- Казначейское сопровождение контрактов
- Важность казначейского сопровождения контрактов
- Роль казначейства в управлении контрактами
- Функции казначейства в управлении контрактами
- Особенности казначейского сопровождения государственных контрактов
- Казначейское сопровождение государственных контрактов
- Утверждение Правил осуществления банковского сопровождения
- Правила осуществления в 2024 году банковского сопровождения
- Общие положения
- Список субъектов банковского сопровождения
- Выводы
- Условия об обязанности исполнителя по государственному контракту
- Условия об обязанности исполнителя по контракту с получателем субсидии
- Условия о перечислении целевых средств
- Обособленное банковское сопровождение
- II. Правила осуществления банками обособленного банковского сопровождения
- III. Порядок информационного взаимодействия между банком и Федеральным казначейством при обособленном банковском сопровождении целевых средств
- Казначейскому сопровождению с открытием лицевых счетов в органах Федерального казначейства подлежат средства, определенные законом о федеральном бюджете. Средства, подлежащие казначейскому сопровождению в 2024 г., определены положениями ст. 5 Закона N 540-ФЗ. В целом перечень оснований для казначейского сопровождения средств остался таким же, что и в 2023 г., кроме отдельных деталей казначейского сопровождения расчетов по государственным / муниципальным контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Казначейское сопровождение контрактов
Казначейское сопровождение контрактов – это один из основных этапов финансового учета и контроля в организации. Оно представляет собой комплекс мероприятий, направленных на проверку исполнения финансовых обязательств и контроль правильности использования средств, выделенных по контракту.
В рамках казначейского сопровождения контрактов осуществляется проверка финансовой состоятельности контрагента, контроль исполнения платежных обязательств, проверка правильности оформления документации, учет и отражение финансовых операций в учетной системе и многое другое.
Казначейское сопровождение контрактов позволяет организации минимизировать финансовые риски, связанные с неисправным исполнением контрактных обязательств и использованием средств. Оно также способствует повышению эффективности использования финансовых ресурсов и обеспечению прозрачности финансовых операций.
Важность казначейского сопровождения контрактов
Казначейское сопровождение контрактов – это важный этап в процессе осуществления договорных отношений, который направлен на обеспечение финансовой стабильности и эффективности бизнес-операций. Этот процесс включает в себя контроль за денежными потоками, управление финансовыми рисками, оптимизацию затрат и многое другое.
Роль казначейства в управлении контрактами
Казначейство осуществляет контроль над движением денежных средств, а также обеспечивает выполнение финансовых обязательств, связанных с контрактами.
Функции казначейства в управлении контрактами
Основные задачи казначейства в сопровождении контрактов включают:
- Оптимизация денежного оборота
- Управление поступлениями и расходами денежных средств с целью своевременного исполнения обязательств
- Минимизация рисков и управление ликвидностью
- Минимизация финансовых рисков при исполнении контрактов и управление ликвидностью организации
- Управление финансовыми связями
- Контроль исполнения платежных обязательств контрагентов и поддержание долгосрочных партнерских отношений
- Планирование и анализ денежных потоков
- Разработка бюджетов, прогнозирование поступлений и расходов, анализ финансовых результатов
- Соответствие законодательству и внутренним стандартам
- Соблюдение законодательства, налоговых требований, правил ведения бухгалтерии и финансовой отчетности
Особенности казначейского сопровождения государственных контрактов
Для осуществления казначейского сопровождения государственных контрактов необходима правильная документация. К основным документам относятся:
Казначейское сопровождение государственных контрактов
Казначейское сопровождение государственных контрактов играет важную роль в обеспечении контроля, эффективности и прозрачности государственных закупок. Оно позволяет более эффективно использовать государственные средства и обеспечить исполнение контрактных обязательств в соответствии с законодательством.
Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника – bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Утверждение Правил осуществления банковского сопровождения
В соответствии со статьей 5 Федерального закона О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов Правительство Российской Федерации утверждает правила осуществления в 2024 году банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин
Правила осуществления в 2024 году банковского сопровождения
Общие положения
Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления в 2024 году банками банковского сопровождения контрактов, определенных в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, при осуществлении Федеральным казначейством казначейского сопровождения средств.
Банки осуществляют обособленное банковское сопровождение контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемых в рамках исполнения:
- государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемых юридическими лицами, являющимися получателями средств из федерального бюджета.
Список субъектов банковского сопровождения
(Не предоставлен)
Выводы
(Не предоставлен)
© bicotender.ru
### Осуществление обособленного банковского сопровождения
Банки осуществляют обособленное банковское сопровождение в соответствии с настоящими Правилами в случае принятия Правительством Российской Федерации решения об осуществлении обособленного банковского сопровождения, содержащего информацию о планируемых к заключению государственных контрактах, договорах (соглашениях), при исполнении которых осуществляется обособленное банковское сопровождение.
### Процесс обособленного банковского сопровождения
Обособленное банковское сопровождение осуществляется банком, привлеченным исполнителем по государственному контракту, исполнителем по контракту, заключаемому с получателем субсидии (бюджетных инвестиций), взноса (вклада), включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проект решения Правительства Российской Федерации об осуществлении обособленного банковского сопровождения для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации подготавливается:
- главными распорядителями бюджетных средств в отношении государственных контрактов;
- государственными заказчиками по указанным государственным контрактам;
- главными распорядителями бюджетных средств, до которых доведены лимиты бюджетных обязательств на заключение договоров (соглашений), в отношении субсидий (бюджетных инвестиций).
### Операции с использованием целевых средств
При осуществлении обособленного банковского сопровождения с контрактами (договорами) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществляются операции с использованием целевых средств на отдельном счете, открытом в банке в соответствии с договором банковского счета.
### Условия обособленного банковского сопровождения
При обособленном банковском сопровождении устанавливаются следующие условия в дополнение к положениям Правил казначейского сопровождения, утвержденными Правительством Российской Федерации:
- Условие 1
- Условие 2
- Условие 3
Условия об обязанности исполнителя по государственному контракту
- В условия заключаемых контрактов (договоров), подлежащих обособленному банковскому сопровождению, должны быть включены положения об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета.
Условия об обязанности исполнителя по контракту с получателем субсидии
- В условия заключаемых контрактов (договоров), подлежащих обособленному банковскому сопровождению, должны быть включены положения об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета.
Условия о перечислении целевых средств
Целевые средства на оплату обязательств по контрактам, заключаемым в рамках исполнения государственного контракта, должны перечисляться с лицевого счета участника казначейского сопровождения на отдельный счет исполнителя.
Перечисление целевых средств по контрактам с получателем субсидии также должно осуществляться с лицевого счета участника казначейского сопровождения на отдельный счет исполнителя.
Обособленное банковское сопровождение
- При обособленном банковском сопровождении в контракты включаются следующие условия:
- Заказчик должен осуществлять оплату с использованием отдельного счета.
- Исполнитель должен осуществлять расчеты по контракту с использованием отдельного счета.
представлять заказчику по контракту (договору), подлежащему обособленному банковскому сопровождению, и банку сведения о привлекаемых исполнителем в рамках исполнения обязательств по указанному контракту (договору) соисполнителях (полное наименование соисполнителя, место нахождения, фамилия, имя, отчество (при наличии), телефоны руководителя, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе;
представлять банку сведения об операциях с целевыми средствами, сформированные в порядке и по форме, предусмотренным порядком санкционирования (далее – сведения), утвержденные заказчиком по контракту (договору), подлежащему обособленному банковскому сопровождению, либо исполнителем в соответствии с условиями указанного контракта (договора);
указывать в расчетном (платежном) документе, контракте (договоре), подлежащем обособленному банковскому сопровождению, а также в документах, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – документ-основание), идентификатор государственного контракта, договора (соглашения), сформированный в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – идентификатор);
указывать в расчетном (платежном) документе код источника поступлений и детализированный код направления расходования целевых средств, предусмотренные порядком санкционирования (далее соответственно – код источника поступлений, детализированный код направления расходования);
в) условие о согласии исполнителя по контракту (договору), подлежащему обособленному банковскому сопровождению, на передачу информации, указанной в пункте 10 настоящих Правил, в подсистему информационно-аналитического обеспечения государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее – информационная система "Электронный бюджет").
II. Правила осуществления банками обособленного банковского сопровождения
7. Обособленное банковское сопровождение осуществляется банком без взимания платы.
8. При обособленном банковском сопровождении ведение и использование отдельного счета предусматривают:
а) проведение операций с целевыми средствами, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, после проведения банками проверки представленных исполнителями по контрактам (договорам), подлежащим обособленному банковскому сопровождению, расчетных (платежных) документов по следующим направлениям:
наличие в расчетном (платежном) документе кода источника поступления и детализированного кода направления расходования;
соответствие наименования, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет в налоговом органе (при наличии), банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в расчетном (платежном) документе, наименованию, идентификационному номеру налогоплательщика, коду причины постановки на учет в налоговом органе (при наличии), банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в контракте (договоре), подлежащем обособленному банковскому сопровождению, и документе-основании;
непревышение суммы, указанной в расчетном (платежном) документе, над суммой остатка средств по соответствующему укрупненному коду направления расходования целевых средств, предусмотренному порядком санкционирования, указанной в сведениях, и суммой остатка средств на отдельном счете по соответствующему контракту (договору), подлежащему обособленному банковскому сопровождению;
соответствие указанных в расчетном (платежном) документе реквизитов (номер, дата) контракта (договора), подлежащего обособленному банковскому сопровождению, его реквизитам, указанным в сведениях;
наличие в расчетном (платежном) документе текстового назначения платежа и его соответствие направлению расходования целевых средств, указанному в сведениях по соответствующему укрупненному коду направления расходования целевых средств, предусмотренному порядком санкционирования;
наличие и соответствие идентификатора, указанного в расчетном (платежном) документе, идентификатору, указанному в контракте (договоре), подлежащем обособленному банковскому сопровождению, и сведениях;
наличие в расчетном (платежном) документе на оплату расходов, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, реквизитов (тип, номер, дата) контракта (договора), подлежащего обособленному банковскому сопровождению, документов-оснований и их соответствие реквизитам контракта (договора), подлежащего обособленному банковскому сопровождению, документов-оснований, представленных в банк вместе с расчетным (платежным) документом;
соответствие содержания операции по расходам, связанным с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, исходя из документа-основания, текстовому назначению платежа, указанному в расчетном (платежном) документе, предмету и условиям контракта (договора), подлежащего обособленному банковскому сопровождению;
б) возможность перечисления целевых средств с отдельного счета на счета, открытые в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в банке, в случаях, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 3 пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
в) осуществление операций по зачислению целевых средств на отдельные счета и списанию целевых средств с отдельных счетов при наличии в расчетных (платежных) документах, контракте (договоре), подлежащем обособленному банковскому сопровождению, а также в документах-основаниях идентификатора.
III. Порядок информационного взаимодействия между банком и Федеральным казначейством при обособленном банковском сопровождении целевых средств
9. Информационное взаимодействие при осуществлении обособленного банковского сопровождения осуществляется Федеральным казначейством и банками через единую систему межведомственного электронного взаимодействия с отражением информации в информационной системе "Электронный бюджет" в соответствии с условиями соглашения об осуществлении информационного взаимодействия, заключаемого между Федеральным казначейством и банком.
10. Банки в порядке и в сроки, установленные соглашением, указанным в пункте 9 настоящих Правил, представляют в информационную систему "Электронный бюджет" с соблюдением положений законодательства Российской Федерации о банковской тайне информацию о контрактах (договорах), подлежащих обособленному банковскому сопровождению, об отдельных счетах, операциях по зачислению и списанию целевых средств, отраженных на отдельных счетах, и иную информацию, предусмотренную соглашением об обмене информацией между Федеральным казначейством и банком.
11. Банки в порядке и в сроки, установленные договором банковского счета, представляют заказчику по контракту (договору), подлежащему обособленному банковскому сопровождению, с соблюдением положений законодательства Российской Федерации о банковской тайне отчет по отдельному счету исполнителя по указанному контракту (договору) о проведении операций в форме выписки о движении денежных средств по отдельному счету за отчетный календарный месяц и оборотно-сальдовую ведомость по отдельному счету за отчетный месяц в случае наличия соответствующих условий в договоре банковского счета.
12. Информация о контрактах (договорах), подлежащих обособленному банковскому сопровождению, и об операциях с целевыми средствами представляется государственным заказчикам по государственным контрактам, главным распорядителям бюджетных средств, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателей бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий (бюджетных инвестиций), получателям субсидий (бюджетных инвестиций) и исполнителям по государственным контрактам, контрактам (договорам), заключенным с получателями субсидий (бюджетных инвестиций), взноса (вклада), путем обеспечения доступа к информационной системе "Электронный бюджет".
Установлен порядок проведения в 2024 г. обособленного банковского сопровождения средств, предоставляемых на основании контрактов (договоров), заключаемых в рамках исполнения:
– контрактов (договоров) получателей субсидий (бюджетных инвестиций), взноса (вклада) в капитал.
Сопровождение проводит банк, включенный в перечень банков, чьи гарантии принимаются в целях налогообложения. Процедура бесплатная. Операции со средствами выполняются на отдельном счете.
Определено, какие условия включаются в госконтракты, контракты, договоры, соглашения при обособленном банковском сопровождении.
Решение об обособленном банковском сопровождении принимает Правительство.
Новости и аналитика Определен порядок банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств в 2024 году
Правительство РФ в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 ноября 2023 № 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее – Закон № 540-ФЗ) утвердило Правила осуществления в 2024 году банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств (далее – Правила), которое проводится при осуществлении Федеральным казначейством сопровождения средств, определенных пунктами 1 – 4, п. 6 и п. 9 ч. 2 ст. 5 Закона № 540-ФЗ, за исключением средств, в отношении которых осуществляется расширенное казначейское сопровождение (Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2023 г. № 2185).
Под банковское сопровождение подпадают средства, предоставляемые исполнителям на основании контрактов и договоров, заключаемых в рамках исполнения:
В соответствии с Правилами определены требования к банкам, осуществляющим обособленное банковское сопровождение, и обязательные условия контрактов, подлежащих указанному сопровождению.
Правила вступают в силу 26 декабря 2023 года.
Казначейскому сопровождению с открытием лицевых счетов в органах Федерального казначейства подлежат средства, определенные законом о федеральном бюджете. Средства, подлежащие казначейскому сопровождению в 2024 г., определены положениями ст. 5 Закона N 540-ФЗ. В целом перечень оснований для казначейского сопровождения средств остался таким же, что и в 2023 г., кроме отдельных деталей казначейского сопровождения расчетов по государственным / муниципальным контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Основания для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона N 466-ФЗп. 4 ч. 3 ст. 5 Закона N 540-ФЗ
п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗЦена государственного / муниципального) контракта превышает 3 млн руб.При одновременном выполнении условий: – цена государственного / муниципального контракта превышает 3 млн руб.; – источником финансового обеспечения расходов являются целевые МБТ, предоставленные субъекту РФ из федерального бюджета
п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ(вступит в силу с 1 июля 2024 г.)При одновременном выполнении условий: – цена государственного / муниципального контракта превышает 3 млн руб.; – источником финансового обеспечения расходов являются целевые МБТ, предоставленные субъекту РФ из федерального бюджета
В иных случаях осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)При одновременном выполнении условий: – цена государственного / муниципального контракта превышает 3 млн руб.; – контракт с единственным поставщиком заключен в соответствии с другими федеральными законами, принятыми в целях реализации Закона N 44-ФЗПри одновременном выполнении условий: – цена государственного / муниципального контракта превышает 3 млн руб.; – источником финансового обеспечения расходов являются целевые МБТ, предоставленные субъекту РФ из федерального бюджета; – контракт с единственным поставщиком заключен в соответствии с иными федеральными законами
Документ: Федеральные законы от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ и от 2 ноября 2023 г. N 520-ФЗ
Москва. 9 ноября. ИНТЕРФАКС – Для госконтрактов, находящихся на казначейском сопровождении, предлагается поднять размер обеспечения исполнения контрактов до уровня авансов, предоставляемых по таким контрактам. Соответствующие поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ) внесены на рассмотрение Госдумы псковским областным собранием депутатов.
"Право заказчика установить размер независимой гарантии в размере авансового платежа при условии казначейского сопровождения контракта минимизирует такие риски", – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Под рисками подразумевается возможность невозврата подрядчиком неотработанного авансового платежа при неисполнении обязательств по контракту, расторгнутому в одностороннем порядке по инициативе заказчика.
Сам законопроект предусматривает внесение в 44-ФЗ поправки, согласно которой заказчик должен будет, в случае выставления требования обеспечения исполнения контракта, находящегося на казначейском сопровождении, устанавливать размер такого обеспечения в размере, "не превышающем размер аванса". По действующей редакции 44-ФЗ, при заключении контракта, подлежащего казначейскому сопровождению, заказчик вправе не требовать обеспечения исполнения такого контракта. Но если он все же выставляет такое требование, то размер обеспечения не должен превышать 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
Необходимость такой корректировки авторы законопроекта объясняют тем, что в сейчас действуют временные нормы, согласно которым заказчики при заключении госконтрактов, предусматривающих казначейское сопровождение, должны устанавливать размер авансовых платежей на уровне 30-50% от НМЦК. То есть, сейчас размер аванса по госконтракту может значительно превосходить размер обеспечения его исполнения. Соответственно при расторжении контракта возникает вероятность невозврата в бюджет значительных средств, которые не компенсируются той же независимой гарантией по обеспечению исполнения контракта.
Причем эта временная норма об авансировании госконтрактов на уровне 50% может быть продлена на 2024 год – соответствующий проекте правительственного постановления ранее был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Этим документом предлагается приостановить до 31 декабря 2024 года одну из норм "Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением правительства РФ № 1496", которая предусматривает, что госзаказчики могут устанавливать предельный размер аванса по госконтрактам в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта.
При этом оговаривается, что федеральные заказчики (включая их подведомственные организации) должны предусматривать в своих контрактах положение об авансовых платежах в размере от 30-50%. При условии, что соответствующие средства подлежат казначейскому сопровождению.
Аналогичный размер аванса должны устанавливать и региональные заказчики, если их закупки осуществляются за счет субсидий или межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (или местному бюджету). Причем при условии, что эти субсидии или трансферты предназначены для софинансирования проектов капитального строительства. Здесь также устанавливается требование о казначейском сопровождении таких контрактов.
Как сообщалось, до пандемии новой коронавирусной инфекции госзаказчики могли авансировать поставщиков в размере до 30% от суммы контракта. В 2020 году правительство приняло "антивирусные" нормы о возможности предоставления аванса по госконтрактам в размере до 50%. В начале 2021 года действие этой нормы было продлено до конца года.
В середине марта 2022 года президент РФ Владимир Путин предложил правительству увеличить объемы авансирования по госконтрактам до не менее чем 50% от стоимости контракта. В свою очередь Минпромторг РФ предлагал установить норму об авансировании госзакупок российской промпродукции в размере не менее 50% от цены контракта.
В результате в марте 2022 года временно, до конца года, правительство увеличило предельный размер аванса по госконтрактам до 90% от цены контракта. При этом оговаривалось, что под казначейское сопровождение будут подпадать авансовые платежи в размере от 50% до 90% от цены контракта. Авансирование госконтрактов в размере до 50% от цены контракта было освобождено от казначейского сопровождения.
В марте текущего года правительство временно, до конца текущего года установило порог авансирования по госконтрактам на уровне 50%.