Аварии зданий и сооружений — почему они происходят?

Аварии зданий и сооружений — почему они происходят?

Аварии зданий и сооружений — почему они происходят?

Аварии зданий и сооружений — почему они происходят?

Аварии зданий и сооружений — почему они происходят?

Аварии зданий и сооружений — почему они происходят?

Статьи

Здания и сооружения любого назначения (промышленного, инфраструктурного, торгового или торгово-развлекательного, жилого) на всём протяжении эксплуатации должны оставаться безопасными для людей: жильцов, работников, служащих, посетителей, наконец, просто прохожих. Несоблюдение правил использования зданий и сооружений, природные или техногенные катастрофы, ошибки, допущенные на этапе проектирования или строительства, могут привести к аварии, частичному или полному обрушению здания. О самых распространённых причинах разрушений читайте в статье от «Моспроекткомплекс».

Общие причины аварий и разрушений зданий

В соответствии с классификацией, предложенной в книге «Аварии на строительных объектах, их причины и способы предупреждения» (Шкинев А. М. Москва, «Стройиздат», 1976 г.), все причины, приводящие к аварийным ситуациям в зданиях жилого, промышленного или торгового назначения, связаны с:

  • Ошибками при проведении строительных работ: нарушениями технологии, использованием некачественных строительных материалов. В частности, причиной разрушения здания или сооружения могут стать отсутствие на стройке контролирующего компетентного лица; необоснованное уменьшение расхода основных или дополнительных стройматериалов; использование вместо указанных материалов других, худших по качеству; неправильное устройство фундамента и несущих конструкций (стен, перекрытий, колонн).
  • Недостатками проектной документации и отдельных инженерных решений. К причинам аварии здания или разрушения сооружения в этом случае могут быть отнесены неправильно проведённые прочностные расчёты; внесение изменений в исходный проект без необходимых дополнительных вычислений; непринятие во внимание части нагрузок, ложащихся на здание; малая детализация графической части проекта.
  • Неточностями, допущенными в ходе предварительных исследований. Например, некорректное выполнение гидролого-геологических изысканий может привести к аварии или полному разрушению здания, связанным с неправильным проектированием фундамента; игнорированием слишком высокой подвижности грунта или наличия вблизи большого количества грунтовых вод.

Кроме того, аварии и разрушения зданий могут быть связаны с отсутствием данных о прочностных характеристиках новых материалов, строительных конструкций или конструктивных решений в целом.

Все перечисленные выше причины аварий и обрушений здания или сооружения могут быть предотвращены при условии корректного проектирования и правильного выполнения строительных работ.

К не зависящим от человека причинам возникновения дефектов и разрушений относятся природные бедствия (ураганы, торнадо, оползни, землетрясения), техногенные аварии (взрывы, пожары, затопления) и теракты. Происшествия из этой категории невозможно предугадать и предотвратить — однако правильное проектирование здания позволяет отчасти снизить разрушительный эффект.

Основные причины аварий на производствах

Дата публикации: 19.06.2019

За последние годы в России значительно снизилось количество аварий и несчастных случаев на производстве. Однако проблема остается серьёзной.

Статистика Минтруда РФ свидетельствует, что по сравнению с 2017 годом число несчастных случаев на производстве, приведших к тяжелым травмам, сократилось более чем в 2 раза. Если 12 лет назад их насчитывалось 13,7 тысячи, то в 2018 году было зафиксировано почти 6 тысяч. При этом по сравнению с 2017 годом в прошлом году цифра погибших уменьшилось на 2%. Но несмотря на положительную динамику, статистика остаётся всё же удручающей. Наиболее высокий уровень травматизма был зафиксирован в строительстве (21% от всех случаев с тяжелыми последствиями), обрабатывающем производстве (17%), в сельском хозяйстве (13%) и на транспорте (12%). Традиционно большая опасность аварий и инцидентов с фатальным исходом сохраняется в угольной и горной промышленностях – в 2018 году здесь произошло 8% несчастных случаев от общего числа.

По данным Ростехнадзора в 2018 году, показатели аварийности и травматизма на объектах добычи полезных ископаемых в прошлом году снизились на 20% по сравнению с данными 2017 года. На угольных предприятиях произошло 5 аварий, общее количество смертельно травмированных – 17 человек. На рудных и нерудных месторождениях произошло 4 аварии, общее количество погибших – 56 человек. Как и в других отраслях промышленности, около 70% аварий и несчастных случаев на шахтах, карьерах и месторождениях вызваны человеческим фактором. В числе причин: несоблюдение правил техники безопасности, низкий уровень производственного контроля, нарушения технологического процесса и регламентов, нарушения при организации производства работ, несогласованные действия сотрудников, недостаточный уровень подготовки кадров.

Аварии зданий и сооружений — почему они происходят?

Аварии зданий и сооружений — почему они происходят?

Эксперты сходятся во мнении, что глобальная причина аварий и травм на производствах кроется в том, что российская сфера охраны труда остаётся несовершенной, так как базируется на “реактивном” подходе. Имеется в виду реагирование на уже произошедшие несчастные случаи. Тогда как для эффективного предотвращения нештатных ситуаций нужно внедрять профилактическую модель управления, или превентивный подход. Для достижения так называемого «нулевого травматизма» Минтруд активно продвигает внесение в Трудовой кодекс новых положений. В частности, они предусматривают закрепление порядка заблаговременного и систематического выявления угроз жизни и здоровью работников.

Другие эксперты выделяют в качестве ключевой проблему низкой культуры безопасности. Проблема в том, что на многих предприятиях крайне мало внимания уделяется дисциплине, а к выполнению требований безопасности руководство часто подходит формально, “для галочки”. Одним из путей исправления ситуации эксперты видят закрепление на законодательном уровне обязанности собственников бизнеса выделять средства на решение проблем безопасности труда.

Возвращаясь к добыче полезных ископаемых, стоит сказать, что в этой сфере отношение к производственной безопасности за последние 10-20 лет поменялось кардинально. В том числе, под влиянием ужесточения контроля со стороны Ростехнадзора. Компании угольной и горной промышленности понимают, насколько опасно и убыточно игнорировать требования, которые зафиксированы, прежде всего, в Приказе Ростехнадзора №599 (“Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых”). И здесь как раз-таки находят всё большее применение высокотехнологичные решения, позволяющие реализовывать тот самый реактивный подход, о котором говорит Минтруд. То есть всесторонне заниматься профилактикой аварийных и несчастных случаев, снижая негативное влияние человеческого фактора.

В качестве примера можно привести системы позиционирования, которыми должны быть оборудованы все карьеры, шахты и разрезы согласно пункту 75 Приказа №599. Современные системы обеспечивают не просто удаленный контроль местонахождения, а дают возможность анализировать действия сотрудников и выявлять нарушения в работе с помощью различных программных инструментов. Безусловно, это будет достигаться при условии, что система высоко технически оснащена и включает комплекс необходимого оборудования (теги позиционирования, точки доступа, устройства подвижной голосовой связи, средства аварийного оповещения).

Другой пример решений для снижения опасности человеческого фактора при добыче полезных ископаемых – системы предотвращения столкновений. Недавно Ростехнадзор дополнил Приказ №599 требованием “обеспечивать своевременное оповещение машиниста о наличии людей и транспортных средств в радиусе траектории движения машины”. Но ещё до официального закрепления этой нормы на предприятиях стали внедрятся соответствующие разработки. В частности, можно упомянуть систему RealTrac, которая задаёт определенный отраслевой стандарт в этом направлении. Система обеспечивает двойной уровень контроля (транспорт-транспорт, транспорт-человек), оповещает горнорабочего, машиниста и оператора водителя об опасных сближениях и гарантированно пресекает наезды вплоть до автоматической остановки техники и рабочих инструментов. Также система информирует горного диспетчера обо всех потенциально опасных инцидентах для последующего анализа и предотвращения попыток скрыть произошедшее.

Как видите, технические решения для устранения главной причины аварий существуют. И наиболее ответственные предприятия их активно внедряют. Однако надо помнить, что глобально преодолеть проблемы аварийности и травматизма просто за счёт установки какого-либо оборудования и программ не получится. Задача должна решаться комплексно на всех уровнях: организация обучения и инструктажей, разъяснительные беседы, премии за соблюдение правил и штрафы за их игнорирование, поддержка рациональных инициатив “снизу”. В идеале на каждом производстве все сотрудники должны достигать такого уровня самоконтроля, при котором аварийные ситуации будут практически исключены.

Про сертификаты:  ᐉ Сертификация нижнего белья в Москве ≡ Стоимость сертификации нижнего белья - Компания «Сертификация плюс»

Последние Статьи

Гармонизация радиографического метода контроля с учетом современных тенденций развития цифровых систем

Разработка стратегии развития радиационного метода контроля с учетом современных тенденций развития цифровых систем

Световые границы опасной зоны работы крана

О цифровой трансформации документированных сфер деятельности

Модернизация кранов – повышаем безопасность и производительность

Причины возникновения аварийной ситуации

Причинами аварий и инцидентов могут являться:

1. Отказ приборов контроля и сигнализации, систем управления;

2.  Ошибочные действия персонала связанные с нарушением ведения технологического процесса перекачки или с некачественным проведением технического обслуживания и ремонта оборудования;

3.  Не соблюдение организационно–технических мероприятий при производстве ремонтных работ;

4.  Нарушение норм и правил производства работ при строительстве, отступление от проектных решений;

5.  Физический износ оборудования;

6.  Коррозия оборудования и трубопроводов;

7.  Применение оборудования с отклонением от требований нормативно-технических характеристик;

8.  Гидравлический удар;

9.  Факторы природных и техногенных воздействий;

10.  Несанкционированные врезки в трубопровод.

Стадии развития аварийной ситуации:

Анализ аварийных ситуаций показывает, что начальной стадией возникновения аварийной ситуации на объектах МТ является отказ. Дальнейшее развитие аварийной ситуации происходит в следующей последовательности:

ОТКАЗ – ИНЦИДЕНТ (ПОВРЕЖДЕНИЕ) – АВАРИЯ

Время развития аварийной ситуации из стадии «отказ» в стадию «авария» может измеряться секундами, минутами, часами. Исключением такого сценария развития аварийной ситуации может явиться авария, вызванная стихийным бедствием или терроризмом.

Возможные аварийные ситуации на квалифицируемые как «отказ»:

– неисправность основного механо-технологического оборудования и вспомогательных систем, энергетического оборудования, оборудования АСУТП, приведшая к аварийной остановке агрегата или НПС;

– неисправность оборудования, приведшая к переводу, системы автоматизации из автоматического режима управления в кнопочный (ручной) режим управления.

Возможные аварийные ситуации, квалифицируемые как «повреждение»:

– повышенная загазованность (более 10 мин) в насосном зале или аварийная загазованность на объектах НПС, вызванная порывом трубопроводов или нарушением герметичности технологического оборудования;

– выход нефти на территории НПС или ЛЧ МТ, вызванный порывом трубопроводов или нарушением герметичности технологического оборудования, без воспламенения нефти, взрыва ее паров, без загрязнения водотоков, без смертельного травматизма;

– выход нефти на территории НПС или ЛЧ МТ вызванный переливом ёмкостей, без воспламенения нефти, взрыва ее паров, без загрязнения водотоков, без смертельного травматизма.

Возможные аварийные ситуации на НПС квалифицируемые как «авария»:

– неисправность технологического оборудования, приведшая к смертельному травматизму или к травматизму с потерей трудоспособности;

– взрыв или пожар на объектах МТ;

– аварийная загазованность на объектах НПС, сопровождающаяся воспламенением нефти, взрывом ее паров;

– выход нефти на территории НПС или ЛЧ МТ, вызванный порывом трубопроводов, нарушением герметичности технологического оборудования или переливом ёмкостей, сопровождающаяся воспламенением нефти, взрывом ее паров, загрязнением водотоков, смертельным травматизмом.

Работы по локализации и ликвидации последствий аварии должны проводиться в соответствии с разработанными планами мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА), планами ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН).

План мероприятий по локализации и ликвидации аварий

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА) -это документ, в котором указываются возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте, определяется порядок действий по локализации и ликвидации аварий, устанавливается достаточное количество, состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

ПМЛЛА разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

ПМЛЛА разрабатывается для ОПО, зарегистрированного в государственном реестре ОПО.

Если два и более ОПО, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти ОПО, вправе разрабатывать единый ПМЛЛА.

Срок действия ПМЛЛА составляет:

– для объектов I класса опасности – 2 года;

– для объектов II класса опасности – 3 года;

– для объектов III класса опасности – 5 лет.

ПМЛЛА разрабатываются ОСТ, при необходимости с привлечением специализированной проектной организации. При разработке ПМЛЛА должны быть проработаны различные варианты ликвидации аварий.

а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;

б) не позднее 1 месяца после:

– реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;

– внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;

– внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;

в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;

г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или при выявлении новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

ПМЛЛА подписываются всеми членами комиссии и утверждаются главным инженером ОСТ.

ПМЛЛА согласовываются с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

План мероприятий предусматривает:

а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;

б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее – силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

в) организацию взаимодействия сил и средств;

г) состав и дислокацию сил и средств;

д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;

е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

ж) систему взаимного обмена информацией между организациями – участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;

и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;

л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

11. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

12. Общие разделы плана мероприятий содержат:

а) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;

в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

13. Специальные разделы плана мероприятий:

а) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;

б) определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

В ходе проведения работ по локализации и ликвидации аварии, инцидента информация о выполненных работах фиксируется диспетчером РДП (ТДП) в журнале производства аварийно-восстановительных работ.

План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН) – это документ, в котором указывается порядок организации мероприятий на опасных производственных объектах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую среду, определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в установленные сроки, а также для организации последующих работ по их ликвидации.

Про сертификаты:  Подарок врачу - BabyPlan

ПЛРН должен содержать:

– оперативную часть;

– техническую часть.

В оперативной части ПЛРН должно быть представлено:

– распределение обязанностей между службами и лицами и порядок их взаимодействия;

– организация управления, связи и оповещения должностных лиц, которые должны быть немедленно извещены об аварии, с указанием телефонов, домашних адресов;

– порядок готовности ремонтного персонала и технических средств с указанием ответственных за поддержание их готовности;

– порядок действий группы патрулирования в начальный период после обнаружения аварии;

– перечень мероприятий по спасению людей и оказанию медицинской помощи;

– перечень организаций, предприятий, землевладельцев, а также порядок их оповещения о возможном распространении нефти и о границах взрывопожароопасной зоны с целью принятия совместных мер по обеспечению безопасности населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов и по защите окружающей природной среды;

– маршруты следования групп патрулирования, техники и ремонтного персонала АВС к месту аварии;

– порядок организации материально-технического, инженерного обеспечения для ликвидации аварий;

– порядок, формы и сроки оформления документации об аварии.

Техническая часть ПЛРН должна содержать:

– расчет объема предполагаемого стока и площадь распространения (растекания) нефти, методов задержания нефти, мест установки заградителей, способов сбора нефти, характеристик водоема или водотока;

– расчет сил и средств для ликвидации аварии, выполняемых с учетом, что время не должно превышать 4 ч при разливе нефти в акватории и 6 ч – при разливе на почве;

– график выполнения работ по ликвидации аварий

– оперативный журнал ведения работ при ликвидации аварии;

– перечень технической документации,

– план и профиль участка нефтепровода с указанием всех подземных и надземных коммуникаций в техническом коридоре;

– схему расположения вдольтрассовой ЛЭП и линейных потребителей;

– описание методов ликвидации аварии на объекте МН;

– перечень мероприятий по обследованию состояния нефтепровода после ликвидации аварии, порядок закрытия и открытия линейных задвижек;

– перечень мероприятий по сбору и утилизации разлитой нефти, ликвидации последствий аварий

– перечень мероприятий по охране окружающей природной среды;

– перечень мероприятий по сохранению качества нефти;

– транспортную инфраструктуру в районе возможного разлива нефти;

– обоснование времени доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации.

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 613 планы ЛРН разрабатываются с учетом максимально возможного объема разлива нефти/нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

– трубопровод при порыве – 25 % от максимального объема прокачки в течение 6 ч и объем нефти/нефтепродуктов между задвижками на порванном участке трубопровода;

– трубопровод при проколе – 2 % от максимального объема прокачки в течение 14 календарных дней.

– подводные трубопроводы при разрыве – 25 % максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или нормативно-технической документацией организации. Для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек ННП, системами контроля режимов работы трубопроводов, – 100 % объема ННП при максимальной прокачке за время срабатывания системы по нормативной и/или технической документации и закрытия задвижек на поврежденном участке;

При разливе нефти/нефтепродуктов на водной акватории при допустимых для безопасности персонала гидрометеорологических условиях время локализации не должно превышать 4 ч с момента обнаружения разлива нефти/нефтепродуктов патрульной группой. Определение местоположения рубежей ЛРН на ППМТ через судоходные реки и реки с шириной зеркала воды в межень 100 м и более выполняют на основе инженерных изысканий, проводимых с периодичностью не реже чем 1 раз в 10 лет, и математического моделирования разлива нефти/нефтепродуктов.

Требования к разработке Плана ЛРН

Основанием для разработки Плана ЛРН для эксплуатируемых объектов МТ является:

– ввод в эксплуатацию нового объекта МТ;

– расконсервация объекта МТ, на котором возможна ЧС(Н);

– окончание срока действия ранее разработанного Плана ЛРН.

Основанием для переработки Плана ЛРН является изменение исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), при этом уведомляются органы исполнительной власти, утвердившие План ЛРН и ООО «НИИ Транснефть».

Сроки действия Планов ЛРН:

– локального (объектового) и муниципального (местного) уровня – 3 года;

– территориального уровня – 4 года;

– регионального и федерального уровней – 5 лет;

– на морском терминале – бессрочно.

В ПАО «Транснефть» обязанность по разработке/переработке Планов ЛРН возложена на ООО «НИИ Транснефть» (кроме Планов ЛРН на ПП МТ). Планы ЛРН на ППМТ разрабатывает (перерабатывает) АО «Транснефть – Подводсервис».

Разработку/переработку Планов ЛРН ООО «НИИ Транснефть» осуществляет в два этапа:

– на первом этапе проводится разработка/переработка Планов ЛРН, доработка по замечаниям ОСТ;

– на втором этапе проводится согласование и утверждение Планов ЛРН в органах исполнительной власти, передача Планов ЛРН в ОСТ.

При разработке Плана ЛРН для ППМТ дополнительно проводятся натурные испытания совместно с представителем АО «Транснефть – Подводсервис».

Согласование и утверждение Плана ЛРН.

Разработанные Планы ЛРН ОСТ согласовывает:

– в РНУ (УМН) – с главным инженером, заместителем начальника по эксплуатации, заместителем главного инженера по безопасности труда и производственного контроля, начальником ОПБиПК (СПБиПК), начальником СОТ, начальником ОПБ, начальником ОЭН, начальником СЭБиРП, главным механиком, главным энергетиком, начальником ОАСУ ТП;

– в ОСТ – с главным инженером, заместителем главного инженера – начальником УБТиПК, начальником ОПБиПК (СПБиПК), начальником ООТ (СОТ), начальником ОПБ (СПБ), начальником ОЭН, начальником ОЭБиРП, главным механиком, главным энергетиком, начальником ОАСУ ТП.

ООО «НИИ Транснефть» осуществляет согласование и утверждение Планов ЛРН с органами исполнительной власти.

Согласование Плана ЛРН с органами исполнительной власти:

– Региональный центр МЧС России (все региональные центры МЧС России, на ведомственной территории которых расположены НПС (ЛПДС), ПК, ПНБ, ПСП) Утверждение Плана ЛРН:

– Руководитель ОСТ (Генеральный директор ОСТ);

– МЧС России;

– Минэнерго России.

Действие Плана ЛРН начинается с даты издания приказа ОСТ о введении в действие Плана ЛРН.

План тушения пожара

Перечни объектов, зданий, на которые должны быть составлены ПТП разрабатываются службой пожарной охраны ОСТ, утверждаются главным инженером филиалом ОСТ, начальником территориального гарнизона пожарной охраны, а при наличии договорного подразделения – его руководителем.

Разработка планов и карточек тушения пожаров осуществляется на основании годового план-графика, разработанного службой пожарной охраны ОСТ и утвержденного главным инженером ОСТ, которым определяются объекты, сроки составления ПТП и ответственные исполнители.

Ответственность за организацию работы по тушению пожара на объектах ОСТ силами и средствами объекта, до прибытия подразделений ГПС, возлагается на руководителей объектов.

Для разработки ПТП приказом создается рабочая группа под руководством:

– на объект с резервуарным парком свыше 200 тыс. м3 – главного инженера ОСТ;

– на объект с резервуарным парком 200 тыс. м3 и менее и на структурные подразделения без резервуарных парков – главного инженера филиала ОСТ;

– на иные объекты ОСТ (административные здания, складские здания и сооружения), включенные в перечень, из числа руководителей структурных подразделений и специалистов СПО филиалов ОСТ.

Про сертификаты:  Ребенок с ЗПР. Новый подход к обследованию и коррекционному процессу | Развивающие игры Мерсибо

Разработку КТП выполняет специалист СПО, назначенный приказом по филиалу.

При охране объекта договорным подразделением, разработку ПТП осуществляет руководящий состав данного подразделения, что должно быть предусмотрено договором.

Порядок согласования и утверждения планов тушения пожаров на объектах ОСТ:

При утверждении ПТП проверяются:

– правильность выполненных расчетов сил и средств, необходимых для тушения пожаров и их расстановка;

– наличие разделов в плане предусмотренных Регламентом №1167;

– устранение замечаний по материалам предварительного согласования;

– правильность оформления графической части.

После утверждения ПТП должны быть изучены должностными лицами и работниками объектов.

В течение одного месяца со дня утверждения ПТП должна быть проведена их практическая отработка.

Планы тушения пожара корректируются ежегодно, карточки тушения пожаров корректируются не реже одного раза в три года, в период проведения детального и контрольного пожарно-технического обследования объектов или в период их отработки (деловая игра, учения, учебно-тренировочные занятия и т. п.), а также при проведении реконструкции объекта, изменения численности объектовых пожарных частей и их технического оснащения, с обязательным указанием должностного лица, проводившего корректировку в листе отметок об отработке плана тушения пожара (карточки). На вновь построенные объекты или отдельные их элементы (сооружения, строения) ПТП составляются на момент ввода их в эксплуатацию.

На вновь построенные объекты или отдельные их элементы (сооружения, строения) ПТП и КТП составляются на момент ввода их в эксплуатацию.

При необходимости привлечения к тушению пожаров значительных сил и средств, с других объектов и служб города, не предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств), ПТП необходимо представить на утверждение администрации города (района).

ПТП практически отрабатывается в соответствии с графиком проведения ПТУ. Отметки об отработке, (корректировке) плана тушения пожара делают в специальном разделе плана и при необходимости в него вносят коррективы и переутверждают.

План тушения пожара состоит из текстовой и графической частей и специальных вкладышей, с рекомендациями для должностных лиц, ответственных за определенные направления работ по тушению пожара (членов штатных, объектовых штабов пожаротушения).

Текстовая часть плана тушения пожара должна состоять из следующих основных разделов:

– титульный лист;

– оперативно-тактическая характеристика;

– расчет сил и средств по разрабатываемому варианту (вариантам);

– организация взаимодействия подразделений и служб объекта и пожарной охраны с территориальными службами района (города, поселка);

– рекомендации (инструкции) должностным лицам на пожаре, специалистам объектов, входящим в состав оперативного штаба тушения пожара;

– требования правил охраны труда и техники безопасности;

– учет проводимых мероприятий с использованием планов пожаротушения.

В оперативно-тактическую характеристику объекта включают сведения, которые невозможно показать на чертежах, а именно:

– общие сведения об объекте;

– особенности технологического процесса производства;

– выписку из расписания выездов территориального гарнизона пожарной охраны ГПС;

–  характеристика противопожарного водоснабжения.

Для объекта в общих сведениях необходимо указать:

– общую площадь территории предприятия;

– количество обслуживающего персонала, в том числе в ночное время;

– характеристика объектовой пожарной команды или противопожарного формирования – тип, количество пожарных автомобилей, количество личного состава в расчете;

– физико-химические параметры и пожарную опасность транспортируемой нефти, а также других веществ и материалов, применяемых на объекте;

– наличие пожарной автоматики, пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией людей;

– характеристики наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.

Для резервуарных парков:

– площадь резервуарного парка;

– емкость резервуарного парка, количество резервуаров;

– количество резервуаров в группе, площадь каре наибольшей группы резервуаров (наихудший вариант развития пожара)

– высоту обвалования.

Особенности технологического процесса производства:

– типы резервуаров, и их геометрические размеры, уровни взлива (минимальный, максимальный);

– конструктивные особенности резервуаров (наличие понтона, плавающей крыши, наличие и тип огнепреградителей на дыхательной арматуре, оборудование резервуаров ПРП, устройствами для размыва донных отложений);

– наличие стационарных систем пожаротушения и охлаждения резервуаров;

– наличие защитных стенок в местах подключения передвижной пожарной техники к системе подслойного пожаротушения и другие дополнительные сведения об объекте.

В графической части плана тушения пожара должны быть представлены:

– план-схема расположения объекта на местности (генеральный план), с указанием разрывов до соседних строений, с нанесением дорог и проездов;

– схема подъезда к объекту от известных ориентиров;

– ситуационный план объекта;

– поэтажные планы, а в необходимых случаях (если невозможно на плане указать конструктивные особенности) разрезы основных зданий и сооружений объекта;

– схема водоснабжения с указанием всех водоисточников;

– схемы организации связи на пожаре.

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

Определимся с терминами

Не любое повреждение здания или сооружения может быть названо аварией. В соответствии с устоявшейся терминологией, авария – это разрушение объекта, сопровождающееся:

  • Частичным или полным обрушением несущих конструкций, отдельных корпусов (подъездов, пристроек) или всего здания.
  • Опасностью для находящихся внутри и в непосредственной близости от сооружения людей, а также ценного имущества.

Возникновение аварий в здании чаще всего вызвано наличием неликвидированных или необнаруженных дефектов — отклонений в качестве производства, соединения или монтажа строительных конструкций, а также повреждений, неизбежно возникающих при эксплуатации объекта.

Разрушение несущей стены

Авария в трёхэтажном барнаульском доме случилась в 2013 году: несущая стена, от которой ранее уже отслаивалась кирпичная кладка, полностью обрушилась, в результате чего погибло два человека. Причина разрушения здания — нежелание жильцов переезжать из аварийного дома в помещения с гораздо худшими условиями, а муниципальных властей — предложить лучшее жильё для расселения. Строительная компания предупреждала о возможности скорого обрушения, однако согласия жильцы и власти так и не достигли.

Во всех перечисленных случаях причинами разрушений зданий послужили или неправильное проектирование, или игнорирование рекомендаций экспертных организаций. Прислушиваться к мнению специалистов важно, особенно когда дело касается безопасности и жизни людей – даже если здание кажется полностью исправным.

Металлургический комбинат, Таганрог

Авария в здании комбината произошла в 1995 году: в 3-ем трубосварочном цехе разрушилась часть кровли, в результате чего вниз упало четыре пролёта. В цехе в тот момент проводились работы: в результате аварии погибло 13 человек, в общей сложности пострадало 37.

В соответствии с данными расследования аварии, причинами разрушения здания могли стать:

  • Чрезмерный прогиб несущей балки. Возможно, последующее обрушение было ускорено неоправданной нагрузкой на указанную балку.
  • Некорректно выполненное армирование стоек: в частности, отсутствие поперечно пролегающей стальной обвязки.
  • Использование слишком тяжёлого для и так находящейся в неудовлетворительном состоянии кровли утеплителя.

Как выяснилось в ходе расследования, на указанные дефекты проверочные комиссии указывали руководству комбината почти 30 раз за 10 лет проверок. Замечания были проигнорированы – в итоге здание частично обрушилось.

Обрушение из-за ошибок проектирования

Обрушение конструкций кровли сооружения, случившееся в 2004 году, привело к гибели 28 человек. Хотя полный список причин аварии в настоящее время всё ещё обсуждается, можно выделить несколько ключевых предположений:

  • Подмывание грунта, приведшее к сдвигу и частичному разрушению поддерживающей колонны.
  • Использование тонкостенных (с длиной, сильно превышающей толщину) бетонных строительных конструкций.
  • Наличие поблизости от несущих элементов источников сильной вибрации (в частности, насосов).
  • Ошибки проектирования вкупе с отсутствием предварительных модельных испытаний.

Конструкция «Трансвааль-парка» была сложна и уникальна; отказ от проведения полноценных испытаний мог стать причиной разрушения объекта.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий