Ozon не предоставляет сертификаты на продаваемые на маркетплейсе товары — приёмная на
Я являюсь продавцом на Ozon . Периодически маркетплейс запрашивает у меня сертификаты на тот или иной товар (видимо по требованию покупателей), грозится заблокировать в случае непредоставления в течение 3 дней. Иногда приходят рассылки с требованием прогрузить сертификаты на все товары, продаваемые на Ozon.
Весной у меня возникла потребность в приобретении детской коляски. Решил выбрать её на Ozon. Заодно побыть в шкуре покупателя Ozon. Запросил сначала сертификаты на коляски у самих продавцов.
Кто-то не ответил на мой запрос в принципе, кто-то запросил сертификат у непонятно кого:
Магазин запросил у кого-то сертификат и пропал…
В общем ответа от продавцов я не дождался и решил запросить сертификаты у Ozon напрямую. Может они смогут надавить на продавцов. И вот, после нескольких фраз общения с “озонороботом” ровно месяц назад 9 августа моё обращение приняли:
9 августа
12 августа:
12 августа
14 августа попросили подождать ещё пару дней и даже оставили какой-то бонус. До сих пор не понял какой:
14 августа
21 августа Озон поставил моему обращению критический приоритет:
27 августа всё без изменений:
27 августа
29 августа. Попросил или предоставить сертификат или удалить товары из продажи. Без изменений
29 августа
2 сентября попросили подождать ещё 1-2 дня
2 сентября
9 сентября. Сертификатов так и нет
9 сентября
И вроде как Ozon топит за легальный бизнес, заключает с продавцами договор, требует загрузки сертификатов, блокирует постоянно за любое нарушение.
Вот только получается, что есть какие-то особенные продавцы, которым всё сходит с рук? Я уже писал статью о избранных продавцах антисептиков (кстати до сих пор нам запрещают их продавать, а кто-то продаёт). Так и здесь: кого-то сразу же блокируют за непредоставление сертификата, а кто-то спокойно продолжает продавать дальше.
Как-то всё это попахивает чем-то неприятным #ozon …
{
“author_name”: “marketplace biz”,
“author_type”: “self”,
“tags”: [“ozon”],
“comments”: 69,
“likes”: 1,
“favorites”: 7,
“is_advertisement”: false,
“subsite_label”: “claim”,
“id”: 156969,
“is_wide”: true,
“is_ugc”: true,
“date”: “Wed, 09 Sep 2020 16:18:26 0300”,
“is_special”: false }
Индия
в Индии около 300 телевизионных каналов, 12 тыс. газет, 60−65 тыс. журналов, 12−13 тыс. кинотеатров и 1 тыс. радиостанций. При этом почти 65% населения страны проживает в сельской местности, а шесть из 10 потребителей по-прежнему не имеют доступа к средствам массовой информации. Такое большое количество разнообразных СМИ подчеркивает языковое разнообразие индийской нации. В стране 22 официальных языка, но самым распространенным является хинди. Из этих фактов следует вывод, что рекламировать что-то в Индии невероятно сложно. Нужно четко понимать Индийский менталитет, разбираться в языках и потребностях населения различных штатов.
Самым лучшим вариантом для рекламной компании в Индии является сотрудничество с местными маркетинговыми агентствами. Сотрудники индусы, хорошо понимающие конъектуру домашнего рынка и менталитет потребителя, сможет максимально эффективно использовать бюджет на рекламу.
Возможности осуществления расчётов
Валютное регулирование в Индии осуществляется в соответствии с Законом о валютном регулировании 1999 г. (Foreign Exchange Management Act, 1999). На Резервный банк Индии (РБИ) возложены функции государственного валютного контроля и регулирования путем издания соответствующих нормативных актов, циркуляров. РБИ выдает разрешение на открытие счетов иностранным компаниям, работающим в Индии. Кроме того, контролирующими функциями наделен Департамент по борьбе с правонарушениями (Department for Struggle Against Offences), который хотя структурно и относится к Министерству финансов, фактически является независимой организацией. Он может предъявлять претензии и выносить решения о применении штрафных санкций к организациям, нарушающим валютное законодательство Индии. Все валютные сделки, осуществляемые в стране, требуют разрешения РБИ. Все уполномоченные дилеры и банки, имеющие лицензии на сделки с иностранной валютой (валютные сделки), обязаны неукоснительно выполнять изданные РБИ «Инструкции по валютному контролю». Это относится и к различным проектам, осуществление которых требует проведения операций с иностранной валютой. Закон о валютном регулировании (п.5) содержит указание, что Правительство имеет право в случае необходимости вводить ограничения на сделки по текущим счетам, исходя из общественных интересов и по согласованию с РБИ. За нарушение закона о валютном регулировании, инструкций или регламентов, принятых в соответствии с ним и на основании судебного решения, физическое или юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму, превышающую в 3 раза сумму, полученную от противоправной сделки. Также в случаях нарушения норм валютного законодательства на период разбирательства лицензии нарушителей отзываются, а их счета замораживаются. В Индии с 1973 г. функционирует Директорат по контролю за соблюдением валютного законодательства (Enforcement Directorate), который входит в состав Департамента налогов и сборов Минфина. Данный Директорат имеет право предъявлять претензии, проводить расследования и выносить решения о применении санкций к нарушителям валютного законодательства страны. Директорат со штаб-квартирой в г. Нью-Дели располагает 7 зональными, 9 субзональными представительствами в городах по всей территории Индии.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц в Индии, является Закон о компаниях 2021 г. (The Companies Act, 2021), который предусматривает возможность создания следующих видов юридических лиц: 1. Частная компания (private company) — компания, созданная двумя и более лицами с уставным капиталом в сумме не менее 100 000 индийских рупий (1500 USD), без права участников отчуждать принадлежащие им акции третьим лицам. 2. Публичная компания (public company) — компания, созданная семью и более лицами с уставным капиталом в сумме не менее 500 000 индийских рупий (7600 USD), с правом участников свободно продавать принадлежащие им акции третьим лицам. Указанные компании могут быть созданы в виде компании с ответственностью в пределах стоимости акций (company limited by shares), либо в виде компании с ответственностью участников в пределах определенной гарантированной суммы (company limited by guarantee). Кроме того, существуют компании, не имеющие пределов по сумме ответственности (unlimited company). Все компании, создаваемые на территории Республики Индии, проходят государственную регистрацию в Бюро по регистрации компаний (Registrars of Companies). При регистрации компании присваивают идентификационный корпоративный номер (CIN), и все данные о такой компании заносятся в базу данных Министерства по делам корпораций Правительства Индии (Ministry of Corporate Affairs, www.mca.gov.in). Перечень документов, который необходимо представить для регистрации компании, указан в части 1 статьи 7 Закона о компаниях 2021 г. После того как компания с иностранным капиталом прошла государственную регистрацию, она имеет все права и обязанности равные индийским компаниям, предусмотренные законодательством Республики Индии, за исключением специально установленных ограничений и запретов.
Проверка торгового партнера
В связи с увеличением числа мошеннических схем получение достоверной, объективной и актуальной информации об иностранном партнере в целях минимизации коммерческих рисков является обязательным условием при заключении контрактов и проведении различных переговоров.
Министерством по корпоративным делам Индии создан Интернет-сайт www.mca.gov.in, на котором в открытом доступе имеется большой объем полезной информации относительно различных юридических лиц — государственных предприятий, частных компаний и предпринимателей, официально зарегистрированных на территории Республики Индия. В базе данных сайта имеются сведения о более чем 150 тысячах компаний, а также тексты правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Индии.
Для поиска данных о компании необходимо войти на сайт www.mca.gov.in, затем — в раздел «MCA Services». На развернувшейся странице в колонке в разделе «Master Data» войти в подраздел «View Company or LLP Master Data» (либо из подраздела «Company Services» — в графу «Check Company Name»).
На сайте www.watchoutinvestors.com также осуществляется поиск данных об индийских компаниях без дополнительной регистрации пользователя. По результату поиска на экран выводятся сведения о наличии регистрации данной компании соответствующим государственным органом (как правило, Бюро по регистрации компаний (Registrar of Companies, http://dca.nic.in), а также дата принятия решения о регистрации или ликвидации, история регистрационных решений об изменении названия или организационно-правовой формы компании, слияниях и поглощениях, действующий статус компании по состоянию на дату запроса (действует, ликвидируется, в состоянии банкротства или уже ликвидирована). Сайт выдает также информацию о компаниях, замеченных в невыполнении обязательств и неплатежах, несоблюдении требований законодательства.
Отдельно можно получить информацию о компаниях и должностных лицах, не сдавших в уполномоченные органы в установленные законом сроки финансовую документацию, о лицах, виновных в нарушениях законных сроков, с указанием дат допущенных нарушений и ссылок на нарушенные правовые акты.
На сайте Министерства по корпоративным делам Индии (Ministry of Corporative Affairs, www.mca.gov.in) доступна также некоторая таможенная информация, которая выдается после обязательной бесплатной регистрации пользователя. Кроме того, там же можно получить справочную информацию о списке дисквалифицированных директоров с наименованием компаний, где они работали на момент применения мер наказания.
Для более полной и всесторонней проверки деловой репутации индийского партнера требуется обращение в специализированные юридические компании, оказывающие платные услуги. В этом случае возможен либо заочный сбор многопрофильной информации об интересующей компании, либо по прямой договоренности с индийской компанией-партнером может быть проведена всесторонняя проверка состояния дел и документации в ходе процедуры (Due Diligence), широко применяющейся в международной и индийской практике. Список юридических компаний приведен ниже в разделе «Юридические и адвокатские конторы Индии по защите прав экспортеров». Стоимость юридических услуг зависит от объема запрашиваемой информации и сроков ее подготовки, поэтому данный вопрос является предметом отдельного обсуждения в ходе переговоров. При необходимости получения дополнительных сведений о юридических лицах — государственных предприятиях и частных компаниях, официально зарегистрированных на территории страны, а также их коммерческой практике возможно обращение в наиболее крупные объединения индийских деловых кругов: FICCI (www.ficci.in) и CII (www.cii.in).
Возможности, риски и угрозы по продвижению продукта в Индии
Индия является страной с одним из самых значительных потенциалов развития и роста в обозримом будущем. Этому способствует комбинация целого ряда факторов, включающих второе после Китая число жителей, сравнительно большую территорию, наличие квалифицированных кадров в отдельных секторах экономики и все еще очень низкие средние уровни доходов у населения.
Возможности:
1. Большая территория и большая численность населения.
2. Наличие квалифицированных кадры в различных отраслях экономики.
3. Большая потребность в инвестициях во многих областях экономики
4. Потребность в передаче опыта и технологий от российской сельскохозяйственной промышленности.
5. РФ и Индию связывают многолетние и дружественные отношения.
Риски и Угрозы:
1. Значительное влияние британского права на законодательную базу Индии.
2. Наличие различных религиозных и местных законов, которые могут помешать бизнесу.
3. Нестабильная политическая обстановка.
4. Ухудшение природных условий приведет к ухудшению финансовых показателей и может спровоцировать социальные конфликты.
5. Ухудшение внешних позиций Индии может привести к ослаблению рупии, что сделает импортную продукцию невыгодной для потребителей.
Вывод
Для Индии характерны многие проблемы развивающихся стран, включая наличие двойного дефицита: госбюджета и текущего счета. В последние несколько лет власти Индии добились определенного прогресса в сокращении обоих дефицитов, и данная тенденция может сохраниться и в ближайшие годы, хотя скорость и масштаб сокращений скорее всего замедлятся. Этому способствуют ряд шагов правительства, включая проведенную в конце 2021 года демонетизацию (изъятие из обращения 86% наличных денег, с одновременным вводом новых купюр и конвертацией части наличности в банковские вклады) и запланированную реформу налогообложения. В дополнение к улучшению состояния текущего счета, в последние годы также отмечается рост интереса иностранных инвесторов к индийской экономике, все большее число компаний стремится выйти на местный рынок и занять определенную нишу на этом рынке. В дополнение к указанным проблемам, у Индии имеется ряд собственных вызовов, которые усугубляются численностью и плотностью населения, территорией страны. В отличие от того же Китая, в Индии все еще имеется значительный дефицит адекватной инфраструктуры, причем как от необходимой для динамичного экономического развития транспортной и телекоммуникационной, так и до базовой, включающей предоставление качественных услуг ЖКХ. В стране существуют глубокие дисбалансы в обществе, которые могут стать сдерживающими факторами в будущем, но которые могут быть хотя бы частично нивелированы улучшением и доступностью базовых наборов государственных услуг. Россия и Индия имеют многолетнюю позитивную историю взаимовыгодного сотрудничества, которая, в частности, прослеживается в хорошей диверсифицированности российского экспорта. Россия имеет значительный опыт реализации масштабных проектов, включая инфраструктурных, и может составить конкуренцию признанным лидерам, особенно в составе смешанных международных консорциумов. Вместе с тем, следует отметить, что для более активного присутствия иностранных поставщиков и инвесторов в Индии, включая российских, индийским властям по-прежнему необходимо сделать дополнительные шаги по улучшению делового климата и снижению бюрократических и прочих издержек для бизнеса.
Республика индия
Как и в Российской Федерации, в Индии действуют перечни (списки) продукции, для которой требуется проведение обязательной сертификации или декларирование соответствия (с регистрацией декларации).
В случае, когда Правительство Индии на основании Конституции страны, в целях обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья граждан и окружающей среды, принимает решение о необходимости контроля за качеством какой-либо продукции, вводится обязательное подтверждение ее соответствия национальным стандартам и обязательное маркирование знаком соответствия. Национальные стандарты, распространяющиеся на такую продукцию, становятся обязательными для исполнения. В этом случае BIS (Бюро индийских стандартов) публикует перечень обязательных стандартов применительно к видам продукции, для которых была введена обязательная сертификация (декларирование соответствия). Индийские стандарты можно заказать (купить) на сайте BIS, однако не все они доступны на английском языке.
В настоящее время в Индии требуется обязательная сертификация для 112 видов продукции, в том числе: цементы, электрооборудование, в том числе бытовое, детское питание, продукты из молока, питьевая вода, бутылочки для кормления детей, плиты на жидком топливе, автомобильные компоненты, баллоны для сжиженных газов и арматура, изделия медицинского назначения, изделия из стали — проволока, листы, стержни, заготовки, полосы, трубы, фитинги (List of Products Under Mandatory Certification).
Продукция, включенная в Перечень продукции, для которой требуется проведение обязательной сертификации, не может быть ввезена на территорию Индии без маркировки знаком соответствия обязательным стандартам Индии (см. рис. 1). В состав этого знака включается обозначение национального стандарта Индии (наверху), соответствие которому проверено при сертификации, а также номер лицензии на применение знака (внизу).
В Индии применяется схема обязательной сертификации продукции, которая предусматривает проведение испытаний в аккредитованной BIS лаборатории, проверку производства и выдачу лицензии на использование знака соответствия обязательным стандартам Индии.
Рисунок 1. Пример изображения знака соответствия обязательным стандартам Индии (Standard Mark)
Для импортируемой продукции (схема сертификации импорта — FMCS) сертификация проводится назначенным государственным органом — Департаментом сертификации иностранных производителей (FMCD), расположенным в штаб-квартире BIS в Нью-Дели. При этом заявителем на сертификацию может быть иностранный изготовитель, который оплачивает проведение испытаний, пребывание инспекторов FMCD в стране и их работу по проверке производства. К затратам изготовителя-экспортера также относятся лицензионные выплаты за применение знака.
Кроме того, Правительством Индии определен перечень электрических и IT-товаров, соответствие которых подтверждается декларированием соответствия с обязательной регистрацией (ноутбуки, электронные игры, телевизоры, принтеры и сканеры, вычислительные машины и адаптеры, светодиодные лампы, мобильные телефоны, всего 31 вид продукции). Для этих видов продукции также определены обязательные национальные стандарты.
Схема декларирования и регистрации опирается на протоколы испытаний (представленные заявителями), проведенных в аккредитованных и признанных BIS лабораториях.
С июля 2021 года импортеры электрических устройств и IT-товаров, подлежащих декларированию, обязаны применять маркировку знаком CRS (рис. 2) для товаров, предназначенных для ввоза в Индию. В изображении этого знака присутствует обозначение индийского стандарта и регистрационный номер. Маркировка таким знаком должна быть нанесена на изделие и /или упаковку, быть легко различимой и несмываемой.
Рисунок 2. Изображение знака CRS, которым должна быть маркированы импортные электрические устройства и IT-товары, для которых требуется декларирование соответствия и регистрация
Требования к большинству пищевых продуктов в Индии определяются документами Управления безопасности пищевых продуктов и стандартов Индии (FSSAI) — Правилами безопасности пищевой продукции и стандартами. Для импорта всех пищевых продуктов в Индию требуется получение разрешения (лицензии) на импорт от FSSAI; для импорта пищевых добавок, БАД и новых пищевых продуктов необходимо предварительно получить одобрение FSSAI.
В общем случае на упаковке продукции, импортируемой в Индию, в соответствии с положениями Правил стандартов веса и мер (Standards of Weights and Measures (Packaged Commodities) Rules, 1977), должна в обязательном порядке содержаться следующая информация:
- наименование и адрес импортера;
- наименование продукции;
- нетто-вес продукции (по метрической системе);
- дата производства, упаковки и импорта продукции.
Маркировка импортируемой продукции осуществляется на английском языке и хинди.
Маркировка пищевой продукции в общем случае включает наличие следующей информации:
- наименование, торговое название и описание продукции;
- регистрационный номер разрешения (лицензии) FSSAI (рисунок 35);
- наименование ингредиентов и их количественное содержание в продукте;
- наименование и полный адрес производителя/упаковщика, импортера, страна происхождения продукта (в случае, если продукт произведен в другой стране, но упакован в Индии);
- нетто-вес, количество и объем содержимого;
- номер и код партии;
- дата производства и упаковки продукции;
- срок годности продукции, который должен составлять для импорта не более 60% от указанного изготовителем срока;
- страна происхождения.
Рисунок 3. Обозначение лицензии (разрешения) на импорт пищевых продуктов
Рассмотрим технические барьеры, применяемые в Индии, на примере детского питания (рисунок 3).
Детское питание на основе молока подлежит обязательной сертификации (включено в List of Products Under Mandatory Certification), требования к нему установлены в обязательном стандарте IS 15757 (2007) «Детское питание, основанное на молоке „Последующая формула“. Требования».
Требования к упаковке этого продукта установлены в статье 2.1 документа «Правила безопасности пищевых продуктов и стандарты (упаковка и маркировка), 2021», утвержденного FSSAI. Упаковка должна быть герметичной, материалы, из которой она изготовлена, должны соответствовать индийским стандартам и т. д.
Рисунок 4. Пример технических барьеров в Индии (детское питание)
Требования к содержанию маркировки установлены в статье 2.2 документа «Правила безопасности пищевых продуктов и стандарты (упаковка и маркировка), 2021. Кроме описанных выше общих требований к маркировке упакованных пищевых продуктов, в статье 2.4 этого документа определены дополнительные требования для маркировки детского питания:
- этикетка детского питания не должна содержать слова «Полная белковая еда», «Энергетическая пища», «Полная еда» или «Здоровое питание»;
- этикетка должна содержать указание возраста ребенка, предупреждение «Не используйте меньшее количество совков, чем указано, так как разбавленное питание не обеспечит достаточные питательные вещества, необходимые вашему ребенку. Не используйте больше совков, чем указано, так как концентрированный корм не обеспечивает воду, необходимую вашему ребенку»;
- этикетка должна содержать указание «после вскрытия использовать содержимое в течение указанного периода или срока годности».
В маркировке обязательно должен быть приведен знак соответствия национальным стандартам Индии, с указанием стандарта IS 15757 и номера лицензии на применение знака, полученной после проведения сертификации.