"охота на пиранью" и ее особенности | юга.ру
Экранизация романа Александра Бушкова — очередная игрушка для глаз и щекотка для нервов среднестатистического кинозрителя. Автор сценария: Дмитрий Зверьков. Режиссер: Андрей Кавун. Продюсеры: Валерий Тодоровский и Илья Неретин.
Сразу скажу: из всех подобных “фильмов в жанре экшн” этот — наиболее удачный. То ли учатся люди все же на ошибках друг друга, то ли в данном случае так сложилось. Может, режиссер талантлив и способен к труду (я, к сожалению, не видела предыдущих работ господина Кавуна, выпускника мастерской Владимира Хотиненко во ВГИКЕ, — сериалов “Команда”, “Вокзал” и “Курсанты”). Однозначно, что продюсеры культурнее многих иных. Фильм сделан по заказу РТР на студии “Рекун-ТВ” — это Валерия Тодоровского структура, и опытные кинозрители понимают, что стоит за этим именем. Соответствующая возможностям одного из двух главных телеканалов реклама поставила “Охоту на Пиранью” в тот же ряд, где гуськом выстраиваются нынешние “новые русские блокбастеры”, что означает приличный бюджет и совершенно определенный стиль. Бюджетом и стилем, а также понятным первоисточником, заданы и предвкушения зрителей.
Они не обмануты. Совершенно дикая, неправдоподобная сюжетная коллизия разыграна, если можно так сказать, по законам и по понятиям. В пересказе эта “дикость” одновременно и сглаживается, и усугубляется. Судите сами. В 1974 году на дне одного озера в Сибири некая в высшей степени секретная лаборатория создает химическое оружие, которое выглядит как зеленая жидкость в капсуле и гениально называется “Радость жизни”. Фильм начинается с того, что белобрысенький мальчик, заскучав, приходит в помещение этой лаборатории к папе, который как раз в этот момент и колдует над “мертвой водой”. Коллега папы, желая развлечь мальчика, изображает клоуна в поклоне — и нечаянно рукой смахивает одну из капсул со стола. Жидкость разливается, объявлена тревога, папа кричит сыну: “Беги!”, бегут все, в конце коридора напарываются на заградительный огонь автоматчиков. Папа закрывает ребенка своим простреливаемым телом, пацан все же непонятным образом выскальзывает оттуда — мы видим огромную стальную дверь, которая опускается между камерой и павшими — уже под водой. Следующий кадр: прекрасное озеро в тайге.
Надо понимать, лабораторию затопили. Из дальнейшего мы узнаем, что оружию этому в недолжных руках полмира мало, но что оно нейтрализуется обычной пресной водой. И когда в новые времена придет пора отдать этот район нашей тайги китайцам (???), то спецслужбы отправят бравого джеймсобондообразного ветерана спецподразделения “Пиранья” истинного полковника Кирилла Мазура нырнуть и обезвредить. Вернее — нырнуть и обезвредить следует капитану резерва, специалисту по химико-биологическим исследованиям Ольге Хмельницкой, а Мазур — ее бодигард. Страдающая, как потом выясняется, простительной для дамы, но сильно мешающей при исполнении полевых заданий, слабостью мочевого пузыря, капитан Хмельницкая нужна, разумеется, для отвода глаз неведомых шпионов (ими же наводнена тайга, мы видели их недавно в одном из свеженьких фильмов), для дурацких перепалок с нашим Настоящим Мужчиной и для финального поцелуя с ним же, конечно.
Главное: не вдумываться во все эти несуразности. Дальше их тоже будет предостаточно. Однако перед нами, мы помним, не реалистический роман, а игрушка и щекотка. Поэтому расслабьте мозги, если умеете. И просто следите за тем, как идет охота. Ибо Кирилл (самоаттестация: спаситель мира) и его напарница Ольга напарываются на Мировое Зло, скучающий носитель которого — не то блондин, не то даже седой блондин Прохор Петрович — устраивает на них именно охоту.
Дальше идет понятная и всегда привлекательная дуэль сильных: умения и выдумки против отчаяния и железа. Авторы позаботились о том, чтобы в “мальчиковом” кино ассортимент современных орудий убийства впечатлял достаточно взрослых дядек. И чтобы технология изготовления орудий убийства, рожденных каменным веком, которые знаток из подручных средств соорудит в тайге, а также действие этих ловушек, капканов и прочего, тоже были визуально эффектны и убедительны. Все примочки такого сорта, как и весьма натуралистичные кадры “с кровищей”, безусловно, антигуманны — но реально соответствуют вкусам и сознанию большинства наших современников во всем подверженном голливудству мире (а не подвержены только арабские страны, Индия и пингвины). Люди платят деньги за подобные зрелища — поэтому блюдо на столе.
И поэтому такие “охоты”, как “на Пиранью” (хотя правильнее, наверное, было бы “рыбалка”) в основе своей не имеют национальных особенностей. Синефилы вспомнят все источники всех поворотов сюжета и “знаковых” сцен вроде финальной драки на крыше мчащегося поезда. Удовольствие гурманов подобного толка — как раз в узнавании, отлове различий и “новенького”. А еще публика радуется, когда напряженная история дает повод хохотнуть или улыбнуться. Когда придумана и положена в ротик будущая цитатка-слоган. Когда есть “второй план” — в разных смыслах этого понятия: от фона (портреты политических лидеров, начиная с Черчилля, в зале, где воспитывает свои тело и дух богатенький железненький Прохор) до элементов дидактики (вся история его, Прохора, “воспитания” советским режимом, а также образы продажного мента и генерала ФСБ — перестраховщика и мерзавца). Когда есть “бонус” — ну, скажем блестящая микроистория с видеозаписью футбольных матчей, которые смотрит пропустивший их из-за сидения в тюрьме бандюган. Когда видно — самое главное — что авторам было на свою профессиональную репутацию действительно не наплевать, хотя они и делали кино для денег.
Все это в “Охоте на Пиранью” присутствует. Однако есть даже и кое-что больше. Во-первых, неожиданный “скачок во времени”: наши доблестные спецагенты оказываются в староверческо-казачьем (???) селе, где словно проваливаются в XIX век. Это сделано режиссером и художниками отменно; даже вспоминается “Сибириада” Андрея Кончаловского (1978). Во-вторых, не меньшая лютость, чем у этих “подпольных” людей, Кирилла и Ольгу ожидает в самом обыкновенном населенном пункте нашего времени — и один первый проход их по деревне у сибирской реки немало скажет о пореформенной России тому исследователю, который лет через сто вдруг сообразит поискать реальность тут. Это не гламур, не Джеймс Бонд в экзотической стране — это наша родина, дружок. Девушка с тазиком белья, мужик с красной бензопилой, пьяный полутруп… Блестящий кинематографизм этой части фильма отсылает к классическим монтажным фразам Германа до-хрусталевского периода.
В-третьих, в “Охоте на Пиранью” хороши мужчины. Владимир Машков в роли Кирилла, к счастью, грамотно играет не больше, чем функцию, — иначе пошлости не избежал бы. Евгений Миронов с неправдоподобным колером и неправдоподобным для середины семидесятых именем своего героя Прохор Петрович (зато, весьма прихотливо, отсылающем к Достоевскому: от гадкого Порфирия Петровича до “слезинки ребенка”) — просто молодец. Сергей Гармаш в роли уголовника-авторитета по кличке Зима (между прочим, судя по пресс-релизу, сначала он звался Крестом — почувствуйте разницу; вот где проявляется филологический и просто вкус авторов фильма) — хорош, как в лучших своих работах, где ему не приходится орать и хлопотать лицом, как у Лунгина. И даже в двух появлениях изобразил начальника местной милиции Михаил Ефремов, без которого нынче нет ни одного хоть сколько-нибудь заметного фильма.
И наконец в картине — запоминающееся изображение. Молодой оператор Роман Васьянов (учился у Вадима Юсова, в 2003-м снял “Ночной продавец” Валерия Рожнова и “Мужчины не плачут” Сергея Боброва) прекрасно справился со всеми сложностями жанра и самих съемок. А также — с последующей цифровой обработкой “картинки”, которая в итоге полностью ответила строю самого фильма: совместила реальное и условное, оказавшись местами даже весьма элегантной.
Конечно же, есть тут и слишком настырные, и слишком примитивные, и не совсем доработанные ходы и приемчики — вроде подзвездной беседы героя и антигероя о Канте (или я не просекла иронии?), детского врача с руками по локоть в крови: свежует тушку зайца и тому подобное. Но в целом, повторю, охота удалась.
А дождетесь окончания титров — вам споют за кадром о том, что следует ждать продолжения. Пусть. Но уже очень хочется и совсем другого кино.
Где посмотреть в Краснодаре
Интересные факты о фильме охота на пиранью
– Съемки картины длились всего 1,5 месяца и проходили в Карелии, в Москве и Минске.
– Первоначально режиссером фильма должен был стать Сергей Бобров, но он отказался от участия в проекте из-за проблем со здоровьем. Тогда режиссерское кресло занял Андрей Ковун.
– На роль Прохора пробовались многие актеры, но в итоге режиссер отдал предпочтение Евгению Миронову. Артист же сам предложил перекрасить его в платинового блондина, потому что это добавляло жестокости его герою.
– Практически все трюки в фильме актеры выполняли самостоятельно, а исполнитель главной роли – актер Владимир Машков – поставил твердое условие, что он будет выполнять все трюки самостоятельно, без участия дублеров.
– Города Шантарска не существует на самом деле.
Неожиданное появление в сми
Тем временем в СМИ то и дело продолжают публиковаться случаи вылова пираний рыбаками в самых неожиданных местах. Один из последних зафиксирован в июле в Псковской области.
Рыбу семейства пираньевых — бурого паку — выловил житель Великих Лук. В природе рыба питается улитками, моллюсками и мелкими сородичами, а клюнула на червя. Свою добычу мужчина отправил на кухню.
Примечательно, что в похожей ситуации в США власти пиранью забрать домой не разрешили, а ликвидировали. В июле прошлого года 11-летняя Кеннеди Смит из города Линдси в Оклахоме ловила рыбу с бабушкой и дедушкой, когда также поймала рыбу паку.
В местном департаменте охраны дикой природы заявили, что паку представляют опасность для экосистемы Оклахомы, забрали рыбу и утилизировали ее. Появление паку в водоеме Оклахомы власти связывают с тем, что люди покупают их в качестве домашних животных, а потом выпускают на волю, когда те перерастают аквариум, в котором были выращены.
https://www.youtube.com/channel/UC_m4fuvI139NacUMfp5hIsA
В октябре прошлого года рыбак в Зеленограде выловил в озере Школьное рыбу с человеческими зубами. Как заявил заведующий лабораторией ихтиологии Зоологического института РАН Аркадий Балушкин местный житель выловил обыкновенного краснобрюхого паку — давно известную науке рыбу.
Опасность для человека
Пираньи водятся стаями и питаются мелкими беспозвоночными, растениями, мелкой рыбой и мясом. Для человека они обычно не представляют серьезной опасности, хотя случаи нападения на людей периодически фиксируются. Заканчиваются они обычно незначительными травмами рук или ног.
В 2021 году серии нападений пираний подверглись 100 человек в бразильском городе Жозе-ди-Фрейтас в штате Пиауи. Их госпитализировали с укусами пяток и ног. Более 70 человек пострадали во время купания на популярном аргентинском пляже в результате нападения стаи пираний 25 декабря 2021 года. Семилетней девочке тогда ампутировали часть пальца.
Охота на пиранью
Фильм снят по мотивам одноименного романа Александра Бушкова.
Бравый агент спецподразделения “Пираньи” Кирилл Мазур и его красавица-коллега Ольга получают задание повышенной секретности и чрезвычайной важности – уничтожить склад опасного оружия, находящийся где-то на Севере.
Неожиданно они попадают в мир, в котором все перевернуто с ног на голову: законы цивилизации забыты, восстановлен чуть ли не феодальный строй, а люди на досуге охотятся друг на друга.
Став “дичью” в компании других несчастных, Мазур не теряется, а придумывает все новые и новые ловушки для преследователей. Луки, стрелы, костяные ножи в его руках оказываются более действенными, чем самое совершенное оружие современности. Охотники и жертвы постепенно меняются местами. Наш отважный суперагент спасает напарницу и заодно – весь мир.
Интересные факты
- Город Шантарск – вымышленный город. Герой Бушкова Мазур – агент спецподразделения “Пираньи”.
- Для съемок фильма продюсеры Валерий Тодоровский и Илья Неретин пригласили Андрея Кавуна, снявшего до этого три многосерийных телевиионных фильма: “Вокзал”, “Команда” и “Курсанты”. Фильм “Курсанты” участвовал в фестивале телевизионного кино в Монте Карло, вышел в финал международной телевизионной премии “Emmy International” за 2005 год.
- Это четвертый совместный фильм для дуэта Машков-Миронов. До этого они вместе снимались в картинах “Лимита”, “Мама”, “Идиот”. Однако в “Пиранье” актеры впервые поменялись привычными амплуа: Владимир Машков играет положительного героя, Евгений Миронов – злодея.
- Ради роли Евгению Миронову пришлось покрасить волосы в белый цвет. По мнению актера, это придает жесткости его герою.
- Почти все трюки в фильме актеры выполняют сами.
- Непроходимую тайгу режиссер Андрей Кавун хотел снимать под Красноярском, в настоящей тайге. Правда, до выбранных живописных мест необходимо было добираться на вертолете, а для подготовки съемочной площадки пришлось бы вырубить не один кубометр живого леса. Поэтому от идеи съемок в красноярской тайге пришлось отказаться.
- Съемочный период фильма длился 48 дней. Съемки проходили в Карелии, где снималась “тайга” и непосредственно сама охота, затем несколько дней в Москве – подводные съемки, а затем – Минск. Именно там, под Минском, была выстроена “заимка в тайге”. Кинематографическое поселение сразу стало местной достопримечательностью. Жители вымышленного городка одеты в одежду разных времен: форма белогвардейцев, одежда крестьян ХIХ века…
- Художнику по костюмам Людмиле Гаинцевой пришлось одеть более 100 человек массовки.
- В фильме герой Владимира Машкова делает лук из подручных материалов – одна из интереснейших сцен в картине. Съемочная группа разыскала бывшего спецназовца ГРУ, который провел мастер-класс по выживанию в лесу и изготовлению “самопального” оружия: лука, тетивы, стрел. В результате обучения Светлана Антонова лишилась волос: в одной из сцен, делая лук, Владимир Машков отрезает актрисе косу. Разумеется, эту сцену снимали одним дублем.
Режиссер: Андрей Кавун
Продюсеры: Валерий Тодоровский, Илья Неретин
В ролях: Владимир Машков, Евгений Миронов, Светлана Антонова, Сергей Гармаш, Андрей Мерзликин, Михаил Ефремов, Виктория Исакова, Алексей Горбунов, Анна Уколова, Александр Голубев, Анна Банщикова, Андрей Невраев
Проект 865 пиранья
Малая специальная подводная лодка
проект 865 разработан КБ “Малахит” по тактико-техническому заданию ВМФ СССР. Разработка лодки начата в 1976 г., главный конструктор – Л.В.Чернопятов, позже – Ю.К.Минеев (с 1984 г.).
Малая специальная подводная лодка предназначена для решения разнообразных задач противодействия противнику в условиях мелководного шельфа на глубинах от 10 до 200 м, для проведения мероприятий в обеспечение и во взаимодействии с водолазами и боевыми пловцами на глубинах до 60 м, разведки и диверсий.
Головная подводная лодка МС-520 заложена 15 июля 1984 г. на заводе “Ленинградское Адмиралтейское объединение” (спущена на воду 20 августа 1986 г.). Вторая подводная лодка МС-521 заложена там же 1 декабря 1987 г. Заводские ходовые и позже государственные испытания ПЛ проходили на Балтике с базированием лодок в базе Палдиски (Эстония).
Головная подводная лодка МС-520 принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации 30 декабря 1988 г., вторая – 25 декабря 1990 г. Базирование лодок – база Лиепая, Балтийский флот.
Проект 865 в ВМФ России
Малые специальные подводные лодки проекта 865 “Пиранья” входили в состав Балтийского флота ВМФ России до 1998 года. Лодки выведены из состава ВМФ в 1999 г., но еще в 1998 г. в одном из цехов Кронштадского морского завода разрезаны на металл.
В 2021-2021 г.г. обсуждается создание аналогичной по назначению и возможностям подводной лодки.
Конструкция подводной лодки
Конструкция лодки классическая двухкорпусная. Материал прочного корпуса – титановый сплав. Сборочно-сварочные работы по формированию прочного корпуса велись в одном из пролетов цеха №9 “Адмиралтейских верфей”. Тут же монтировались цистерны главного балласта, изготовленные заводом “Пелла” из стеклопластика. Монтаж монтаж легкого корпуса и ограждения входного люка из стеклопластика велся там же. Испытания прочного корпуса проводились внутренним гидравлическим давлением. После испытания корпус разрезался на две части для монтажа оборудования. Спуск лодки на воду осуществлялся плавкраном “Демаг” с использованием специально спроектированной балки и штатных штоков спасательного устройства ШУ-200.
Двигательная установка
Энергетическая установка с дизельным генератором, аккумуляторами и ходовыми электродвигателями.
1 х дизель-генератор мощностью 220 л.с.
1 х гребной электродвигатель мощностью 82 л.с.
Движитель – 1 вал и 1 винт фиксированного шага в поворотной кольцевой насадке
Энергетика – стандартно – свинцово-кислотные аккумуляторы или более совершенные серебряно-цинковые аккумуляторы.
ТТХ подводной лодки
Экипаж - 3 офицера диверсионно-разведывательная группа (до 6 чел) Длина - 28,2 м Ширина - 4,7 м Осадка - 3,9 м Водоизмещение подводное - 319 т Водоизмещение надводное - 218 т Скорость подводного хода - 6,65 уз Скорость надводного хода - 6,43 уз Дальность хода надводная - 1450 миль Дальность хода подводная - до 260 миль Глубина погружения рабочая - 200 м Автономность - 10 суток
Вооружение
2 устройства минной постановки-торпедных аппарата. Боезапас - 2 мины ПМТ или 4 донным мины большой мощности или 2 торпеды "Латуш" (пуск за счет двигателя торпед)
2 наружных контейнера для груза (4 буксировщика водолазов типа "Протон" или 2 транспортных средства водолазов "Сирена-У")
Лодка оборудована шлюзовой камерой и комплектом водолазного снаряжения для работы боевых пловцов (с возможностью пополнения запасов дыхательной смеси снаружи подводной лодки).
Оборудование
◊ Гидроакустический комплекс (ГАК) ◊ ПМУ (подъемно-мачтовое устройство) с обзорной РЛС ◊ Комплекс средств радиосвязи ◊ Навигационный комплекс
Проект 865 “Пиранья” – базовый проект малой специальной подводной лодки.
“Новый оборонный заказ. Стратегии”
Русская пиранья
Разведение пираний в России в домашних условиях действительно не запрещено, как не запрещено разведение декоративных рыбок, рассказал «Известиям» ведущий инженер отдела пресноводных рыб Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Вячеслав Образов. Однако в коммерческих целях их разводят довольно редко.
Во-первых, потому что спрос на пираний невысок, а во-вторых, никакое российское аквариальное хозяйство не сможет выдержать ценовой конкуренции с рыбками, экспортируемыми из стран Юго-Восточной Азии.
В интернет-магазинах цены на пираньи зависят от размера особи. Наиболее популярный вид — это пиранья обыкновенная. И если маленькую особь длиной 3 см можно купить за 350–400 рублей, то крупный хищник длиной 10 см обойдется уже в 1200–1250 рублей. Учитывая, что эти рыбки стайные, запускать в аквариум придется, как минимум 5–6 штук.
Предложение запретить ввоз и разведение пираний в России вовсе не столь экстравагантное, как кажется на первый взгляд. В некоторых странах запреты уже давно действуют. В частности, в США нельзя выпускать пираний в водоемы. Это могут делать только государственные агентства по охране дикой природы.
Сюжет фильма охота на пиранью
Действие в картине разворачивается вокруг специального агента Кирилла Мазура (Владимир Машков), который является членом секретного спецподразделения «Пираньи». Кирилл вместе со своей коллегой Ольгой (Светлана Антонова) отправляется под видом отпуска в опасное путешествие в Сибирь. Цель агентов – уничтожить склад оружия.
Когда агенты прибывают на место дислокации склада, обнаруживается, что в этом мире царят законы джунглей: «кто сильный, тот и прав». Склад захвачен бандитами под предводительством местного авторитета Прохора (Евгений Миронов).
У Прохора свои планы на секретное оружие: он собирается перепродать его крупной исламистской террористической группировке, а также поразвлечься охотой на людей. Удастся ли спецагентам спасти свои жизни и предотвратить катастрофу мирового масштаба? Ответ вы узнаете, посмотрев блокбастер «Охота на пиранью».
Фильм «Охота на пиранью» является экранизацией бестселлера писателя Александра Бушкова, который написал серию книг о жизни и работе специального агента Кирилла Мазура по прозвищу Пиранья.
Режиссер картины Андрей Кавун в одном из интервью поделился своими впечатлениями о книге писателя и своем видении фильма: «Я спокойно отношусь к экранизациям, но всегда отдаю себе отчет, что лучше, конечно, почитать, чем посмотреть. Хотя есть ряд экранизаций, которые являются гораздо сильнее литературной основы.
Никто никогда не читал какого-то там итальянца, который написал какой-то там захудалый бандитский романчик, который в свое время прочел Коппола и снял по нему “Крестного отца”. Хотя, с другой сторон, я в свое время смотрел жуткую американскую экранизацию “Ревизора” Гоголя.
Я смеялся не потому, что это хорошая комедия, а потому, что это невозможно смотреть. Скажем так. Я скептически отношусь к экранизациям как к попытке передать литературную основу, потому что литература строится на воображении того, кто читает. Каждый читатель рисует себе своего героя, а кино делает его конкретным.
Самый мой любимый пример – это два абсолютно разных произведения, у которых одна основа. Это книга “Полет над гнездом кукушки” и фильм “Полет над гнездом кукушки”. И то и другое является классикой, но это абсолютно разные вещи. И поэтому, возможно, ярые фанаты Бушкова будут разочарованы, а некоторые и разгневаны, но это будут все-таки разные вещи.
Точно так, как я, посмотрев фильм “Ночной дозор”, ринулся читать Лукьяненко. Я с удовольствием это все прочел, но я понял, что фильм и книги – это разные вещи. И единственное, на что я надеюсь, что наш фильм кого-то подвигнет – а пойду-ка я почитаю Бушкова».
Фейковые монстры
На самом деле пираний в российских водоемах не бывает, потому что они там попросту не выживут, заявил представитель ВНИРО. «Периодически появляющиеся сообщения о «монстрах, выпущенных в реку нашего города» — не более чем фейк-ньюс», — сказал Образов.
По словам эксперта, пираньям совершенно не подходят климатические и гидрологические условия России. Ведь в естественных условиях они обитают в теплых пресных водоемах Южной и Латинской Америки — Бразилии, Колумбии, Гайяны, Суринама, Венесуэлы.
«Если бы пираньи были такие кровожадные, как в кино, с ними никто бы не жил. Но пресноводные амазонские дельфины иния прекрасно на них охотятся», — рассказал «Известиям» научный сотрудник Лаборатории морских млекопитающих Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Антон Чернецкий.
Срок жизни пираньи, выпущенной в водоем в самых благоприятных условиях, будет исчисляться часами, уверен ведущий инженер отдела пресноводных рыб ВНИРО.
В свою очередь, Антон Чернецкий допустил, что пираньи смогли бы выжить один летний сезон. «Но они будут в очень угнетенном состоянии. Им будет не до того, чтобы на кого-то нападать. Даже вряд ли на мелких рыбок, а на людей тем более», — отметил эксперт.
ВНИРО — это головной научно-исследовательский институт рыбохозяйственной отрасли в России. Но ни в 2021, ни в 2021 годах пираньи в учреждение на экспертизу не поступали.