигшего возраста 18 лет;
5) документ соответствующего органа опеки и попечительства об отсутствии у лица, достигшего возраста 18 лет, сохраненного права пользования жилым помещением или документ, подтверждающий отсутствие права лица, достигшего возраста 18 лет, на пользование жилым помещением по договору социального найма в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, выданный органом местного самоуправления;
6) документы, указанные в пунктах 3 – 11 части 3 статьи 3 настоящего Закона (для лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона, в отношении которых вынесены решения об установлении факта невозможности проживания, в случае если со дня принятия данного решения прошло не менее шести месяцев);
4. Орган опеки и попечительства рассматривает заявление о предоставлении жилого помещения и документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, и принимает решение об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения либо об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения в течение тридцати календарных дней со дня обращения лица, достигшего возраста 18 лет.
При принятии решения об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, в списке проставляется отметка о дате поступления заявления.
Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения принимается в случае несоответствия лица, достигшего возраста 18 лет, категории лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, либо в случае непредставления лицом, достигшим возраста 18 лет, обязательных к представлению документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Подача указанных заявления и документов, их регистрация, уведомление лица, достигшего возраста 18 лет, о принятом решении, его обжалование осуществляются в порядке, предусмотренном для подачи заявления и документов для установления факта невозможности проживания, их регистрации, уведомления лица о принятом решении, его обжаловании, установленном частями 4, 5, 7, 9 статьи 3 настоящего Закона.
5. Для предоставления жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, орган по управлению имуществом в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности Иркутской области на жилое помещение представляет в орган опеки и попечительства информацию о месте нахождения жилого помещения и его общей площади.
Орган опеки и попечительства в течение десяти календарных дней со дня получения указанной информации представляет в орган по управлению имуществом сведения о лице, достигшем возраста 18 лет, в отношении которого принято решение об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения, в хронологической последовательности, исходя из отметки о дате поступления указанного заявления и наличия письменного согласия в случае, предусмотренном абзацем вторым части 3 статьи 2 настоящего Закона. Сведения о лицах, достигших возраста 18 лет, обратившихся с заявлением в один и тот же день, представляются в алфавитном порядке.
6. Не позднее двадцати календарных дней со дня включения в установленном законодательством порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот органом по управлению имуществом принимается решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, сведения о котором представлены органом опеки и попечительства в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения не позднее тридцати календарных дней со дня вынесения данного решения.
3 июля 2021 года вступил в законную силу Закон Иркутской области от 21 июня 2021 года № 49-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».
В соответствии с указанным Законом полномочия по рассмотрению заявлений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений, и, соответственно, по ведению списка на предоставление жилых помещений, а также определения лиц, которым будут предоставляться жилые помещения, переданы министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Министерство имущественных отношений Иркутской области в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот будет осуществлять формирование специализированного жилищного фонда, предоставлять детям-сиротам жилые помещения, осуществлять контроль их использования.
По вопросам формирования и ведения списка детей-сирот гражданам необходимо обращаться в органы опеки и попечительства по месту жительства, либо по телефону: 8-800-100-22-42, (8-3952) 25-33-07.
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот
В марте-апреле 2020 года министерством имущественных отношений Иркутской области приобретены жилые помещения в следующих муниципальных образованиях: г. Ангарск, г. Усолье-Сибирское, г. Черемхово, г. Слюдянка, г. Усть-Илимск, г. Братск, г. Зима.
Ведется строительство 240 жилых помещений в г. Иркутске и 117 жилых помещений в г. Шелехове.
В соответствии со сформированным планом-графиком закупок в апреле 2020 размещены заявки на приобретение жилых помещений в муниципальных образованиях: г. Бодайбо, г. Свирск, г. Усть-Кут, г. Тулун, г. Нижнеудинск, г. Тайшет, г. Иркутск, г. Байкальск, Усольский район, Усть-Удинский район, Жигаловский район, Балаганский район, Иркутский район.
Прием граждан по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам осуществляется специалистами жилищного отдела по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, д. 1, кабинет № 5 (режим работы с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00, тел. (3952) 25-99-60).
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 28 декабря 2021 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее –Закон № 164-ОЗ) детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 Закона № 164-ОЗ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее – жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется общей площадью 33 квадратных метра.
В целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями детям-сиротам предоставлены жилые помещения (98 квартир), расположенные в многоквартирных домах № 105, 105/1, 105/2 по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. Транспортная. Распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 16 июня 2020 года № 58-394-мр указанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими реконструкции.
В целях обеспечения детей-сирот, проживавших в жилых помещениях по вышеуказанному адресу, жилыми помещениями соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для постоянного проживания граждан, принят указ Губернатора Иркутской области от 7 декабря 2020 года № 344-уг «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, жилые помещения которых расположены в многоквартирных домах на территории города Тайшета Иркутской области и признаны непригодными для проживания» о предоставлении гражданам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения которых расположены в многоквартирных домах на территории города Тайшета Иркутской области, признаны непригодными для проживания, мер социальной поддержки по обеспечению жильем по их выбору в виде:
1) предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения;
2) предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области.
Очередь в никуда. как рост цен на квартиры ударил по омским сиротам
Льготная ипотека подняла цены на жилье в Омске минимум на четверть. Это ударило не только по рядовым потребителям, но и по одной из самых социально уязвимых категорий — детям-сиротам, которые годами ждут очереди на квартиры.
В начале года министерство имущественных отношений региона традиционно объявило серию аукционов на квартиры для детей-сирот. Судя по данным сайта госзакупок, ни один из них не состоялся по причине отсутствия заявок. Сорвана оказалась и изрядная часть торгов, проводившихся в конце 2020 года.
При этом раньше квартиры (33 кв. м) выкупали у застройщиков по цене 1.4 млн рублей в Омске и 1.3 млн в районах. С ноября городское жилье выставлялось на торги уже за 1.6 млн, затем — 1.7 млн. В мартовских и апрельских лотах начальная цена выросла до 2.1 млн рублей за квартиру (в районах она осталась на уровне 1.3 млн). То есть меньше чем за полгода жилье для сирот в Омске подорожало почти на 700 тыс. рублей, но и по этой цене строители не пожелали продавать его региону.
Всего с начала года провалилось 70 аукционов на квартиры в Омске по 1.7 и 2.1 млн рублей и 32 — по 1.3 млн в районах.
В сообществах детей-сирот в социальных сетях по этому поводу заметна тревога. Звучат вполне резонные вопросы.
«Друзья, просто крик души… С начала года на аукционах выставили 40 квартир! 20 по стоимости 1700 тыс и 20 по 2100 тыс. Ни один аукцион не состоялся, квартиры не купили. Почему такая отвратительная ситуация в Омске? У меня решение суда от сентября 2021 года. Получу ли я в этом году?» — пишет одна из девушек, ждущая очереди.
«В этом году квартиры выросли из-за низкой ипотечной ставки вполовину! Получается, что они на эту сумму могут купить вполовину меньше квартир… И что делать? Те дома, которые раньше стоили 300 000, — сейчас миллион! Развалюхи!» — беспокоится другой подписчик.
При этом в ноябре — декабре из более чем 150 аукционов успешно завершились 48. Городское жилье по 1.6 и 1.7 млн выкупили у ООО «СМУ-5 Стройбетон «Восточное» и ООО «Омский комбинат панельного домостроения». Также около 20 квартир удалось купить у сельских подрядчиков. Этим, по-видимому, экстренно закрыли выполнение целевых показателей за 2020 год — уже по повышенной цене.
В очереди на жилье в Омской области стоят уже более 8 тыс сирот, и с каждым годом список пополняется на 700–800 человек, сообщала ранее заместитель министра образования Омской области Оксана Груздева. Средства (федеральные и областные) выделяются на покупку 200–250 квартир в год. В 2020 году сиротам предоставили 204 квартиры, в 2021 — 234. То есть очередь растет опережающими темпами. Предоставляются прежде всего квартиры, по которым сироты уже выиграли суды, но и по судебным решениям регион сейчас «закрывает» 2021 год.
В 2021 году сиротам планируется выдать 259 квартир.
Будет ли в связи со сложившейся ситуацией закуплено меньше помещений или последуют дополнительные вливания из бюджета — об этом Город55 поговорил с замглавы минимущества Лилией Гулиевой.
По ее словам, на срыв аукционов повлиял не только скачок цен. Заместитель министра называет несколько причин. Во-первых, из-за пандемии застройщики перенесли сроки сдачи многих домов с 2020 на 2021 год, соответственно, рынок сейчас пуст.
«Как правило, продуктивные аукционы у нас идут во втором-третьем квартале года, поскольку в это время застройщики как раз вводят дома», — отмечает она.
Во-вторых, Гулиева признает, что застройщикам невыгодно участвовать в аукционах на существующих условиях. С 2021 года действуют изменения в законодательстве, которые устанавливают 25%-ю норму количества квартир, которые можно приобрести для сирот в одном доме. Раньше в одном доме закупалось большее число квартир, и застройщики проектировали под них целые подъезды.
«Кроме того, у нас есть норма — квартира должна быть не менее 30 кв. метров. Если рассчитывать нашу норму — 25% квартир в доме с учетом потребности 30 кв. метров площади, проектировщикам, по сути, нужно делать новый проект. Мы с 2021 года активно поднимаем эту тему. С этой проблемой столкнулись абсолютно все регионы», — говорит она.
По ее словам, эта проблема уже в стадии решения: сейчас рассматриваются очередные поправки к законодательству, которые должны поднять квоту с 25% до 50% квартир в одном доме. Однако в силу они вступят не раньше второй половины года.
Третья причина, почему застройщики не участвуют в аукционах, — отставание предлагаемой цены от рыночных реалий. Из-за резкого роста цен на жилье этот разрыв сильно вырос, поэтому в октябре 2020 года власти региона были вынуждены законодательно изменить ценовую политику — теперь она привязана к рынку.
«Раньше максимальная цена базировалась на статистических данных — а мы видели, какой в прошлом году был рост стоимости жилья. С октября по ноябрь за две недели цена поднялась на 18%. Мы прекрасно понимали, что застройщики по нашим ценам не пойдут, и мы „привязались“ к рынку. Сейчас мы определяем начальную цену аукциона на основании анализа рыночных цен. Это позволило нам в кратчайшие сроки приобрести 48 квартир в конце прошлого года, уже практически на грани фола», — рассказывает замминистра.
Разницу между «статистикой» и рынком будут компенсировать из бюджета Омской области. Таким образом, ситуация со скачком цен не должна фатально повлиять на показатель обеспеченности сирот жильем, но станет дополнительным бременем для налогоплательщиков. Сейчас «переплата», как видно выше, составляет до 700 тыс. рублей за одну квартиру. Их же за год должны купить 259.
Застройщики, в свою очередь, объясняют ситуацию невыгодными для себя условиями. Глава «Стройбетона» Олег Золотов, компания которого прежде активно участвовала в подобных торгах, говорит, что не видит встречного движения со стороны властей. По его словам, в предыдущие годы торги закрывались даже не по рыночным ценам, но в ответ строители ждут неких преференций.
«В прошлом году мы же закрыли эту проблему, договорились, нашли схему. Этот год еще не закончился, все зависит от властей. Мяч на их стороне. Договоримся — закроем проблему, не договоримся — пусть думают, как это сделать. Мы ждем просто нормального отношения. В прошлые годы мы шли на уступки и продавали не совсем по рыночным ценам. Взамен хотелось от властей каких-то встречных движений. А на сегодня мы погрязли в судах с администрацией (мэрия подала в суд на „Стройбетон“ из-за строительства школы в Амуре-2 — прим. ред.), о каких договоренностях может идти речь? Подождем, суды закончатся, потом посмотрим», — прокомментировал Золотов Городу55.
Каких преференций ждут застройщики, он не стал уточнять.
Впрочем, в минимущества не оценивают ситуацию как критическую и уверены, что застройщики во второй половине года все же заявятся на торги.
«Мы видим, как рынок востребован, регулярно разбирается и новое, и вторичное жилье. Но вместе с тем мы оптимисты. У нас есть свои потенциальные застройщики, которые понимают всю важность проблемы, поэтому, думаю, нужное жилье мы приобретем. То, что застройщик к нам придет, я не сомневаюсь», — говорит Гулиева.
По ее мнению, ажиотажный спрос на «первичку» не должен сильно повлиять на квоты для сирот, так как это отдельный сегмент рынка — однокомнатные квартиры площадью 33 кв. метра. У тех, кто прибегает к льготной ипотеке, востребованы больше двух- и трехкомнатные квартиры, соответственно, ниша остается частично свободной.
Что касается районов, там стоимость жилья пока фиксирована — 40.4 тыс рублей за кв. метр, то есть около 1.3 млн за квартиру. С учетом роста цен на материалы, транспортировку, застройщикам невыгодно заниматься жильем для сирот, поэтому в сельской местности также собираются привязать цены к рынку, как уже сделали в городе. Кроме того, в районах есть серьезные проблемы с формированием земельных участков под строительство жилья для детей-сирот. Этот вопрос сейчас контролирует губернатор. 50 участков уже выделили.
Потенциально проблему могут помочь решить жилищные сертификаты — фактически выделение денег напрямую сиротам, чтобы они могли купить жилье самостоятельно, без сложностей госсистемы закупок. По словам Гулиевой, вопрос введения этой меры в Омской области сейчас решается. При этом инициативу оценивают крайне неоднозначно.
«Это самый дешевый механизм — откупиться от детей-сирот. Человек купит на сертификат какую-то хибару, а остальные деньги обналичит. Органы опеки не смогут это контролировать. Еще одна проблема — цены снова взлетят, и что делать с этим сертификатом?» — говорит Альберт Сарбалаев, председатель общественной организации «Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны».
При этом Гулиева считает, что мера может быть эффективной для сирот, которые уже состоялись и хотят улучшить жилищные условия. Дело в том, что дети, получая квартиру, не могут распоряжаться ей минимум пять лет — это считается периодом постинтернатной адаптации. Выпускаясь из детских домов и приемных семей, дети часто не умеют распоряжаться бюджетом и становятся мишенью мошенников. В этом состоит риск жилищных сертификатов. Однако в очереди стоят уже и взрослые люди со своими семьями, которым сертификат помог бы, к примеру, сразу купить большее по площади помещение.
«Как у любого нововведения, у него есть как сторонники, так и противники. Жилищный сертификат — всего лишь одна из дополнительных мер поддержки детей-сирот. Среди них есть люди более взрослые, у которых уже есть работа, жилье, материнский капитал. Это не так, что мы всех обязываем пользоваться только этой мерой поддержки. Сирота будет выбирать сам», — отмечает замминистра.
В то же время эксперты считают, что проблему с обеспечением сирот жильем нужно снять с ответственности регионов, поскольку у них в реальности нет ресурсов ее решать. Аналогичные проблемы и в других субъектах, из соседей по Сибири худшими в 2020 году стали Алтайский край, Республики Алтай и Тыва — в последней уровень обеспеченности сирот жильем составил менее 1%.
«Мы много раз говорили, что нужно снимать ответственность с регионов, у них нет механизмов обеспечить жильем всех детей-сирот, должна быть все-таки отдельная федеральная программа, которую будет курировать Министерство строительства РФ. Минпросвещения разрабатывает отдельный закон, и главная победа — полномочия будут переданы в Минстрой», — говорит Альберт Сарбалаев.
Недостатки и в правилах, которые государство диктует застройщикам, и в устаревшем законодательстве, и в нехватке финансирования. В результате проблема из года в год лишь частично закрывается волевыми решениями, а изменения на рынке недвижимости становятся дополнительным бременем для бюджета.
Льготная ипотека, хотя и поддержала застройщиков в коронавирусный год, привела к целому комплексу проблем. Из-за ажиотажа на рынке и роста цен на жилье пострадали не только простые потребители. Под угрозой срыва оказались аукционы на квартиры для детей-сирот. Чтобы привлечь застройщиков, область пошла на привязку закупок к актуальным рыночным ценам, что легло дополнительным бременем на бюджет Омской области. Власти надеются, что за счет бюджетных компенсаций целевые показатели по обеспеченности сирот жильем удастся выполнить, однако это все равно капля в море. Проблема носит системный характер и, по всей видимости, должна разрешаться с участием федерации.
Постановление правительства свердловской области от 04.02.2021 № 43-пп ∙ официальное опубликование правовых актов ∙ официальный интернет-портал правовой информации
§
§