Что-то не так с кимберлийским процессом
Иэн Смилли, один из архитекторов Кимберлийского процесса (КП), заявил о своем выходе из состава руководства НПО «Partnership Africa-Canada». 2 июня 2009 года он дал интервью газете «Le Temps», в котором связал свою отставку с крайне низкой эффективностью КП в ряде алмазодобывающих стран:
Бразилии, Кот-д’Ивуаре, Гане, Венесуэле, Зимбабве, Гвинее, а также с неконтролируемым оборотом алмазов на Ближнем Востоке – в Ливане. Фактически Иэн Смилли признал провал Схемы сертификации КП, подтвердив возможность приобретения теневыми дилерами Сертификатов КП с помощью коррупционных схем и даже назвав примерную стоимость такой сделки:
Мы могли бы подискутировать с Иэн Смилли по поводу размера взятки – по нашей информации, в странах, которые он упоминает в своем интервью, а также в дюжине других, не менее цивилизованных государств – членов КП, получение пресловутого сертификата обходится контрабандистам на порядок дешевле.
Но принципиальной картины это не меняет, и мы охотно согласимся с разочарованным Иэн Смилли в том, что КП оказался неэффективен в достижении декларированных целей. Поскольку никакого секрета это печальное обстоятельство давно уже не составляет, было бы весьма любопытно ответить на вопрос – почему прозрение посетило Иэна Смилли именно сейчас, во время беспрецедентного кризиса алмазного рынка?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим пример, иллюстрирующий роль и значение НПО при решении задач регуляции глобальных рынков. В середине 90-х годов XX столетия началась бурная кампания за запрет противопехотных мин, инициированная НПО «Помощь норвежского народа» (Норвегия).
Шокирующие фото оторванных конечностей мирных обитателей африканских и азиатских стран, в которых в разные годы широко практиковалось применение противопехотных мин, заполнили страницы популярных изданий, общественные деятели типа принцессы Дианы произносили гневные речи в адрес производителей мин с экранов ТВ; разумеется, не остался в стороне и Голливуд («Чистильщик» с Дольфом Лундгреном, 1998 год).
Инициатива норвежских НПО была одобрена ООН, и в марте 1999 года вступила в силу «Конвенция о запрещении противопехотных мин», которую ратифицировали около 150 стран. Весьма примечательно, что вступление в силу означенной «Конвенции» практически совпало по времени с бомбардировками Белграда, когда осколки боеголовок «томагавков» отрывали конечности мирных обитателей Сербии не менее успешно, чем противопехотные мины – у африканцев. Но этот процесс как-то ускользнул от внимания норвежских НПО.
Маниакальная борьба мировой общественности за запрещение именно противопехотных мин, а не каких-либо иных средств уничтожения живой плоти, только на первый взгляд казалась откровенным идиотизмом. Конвенция ООН способствовала резкому сокращению производства и запасов противопехотных мин традиционных конструкций, изготовленных с помощью относительно простых и доступных технологий: быстро и эффективно ликвидируется весьма емкий сектор мирового оружейного рынка, на котором доминировали Китай, Болгария, Венгрия и производители из стран СНГ.
Достаточно узкий круг специалистов владел информацией о том, что практически одновременно со стартом глобальной кампании по запрещению противопехотных мин, в США была принята программа «Intelligent Mine Field» — «Разумное минное поле», в разработке которой приняли участие также фирмы, представляющие ВПК западноевропейских стран.
Фактически речь идет о минном вооружении, изготовленном с применением новейших технологий, доступных исключительно самым развитым экономикам мира. Затраты только на исследовательскую часть «Intelligent Mine Field» превышают $30 млрд. Но дорогая «интеллектуальная» мина будет востребована на рынке только после того, как с рынка уйдет «оружие бедных» — классическая дешевая мина.
Остается только гадать, заявят ли представители НПО «Помощь норвежского народа» о своем разочаровании, когда продукция «Intelligent Mine Field» появится на оружейных салонах, или обратят свой праведный гнев на напалм, или, к примеру, термобарические заряды. Свою (и немалую) лепту в регулирование оружейного рынка они внесли – такова объективная реальность.
«Кимберлийский процесс» стартовал чуть позже движения за запрет противопехотных мин, но ряд ключевых особенностей этих инициатив удивительным образом совпадали. В 1998 году НПО «Global Witness» и «Partnership Africa-Canada», выразившие озабоченность финансированием региональных конфликтов и террористических формирований за счет теневого алмазного трафика, продемонстрировали блестящую информированность по проблеме, источники которой до сих пор остаются не вполне ясными.
Алмазному рынку был предъявлен немалый счет: сотрудничество (пусть и вынужденное) с незаконными вооруженными формированиями и финансовая подпитка региональных конфликтов, нещадная эксплуатация детского труда и, наконец, самое страшное – использование алмазного трафика мусульманскими террористами.
Весь этот кошмар, по мнению общественников, так отрицательно сказывался на имидже отрасли, что потребители уже готовы были бежать от «кровавых» бриллиантов, как от чумы. Оторванные конечности, изможденные детские лица старателей и фото из досье функционеров «Хезболла», скупавших алмазы, дабы вооружать радикальных последователей Магомета, в изобилии появились на страницах популярных изданий; разумеется, не обошлось и без Голливуда – «Кровавый алмаз» с ДиКаприо даже более впечатляющ, чем «Чистильщик» с Лундгреном.
Как и движение за запрещение противопехотных мин, «Кимберлийский процесс» получил полную поддержку ООН, и в 2002 году в Интерлакене (Швейцария) была утверждена Схема сертификации КП, призванная не допустить в легальный оборот алмазы, добытые в зонах вооруженных конфликтов и не допустить к торговле алмазами криминальные и террористические структуры.
Таким образом, главным средством борьбы со злом была выбрана банальная бюрократическая процедура, что автоматически гарантировало провал всей инициативы, учитывая уровень коррупции в значительном числе стран, традиционно связных с мировым алмазным рынком. Наконец, через семь лет, Иэн Смилли нашел в себе мужество сказать это публично.
Кимберлийский процесс — механизм транспарентности легального международного оборота алмазов
(Одинцов С. В.) («Юрист», 2009, N 6)
КИМБЕРЛИЙСКИЙ ПРОЦЕСС — МЕХАНИЗМ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ ЛЕГАЛЬНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ОБОРОТА АЛМАЗОВ
С. В. ОДИНЦОВ
Одинцов С. В., старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права юридического факультета РУДН, кандидат юридических наук.
Обеспечение легального международного оборота алмазов весьма актуально для России, обладающей значительными запасами данного ресурса, в том числе как для государства — участника Кимберлийского процесса. В связи с этим большое значение приобретают международно-правовые аспекты в данной сфере.
Provision of legitimate international turnover of diamonds is topical for Russia, which has considerable reserves of this resource, also as a suite — participant of Kimberley process. In this connection international-law aspects acquire a gmit importance in the said sphere <*>. ——————————— <*> Odintsov S. V. Kimberley process as a mechanism of transparency of legitimate international turnover of diamonds.
ФОРМИРОВАНИЕ КИМБЕРЛИЙСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА
Это международное сообщество названо по имени южноафриканского города, где прошла первая международная конференция по борьбе с «конфликтными» алмазами. В мае 2000 г. по инициативе ЮАР, Ботсваны и Намибии представители правительств стран — производителей и потребителей необработанных алмазов, а также торговых, ограночных компаний и ряда неправительственных организаций провели в г. Кимберли (ЮАР) встречу для поиска путей решения проблемы «конфликтных» алмазов (за счет контрабандной продажи алмазов, нелегально добываемых на неподконтрольной официальным властям территории, нередко финансируются антиправительственные вооруженные группировки в Африке). Эта инициатива получила поддержку ООН, что выразилось в принятии ряда резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, призывающих к исключению «конфликтных» алмазов из международного торгового оборота. В Резолюции A/RES/55/56 Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 2000 г. («Роль алмазов в разжигании конфликтов: разрыв связи между незаконной торговлей необработанными алмазами и вооруженными конфликтами как вклад в предотвращение и урегулирование конфликтов») <1>, в частности, содержится призыв к принятию мер всеми соответствующими сторонами, включая страны, занимающиеся добычей, обработкой, экспортом и импортом алмазов, а также алмазную промышленность, к разрыву связи между алмазами и вооруженными конфликтами и обращенный ко всем государствам призыв в полном объеме осуществлять меры Совета Безопасности, направленные на разрыв связи между торговлей алмазами из зон конфликтов и поставками оружия, горючего или других запрещенных материальных средств повстанческим движениям. ——————————— <1> Резолюции 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (с 51 по 100) // http://www. un. org/russian/documen/aadocs/55sess/55reslis1.htm.
Основная задача Кимберлийского процесса — противодействие проникновению на мировой рынок так называемых кровавых алмазов, нелегально добытых и направляемых на финансирование региональных конфликтов и международных террористических группировок. Согласно условиям этого международного договора все алмазы должны сопровождаться сертификатами, свидетельствующими о том, что камень был добыт вне зоны военных действий. До того, как заработал механизм Кимберлийского процесса, объем торговли конфликтными алмазами составлял около 4% рынка, а в текущей ситуации — около 1%. В схеме сертификации Кимберлийского процесса (KPCS) фактически участвуют 74 страны. Благодаря Кимберлийскому процессу алмазный бизнес становится более прозрачным из-за раскрытия информации по объемам добычи и реализации необработанных алмазов по странам — участницам процесса, которые ранее не были доступны.
ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КИМБЕРЛИЙСКОГО ПРОЦЕССА — СЕРТИФИКАЦИОННАЯ СХЕМА
Основным документом, регулирующим торговлю алмазами в рамках Кимберлийского процесса, является схема сертификации, принятая на министерской встрече в г. Интерлакен (Швейцария) в ноябре 2002 г. и вступившая в действие с 1 января 2003 г. Ее цель — исключить проникновение в нормальный (легальный) товарооборот алмазов, добытых в зонах вооруженных конфликтов и нелегально введенных в оборот. Государства, присоединяющиеся к Кимберлийскому процессу, в соответствии со своими национальными условиями, традициями и местом на алмазном рынке разрабатывают на основе схемы сертификации и реализуют национальные сертификационные схемы. Главным инструментом схемы сертификации призваны служить национальные сертификаты, сопровождающие и подтверждающие легальность каждой партии необработанных природных алмазов, пересекающих границы стран — участниц Кимберлийского процесса. Другим важным элементом схемы является создание системы внутреннего национального контроля с целью недопущения «конфликтных» алмазов в цепочки «добыча — сортировка — экспорт» или «импорт — огранка — реализация». Еще одной важной составной частью является обязательное представление странами — членами Кимберлийского процесса ежегодных статистических данных по добыче, экспорту, импорту необработанных алмазов, сведений об изменениях в законодательстве, полномочиях и структуре органов, ответственных за осуществление положений сертификационной схемы, а также реквизитов сертификатов Кимберлийского процесса, сопровождающих партии необработанных алмазов. Согласно схеме сертификации все участники Кимберлийского процесса должны требовать и обеспечивать, чтобы все необработанные алмазы, предназначенные для экспортно-импортных операций между странами-участницами, имели сертификат Кимберлийского процесса, а также подлежали ввозу и вывозу на основании специально оговоренных статей в таможенно-тарифных законодательных актах стран-участниц, которые должны гарантировать, что ни одна партия необработанных алмазов не будет продана в страну, не участвующую в Кимберлийском процессе, обеспечивать доступность и сохранность оригиналов сертификатов Кимберлийского процесса как минимум в течение трех лет. Среди тех, кого эта сертификационная схема непосредственно касается, — экспортеры и импортеры алмазного сырья, грузоотправители и получатели (среди которых могут быть также и ювелирные компании), геологоразведочные и горнодобывающие компании, изготовители инструментов, оборудования и землеройной техники, гранильные и полировочные заводы и т. п. Еще раз стоит отметить, что Кимберлийский процесс запрещает странам-участницам торговые операции алмазным сырьем со странами-неучастницами, но несмотря на это ограничение, он продолжает набирать авторитет и влияние. В рамках Кимберлийского процесса обеспечивается контроль (в форме сертификации) экспортно-импортных операций, покрывающих до 98% объема мирового оборота алмазов. Фактически расширяется «мандат» Кимберлийского процесса: от «конфликтных алмазов» к регулированию мировой торговли этим товаром в целом.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРТИФИКАТОВ КИМБЕРЛИЙСКОГО ПРОЦЕССА
Сертификаты выдаются офисом Кимберлийского процесса на основании заявления установленного образца, подаваемого от имени экспортера или импортера сырья. На каждом сертификате присутствует уникальный серийный номер, указаны место добычи и подтверждение того, что в посылке нет «конфликтных» алмазов. Срок действия такого сертификата — 90 календарных дней, после чего он утрачивает силу. На каждую отдельную поставку требуется отдельно выданный сертификат, который должен быть предъявлен как при вывозе из страны-экспортера, так и при ввозе в страну-импортер. В сертификационной схеме содержатся минимальные требования к национальным сертификатам (они должны иметь название, дату выдачи, срок действия, стоимость партии алмазов в долларах США и вес в каратах, данные об органе, выдавшем сертификат, содержать некоторые другие сведения и быть защищенными от подделки). Практика показала, что страны-участницы с разных позиций подошли к вопросам выпуска и использования сертификата в следующих вопросах, не оговоренных в схеме сертификации: возможность изменения маршрута поставки, наличие отрывного возвращаемого талона сертификата, обязательность подтверждения доставки, что затрудняет получение точной статистики. Отдельная проблема — разночтения в определениях ключевых понятий и терминов, связанных с сертификацией и торговым оборотом алмазов. В настоящее время идет доработка основных параметров сертификатов в направлении их унификации. Выдвинуто предложение использовать данные, вносимые в сертификаты Кимберлийского процесса, в качестве официальной статистики мировой алмазной торговли. Формирование и анализ статистической базы данных по добыче и торговле необработанными природными алмазами — один из наиболее сложных вопросов деятельности Кимберлийского процесса. Сохраняются значительные расхождения в подходах отдельных государств к предоставлению данных. Совершенствуются основные критерии и методика анализа представляемой странами первичной статистической информации. Основные предложения по этому вопросу сводятся к тому, чтобы на начальном этапе упростить методологию анализа и принять за точку отсчета данные по торговле, содержащиеся в национальных сертификатах.
СТРУКТУРА, РУКОВОДЯЩИЕ И РАБОЧИЕ ОРГАНЫ КИМБЕРЛИЙСКОГО ПРОЦЕССА
На конец 2008 г. Кимберлийский процесс объединяет 49 стран и Евросоюз, представляющий 27 государств (общее количество участников — 75) <2>. В 2007 г. к Кимберлийскому процессу присоединились Демократическая Республика Конго и Либерия (были исключены за несоответствие сертификационной схеме), а также Турция, в 2008 г. — Мексика. Выразили намерение присоединиться еще около 10 стран, в том числе Бахрейн, Замбия, Камерун, КНДР, Мали, Тунис (правительство Туниса официально направило соответствующий запрос в Комитет по участию). ——————————— <2> http://www. kimberleyprocess. com/
Внутри Кимберлийского процесса различаются три группы: непосредственно участники, кандидаты в участники и наблюдатели. Термин «наблюдатель» применяется к профессиональным и общественным организациям, чьей функцией являются контроль и содействие. В настоящее время у Кимберлийского процесса три наблюдателя: Всемирный алмазный совет (World Diamond Council), в качестве представителя алмазной индустрии, а также две общественные организации — Глобальный свидетель (Global Witness) и Содружество Африка — Канада (Partnership Africa Canada). Неправительственные организации делают особый акцент на тематике прав человека, пытаются выступать генераторами идей, критическими аналитиками Кимберлийского процесса в целом и отдельных стран в частности. Они внимательно наблюдают за ситуацией в мировом алмазном бизнесе, организуя пропагандистские кампании с использованием СМИ. «Кандидатами» называют те страны, которые пока по каким-либо причинам не отвечают минимальным требованиям для получения статуса «участник». Структура управления Кимберлийского процесса проста и функциональна. Ежегодно на пленарном заседании из числа участников избирается председательствующая страна и Председатель. Председатель Кимберлийского процесса избирается консенсусом на один год. Председатель несет ответственность за организацию работы по обмену информацией, подготовку документации, проведение межсессионных и пленарных встреч. Существенным элементом работы Председателя является контроль за выполнением странами-членами требований схемы сертификации. Он организует инспекции по проверке в страны, где имеются существенные признаки несоответствия сертификационной схеме. Значительные функции отводятся Председателю в механизмах разрешения споров между участниками по вопросам осуществления сертификационной схемы и принятия решений о присоединении стран к Кимберлийскому процессу или их исключении из его состава. В помощь Председателю определен Секретариат Председателя — выполняет информационные, технические и организационные функции. Формируется и финансируется государством-председателем. До настоящего времени страны-члены не выдвигали официально каких-либо инициатив по институциализации Кимберлийского процесса, возможного создания постоянного Секретариата. Внутри Кимберлийского процесса работают три группы по таким вопросам, как контроль за исполнением единой сертификационной схемы (группа мониторинга), по статистике, т. е. сбор информации и аналитика мирового товарооборота алмазного сырья (группа статистики), по аллювиальной добыче, которая занимается специфической проблематикой стран с преобладанием россыпных месторождений и кустарных, старательских методов добычи, а также группа технической экспертизы. Кроме того, есть два комитета, один из которых занимается вопросами членства в Кимберлийском процессе, другой — по правилам и процедурам определяет кандидатов на позиции вице-председателей. Здесь важно заметить, что вице-председательствующая страна избирается консенсусом на один год и автоматически вступает в полномочия председательствующей на очередной год после завершения полномочий предыдущего председателя.
УЧАСТИЕ РОССИИ В КИМБЕРЛИЙСКОМ ПРОЦЕССЕ
Российская Федерация присоединилась к Кимберлийскому процессу в июле 2000 г. и с тех пор принимает активное участие в его работе. В 2005 г. Российская Федерация являлась Председателем (возглавлял российское председательство Президент Республики Саха (Якутия) В. А. Штыров). В этом качестве Россия сосредоточилась на дальнейшем укреплении Процесса и повышении эффективности его работы. Постановлением Правительства Российской Федерации N 67 от 6 февраля 2003 г. <3> предусмотрен сертификат вывоза необработанных природных алмазов, подтверждающий их российскую принадлежность. Постановлением Правительства Российской Федерации N 527 от 27 августа 2003 г. <4> установлено, что при ввозе в Россию необработанных природных алмазов осуществляется проверка наличия сертификата Кимберлийского процесса. А 15 октября 2003 г. принят Государственной Думой и 19 февраля 2004 г. вступил в силу Федеральный закон, позволяющий рассекретить данные о производстве и торговле природными алмазами. Приказами Минфина и МЭРТ России установлен порядок публикации статистических данных по добыче необработанных природных алмазов в Российской Федерации и экспортно-импортных операциях с ними. Принят ряд ведомственных инструкций и приказов по порядку работы с сертификатами Кимберлийского процесса. В соответствии с Положением о Министерстве финансов России данный орган осуществляет организацию реализации международной схемы сертификации необработанных природных алмазов. ——————————— <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 67 «О введении в Российской Федерации сертификатов вывоза необработанных природных алмазов» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 7. Ст. 641; Российская газета. N 30(3144). 2003. 15 февраля. <4> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2003 г. N 527 «О сертификатах на ввоз необработанных природных алмазов на территорию Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 35. Ст. 3443; Российская газета. N 173(3287). 2003. 2 сентября.
Пока сохраняется неопределенность относительно юридического статуса схемы сертификации Кимберлийского процесса и представляемых Председателем списков стран-участниц, с которыми можно осуществлять торговые операции с природными алмазами; не утвержден порядок применения штрафных санкций за внутрироссийские нарушения требований схемы сертификации. Учитывая, что в настоящее время доля алмазов, которая находится вне сертификации, составляет порядка одного процента от мировой добычи, следует отметить положительную роль Кимберлийского процесса в решении задачи вывода из теневого оборота процессов добычи и реализации необработанных алмазов. Дальнейшее развитие сообщества видится во внедрении сертификации для процессов огранки и реализации ювелирных изделий с бриллиантами, которая позволит вывести из тени еще большую часть алмазного бизнеса, а также будет способствовать справедливому распределению и честной конкуренции на этом рынке. И как подтверждение значимости Кимберлийского процесса можно рассматривать то, что члены ВТО согласились в 2006 г. продлить на шесть лет решение, позволяющее странам блокировать торговлю алмазами, доходы от которой идут на финансирование вооруженных конфликтов <5>, т. е., для того чтобы выполнять требования Кимберлийского процесса, государствам-членам необходимо прибегать к некоторым мерам, которые в обычных условиях являлись бы нарушением обязательств в рамках ВТО. В частности, они должны иметь возможность проводить различие между алмазами на основании страны происхождения (что противоречит принципу страны со статусом наибольшего благоприятствования, предусмотренного в ст. I ГАТТ). Они также должны иметь возможность налагать категорические запреты на экспорт и импорт алмазов, причем применять их избирательно только к некоторым членам ВТО (ст. XI запрещает количественные ограничения в большинстве обстоятельств; ст. XIII гласит, что они не должны иметь дискриминационный характер). Первоначально принятое исключение приветствовалось как пример того, что структуры ВТО обладают достаточной гибкостью, чтобы учитывать и другие международные правила. ——————————— <5> http://www. ictsd. org/
Список государств — участников Кимберлийского процесса на конец 2008 г.: 1. Ангола 2. Армения 3. Австралия 4. Бангладеш 5. Беларусь 6. Ботсвана 7. Бразилия 8. Венесуэла 9. Вьетнам 10. Гана 11. Гайана 12. Гвинея 13. Зимбабве 14. Европейский союз (ЕС) 15. Индия 16. Индонезия 17. Израиль 18. Канада 19. Китай 20. Конго (демократическая республика) 21. Конго (республика) 22. Кот-д’Ивуар 23. Корея (Южная) 24. Лаос 25. Лесото 26. Либерия 27. Ливан 28. Маврикий 29. Малайзия 30. Мексика 31. Намибия 32. Новая Зеландия 33. Норвегия 34. Объединенные Арабские Эмираты 35. Российская Федерация 36. Сингапур 37. Соединенные Штаты Америки 38. Сьерра Леоне 39. Таиланд 40. Танзания 41. Того 42. Турция 43. Украина 44. Хорватия 45. Центральная Африканская Республика 46. Швейцария 47. Шри-Ланка 48. Южно-Африканская Республика 49. Япония
Образец сертификата Кимберлийского процесса
Рисунок не приводится.
——————————————————————
Критика
В декабре 2021 года World Policy Journal опубликовал отчет о расследовании журналистов Хадиджи Шариф и Джона Гроблера. Это показало, что минимум 3,5 миллиарда долларов сертифицированных КП из Анголы и Демократической Республики Конго (ДРК) были перемещены через сертифицированные КП, такие как Дубай и Швейцария .
Авторы пришли к выводу, что налоговым убежищам нельзя позволять обрабатывать доходы от природных ресурсов, потому что они обеспечивают: «юридическую и финансовую секретную инфраструктуру, позволяющую осуществлять незаконную деятельность, в то время как первые из них борются за получение доходов для нужд граждан».
Они отмечают, что занижение счетов-фактур и другие незаконные манипуляции с заявленным доходом или уклонение от уплаты налогов были исключены из определения «конфликтного бриллианта», используемого КП, и это «позволило 99-процентной чистой алмазной отрасли существовать в основном из-за реального насилия со стороны властей. отрасль приукрашивается, игнорируется или полностью исключается из структуры — криминальная часть которой продолжает существовать полностью на периферии ».
В 2021 году американская платформа расследований 100 Reporter опубликовала еще одно расследование Хадиджи Шариф через документы Центральной разведывательной организации (CIO), показав, что доходы от алмазов в размере 3 миллиардов долларов были использованы для фальсификации выборов в Зимбабве.
В июне 2009 года Ян Смилли из канадской неправительственной организации Partnership Africa Canada (PAC), один из членов-основателей Кимберлийского процесса, сложил с себя полномочия, обвинив регулирующий орган в неспособности регулировать и заявив, что он больше не может способствовать «притворству» что неудача — успех «.
Другой участник-основатель процесса, британская неправительственная организация Global Witness, заявила: «Несмотря на наличие всех инструментов, Схема не смогла эффективно решить проблемы несоблюдения требований, контрабанды, отмывания денег и нарушений прав человека в мире … алмазные поля ».
Схема подверглась дальнейшей критике со стороны Global Witness and Partnership Africa Canada в июне 2021 года после того, как Kimberley Monitor, назначенный для обзора условий добычи алмазов в Зимбабве, рекомендовал разрешить стране продавать алмазы как бесконфликтные с оспариваемых алмазных полей Маранге в Чиадзва . Впервые две НПО совместно призвали к пересмотру классификации конфликтных алмазов .
В августе 2021 года другой ключевой составитель КП, а также высокопоставленный алмазный чиновник Африки , Африканский алмазный совет (ADC) и председатель ADPA доктор Андре А. Джексон деморализовали сторонников КП, убедив африканские алмазодобывающие страны отказаться от их поддержки. для схемы.
В преддверии этого осуждения ADC запустил тревожный телевизионный рекламный ролик, раскрывающий внутренние проблемы на переднем крае африканской алмазной промышленности. Трансляция стала не только огромным стимулом для ADC, но и стала огромным препятствием для Кимберлийского процесса и в конечном итоге положила конец господству De Beers на африканском континенте.
В декабре 2021 года журнал Time опубликовал статью, в которой обсуждалась недавно налаженная торговля необработанными алмазами в Зимбабве. В статье ставится под сомнение легитимность Кимберлийского процесса, утверждается, что он не может предотвратить попадание на рынок алмазов из зимбабвийских зон конфликтов.
11 августа 2021 года в документальном радио Би-би-си под названием «Бриллиантовые поля Зимбабве» было повторено интервью с представителями Кимберлийского процесса, заявившего, что официальные лица не знали о пытках и убийствах, о которых говорится в документальном фильме.
Схема сертификации потеряла большую часть своей целостности после того, как Global Witness вышла из КП в декабре 2021 года. Группа по надзору за соблюдением прав человека заявила, что в последнее время правительства Зимбабве , Кот-д’Ивуара и Венесуэлы опозорили, нарушили и эксплуатировали систему, не неся никаких штрафных санкций за свои нарушения.
Приказ федеральной таможенной службы от 6 сентября 2021 г. № 1640 “о сертификатах кимберлийского процесса и сертификатах вывоза необработанных природных алмазов”
Справка
В целях реализации положений постановлений Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. № 67 «О введении в Российской Федерации сертификатов вывоза необработанных природных алмазов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 7, ст. 641), от 27 августа 2003 г. № 527 «О сертификатах на ввоз необработанных природных алмазов на территорию Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 35, ст. 3443), в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19, статьями 147, 152 и 174 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2021 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 23, ст. 2796) и статьей 402 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2066, № 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, № 27, ст. 2711, № 34, ст. 3533, № 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, № 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, № 1, ст. 15, № 3, ст. 280, № 8, ст. 854, № 52 (ч. I), ст. 5504; 2007, № 1 (ч. I), ст. 29, № 24, ст. 2831, № 27, ст. 3213, № 31, ст. 3995, ст. 4011, № 45, ст. 5417, № 50, ст. 6246; 2008, № 26, ст. 3022, № 48, ст. 5500, № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 17, ст. 22, № 15, ст. 1780, № 30, ст. 3733, № 42, ст. 4859, ст. 4860, № 48, ст. 5717, ст. 5740) приказываю:
1. Таможенным органам, которые обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении необработанных природных алмазов:
а) осуществлять проверку обязательного наличия при таможенном декларировании необработанных природных алмазов, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, сертификата Кимберлийского процесса (при ввозе) и сертификата вывоза необработанных природных алмазов (при вывозе), подтверждающих, что вывозимая (ввозимая) партия необработанных природных алмазов не содержит алмазов, происходящих из зон конфликтов;
б) обеспечить контроль за возвратом в страну вывоза ввезенных партий необработанных природных алмазов при их таможенном декларировании без сертификата Кимберлийского процесса либо с нарушениями требований международной схемы сертификации Кимберлийского процесса (при наличии соответствующей записи в акте государственного контроля) в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта при условии наличия в таможенной декларации сведений о стране назначения, совпадающих со сведениями о стране отправления при ввозе в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах.
2. Признать утратившим силу приказ ГТК России от 31 декабря 2003 г. № 1583 «О сертификатах Кимберлийского процесса и сертификатах вывоза необработанных природных алмазов» (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2004, рег. № 5491).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О. Шохина.
Руководитель действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации | А.Ю. Бельянинов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 ноября 2021 г.
Регистрационный № 18918
Приказ Федеральной таможенной службы от 6 сентября 2021 г. № 1640 “О сертификатах Кимберлийского процесса и сертификатах вывоза необработанных природных алмазов”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 ноября 2021 г.
Регистрационный № 18918
Текст приказа официально опубликован не был
Уполномоченным таможенным органам необходимо при декларировании необработанных природных алмазов проверять при их ввозе в ТС наличие сертификата Кимберлийского процесса, а при экспорте — сертификата вывоза необработанных природных алмазов.
Указанные сертификаты подтверждают, что партия не содержит алмазов, происходящих из зон конфликтов.
Если алмазы декларируются без сертификата Кембирлийского процесса или с нарушениями требований международной схемы сертификации, то следует контролировать их возврат в страну вывоза. Он осуществляется в соответствии с процедурой реэкспорта при условии, что в декларации есть данные о стране назначения, совпадающие со сведениями о государстве отправления при ввозе в транспортных или коммерческих документах.
Прежний порядок таможенного оформления необработанных природных алмазов утратил силу (приказ ГТК России от 31 декабря 2003 г. N 1583).