В России откажутся от сертификатов Межгосударственного авиационного комитета | Авиатранспортное обозрение

Что такое сертификат типа у самолета

В конце 1930-х гг., когда во многих странах мира развернулось серийное производство пассажирских самолетов, возникла потребность в единообразной системе по обеспечению безопасности полетов. Так появились сертификаты типа (type certificate) – это документ, подтверждающий пригодность к эксплуатации данного вида или модификации летательного аппарата, используемого в гражданской авиации. Помимо сертификатов типа существуют сертификаты безопасности двигателей, других отдельных компонентов и т. д.

«ростех» не слушает росавиацию в вопросе сертификации самолетов и двигателей

В россии откажутся от сертификатов межгосударственного авиационного комитета

В российском правительстве подготовили постановление, согласно которому на эксплуатируемые в России воздушные суда и на российские аэродромы будут выдаваться национальные сертификаты. Соответствующее объявление, сделанное 26 ноября премьером Дмитрием Медведевым, опубликовано на сайте правительства. Сейчас в России признаются сертификаты, которые выдает Межгосударственный авиационный комитет (МАК), имеющий статус наднационального органа.

Предполагается, что функциями, которые сейчас выполняет МАК, наделят российские федеральные органы исполнительной власти: Министерство транспорта, Министерство промышленности и торговли, а также Росавиацию. Как газете “Ведомости” пояснил министр транспорта Максим Соколов, за Минтрансом закрепят сертификацию воздушных судов, за Минпромторгом — авиационных двигателей, за Росавиацией — международных аэродромов (это ведомство сейчас сертифицирует все аэродромы, кроме международных и категорированных, а также аэропорты). “Коммерсант” уточняет, что России продолжат признавать первенство МАК при расследовании авиационных происшествий.

Сертификация в рф и снг. мак и ар мак.

Для того, чтобы предотвратить угрозу снижения уровня безопасности авиаперевозок после распада СССР, Государства, вошедшие в СНГ, заключили в г. Минске Соглашение по гражданской авиации и использованию воздушного пространства, известное как Минское Соглашение от 1991г.

Соглашением устанавливалось что: Межгосударственный авиационный комитет является правопреемником Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, Комиссии по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов, Министерства гражданской авиации ( в части согласованных договаривающимися государствами функций), а также обязательств по международным соглашениям в сфере международных воздушных сообщений и участию в Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Межгосударственный авиационный комитет пользуется на территории каждого договаривающегося государства в соответствии с его национальным законодательством такой правоспособностью и правосубъектностью, которые необходимы для выполнения его функций в рамках настоящего Соглашения.

Полномочия Межгосударственного Авиационного Комитета введены в каждой стране-участнице Соглашения специальными государственными актами, в частности, в России – Указом Президента РФ, что создало замкнутую правовую базу деятельности МАК от имени каждого государства в области, определенной Соглашением.

Про сертификаты:  Подготовка к TOPIK в Ростове-на-Дону — 494 репетитора, 76 отзывов на Профи

Будучи составной частью МАК Авиарегистр совместно с органами государственного регулирования и при участии предприятий и организаций авиационной промышленности сформировал с учетом современных условий Систему сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации. Система зарегистрирована в Росстандарте РФ, Свидетельство № РОСС.RU.0005.01АТОО.

В рамках Системы Авиарегистр МАК (АР МАК) выполняет следующие функции:

ü разработка и совершенствование Авиационных правил и процедур сертификации в части, относящейся к воздушным судам и их компонентам, производству авиационной техники и ремонтным предприятиям, воздействию на окружающую среду; разработка и совершенствование рекомендательных циркуляров, руководств, методов определения соответствия к Авиационным правилам;

ü сертификация воздушных судов и их компонентов (с выдачей соответствующих сертификатов);

ü сертификация производства авиационной техники и ремонтных предприятий (с выдачей соответствующих сертификатов);

ü сертификация организаций-разработчиков авиационной техники(с выдачей соответствующих сертификатов);

ü аккредитация организаций (центров), осуществляющих сертификационные работы (с выдачей соответствующих аттестатов);

ü аккредитация уполномоченных представителей Авиарегистра МАК (с выдачей соответствующих удостоверений);

ü осуществление надзора за сертифицированными объектами и организациями;

ü организация взаимодействия с военными представительствами на предприятиях-разработчиках и предприятиях-изготовителях авиационной техники;

ü организация взаимодействия с авиационными властями государств-участников Минского Соглашения;

ü экспортная сертификация летной годности экземпляров авиационной техники;

ü проведение переговоров с авиационными властями зарубежных государств по вопросам взаимного признания летной годности; разработка проектов соответствующих Соглашений между государствами.

Реализуя полномочия Государства Разработчика и Изготовителя ВС, а также другой авиационной техники гражданского назначения АР МАК после выполнения установленных процедур выдает следующие официальные документы:

ü Сертификат Разработчика авиационной техники;

ü Сертификат типа;

ü Дополнение к Сертификату типа;

ü Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории;

ü Временный сертификат типа;

ü Сертификат типа по шуму на местности;

ü Свидетельство годности комплектующего изделия;

ü Сертификат типа материала;

ü Свидетельство об одобрении производства ГАТ;

ü Сертификат производства материалов;

ü Сертификат ремонтной организации;

ü Специальный сертификат летной годности;

ü Первичный сертификат летной годности;

ü Временный сертификат летной годности;

ü Экспортный сертификат летной годности;

ü Директива летной годности;

ü Экспортный сервисный бюллетень;

ü Свидетельство о делегировании полномочий независимой инспекции;

ü Аттестат аккредитации сертификационного центра;

ü Удостоверение представителя АР МАК.

Ниже приведена упрощенная структура АР МАК:

В России откажутся от сертификатов Межгосударственного авиационного комитета | Авиатранспортное обозрение

В результате анализа опыта обеспечения летной годности ВС за несколько десятилетий, гармонизации отечественных требований к летной годности с применяемыми в странах с развитой авиапромышленностью (США, Европейское сообщество и др.), а также с Регламентами ИКАО, разработаны и введены в действие в странах-участницах Минского Соглашения следующие части Авиационных Правил (АП):

( Указан год последнего издания)

Коды и названия частей АТ, составляющих Нормы летной годности, совпадают с кодами и названиями соответствующих частей Федеральных Авиационных Правил (FAR), применяемых Федеральной авиационной администрацией США, и Сертификационных Спецификаций (CS), применяемых Европейским Агентством по авиационной безопасности (EASA). В очень большой степени совпадает и содержание этих частей. Сохраняющиеся некоторые отличия являются предметом специального рассмотрения Авиационными властями при экспорте/импорте гражданской АТ.

Сертфикация типа:

Объектами сертификации являются воздушное судно в целом и его компоненты.

Компоненты ВС разделены на классы:

Класс 1 – Авиационный маршевый двигатель (АМД), воздушный винт (ВВ) и вспомогательный двигатель (ВД);

Класс 2 – часть конструкции ВС, АМД, ВВ, ВД, работоспособность которых непосредственно влияет на летную годность;

Класс 3 – комплектующие изделия (КИ), установленные на ВС, АМД, ВВ, ВД, используемые для осуществления полета ВС.

В свою очередь компоненты III класса разделены на 2 категории:

Категория А – изделия, нарушение работоспособности которых оказывает существенное влияние на летную годность образца;

Категория В – изделия, не относящиеся к категории А.

Воздушное судно и компоненты 1 класса, на которые выдаются сертификаты типа, именуются образцами авиационной техники.

Про сертификаты:  Голикова призвала продлить срок действия сертификатов у переболевших COVID-19 | Новости | Известия | 24.11.2021

Таким образом, в соответствии с положениями Авиационных Правил АП-21 производится:

Сертификация образцов авиационной техники

ü Тип воздушного судна;

ü Тип авиационного маршевого двигателя;

ü Тип воздушного винта;

ü Тип вспомогательного двигателя

Участники сертификации:

· Заявитель/Разработчик

Отвечает за проведение работ по обеспечению и доказательству соответствия АТ требованиям на этапе сертификации типа, а также сопровождение производства и эксплуатации АТ в аспекте контроля изменений типовой конструкции и поддержания летной годности;

· АР МАК

Отвечает за назначение применимых требований к летной годности и охране окружающей среды для сертифицируемой АТ; за назначение процедур сертификации; за общий надзор за выполнением процедур сертификации; за окончательное решение о соответствии сертифицируемой АТ применимым требованиям;

· Сертификационный центр

Отвечает за подтверждение установленного заявителем соответствия АТ применимым требованиям;

· Независимая инспекция

Отвечает за контроль выполнения процедур сертификации типа и сопровождение АТ в производстве и эксплуатации; за согласование результатов сертификационных работ; за контроль соответствия экземпляров АТ технической документации и за выдачу первичных сертификатов летной годности и других эквивалентных документов как полномочный представитель АР МАК.

Сертификация производства

Основной целью сертификации производства ГАТ является подтверждение того, что Изготовитель располагает всем необходимым для выпуска серийных экземпляров ВС или Компонентов 1 класса в соответствии с утвержденной Типовой конструкцией.

Авиационные Правила содержат для сертифицируемого производства воздушных судов, двигателей и воздушных винтов требования, выполнение которых делает возможной выдачу:

· Разрешения на производство при наличии только Сертификата типа (АП-21, F);

· Одобрения или Сертификата производства типа (АП-21, G).

Официальный сайт МАК: www.mak.ru

Часть 2

§

Цели и значения подписания:

Координация усилий по обеспечению и повышению безопасности полетов Г.В.С. Под координацией усилий понимается взаимодействие уполномоченных органов сторон (авиационных властей), а такие как взаимное информирование по разным аспектам, консультации и принятие согласованных мер по поддержанию летной годности в эксплуатации, сообщение об изменениях в структуре авиационных органов и национальных процедурах сертификации и др.

Учет мировой тенденции к международной кооперации при создании авиационной техники. Создание гармонизированной процедурно- правовой среды.

Экономия ресурсов договаривающихся сторон исходя из:

– достижения высокого уровня взаимного доверия как результата взаимного изучения и принятия систем сертификации;

– максимального зачета результатов испытаний, проверок и одобрений авиатехники с обеих сторон исключение их дублирования;

– упрощение процедур экспорта-импорта.

Преодоление формально-правовых препятствий для возможностисертификации отечественной авиатехники за рубежом. Какие это могут быть препятствия? Согласно выписке из Федеральных авиационных правил США – FAR21, §21.29, касающейся выпуска сертификата типа FAA на импортируемые изделия. Таким образом, в законодательном порядке для сертификации импортируемой в США авиатехники необходимо предварительно иметь соответствующее Соглашение. Без этого Заявка на сертификацию не будет принята.

По своему уровню международные Соглашения могут быть межправительственными и Соглашениями на уровне Авиационных властей.

К первым относятся три межправительственных Соглашения – это Соглашения России с США, Индией и Китаем. Остальные подписаны на уровне Авиационных властей (Евросоюз, Канада, Бразилия, Мексика, Чили, Колумбия, Аргентина, Куба, Египет, Иран, Южная Африка, Индонезия, Япония, Мьянма, КНДР)

Соглашение между Россией и США (BASA) имеет особое значение. Оно послужило образцом при подготовке и подписании аналогичных Соглашений с Китаем и Индией и облегчило подписание Соглашений в области летной годности с целым рядом других государств.

Летом 1991г. в Москве состоялась первая ознакомительная встреча делегации специалистов авиационных властей США – FAA с Госавианадзором СССР. Специалисты FAA посетили ОКБ Ильюшина, Туполева, Сухого, ЛИИ, ЦАГИ. Были сделаны развернутые презентации советской системы сертификации.

С декабря 1991г и по сентябрь 1998г. была выполнена огромная программа по изучению FAA нашей системы сертификации. Это изучение проводилось методом т.н. “теневой сертификации”, т.е. путем постоянного наблюдения FAA за тем, как Авиарегистр МАК проводит свою сертификации. 2-х проектов: самолета транспортной категории Ил-96Т и легкого самолета Ил-103.

Про сертификаты:  Клинико лабораторная диагностика - аккредитация врачей - врач клд - 144 ЗТЕ

В ходе этой работы специалисты FAA выставляли свои вопросы. Это были сотни вопросов. Ответы на них давались специалистами Авиарегистра, ОКБ Ильюшина, СЦ на встречах тематических технических групп (прочность, полет, мех. системы, выживаемость, материалы, поддержание летной годности и т.д.). Кроме того, проводились встречи по законодательным, юридическим, процедурным аспектам.

В России откажутся от сертификатов Межгосударственного авиационного комитета | Авиатранспортное обозрение

В общей сложности было проведено более 70 двусторонних встреч от уровня специалистов/экспертов до уровня руководителей ведомств, включая МИД РФ и Госдеп США. По результатам всей программы FAA подготовила и представила в Госдеп США итоговый отчет по оценке российской системы сертификации. В результате Госдеп США смог выйти на подписание Соглашения BASA с Россией которое было подписано 02 сентября 1998г.

Сертфицированные АР МАК типы ВС эксплуатируемые в других странах:

КАТЕГОРИЯ ТИП ВС СТРАНЫ
САМОЛЕТЫ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ TU-204-120
Tu-204-100E
TU-204-300
YaK-42D
IL-96-300
Египет
Куба
КНДР
Сьерра-Леоне
Куба
САМОЛЕТЫ НОРМАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ BE-103 США, Бразилия, Китай
САМОЛЕТЫ МНОГОЦЕЛЕВОЙ КАТЕГОРИИ IL-103 Южная Корея, Перу, Лаос, Болгария
САМОЛЕТЫ АКРОБАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ SU-29
SU-31M
США, Англия, Австралия, Франция, Литва
Чехия
ВЕРТОЛЕТЫ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ Mi-26TС
MI-171
MI-171A1
KA-32A
KA-32A12
KA-A11BC
China
China, Malaysia
Бразилия
Южная Корея
Швейцария
Канада, Испания, Португалия, Китай, Чили
ВЕРТОЛЕТЫ НОРМАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ Ансат Южная Корея
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ AИ-30 Италия

Валидация:

В соответствии с соглашениями при одобрении типа импортируемой авиационной техники авиационные власти государства импортера не проводят “полноразмерной” сертификации, а доверяют оценкам и выводам авиационной власти государства экспортера (т.е. проводят валидацию (validation)); при этом предъявляют заявителю минимальный набор требований (так называемые Дополнительные технические условия), оформленный на основании имеющихся различий между упомянутыми системами сертификации в области

· принятых стандартов по летной годности и охране окружающей среды;

· специальных условий, относящихся к новым или необычным особенностям конструкции изделия авиационной техники, не охваченным принятыми стандартами по летной годности и охране окружающей среды;

· заявленных отступлений от принятых стандартов по летной годности и охране окружающей среды или эквивалентов соответствия им;

· cвязанных с конструкцией эксплуатационных требований;

· обязательных действий в области летной годности, предпринимаемых для устранения небезопасных состояний.

Это в полной мере относится и к сертификации авиационной техники, производства США и государств Евросоюза, импортируемой в СНГ, также как и авиационной техники, производства стран СНГ, экспортируемой в США и государства Евросоюза.

Основные отличия в подходах к оценке летной годности при сертификации по FAR, CS и АП:

1. Прочность, ресурс ВС;

2. Взлет и посадка при боковых ветрах и на загрязненных атмосферными осадками ВПП;

3. Оценка характеристик ВС на больших углах атаки;

4. Проблемы пилотажно-навигационного комплекса;

5. Полет в условиях обледенения;

6. Эксплуатация ВС при низких температурах наружного воздуха;

Часть 3:

§

Предыдущие случаи отзывы сертификата в россии и ссср

До отзыва сертификата типа в Boeing данный механизм использовался только два раза.

12 февраля 2003 г. МАК отозвал сертификат типа у самолета Ил-86 после катастрофы 28 июля 2002 г. борта авиакомпании “Пулково” в Московской области. На борту находились только члены экипажа, погибли 14 человек. Это стало первой и единственной катастрофой данного типа самолетов.

В ходе расследования причин катастрофы в МАК пришли к выводу, что Ил-86 небезопасен и не соответствует нормам летной годности из-за недостатков в конструкции. При этом эксплуатация самолетов продолжилась. Сертификат был возвращен 26 февраля после вмешательства российского правительства.

Кроме того, в 1982 г. был отозван сертификат типа у самолета Як-42: причиной послужила катастрофа Як-42 “Аэрофлота” под г. Наровля (Гомельская обл., Белорусская ССР) 28 июня 1982 г. В ней погибли 132 человека. Расследование выявило повышенный износ резьбы привода стабилизатора у самолетов этого типа, что привело к временной приостановке их эксплуатации. Она возобновилась только в 1984 г.0сау.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий