Описание
Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.
Разделы сайта, связанные с этим документом
Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом
Оглавление
- Сокращения
- КИПиА — Контрольно-измерительные приборы и автоматика
- КОР — Количественная оценка риска (или количественный анализ риска) аварий
- МВКП — Максимально возможное количество потерпевших
- НОА — Наиболее опасный по последствиям сценарий аварии
- ОПО — Опасные производственные объекты
- ПАЗ — Противоаварийная автоматическая защита
- ПК — Предохранительный клапан
Важно
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
II. Цели и задачи анализа риска аварий на различных этапах жизненного цикла опасных производственных объектов магистральных газопроводов
2.1. Анализ риска аварий на ОПО МГ является элементом системы управления промышленной безопасностью в эксплуатирующих организациях и представляет собой циклическую процедуру, включающую систематизацию всей доступной информации о состоянии ОПО МГ и его окружения с точки зрения промышленной безопасности, идентификацию опасностей, оценку риска аварий, анализ полученных показателей риска, разработку рекомендаций по снижению риска и проверку эффективности этих рекомендаций в следующем цикле анализа ОПО МГ.
2.2. Основное назначение анализа риска аварий заключается в предоставлении лицам, принимающим решения:
объективной информации о состоянии промышленной безопасности ОПО МГ;
сведений о наиболее опасных составляющих ОПО МГ;
сведений о возможном количестве пострадавших, объемах материального ущерба производству, третьим лицам и компонентам природной среды от возможных аварий на ОПО МГ и ожидаемой частоте (вероятности) возникновения аварий и их нежелательных последствий;
обоснованных рекомендаций по уменьшению риска;
обоснованных рекомендаций по распределению материальных и финансовых ресурсов, направляемых на повышение уровня безопасности ОПО МГ.
2.3. Цели и задачи анализа техногенного риска на разных этапах жизненного цикла ОПО МГ различаются и конкретизируются для каждого этапа.
2.4. На этапе разработки проектной документации на строительство ОПО МГ целями анализа риска аварий являются:
выявление опасностей и предварительная количественная оценка риска для проектируемого ОПО МГ с установленными в целом технико-экономическими характеристиками ОПО МГ с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую природную среду для выбора оптимального варианта размещения технических устройств, зданий и сооружений ОПО по критерию безопасности для персонала, населения и окружающей природной среды:
обеспечение информацией для разработки инструкций, технологических регламентов и ПМЛЛПА на проектируемом ОПО МГ;
обеспечение разработчиков проекта информацией для оптимального выбора и размещения систем противоаварийной и противопожарной защиты, блокировок, сигнализаций и т.п. на ОПО МГ;
обеспечение информацией в соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005), утвержденным приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. N 893, зарегистрированным Минюстом России 17 января 2006 г., регистрационный N 7375, для разработки ДПБ в составе проектной документации;
обеспечение информацией для разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для ОПО в составе проектной документации;
обеспечение информацией для разработки СТУ.
2.5. На этапе ввода в эксплуатацию ОПО целями анализа риска являются:
выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла ОПО МГ;
проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;
разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию.
2.6. На этапе эксплуатации ОПО МГ целями анализа риска являются:
получение новой или уточнение существующей информации об основных опасностях и рисках на ОПО для персонала, населения и окружающей природной среды, в том числе при разработке вновь ДПБ, разработке паспортов безопасности и ОБ ОПО МГ;
расстановка приоритетов при направлении имеющихся в эксплуатирующей организации ограниченных ресурсов на техническое обслуживание и обновление оборудования с целью оптимального распределения средств по составляющим ОПО МГ в соответствии с уровнями рассчитанного для них риска;
разработка рекомендаций и мероприятий по снижению риска;
оценка степени снижения риска в результате внесенных изменений в организационные структуры ОПО МГ, приемы практической работы и технического обслуживания ОПО МГ при совершенствовании системы управления промышленной безопасностью.
2.7. При реконструкции и техническом перевооружении ОПО МГ целями анализа риска являются:
обеспечение информацией для разработки ДПБ, перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для ОПО, ОБ или СТУ в составе проектной документации/документации на реконструкцию, техническое перевооружение ОПО МГ;
выбор оптимальных (с учетом показателей риска) технических решений и размещения реконструируемых (перевооружаемых) составляющих ОПО МГ;
уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО МГ с учетом технико-технологических изменений объекта, связанных с реконструкцией (перевооружением) отдельных составляющих ОПО МГ (в том числе при декларировании промышленной безопасности);
2.8. При капитальном ремонте на ОПО МГ целями анализа риска являются:
выявление специфических опасностей ремонтных работ;
уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО МГ с учетом изменений в результате капитального ремонта технико-технологических характеристик и технического состояния ОПО и технологически сопряженных объектов;
обеспечение информацией для разработки ОБ ремонтируемого ОПО МГ;
уточнение технологических регламентов и инструкций, связанных с капитальным ремонтом.
2.9. На этапах консервации и ликвидации ОПО МГ целями анализа риска являются:
выявление специфических опасностей, характерных для консервации и ликвидации ОПО, расчет показателей риска аварий с учетом этих опасностей;
обеспечение информацией для разработки ДПБ или ОБ в составе документации на консервацию или ликвидацию ОПО МГ;
разработка и уточнение инструкций по консервации и/или ликвидации ОПО МГ.
Нормативные
документы в сфере деятельности
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Декларирование промышленной
безопасности и оценка риска
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
«МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ
НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ»
Руководство по безопасности «Методические основы по
проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных
объектах» разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм
и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной
эксплуатации опасных производственных объектов, на основе и взамен аналогичного
документа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 № 188.
В разработке Руководства принимали участие С.Г. Радионова,
Б.А. Красных, С.А. Жулина, В.В. Козельский, Г.М. Селезнёв, И.С. Ясинский
(Ростехнадзор), А.С. Печёркин, И.А. Кручинина, М.В. Лисанов, В.В. Симакин, Е.В.
Ханин, А.И. Гражданкин, Д.В. Дегтярёв, А.В. Савина, Е.А Самусева, Е.А. Агапова,
Л.В. Бланк, А.С. Софьин, Е.Е. Невская (ЗАО «Научно-технический центр
исследований проблем промышленной безопасности»), С.И. Сумской (Национальный
исследовательский ядерный университет «МИФИ»).
Руководство содержит рекомендации по проведению анализа
опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной
безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте,
реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и
ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым
актом.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(РОСТЕХНАДЗОР)
Об утверждении Руководства по безопасности «Методические
основы по
проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных
производственных объектах»
В целях реализации Положения о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по безопасности «Методические
основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных
производственных объектах».
2. Признать утратившим силу
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 13 мая 2015 г. № 188
«Об утверждении Руководства по безопасности «Методические основы по проведению
анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах».
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 11 апреля 2016 г. № 144
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ
«Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий
на опасных производственных объектах»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Руководство по безопасности «Методические основы по
проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных
объектах» (далее — Руководство) разработано в целях содействия соблюдению
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие
правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических
и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11
марта 2013 г. № 96
(зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2013 г., регистрационный № 28138)
(далее — Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие
правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических
и нефтеперерабатывающих производств»), требований Федеральных норм и правил в
области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой
промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. № 101
(зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2013 г., регистрационный № 28222),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие
требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта»,
утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306
(зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29581),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных
трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. № 520
(зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30605),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных
приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538
(зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30855),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред», утвержденных
приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2013 г. № 554
(зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30968),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила безопасности химически опасных производственных объектов»,
утвержденных приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 559
(зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30995),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Требования к безопасному ведению технологических процессов нитрования»,
утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2014 г. № 615
(зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2015 г., регистрационный № 36701),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и
переработки растительного сырья», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21
ноября 2013 г. № 560
(зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30606),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила безопасности в угольных шахтах», утвержденных приказом Ростехнадзора
от 19 ноября 2013 г. № 550
(зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30961),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых
используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12
ноября 2013 г. № 533
(зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог», утвержденных приказом
Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. № 563
(зарегистрирован Минюстом России 17 января 2014 г., регистрационный № 31036),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на
которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»,
утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116
(зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2014 г., регистрационный № 32326),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила безопасности морских объектов нефтегазового комплекса», утвержденных
приказом Ростехнадзора от 18 марта 2014 г. № 105
(зарегистрирован Минюстом России 17 сентября 2014 г., регистрационный № 34077),
требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов
черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных
приказом Ростехнадзора от 30 декабря 2013 г. № 656
(зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2014 г., регистрационный № 32271), и
иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности,
регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов
(далее — ОПО).
2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению
анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований
промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном
ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и
ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым
актом.
3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценки
риска аварий, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те,
которые указаны в настоящем Руководстве.
4. В настоящем Руководстве используются термины и
определения, приведенные в приложении № 1 к настоящему Руководству.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА
ОПАСНОСТЕЙ
И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ
5. Анализ опасностей и оценки риска аварий на ОПО (далее —
анализ риска аварий) представляют собой совокупность научно-технических методов
исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий,
включающую планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска
аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и
своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий.
6. Анализ риска аварий рекомендуется проводить при
разработке:
проектной документации на строительство или реконструкцию
ОПО;
документации на техническое перевооружение, капитальный
ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО;
декларации промышленной безопасности ОПО;
обоснования безопасности ОПО;
плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий
аварий на ОПО;
плана мероприятий по снижению риска аварий и других
документов в составе документационного обеспечения систем управления
промышленной безопасностью.
7. Настоящее Руководство рекомендуется использовать в
качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств
и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО различных отраслей
промышленности, транспорта и энергетики. Рекомендации по анализу риска аварий
при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах
по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности
ОПО.
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ
РИСКА АВАРИЙ
8. Основная цель анализа риска аварий — установление степени
аварийной опасности ОПО и (или) его составных частей для заблаговременного предупреждения
угроз причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям,
окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических
лиц, государственному или муниципальному имуществу, угроз возникновения аварий
и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработки, плановой
реализации и своевременной корректировки обоснованных рекомендаций по снижению
риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий
аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО, а также мер,
компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области
промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО.
9. На различных стадиях жизненного цикла ОПО основная цель
анализа риска аварий достигается постановкой и решением соответствующих задач в
зависимости от необходимой полноты анализа опасностей аварий, которая
определяется требованиями разработки декларации промышленной безопасности,
специальных технических условий, обоснования безопасности ОПО, отчета о
количественной оценке риска аварий и иных документов, использующих результаты
анализа риска аварий.
10. На стадии обоснования инвестиций, проектирования,
подготовки технической документации или размещения ОПО рекомендуется решать
следующие задачи анализа риска аварий:
проведение идентификации опасностей аварий и качественной и
(или) количественной оценки риска аварий с учетом воздействия поражающих
факторов аварий на персонал, население, имущество и окружающую среду;
обоснование оптимальных вариантов применения технических и
технологических решений, размещения технических устройств, зданий и сооружений,
составных частей и самого ОПО с учетом расположения близлежащих объектов
производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей
местности, а также территориальных зон (охранных, санитарно-защитных, жилых,
общественно-деловых, рекреационных);
использование сведений об опасностях аварий при разработке
стандартов предприятий, инструкций, технологических регламентов и планов мероприятий
по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
определение степени опасности аварий для выбора наиболее
безопасных проектных решений;
обоснование, корректировка и модернизация организационных и
технических мер безопасности;
разработка обоснованных рекомендаций по снижению риска
аварий на ОПО и (или) его составных частях.
11. На стадиях ввода в эксплуатацию, консервации или
ликвидации ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:
уточнение идентификации опасностей аварий с оценкой
вероятности и возможных последствий аварий, актуализация полученных ранее
качественных или количественных оценок риска аварий;
уточнение степени опасности аварий и оценка достаточности
специальных мер по снижению риска аварий в переходный период.
12. На стадиях эксплуатации, реконструкции или технического
перевооружения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:
уточнение и актуализация данных об основных опасностях
аварий, в том числе сведений, представленных в декларации промышленной
безопасности ОПО, сведений об оценке максимально возможного количества
потерпевших для целей страхования ответственности; технических данных и
организационной информации по обследованию технического состояния объекта;
определение и контроль частоты и периодичности
диагностирования технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, в том числе
методами неразрушающего контроля;
проведение мониторинга степени аварийной опасности и оценки
эффективности мер по снижению риска аварий на ОПО, в том числе для оценки
эффективности систем управления промышленной безопасностью;
разработка рекомендаций по обеспечению безопасности и при
необходимости корректировка мер по снижению риска аварий;
совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию,
планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ
13. При проведении анализа риска аварий рекомендуется
последовательно выполнять следующие этапы:
планирования и организации работ, сбора сведений;
оценки риска аварий на ОПО и (или) его составных частях;
установления степени опасности аварий на ОПО и (или)
определения наиболее опасных (с учетом возможности возникновения и тяжести
последствий аварий) составных частей ОПО;
разработки (корректировки) мер по снижению риска аварий.
Состав и комплектность этапов рекомендуется уточнять в
зависимости от конкретизации задач анализа риска аварий.
Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО
представлена на схеме 2-1 приложения №
2 к настоящему
Руководству. Рекомендуемая схема анализа опасностей и оценки риска аварий,
связанных с выбросом опасных веществ на ОПО, представлена в приложении № 3 к настоящему Руководству.
14. При планировании и организации анализа риска аварий
рекомендуется:
а) определить анализируемый ОПО (или его составную часть) и
дать его общее описание, провести анализ требований нормативных и правовых
документов в области анализа риска аварий применительно к рассматриваемому
объекту;
б) обосновать необходимость проведения анализа опасностей и
оценки риска аварий в случае отсутствия нормативных требований в этой области;
в) провести анализ требований заказчика работ (инвесторов,
проектировщиков или других заинтересованных лиц);
г) уточнить задачи проводимого анализа риска аварий с учетом
причин, которые вызвали необходимость проведения таких работ (декларирование
промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО, экспертиза
промышленной безопасности, обоснование проектных решений по обеспечению
безопасности, применение новых технологий или материалов);
д) определить используемые методы анализа риска аварий,
основные и дополнительные показатели риска, степень их детальности и
ограничения;
е) проанализировать, выбрать и определить значения фоновых
рисков аварий и (или) соответствующие критерии (достижения) допустимого риска
аварий и (или) иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации ОПО;
ж) сформировать рабочую группу для проведения анализа риска
аварий, оценить сроки и трудозатраты работ.
15. При осуществлении сбора сведений для описания
анализируемого ОПО и (или) его составной части рекомендуется собрать сведения:
а) об идентификации ОПО;
б) об инцидентах и авариях на данном и (или) аналогичных
объектах;
в) о характеристиках района расположения объекта (природных,
техногенных, антропогенных);
г) о характеристиках технических устройств, зданий и
сооружений, применяемых на объекте;
д) о проектном и фактическом распределении обращающихся
опасных веществ.
16. На этапе идентификации опасностей аварий рекомендуется:
а) определить источники возникновения возможных инцидентов и
аварий, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств на
ОПО, неконтролируемыми выбросами и (или) взрывами опасных веществ;
б) провести разделение ОПО на составные части (составляющие
ОПО) при необходимости проведения анализа риска аварий на них; выделить
характерные причины возникновения аварий на ОПО или его составных частях;
в) определить основные (типовые) сценарии аварий с их
предварительной оценкой и ранжированием с учетом последствий и вероятности, при
этом рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному
возникновению поражающих факторов аварий.
На этапе идентификации опасностей могут быть даны
предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их
достаточности либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и
оценки риска аварий.
17. На этапе оценки риска аварий в зависимости от
поставленных задач могут применяться методы количественной оценки риска аварий,
являющиеся приоритетными, методы качественной оценки риска аварий или их
возможные сочетания (полуколичественная оценка риска аварий). Рекомендуется
последовательно выполнить качественную и (или) количественную оценки:
а) возможности возникновения и развития инцидентов и аварий;
б) тяжести последствий и (или) ущербов от возможных
инцидентов и аварий;
в) опасности аварий и связанных с ними угроз в значениях
показателей риска.
18. Для оценки частоты инициирующих и последующих событий в
анализируемых сценариях аварий рекомендуется использовать:
а) статистические данные по аварийности, надежности
технических устройств и технологических систем, соответствующие отраслевой
специфике ОПО или виду производственной деятельности (характерные частоты
аварийной разгерметизации типового оборудования ОПО представлены в приложении №
4 к настоящему
Руководству);
б) логико-графические методы «Анализ деревьев событий»,
«Анализ деревьев отказов», имитационные модели возникновения аварий на ОПО;
в) экспертные специальные знания в области аварийности и
травматизма на ОПО в различных отраслях промышленности.
19. Оценка последствий и ущерба от возможных аварий включает
описание и определение размеров возможных воздействий на людей, имущество и
(или) окружающую среду. При этом оценивают физические эффекты аварийных событий
(разрушение технических устройств, зданий, сооружений, пожары, взрывы, выбросы
токсичных веществ), уточняют объекты, которые могут подвергнуться воздействиям
поражающих факторов аварий, используют соответствующие модели аварийных
процессов совместно с критериями поражения человека и групп людей, а также
критерии разрушения технических устройств, зданий и сооружений (приложение № 5 к настоящему Руководству).
20. Результаты оценки риска аварий могут содержать
качественные и (или) количественные характеристики основных опасностей
возникновения, развития и последствий аварий, при этом рекомендуется проводить
анализ неопределенности и достоверности полученных результатов, в том числе
влияния исходных данных на рассчитываемые показатели риска.
21. В необходимых случаях в зависимости от поставленных
задач анализ риска аварий может исчерпываться только получением отдельных
показателей риска на ОПО и (или) его составных частях.
22. На этапе установления степени опасности аварий на ОПО
рекомендуется проводить сопоставительное сравнение значений полученных
показателей опасностей и оценок риска аварий с:
а) допустимым риском аварий и (или) уровнем, обоснованным на
этапе планирования и организации анализа риска аварий;
б) значениями риска аварий на других составных частях ОПО;
в) фоновым риском аварий для данного типа ОПО или
аналогичных ОПО, с фоновым риском гибели людей в техногенных происшествиях;
г) значениями риска аварий, полученными с учетом фактических
отступлений от требований промышленной безопасности, а также возможного и
фактического внедрения компенсирующих мероприятий.
Необходимость и полнота сравнительных оценок определяются
поставленными задачами анализа риска аварий. В качестве приоритетных
рекомендуется использовать сравнительные сопоставления характерных для ОПО
опасностей по показателям риска, которые необходимы для выявления наиболее
аварийно-опасных составных частей на ОПО.
23. Для выявления наиболее опасных составных частей на ОПО
проводится их ранжирование в порядке возрастания оцененных показателей
опасности и рассчитанных значений риска аварий на них.
24. Основные рекомендуемые способы установления степени
опасности аварий на ОПО и определения наиболее аварийно-опасных составных
частей ОПО представлены в приложении № 6 к настоящему Руководству.
25. Установление степени опасности аварий на ОПО и
определение наиболее опасных составных частей ОПО рекомендуется использовать
для разработки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО,
которые могут иметь организационный и (или) технический характер.
26. В целях обоснования безопасности ОПО при отступлении от
требований промышленной безопасности и для разработки мероприятий,
компенсирующих эти отступления, результаты анализа риска аварий на ОПО
рекомендуется использовать в следующем порядке:
а) обоснованно выбираются показатели риска, наиболее
адекватно характеризующие безопасную эксплуатацию ОПО в области тех требований
промышленной безопасности, для которых необходимы отступления и требуются
соответствующие компенсирующие мероприятия;
б) оцениваются изменения значений выбранных показателей
риска до и после возможных и фактических отступлений от требований промышленной
безопасности, а также до и после возможного и фактического внедрения
компенсирующих мероприятий;
в) оцененные изменения сравниваются с соответствующими
критериями безопасной эксплуатации при отступлении от требований промышленной
безопасности, которые предварительно обосновываются, например в виде
соответствия рассчитанных показателей риска допустимым значениям.
27. На этапе разработки мер по снижению риска аварий
рекомендуется в качестве первоочередных планировать и разрабатывать:
обоснованные рекомендации по снижению риска аварий для
наиболее опасных составных частей ОПО;
способы предупреждения возникновения возможных инцидентов и
аварий на ОПО.
28. Выбор рекомендаций по снижению риска аварий имеет
следующие приоритеты:
а) меры, снижающие возможность возникновения аварий,
включающие:
уменьшение возможности возникновения инцидентов;
уменьшение вероятности перерастания инцидента в аварию;
б) меры, снижающие тяжесть последствий возможных аварий,
включающие:
уменьшение вероятности эскалации аварий, когда последствия
какой-либо аварии
становятся непосредственной причиной аварии на соседних
составных частях ОПО;
уменьшение вероятности нахождения групп людей в зонах
поражающих факторов аварий;
ограничение возможности возрастания масштаба и интенсивности
воздействия поражающих факторов аварий;
уменьшение вероятности развития аварий по наиболее опасным
сценариям возможной аварий;
увеличение требуемого уровня надежности системы
противоаварийной защиты, средств активной и пассивной защиты от воздействия
поражающих факторов аварий;
в) меры обеспечения готовности к локализации и ликвидации
последствий аварий.
29. Для оптимизации разработанных рекомендаций по снижению
риска аварий рекомендуется использовать следующую альтернативу:
а) в рамках доступных ресурсов обеспечить максимальное
снижение риска аварий при эксплуатации ОПО;
б) обеспечить снижение риска аварий до требуемого уровня, в
том числе допустимого риска аварий, при минимальных затратах ресурсов.
Для систем управления промышленной безопасностью
рекомендуется преимущественно использовать способ «а» при краткосрочном и
способ «б» при среднесрочном и долгосрочном планировании безопасной
эксплуатации ОПО.
30. В качестве приоритетных способов предупреждения
возникновения возможных инцидентов и аварий рекомендуется использовать:
пассивную защиту эффективным расстоянием (включая физические
барьеры) от опасного воздействия поражающих факторов возможных аварий на стации
проектирования ОПО;
активную защиту от перерастания аварийной опасности в угрозу
аварии для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды на стадии
эксплуатации ОПО.