Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 19 ноября 2019 г. № 102 “О тарифах за осуществляемое ТПП России свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), оформление сертификатов о правовом статусе юридического лица, а также за исправление ошибок, выдачу дополнительной удостоверенной копии сертификата или сертификата взамен аннулированного”

Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 19 ноября 2019 г. № 102 “О тарифах за осуществляемое ТПП России свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), оформление сертификатов о правовом статусе юридического лица, а также за исправление ошибок, выдачу дополнительной удостоверенной копии сертификата или сертификата взамен аннулированного” Сертификаты

Форс-мажор из-за коронавируса: вопросы и ответы | мтпп

Уважаемые предприниматели!

Сообщаем, что с 1 января 2021 г. оказание услуги по выдаче
заключения об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажоре) осуществляется в
платном порядке.

—       оформление
заключения об обстоятельствах непреодолимой силы (комплект: оригинал и одна
удостоверенная копия) – 13 500 рублей;

—       исправление
ошибок, допущенных по вине заявителя при оформлении заключения, а также выдача
дополнительной удостоверенной копии заключения или заключения взамен
аннулированного – 2 600 рублей.

—       При
этом, в случае выдачи по заявлению заинтересованного лица заключения об
обстоятельствах непреодолимой силы в срок, не превышающий 5 рабочих дней, тариф
может увеличиваться на 50%.

По состоянию на 21.09.2020 г. в Московскую ТПП поступило 3294 заявления о наступлении форс-мажорных обстоятельств по внутрироссийским договорам. Более 70% заявлений возвращаются заявителям, поскольку обстоятельства, на которые ссылаются предприниматели, не относятся к форс-мажорным или заявления не содержат обязательных документов и пояснений, которые указаны на данной странице в разделе «Порядок действий для получения заключения о форс-мажоре по внутрироссийским сделкам», необходимых для рассмотрения экспертами МТПП. 

Уведомляем, что МТПП выдает заключения об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор) в строгом соответствии с условиями, определенными Гражданским кодексом РФ и действующим федеральным законодательством.

Любые иные действия МТПП будут признаны ничтожными при судебном разбирательстве.

Московская ТПП видит свою задачу в разъяснении юридических и экономических аспектов режима форс-мажора. Пояснения на данную тему вы можете найти в материалах, опубликованных ниже:

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ФОРС-МАЖОРЕ ПО ВНУТРИРОССИЙСКИМ СДЕЛКАМ:

1. В МТПП направляется скан-копия подписанного руководителем организации заявления на имя Президента МТПП.

В заявлении (форму можно скачать по ссылке внизу страницы) указываются:

— наименование, реквизиты и предмет заключенного договора (контракта);

— обязательства заявителя по данному договору (контракту), порядок и сроки их исполнения;

— событие, которое заявитель считает обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), препятствующее надлежащему исполнению указанных обязательств;

начало и окончание срока действия такого события, а также ссылки на документы, его подтверждающие;

— контактные реквизиты заявителя, включая официальную электронную почту.

Заявление должно содержать запись о том, что заявитель принимает на себя ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов.

2. К заявлению прикладываются:

— скан-копия подписанного договора (контракта),

содержащего форс-мажорную оговорку

, предусматривающую обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности, и которые стороны согласились считать обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором);

— скан-копии подписанных приложений и спецификации к договору (контракту), если такие имеются;

— скан-копия подписанной руководителем заявителя справка об объемах, выполненных по договору (контракту) обязательств;

— в случае подтверждения форс-мажора по договорам, отнесенным к государственной тайне —  информация о секретности, о снятии секретности или выписка из договора.

Заявление и пакет документов направляются в скан-копии на электронную почту mostpp@my-sertif.ru .

3. Вышеуказанные документы в течение 14 рабочих дней изучаются специалистами МТПП, далее по электронной почте дается ответ о возможности либо невозможности подготовки заключения.

4. В случае возможности выдачи заключения, через 14 рабочих дней Московская ТПП выдает в электронном виде заключение на фирменном бланке, зарегистрированное в установленном порядке. После окончания режима повышенной готовности в Москве при необходимости выдается оригинал.

5. Основания для отказа:

— Не предоставлен полный комплект документов, необходимых для выдачи заключения об обстоятельствах форс-мажора;


— Контракт не содержит форс-мажорную оговорку;

— По итогам рассмотрения заявления и приложенного к нему комплекта документов обстоятельства или событие, на которые ссылается Заявитель, препятствовавшие исполнению контрактных обязательств, признаны не являющимися обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором).

Процедура
выдачи заключения об обстоятельствах непреодолимой силы:

1. Рассмотрение заявления и
приложенных к нему документов и материалов, необходимых для оформления и выдачи
заключения об обстоятельствах непреодолимой силы;

2. Запрос недостающих
документов и материалов (при необходимости);

3. Выставление счета
на оплату;

4. Подтверждение оплаты;

5. Оформление и выдача
заключения об обстоятельствах непреодолимой силы.

Срок выдачи заключения об обстоятельствах непреодолимой
силы составляет 10 рабочих дней с момента предоставления Заявителем полного
комплекта документов и материалов, необходимых для оформления заключения.

Основания для отказа в выдаче заключения:

1. Не предоставлен полный
комплект документов и материалов, необходимых для выдачи заключения об
обстоятельствах непреодолимой силы;

2. Не произведена оплата
услуги по оформлению и выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы;

3. Обстоятельства, на
которые ссылается Заявитель, препятствовавшие исполнению им договорных
обязательств, не признаны обстоятельствами непреодолимой силы.

В указанных случаях
Заявителю направляется мотивированный отказ в выдаче заключения об
обстоятельствах непреодолимой силы.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ФОРС-МАЖОРЕ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ СДЕЛКАМ:

В соответствии с подпунктом «Н» пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и пунктом 2.1 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора),  утвержденного  постановлением  Правления ТПП России от 23 декабря 2021 года № 173-14, свидетельствование обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции ТПП России.

В этой связи ТПП России может засвидетельствовать только те события, связанные с массовым заболеванием (эпидемией), или те специальные (ограничительные) меры государственных органов, направленные на предупреждение его распространения, которые имели место на территории Российской Федерации и находятся в причинно-следственной связи с исполнением внешнеторговой сделки. При этом надлежащим заявителем будет являться сторона внешнеторговой сделки, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая контрактные обязательства.

Представляем ответы на наиболее часто встречающиеся типовые вопросы по теме форс-мажора:

Вопрос: Как определяется форс-мажор?

Ответ: 1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее их ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

4. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

ст. 401, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ

Комментарии к статье 401 ГК РФ Центра юридической помощи и медиации МТПП:

— Что означает фраза — «несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы»?

Форс-мажор не избавляет от обязанности исполнить обязательство: на основании заключения о форс-мажоре нельзя изменить сумму (арендных, лизинговых и др.) платежей, нельзя отказаться их платить. Форс-мажорные обстоятельства позволяют избежать неустойки, штрафа, пени за неисполнение обязательства в срок.

— Что означает фраза — «к таким обстоятельствам не относятся … отсутствие у должника необходимых денежных средств».

Невозможность уплаты денежных средств (аренды, поставки и др.) – не форс-мажор. МТПП не имеет законных оснований выдавать заключения о форс-мажоре по неуплате аренды (лизинговых платежей, оплате поставки и др.). В противном случае, данные заключения будут признаны судом недопустимыми доказательствами во время судебного разбирательства с кредитором (арендодателем, поставщиком).

Данные правовые нормы нашли отражение в судебной практике. Форс-мажорными не признаются обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, в частности (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2021 N 7, п. 3 ст. 401 ГК РФ):

— отсутствие у должника необходимых денежных средств;

— снижение доходов, в том числе в связи с финансовым кризисом, не является форс- мажорными обстоятельствами и относятся к предпринимательскому риску.

Вопрос: Кафе закрыто распоряжением мэра, есть ли форс-мажор по неуплате аренды?

Вопрос: Не можем платить лизинговые платежи, налоги?

Вопрос: Предприятие сферы услуг. В связи с угрозой коронавируса поток посетителей в последнее время рухнул, выручка тоже. Является ли это основанием  форс-мажора для отсрочки или снижением платежей по аренде помещений, а также для приостановки платежей по ранее полученному кредиту?

Вопрос: Организация-арендатор оказывает образовательные услуги. Было рекомендовано перейти на удаленный режим работы. Можно ли не платить аренду за все время удаленной работы?

Вопрос: Взяли кредит в иностранной валюте. Ее курс в последнее время сильно вырос. Является ли это форс-мажором для приостановки платежей?

Ответ: Нет, все эти обстоятельства форс-мажором не являются. В соответствии с законом и со сложившейся судебной практикой к обстоятельствам непреодолимой силы не могут быть отнесены предпринимательские риски, в частности, ухудшение экономического состояния предприятия, финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, ОТСУТСТВИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ у кредитора (арендатора, лизингополучателя и др.).

Вопрос: Как же арендаторам действовать в сложившийся ситуации (закрыты заведения, низкий поток посетителей)?

Ответ: В целях урегулирования взаимоотношений с арендодателем (арендные каникулы, отсрочка, снижение аренды или отказ от договора) рекомендуем:

— воспользоваться ст. 451 ГК РФ (Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа… При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора), которая позволяет в досудебном и судебном порядке изменять существующий договор аренды при существенном изменении обстоятельств предпринимательской деятельности (к которым могут относится запретительные распорядительные акты государства), без уплаты карательных неустоек и штрафов в пользу арендодателя;

— в досудебном порядке направить соответствующее обращение в адрес арендодателя со ссылкой на принятые нормативные акты в связи с пандемией и, непосредственно, регулирующие арендные платежи в новых условиях (указаны ниже);

— в случае отказа арендодателя от изменения условий договора или расторжения на справедливых условиях, обратиться в суд с исковым заявлением (Арбитражный суд города Москвы принимает исковые заявления в удаленном режиме).

Вопрос: Что нужно сделать должнику по договору в связи с форс-мажором?

Ответ: Незамедлительно письменно уведомить Кредитора (Заказчика) о форс-мажоре. Отсутствие уведомления является недобросовестным поведением и может быть причиной отказа в невзыскании неустойки и штрафа с должника в судебном порядке, даже при наличии заключения МТПП о форс-мажоре по договору.

Вопрос: Что делать, если в договоре с кредитором (заказчиком) нет форс-мажорной оговорки?

Ответ: Обратиться за судебной защитой и подтвердить форс-мажор в судебном порядке, в случае предъявления претензии со стороны кредитора (заказчика). МТПП не выдает заключения при данных обстоятельствах.

Вопрос: В каких случаях необходимо получать заключение МТПП о форс-мажоре в связи с ситуацией с коронавирусом?

Ответ:

— в случае предъявления претензии со стороны «кредитора» (заказчика) по неисполнению обязательства в срок по договору, в связи с ситуацией с коронавирусом;

— в случае, если стороны самостоятельно не могут урегулировать спор о переносе срока исполнения обязательства, в связи с ситуацией с коронавирусом;

— по внутрироссийским договорам с указанием места исполнения обязательств – город Москва. По другим регионам – уполномочены региональные ТПП.

Вопрос: Насколько быстро необходимо обратиться в МТПП за оформлением заключения о форс-мажоре после наступления самого события?

Ответ: Законодательством регламентирована только необходимость уведомления кредитора по договору (заказчика) – незамедлительно. Срок обращения в МТПП не регламентирован. Вы можете это сделать:

Про сертификаты:  Руководство по прохождению сертификации в Salesforce / Хабр

— после прояснения ситуации с коронавирусом; после проведения переговоров с контрагентом о возможном изменении сроков исполнения договоров без привлечения МТПП – на основании Указов Президента и других актов РФ;

— после направления вам письменной претензии о неисполнении обязательства в срок;

— после подачи против вас иска о взыскании неустойки по договору.

Вопрос: Что делать, если МТПП отказало в выдаче заключения?

Ответ: Подтвердить форс-мажор в ходе судебного разбирательства по оспариванию взыскания неустойки по договору.

Вопрос: Правильно ли я понимаю, что при угрозе эпидемии форс-мажором могут быть признаны только запретительные меры, принятые Правительством РФ? К ним не относятся постановления, указы губернатора или Мэра Москвы?

Ответ: Нет, неправильно. Запретительные или ограничительные меры при угрозе эпидемии в соответствии с законодательством могут принимать и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае, если такие меры содержат прямые запреты и ограничения и в этой связи делают невозможным исполнение сторонами контракта своих обязательств, они тоже могут быть признаны форс-мажором.

Вопрос: Мы транспортное предприятие. Пассажирские перевозки из-за закрытия границы РФ с Прибалтикой и снижением количества пассажиров стали нерентабельными. Хотим временно прекратить перевозки на основании сертификата о форс-мажоре. Возможно ли это?

Ответ: Запретительных мер по вопросу автомобильного транспортного сообщения с прибалтийскими или иными иностранными государствами Российская Федерация на государственном уровне не принимала.  Были введены с 18 марта с.г. лишь ограничения на въезд в России иностранных граждан. В данном случае обстоятельств непреодолимой силы не имеется. Кроме того, такие обстоятельства могут признаваться только в рамках исполнения конкретного договора (контракта), а не к деятельности предприятия в целом.

Вопрос: Стоимость и порядок оплаты сертификата/услуги?

Ответ: В случаях наличия прямой связи наступлением форс-мажора с неисполнением обязательства, без подтверждения сложной цепочки неисполнения обязательств и анализа большого массива первичной документации – бесплатно.

Вопрос: 

Нужно ли прикладывать сканы всех страниц договора (у кого-то их просто нет, всё в офисе, есть только страницы с печатями)?

Ответ: Нужно. Договоры с печатями и подписями.

Вопрос: На каждый ли аналогичный договор нужно оформлять сертификат (лизинг авто в такси, концерты в разных городах и т.д.)?

Ответ: на каждый. Однако, по типовым договорам, в индивидуальном порядке, выдается одно заключение по всем договорам и подается одно заявление.

Вопрос: Могут ли физические лица получить такое заключение?

Ответ: Могут, если есть обязательства на основании письменного договора с другой стороной.

Вопрос: Каковы основания для отказа в выдаче заключения о форс-мажоре?

Ответ: Если запретительные меры государства, вызванные эпидемией коронавируса, напрямую не связаны с неисполнением обязательств в срок, например, в ситуации с обязательствами по арендным платежам. Ответы по аренде – ниже по тексту. 

В вышеуказанных случаях необходимо вести переговоры с контрагентами по изменению условий заключенных договоров.

В целях урегулирования взаимоотношений (изменение договора аренды или отказ от договора аренды) с арендодателем рекомендуем воспользоваться ст. ст. 451, 416-417 ГК РФ в досудебном и судебном порядке, со ссылкой на принятые нормативные акты города Москвы (Правительства РФ, Президента РФ) в связи с пандемией.

Вопрос: Фитнесс-центр (бассейн, кафе и др.) закрыт распоряжением Роспотребнадзора города Москвы от 20.03.2020 г. Могу я не платить аренду владельцу ТЦ со ссылкой на форс-мажор?

Ответ: В случае закрытия вашего заведения для посетителей на основании Указа Мэра Москвы № 12-УМ от 05.03.2020 и/или Распоряжения Роспотребнадзора от 20.03.2020 г. и др. в связи с пандемией короновируса у вас возникают обстоятельства форс-мажора, следовательно, освобождение от неустойки в связи с неисполнением обязательства только перед вашими клиентами. Невозможность выполнять обязательства по оплате аренды напрямую не связана с закрытием, т.к. возможны иные источники формирования денежных средств у предприятия, кроме выручки от реализации (кредит, заем от учредителя). В свою очередь, отсутствие у должника необходимых денежных средств, исходя из действующей судебной практики, не является форс-мажорным обстоятельством (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2021 № 7).

До принятия новых правовых норм, разъяснений Пленума ВС РФ, Правительства РФ нет оснований для выдачи заключения о форс-мажоре в целях предоставления арендодателю или в суд для снижения аренды, но есть основания применения к взаимоотношениям с арендодателем ст. ст. 451, 416-417 ГК РФ.

Вопрос: Мы – компания-посредник, имеем крупные договоры поставки с большим числом компаний. Последнее время спрос вырос, но наши поставщики импортных товаров не могут своевременно обеспечить поставки в нужных объемах из-за форс-мажора на границе. Является ли это и для нас форс-мажорным обстоятельством?

Ответ: Нет, не является. В пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Вопрос: Мы не можем исполнить обязательства по государственному контракту, связанному с поставкой товаров, производимых в Китае, по причине неисполнения контрактных обязательств китайским предприятием — оно приостановило работу из-за эпидемии. Как мы можем доказать свою добросовестность перед госзаказчиком и избежать штрафных санкций?

Вопрос: Являемся исполнителями контрактных обязательств по гособоронзаказу (ФЗ №275), но не можем исполнить в срок ввиду задержки поставок иностранных комплектующих, в том числе из КНР, где часть предприятий закрыта на карантин.  По госконтракту будет признан форс-мажор или это относится только к договору с китайским заводом?

Ответ: В указанных ситуациях иностранная компания должна обратиться в Китайский комитет по содействию международной торговле (CCPIT) за получением сертификата о форс-мажоре и направить его вам. Вы, в свою очередь, вправе предоставить указанный документ российскому заказчику в качестве обоснования причины просрочки исполнения своих обязательств. Если этот товар является уникальным или приобрести его в данных условиях у другого поставщика не представляется возможным, заказчик может пойти навстречу. Однако по данному договору само по себе это обстоятельство форс-мажорным заказчик может и не признать – многое зависит от конкретных условий, предусмотренных в госконтракте. В любом случае, оформленный китайскими органами сертификат о форс-мажоре поможет в решении проблемы.

Вопрос: Позволяет ли возникновение форс-мажорного обстоятельства вообще не исполнять обязательства по договору, либо это дает только право на освобождение от уплаты неустойки при просрочке исполнения?

Ответ: Согласно статье 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Таким образом, признание определенного обстоятельства форс-мажорным позволяет освободить контрагента от гражданско-правовой ответственности, например, в виде уплаты неустойки (штрафа, пени).

Что же касается самого обязательства, то в соответствии с  п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2021 года №7 наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Если кредитор вследствие просрочки должника утратил интерес в исполнении должником обязательства, то он вправе в одностороннем порядке отказаться от договора. При этом должник в силу форс-мажора не будет отвечать за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательства.

Вопрос: Что делать выставочникам и другим организаторам мероприятий, проводимых с участием большого количества граждан, в связи с запретами, вводимыми региональными властями, например, указом Мэра Москвы? Является ли это форс-мажором? Если является, то какие последствия в этой связи будут для организаторов и их клиентов?

Ответ: Да, это является обстоятельством непреодолимой силы. В качестве одного из оснований прекращения обязательства действующее законодательство закрепляет невозможность его исполнения в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (статья 417 Гражданского кодекса РФ). Указ Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ предусматривает запрет на проведение массовых мероприятий, а также временно приостанавливает проведение, в частности, мероприятий в сфере культуры, выставочной, спортивной, развлекательной и просветительской деятельности с числом участников более 50 человек одновременно. В силу вышеуказанных положений ГК РФ такой указ или подобные ограничения органов власти в других регионах будут являться основанием для отмены этих мероприятий и прекращения договорных обязательств, связанных с их подготовкой и проведением. Стороны в этом случае освобождаются от ответственности за нарушение обязательств и, если иное не установлено договором, то, по общему правилу, возвращаются задаток, аванс и иные произведенные платежи за вычетом фактически понесенных исполнителем затрат.

Вопрос: Что делать с госконтрактами и ФАС России?

Ответ: ФАС России, указала на то, что ситуация с коронавирусной инфекцией является обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор), и поручила своим территориальным органам учитывать это при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях и обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2020 г. № ИА/21684/20 (http://base.my-sertif.ru/73771379/)) (http://base.my-sertif.ru/73771379/))).

Вопрос:Согласно Обзору Президиума ВС РФ от 21.04.2020, если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ, МТПП выдаст подобное заключение?

Ответ: Согласно Обзору Президиума ВС РФ от 21.04.2020 следует иметь в виду, что отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств.

Отказывая в выдаче заключений по данным обстоятельствам МТПП в подготовке своих заключений руководствуется общим правилом.

Из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.)

Поэтому признание отсутствия денежных средств (аренда, лизинг, оплата поставки и др.) форс-мажорным обстоятельством, в порядке исключения из общего правила применения ст. 401 ГК РФ, является прерогативой суда.

Вопрос: Возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции основаниями для изменения или расторжения договора, а если возможно – то при каких условиях?

Ответ Президиума Верховного Суда РФ, Обзор от 21.04.2020 г.: Если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа, такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях.  

При этом по пункту 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

При удовлетворении иска об изменении условий договора судам необходимо указывать, каким общественным интересам противоречит расторжение договора либо обосновывать значительный ущерб сторон от расторжения договора.

Вместе с тем следует учитывать, что дополнительные права на отказ от договора либо изменение его условий могут быть предусмотрены как общими положениями об обязательствах, например, положениями статьи 328 ГК РФ, так и законодательством об отдельных типах и видах договоров, например, положениями статьи 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Про сертификаты:  Минобрнауки запретило выдавать аттестаты выпускникам без сертификата о прохождении вакцинации против коронавируса | Пикабу

Последствия расторжения или изменения договора в таких случаях определяются на основании пункта 3 статьи 451, а также пункта 4 статьи 453 ГК РФ, если иное не установлено законом или иным правовым актом. В частности, при нарушении исполнителем сроков выполнения работы, оказания услуги потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной им цены на основании статьи 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». При отказе потребителя от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) не в связи с его нарушением исполнителем, потребитель вправе на основании статьи 32 названного закона требовать возврата уплаченной им цены за вычетом фактически понесённых исполнителем расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ
ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С УПЛАТОЙ АРЕНДНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,

предоставляет Центр юридической помощи и медиации МТПП:

 В
соответствии со ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановления Правительства
РФ от 3 апреля 2020 г. N 439 «Об установлении требований к условиям и срокам
отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества»,
утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020
года Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением
законодательства и мер по противодействию распространению на территории
Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (см.
Приложения):

1.
Арендодатель обязан предоставить отсрочку по уплате аренды арендаторам,
осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей
степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения
новой коронавирусной инфекции. Перечень отраслей российской экономики, в
наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате
распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 (ниже по тексту). Дата
предоставления отсрочки – с даты введения режима повышенной готовности, при
условии, что деятельность арендатора указана в постановлении Правительства РФ
№434. С момента введения режима повышенной готовности и до завершения данного
периода отсрочка предоставляется в полном объеме и в размере 50% до 01 октября
2020.

 2. Арендодатель
вправе заключить дополнительное соглашение об уменьшении арендной платы с
арендатором, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в
наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате
распространения новой коронавирусной инфекции. Однако, в случае отказа от
заключения дополнительного соглашения о снижении арендной платы, арендатор
вправе, в качестве возражения на иск о взыскании арендной платы, указать на то,
что арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного
соглашения об уменьшении арендной платы
. В таком случае арендная плата
подлежит взысканию в размере, определяемом с учетом требований части 3 статьи
19 Закона № 98-ФЗ, например, размер сниженной арендной платы может определяться
с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся
ситуации.

 3. Не
нужно
получать заключение о форс-мажоре, выдаваемое МТПП для реализации
вышеуказанных прав арендатора.

 Приложения:

Согласно ст. 19, Федеральный закон от
01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций»

1. Установить, что в отношении договоров
аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом
государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей
11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в
редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной
готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской
Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта
недвижимого имущества арендодатель
обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты
арендной платы, предусмотренной в 2020 году.
Требования к условиям и
срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Размер арендной платы по договорам аренды
недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом
государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей
11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
(в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима
повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта
Российской Федерации, может
изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.

3. Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества
вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с
невозможностью использования имущества
, связанной с принятием органом
государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей
11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
(в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима
повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта
Российской Федерации.

Постановление
Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 439 «Об установлении требований к
условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды
недвижимого имущества»

В соответствии с Федеральным законом «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и с учетом
положений пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к
условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды
недвижимого имущества.

2. Рекомендовать:

юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям арендодателям объектов недвижимости при предоставлении
отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества в
соответствии с требованиями, утвержденными настоящим постановлением,
предусмотреть уменьшение размера арендной платы с учетом фактического неосуществления арендатором
недвижимого имущества деятельности
, а также с учетом нерабочих дней, установленных
указами Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с новой
коронавирусной инфекцией;

руководителям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления
предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям собственникам
объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по
договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1
требований, утвержденных настоящим постановлением, меры поддержки, касающиеся
уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного
налога, арендной платы за землю по данному объекту недвижимости за период, на
который предоставлена отсрочка.

3. Настоящее постановление вступает в силу
с даты его официального опубликования.

Требования
к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды
недвижимого имущества

1. Настоящие требования применяются к
условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году
за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого
имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального
закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной
готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской
Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в
наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате
распространения новой коронавирусной инфекции (далее соответственно — договор
аренды, отсрочка).

2. Отсрочка предоставляется в отношении
недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или
частной собственности, за исключением жилых помещений.

3. Отсрочка предоставляется на срок до 1
октября 2020 г. начиная с даты введения режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации на следующих
условиях:

а) задолженность по арендной плате
подлежит уплате не ранее 1 января 2021 г. и не позднее 1 января 2023 г.
поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не
превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;

б) отсрочка предоставляется на срок
действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории
субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий
период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня
прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на
территории субъекта Российской Федерации до 1 октября 2020 г.;

в) штрафы, проценты за пользование чужими
денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением
арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях,
если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются;

г) установление арендодателем
дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с
предоставлением отсрочки, не допускается;

д) размер арендной платы, в отношении
которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон;

е) если договором аренды предусматривается
включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными
услугами и (или) расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по
указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если
в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на
территории субъекта Российской Федерации арендодатель освобождается от оплаты
таких услуг и (или) несения таких расходов.

4. Условия отсрочки, предусмотренные пунктом
3 настоящих требований, применяются к дополнительным соглашениям к договору
аренды об отсрочке независимо от даты заключения такого соглашения.

5. Правительством Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления могут быть установлены иные условия предоставления
отсрочки в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, если это не приведет к ухудшению для арендатора
условий, предусмотренных настоящими требованиями.

6. Стороны договора аренды могут
установить иные условия предоставления отсрочки, если это не приведет к
ухудшению для арендатора условий, предусмотренных настоящими требованиями.


Согласно Утвержденному
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 Обзору по
отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства
и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации
новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2

Вопрос:С какого момента обязательства
сторон договора аренды считаются измененными в части предоставления арендатору
отсрочки уплаты арендной платы на
основании части 1 статьи 19
Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
5 законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ)?

Ответ: Согласно
части 1 статьи 19 Закона № 98-ФЗ в отношении договоров аренды недвижимого
имущества, заключенных до принятия в 2020 г. органом государственной власти
субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона
от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Закона № 98-ФЗ)
решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на
территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора
соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное
соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в
2020 г.
Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются
Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 апреля 2020 г. № 439 утверждены Требования к условиям и срокам
отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее
– Требования). Согласно пункту 3 Требований отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020
г., начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной
ситуации на территории субъекта Российской Федерации. Условия отсрочки,
предусмотренные пунктом 3 Требований, применяются к дополнительным соглашениям
к договору аренды об отсрочке независимо от даты заключения такого соглашения
(пункт 4 Требований). Таким образом, обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части
предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы с даты введения режима
повышенной готовности
или чрезвычайной ситуации на территории субъекта
Российской Федерации независимо от даты заключения дополнительного соглашения к
договору аренды либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении
арендодателя к заключению дополнительного соглашения к договору аренды. Стороны
договора аренды могут установить более ранний момент предоставления арендатору
отсрочки уплаты арендной платы с учетом запрета ухудшения положения арендатора
по сравнению с условиями, предусмотренными Требованиями (пункт 6 Требований). 6
Кроме того, если арендатор
не внес арендную плату
в размере и сроки, установленные договором
аренды, а арендодатель знал или не мог не знать об осуществлении арендатором
деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших
в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной
инфекции, арендодатель
информирует арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в
соответствии с Законом № 98-ФЗ (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).
В отсутствие такого
информирования арендодатель считается предоставившим арендатору отсрочку на
условиях, установленных пунктом 3 Требований.
Аналогичные последствия
применяются в случае, если арендодатель необоснованно уклонился от заключения
дополнительного соглашения или своим поведением дал арендатору основания
полагать, что отсрочка будет предоставлена, либо не выдвигал возражений против
выплаты арендатором арендной платы на условиях, установленных пунктом 3
Требований (статья 10, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).

Про сертификаты:  Ника-Полицид, 1 л, купить по оптовой цене | Орион Мед

Вопрос: Является
ли достаточным основанием для предоставления арендатору недвижимого имущества
отсрочки уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона № 98-ФЗ
осуществление им деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей
степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения
новой коронавирусной инфекции?
Требуется ли в этом случае
установление обстоятельств невозможности использования арендованного имущества
по назначению
?

Ответ: Частью 1
статьи 19 Закона № 98-ФЗ установлено, что в отношении договоров аренды
недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 г. органом
государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей
11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в
редакции Закона № 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня
обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества
арендодатель обязан заключить
дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку
уплаты арендной
платы, предусмотренной в 2020 г. Требования к условиям и срокам такой отсрочки
устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1
Требований данные требования применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты
арендной платы, предусмотренной в 2020 г. за использование недвижимого
имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до
принятия в 2020 г. органом государственной власти субъекта Российской Федерации
в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения
о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории
субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в
наибольшей степени пострадавших в
условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной
инфекции.
Перечень отраслей
российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения
ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434.
Отсрочка предоставляется в
отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной
или частной собственности, за исключением жилых помещений (пункт 2 Требований).

Таким образом, право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1
статьи 19 Закона № 98-ФЗ и на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют
организации и индивидуальные предприниматели арендаторы недвижимого имущества,
за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия
органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации
указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в
наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате
распространения новой коронавирусной инфекции.
Установление
наличия иных дополнительных оснований или условий
для предоставления отсрочки
уплаты арендной платы в силу части 1 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, в том числе
невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в
соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется (заключение МТПП о форс-мажоре – ред. Моисеев А.А.).

Вместе с тем если арендодателем будет доказано, что конкретный арендатор в
действительности не пострадал и с очевидностью не пострадает в условиях
ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции,
и его требования являются проявлением заведомо недобросовестного поведения
(например, в случае использования им объекта аренды вопреки установленным
ограничительным мерам), суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом
характера и последствий такого поведения может отказать в защите принадлежащего
арендатору права полностью или 8 частично (пункт 2 статьи 10 ГК РФ, пункт 1
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2021 г. №
25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации»).

Вопрос: С какого
момента обязательства сторон договора аренды считаются измененными
в части уменьшения размера
арендной платы
на основании части 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ?

Ответ: В
соответствии с частью 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ арендатор по договорам аренды
недвижимого имущества вправе
потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 г.
в связи с
невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Закона №
98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной
ситуации на территории субъекта Российской Федерации. Таким образом, арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная
невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению
независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера
арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении
арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы.

Кроме того, арендатор вправе в качестве возражения на иск о взыскании арендной
платы указать на то, чтоарендодатель необоснованно
уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы
.
В таком случае арендная плата подлежит взысканию в размере, определяемом с
учетом требований части 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, например, размер сниженной
арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается
арендная плата в сложившейся ситуации.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2020
N 434 (ред. от 18.04.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской
экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в
результате распространения новой коронавирусной инфекции»:

1. Утвердить прилагаемый перечень
отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях
ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

2. Установить, что перечень,
утвержденный настоящим постановлением, используется в том числе в целях
применения части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» в
отношении заемщиков, относящихся к субъектам малого и среднего
предпринимательства, заключивших до дня вступления в силу указанного
Федерального закона с кредитором — кредитной организацией или некредитной
финансовой организацией, которая осуществляет деятельность по предоставлению
кредитов (займов), кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный
договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, которые
вправе в любой момент в течение времени действия такого договора, но не позднее
30 сентября 2020 г., обратиться к кредитору с требованием об изменении его
условий, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств
на срок, определенный заемщиком.


ред. Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 540)

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в
силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения
условий кредитного договора, договора займа».

Сфера деятельности, наименование вида
экономической деятельности

Код ОКВЭД 2

1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность,
автоперевозки

Деятельность прочего сухопутного пассажирского
транспорта

49.3

Деятельность автомобильного грузового
транспорта и услуги по перевозкам

49.4

Деятельность пассажирского воздушного
транспорта

51.1

Деятельность грузового воздушного транспорта

51.21

Деятельность автовокзалов и автостанций

52.21.21

Деятельность вспомогательная, связанная с
воздушным транспортом

52.23.1

2. Культура, организация досуга и развлечений

Деятельность творческая, деятельность в
области искусства и организации развлечений

90

Деятельность в области демонстрации
кинофильмов

59.14

(введено Постановлением Правительства РФ от
10.04.2020 N 479)

Деятельность музеев

91.02

(введено Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020
N 540)

Деятельность зоопарков

91.04.1

(введено Постановлением Правительства РФ от
18.04.2020 N 540)

3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и
спорт

Деятельность в области спорта, отдыха и
развлечений

93

Деятельность физкультурно-оздоровительная

96.04

Деятельность санаторно-курортных организаций

86.90.4

4. Деятельность туристических агентств и
прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

Деятельность туристических агентств и прочих
организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

79

5. Гостиничный бизнес

Деятельность по предоставлению мест для
временного проживания

55

6. Общественное питание

Деятельность по предоставлению продуктов
питания и напитков

56

7. Деятельность организаций дополнительного
образования, негосударственных образовательных учреждений

Образование дополнительное детей и взрослых

85.41

Предоставление услуг по дневному уходу за
детьми

88.91

8. Деятельность по организации конференций и
выставок

Деятельность по организации конференций и
выставок

82.3

9. Деятельность по предоставлению бытовых
услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов
красоты)

Ремонт компьютеров, предметов личного
потребления и хозяйственно-бытового назначения

95

Стирка и химическая чистка текстильных и
меховых изделий

96.01

Предоставление услуг парикмахерскими и
салонами красоты

96.02

10. Деятельность в области здравоохранения

(введен Постановлением Правительства РФ от
10.04.2020 N 479)

Стоматологическая практика

86.23

11. Розничная торговля непродовольственными
товарами

(введен Постановлением Правительства РФ от
18.04.2020 N 540)

Торговля розничная легковыми автомобилями и
легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах

45.11.2

Торговля розничная легковыми автомобилями и
легкими автотранспортными средствами прочая

45.11.3

Торговля розничная прочими автотранспортными
средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах

45.19.2

Торговля розничная прочими автотранспортными
средствами, кроме пассажирских, прочая

45.19.3

Торговля розничная автомобильными деталями,
узлами и принадлежностями

45.32

Торговля розничная мотоциклами, их деталями,
составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах

45.40.2

Торговля розничная мотоциклами, их деталями,
узлами и принадлежностями прочая

45.40.3

Торговля розничная большим товарным
ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в
неспециализированных магазинах

47.19.1

Деятельность универсальных магазинов,
торгующих товарами общего ассортимента

47.19.2

Торговля розничная информационным и
коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах

47.4

Торговля розничная прочими бытовыми изделиями
в специализированных магазинах

47.5

Торговля розничная товарами
культурно-развлекательного назначения в специализированных магазинах

47.6

Торговля розничная прочими товарами в
специализированных магазинах

47.7

Торговля розничная в нестационарных торговых
объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью

47.82

Торговля розничная в нестационарных торговых
объектах и на рынках прочими товарами

47.89

Вебинар МТПП «Кому и как правильно подавать заявления о форс-мажоре» https://www.youtube.com/watch?v=rRFAMf-flXY 

Отчет о первом заседании Научно экспертного совета МТПП, посвященного совершенствованию законодательства о форс-мажоре https://my-sertif.ru/news/fors-mazhor/v-tsentre-vnimaniya-fors-mazhor/?bitrix_include_areas=Y&c…

Отчет о конференции по вопросам оформления форс-мажора в условиях эпидемии коронавируса https://my-sertif.ru/news/deyatelnost-mtpp/restoratory-i-otelery-obsudili-situatsiyu-v-otrasli-v-svyazi…

Особенности арендных отношений в условиях эпидемии коронавируса 

https://mostpp.ru/news/fors-mazhor/arendnye-platezhi-v-period-koronavirusa-razyasnenie-aktualnykh-vo… 

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий