Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Содержание
  1. Аварии на предприятии нефтепереработки и их последствия
  2. Похожие работы
  3. Аварии на нефтегазовых объектах и их последствия
  4. Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы
  5. 50% реферата недоступно для прочтения
  6. Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность.
  7. Крушение танкера «Торри Каньон» (Великобритания, 1967)
  8. Крушение танкера «Sea Star» (Оман, 1972)
  9. Крушение танкера «Амоко Кадис» (Франция, 1978)
  10. Взрыв на платформе «Ixtoc I» (Мексика, 1979)
  11. Столкновение «Atlantic Empress» и «Aegean Captain» (Тринидад и Тобаго, 1979)
  12. Крушение танкера «Castillo de Bellver» (ЮАР, 1983)
  13. Авария на платформе «Nowruz» (Персидский залив, 1983)
  14. Крушение танкера «Odyssey» (Канада, 1988)
  15. Крушение танкера «MT Haven» (Генуя, 1991)
  16. Крушение танкера «Exxon Valdez» (Америка, 1989)
  17. Нефтяные фонтаны в Кувейте (1990)
  18. Крушения танкера «ABT Summer» (Ангола, 1991)
  19. Усинская нефтяная катастрофа (1994)
  20. Крушение танкера «Sea Empress» (Англия, 1996)
  21. Авария на подводном трубопроводе «ExxonMobil» (Нигерия, 1998)
  22. Крушение танкера «Эрика» (Франция, 1999)
  23. Крушение танкера «Престиж» (Испания, 2002)
  24. Авария на «Deepwater Horizon» (США, 2010)
  25. Общая информация
  26. Поражающие свойства
  27. Отравления, симптомы, последствия
  28. Самые опасные катастрофы

Аварии на предприятии нефтепереработки и их последствия

. Предприятия нефтепереработки

. Экологические аспекты на нефтеперерабатывающем заводе

. Методы прогнозирования аварийных ситуаций

Современное предприятие нефтепереработки и нефтехимии представляет собой сложный комплекс, состоящий из технологических установок, предназначенных для выполнения конкретных технологических операций. На них перерабатывается углеводородное сырье различных видов и производится большое количество товарных нефтепродуктов. В качестве сырья, продуктов и полуфабрикатов установок нефтепереработки выступают смеси углеводородов, которые обладают взрывопожароопасными свойствами. Взрывоопасность установок нефтепереработки определяется не только физико-химическими свойствами углеводородов и их смесей, но также параметрами технологического процесса.

В последние годы отмечен рост аварийности в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Основной проблемой обеспечения промышленной безопасности объектов газопереработки является недостаточные темпы обновления оборудования с истекшим сроком эксплуатации и морального старения.

Среди основных проблем обеспечения требуемого уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса можно выделить следующие: крайне низкий уровень защищенности объектов нефтегазового комплекса от аварий с тяжелыми последствиями. Недостаточное внимание первых руководителей к вопросам интеграции управления промышленной безопасности в общую систему управления компаний является основным препятствием, не позволяющим принять эффективные меры по снижению аварийности и производственного травматизма; систематические нарушения компаниями требований по безопасному недропользованию на нефтяных месторождениях.

Существование данной проблемы во многом предопределено недостатками законодательства Российской Федерации о недропользовании; неудовлетворительное состояние геологоразведочных скважин на нефть и газ, пробуренных за счет государственных средств организациями Мингео СССР и Мингео РФ при проведении поисково- разведочного бурения на нефть и газ. Поэтому цель исследования: охарактеризовать аварии на предприятии нефтепереработки и их последствия.

1. Предприятия нефтепереработки

Предприятия нефтепереработки и нефтехимии относятся к категории наиболее опасных производственных объектов. Аварии на таких предприятиях способны нанести ущерб не только нефтяной компании, но и превратить регион в зону экономического бедствия.

Ключевая роль в обеспечении безопасности нефтеперерабатывающих предприятий отводится системам противоаварийной защиты (ПАЗ), позволяющим проводить постоянный мониторинг наиболее важных зон объекта, а в критических ситуациях выполнять необходимые действия для предотвращения серьезных последствий.

1.на прогнозировании и постадийном анализе сценариев развития аварийных ситуаций;

2.на оценке достаточности принятых или планируемых мер, препятствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций;

.на анализе действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития.

Основную трудность при разработке алгоритма действий персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) вызывает выявление наиболее опасных аварий, поскольку действия персонала при локализации и ликвидации этих аварий должны быть отработаны с максимально возможной четкостью. Выявление наиболее опасных аварий представляет собой сложную задачу ввиду значительного количества оборудования, находящегося на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии (десятки тысяч аппаратов), а также большого числа опасных веществ (сотни наименований). Решить эту задачу призван аппарат количественной оценки риска аварий.

Последовательность действий при проведении количественной оценки риска аварий предприятия можно представить следующим образом:

1.Анализ аварий, имевших место на предприятии, а также на аналогичных объектах.

2.Определение возможных причин и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий.

.Определение типовых сценариев возможных аварий.

.Определение вероятностей (частот) возникновения аварий.

.Оценка количества опасных веществ, участвующих в аварии.

.Расчет вероятных зон действия поражающих факторов.

.Оценка возможного числа пострадавших.

.Оценка величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам.

.Оценка возможного ущерба для окружающей среды.

.Оценка риска аварий.

.Определение наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска.

.Определение наиболее опасных аварий.

.Оценка уровня опасности предприятия.

.Разработка предложений по реализации мер, направленных на уменьшение риска аварий.

Учет полученных результатов при разработке алгоритма действий персонала в аварийной ситуации позволяет уделить основное внимание наиболее опасным авариям на ранних стадиях их развития, когда правильные и своевременные действия персонала могут локализовать аварию и не дать ей развиться до катастрофического масштаба.

Минимальное воздействие нефтеперерабатывающего производства на окружающую среду возможно при тщательном соблюдении технологий производства. Современные разработки позволяют рационально использовать природные ресурсы и предотвращать и оперативно ликвидировать возникающие загрязнения.

Многие аварии происходят из-за того, что на НПЗ используются устаревшие технические решения, поэтому важным методом превентивной защиты является постоянный контроль над состоянием оборудования и использование новых технологий. Другая частая причина – человеческий фактор, поэтому обучение сотрудников и соблюдение техники безопасности становятся первоочередными мерами по охране окружающей среды.

Ускорение темпов и расширение масштабов производственной деятельности в современных условиях неразрывно связано с все возрастающим использованием энергонасыщенных технологий и опасных веществ.

В первую очередь, это относится к опасным производственным объектам нефтегазового комплекса, где наблюдается постоянная интенсификация технологий, связанная с высокими температурами и давлениями, укрупнение единичных мощностей установок и аппаратов, наличие в них больших запасов взрыво- и пожароопасных веществ.

Крупнейшие техногенные аварии и катастрофы, связанные с взрывами и пожарами в результате образования пожаро- и взрывоопасного облаков газопаровоздушных смесей произошедшие в США, Европе и России, унесли десятки и сотни человеческих жизней, нанесли значительный и урон окружающей среде.

При этом ущерб от возможных аварий может быть выше финансовых возможностей предприятия, и носит случайный характер. В этих условиях анализ и оценка опасностей возможных аварий в результате образования пожаро- и взрывоопасной смеси на потенциально опасных производственных объектах техносферы – является одной из ключевых проблем промышленной безопасности.

Все это требует проведение дополнительных исследований по детальному и полному учету факторов влияющих эволюцию пожаровзрывоопасных облаков газопаровоздушных смесей.

Аварии на нефтеперерабатывающих предприятиях развиваются, как правило, по сложному сценарию, включающему разные типы событий чрезвычайных ситуаций, наиболее часто наблюдаются пожары, взрывы, выбросы опасных веществ.

В свою очередь, пожары, взрывы и выбросы могут находиться во взаимосвязи между собой и являться причинами возникновения друг друга.

Одной из наиболее серьезных опасностей на предприятиях нефтепереработки является образование облака газопаровоздушных смесей.

Облака газопаровоздушных смесей называется облако образованное углеводородными продуктами (метаном, этиленом, пропаном, парами бензина, циклогексана и др.) с кислородом воздуха.

− гауссовские модели (дисперсионные) рассеивания;

− модели рассеивания, базирующие на интегральных законах сохранения либо в облаке в целом, либо в поперечном режиме;

− модели, построенные на численном решении системы уравнений сохранения в их оригинальном виде, именуемые моделями или методами численного моделирования.

Приведем обзор существующих методов определения последствий аварийных ситуаций связанных с образованием пожаровзрывоопасных облаков газопаровоздушных смесей

Среди отечественных методик расчета последствий аварийных выбросов опасных веществ, отметим ГОСТ 12.3.047-98, РД 03-409-01, ПБ 09-540-03, методику оценки последствий химических аварий (методика ТОКСИ), методику прогнозирования масштабов заражения СДЯВ на химически опасных объектах и транспорте (РД 52.04.253-90) и методику детерминированной оценки степени опасности химических объектов при прогнозировании последствий аварии (Методика СРО РЭА).

Эти методики с различной степенью детализации рассматривают такие процессы как:

− поступление опасных веществ в окружающую среду (залповое (мгновенное) и продолжительное истечение газа, жидкости или двухфазного потока из отверстий или патрубков, трубопроводов);

− распространение опасных веществ в окружающей среде (растекание по поверхности, рассеяние в атмосфере);

− фазовые переходы и химическое разложение опасных веществ (кипение, испарение, горение и взрыв);

− воздействие поражающих факторов на объекты (токсическое воздействие, воздействие волн давления, удар пламенем, осколки, термическое излучение от пожаров пролива, горящих облаков, огненных шаров).

На сегодняшний день задача описания образования и рассеивания облака тяжелого газа в условиях термической и орографической неоднородности является одной из наиболее актуальных задач в промышленной безопасности.

Использования методов численного моделирования позволяют учесть рельеф местности и наличие застройки, что не могут учесть гауссовские модели и модели рассеивания. Основанный на процессах массо-, энерго- и теплообмена данный метод позволяет учесть практически все существенные факторы, а потому метод численного моделирования является самым точным, и одновременно самым трудоемким способом для решения задач связанных с моделированием процесса рассеивания газообразных веществ.

Программные комплексы моделирования и расчета основных параметров образования пожаровзрывоопасных облаков газопаровоздушных смесей.

В течение нескольких последних лет методология анализа взрывов газопаровоздушных смесей быстро развивается, особенно с использованием современных программ CFD (вычислительная газодинамики). Прогнозирование поведения пожаровзрывоопасных газопаровоздушных смесей в атмосфере, является важной задачей на основании которой обеспечивается возможность её предотвращения или снижения последствий её воздействия на окружающею среду и человека.

Про сертификаты:  Как проходит сертификация детских игровых площадок? | Центр "ГОСТ Р"

Существует ряд отечественных и зарубежных программных комплексов позволяющие рассмотреть эволюцию облака газопаровоздушных смесей.

К российским программным продуктам относятся: программные разработки ВНИИГАЗа (всесторонне аттестованные по результатам соответствующих промышленных экспериментов), GAS DYNAMICS TOOL, FlowVision.

Среди зарубежных разработок следует выделить работы: Американской Газовой Ассоциации; Шелл; Бритиш Газ; Ливерморская национальная лаборатория; Газовый технологический Институт; Американское общество инженеров и химиков, и реализованные программные продукты: PHOENICS, StarCD, PHAST, FLACS, ANSYS CFX и др.

Интенсивно развивающаяся CFD система нового поколения FlowVision находит широкое применение как в научно-исследовательских работах, посвященных изучению вопросов динамики жидкости и газа.

Использование CFD-технологий позволяют получить распределение всех газодинамических параметров во всей счетной области и в каждой отдельно взятой ячейке. Если процесс нестационарный, то при численном моделировании исследователь имеет возможность качественно и количественно проследить эволюцию изучаемого явления.

Эти преимущества сделали численное моделирование основным инструментом в исследовании сложных, нелинейных и нестационарных процессов газовой динамики.

− значительные затраты машинного времени;

− трудность или невозможность корректной постановки граничных условий некоторых типов;

− несовместимость машинных кодов для различных операционных платформ;

− жесткие требования к оперативной памяти, быстродействию и другим характеристикам вычислительной машины;

− неустойчивость работы схем в некоторых режимах;

− сложность разработки универсальных программ, применимых для изучения различных явлений в рамках единого подхода.

Следует отметить тот факт, что при проведении инженерного анализа в силу определенной ограниченности инструментальной базы далеко не всегда удается построить обоснованный сценарий развития сложной аварии и обеспечить достоверный прогноз зон их негативного физического воздействия на окружающие среду.

Тем не менее, значение численных методов решения задач в газовой динамике неуклонно возрастает. Появление новой высокопроизводительной компьютерной техники открывает огромные возможности для применения CFD- технологий в решении еще вчера казавшихся неразрешимыми проблем.

аварийный газопаровоздушный нефтеперерабатывающий

Таким образом, в ходе проведенного исследования мы установили, что углеводороды природного происхождения, такие как нефть, продукты ее переработки и газоконденсат и продукты его переработки оказывают отрицательное воздействие на воздух, воду и почву. Именно экологические вопросы ограничивают возможности по размещению НПЗ. Именно этими обстоятельствами обусловлено разрешительная документация по деятельности в этой области. И это логично. Предприятия топливно-энергетического комплекса РФ несмотря на снижение объемов производства, остаются наиболее значимым источником загрязнителей окружающей среды. На их долю приходится около 47,2 % выбросов вредных веществ в атмосферу, 26,8% сброса загрязненных сточных вод, свыше 32% твердых отходов и до 69% объема парниковых газов.

Номенклатура продукции, выпускаемой НПЗ с передовой технологией, может включать тысячи различных материалов и веществ, многие из которых чрезвычайно токсичны и ядовиты. Опасность таких заводов для человека и окружающей среды, особенно в случае аварии на них, очевидна. Масштабы последствий аварии огромны.

1.Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. Учебное пособие. Книга 3. /Под редакцией.: В.А. Котляревского и А.В. Забегаева, М.; Изд-во АСВ, 1998 – 416 с.

2.Защита атмосферы от промышленных загрязнений Справочник. Изд.: В 2-х ч. Ч.2 Пер с английского. /Под редакцией Калверта С., Инглунда Г.М. – М.: Металлургия, 1988. – 712 с.

.Козлитин А.М., Яковлев Б.Н. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Прогнозирование и оценка. Детерминированные методы количественной оценки опасностей техносферы: Учебное пособие/Под ред. А.И.Попова.- Саратов: Сарат.гос.ун-т, 2000. – 124 с.

.Маршалл В. Основные опасности химических производств: Пер. с англ.// Под ред. Б. Б. Чайванова, А. Н. Черноплекова.- М.: Мир, 1989. – 672 с.

.Методика расчета распространения аварийных выбросов основанная на модели рассеивания тяжелого газа //Безопасность труда в промышленности 2004. -№9- С. 38-42.

.Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов: РД 03-418-01. – введ.01.10.2001. – М., 2001. – 25

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Похожие работы

  • Техногенные риски ООО “ТехМашСервис”
  • Промышленная безопасность и страхование ответственности
  • Обучения по охране труда в Российской Федерации

Рисунки к данной главе:

Аварии на нефтегазовых объектах и их последствия

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

В настоящее время нефть является одним из основных загрязнителей окружающей среды. Опасность данного загрязнителя, прежде всего, связана с высокой чувствительностью к нему высших растений, притом, что они занимают ключевое положение практически во всех наземных экосистемах, определяя существование и состав остальных биологических компонентов биогеоценозов.
Основными факторами отрицательного воздействия нефтяного загрязнения почвы на биологические объекты, которые обычно отмечаются в литературе, являются токсическое действие углеводородов нефти и изменение физико-химических свойств почвы.
Подобные изменения свойств почвы отражаются не только на растениях, но и на микроорганизмах, а также на беспозвоночных и других организмов, что, в конечном счете, приводит к нарушению экосистемы и затрудняет естественное восстановление загрязненной территории.

1. Состав нефти, экологический риск нефтедобывающих предприятий

2. Негативные экологические последствия нефтезагрязнения
2.1. Последствия нефтеразливов в море

История борьбы с нефтеразливами насчитывает не одно десятилетие, однако эта проблема далека от разрешения. Постоянное обнаружение нефтяных полей в различных точках Мирового океана свидетельствует о преобладании загрязнения над процессами самоочищения морской среды.
Есть основания полагать, что в связи с развёртыванием добычи нефти на шельфе, достигающей 1/3 мировой добычи, и ростом объема морских перевозок нефтяное загрязнение Мирового океана будет увеличиваться как из-за аварий на буровых установках, так и в результате катастроф с супертанкерами, сбросом не очищенных от нефтепродуктов сточных вод. По некоторым данным, ежегодно в Мировой океан попадают миллионы тонн нефти и нефтепродуктов.
По прогнозам ЮНЕСКО во всем мире в будущем ожидается 30 %-ное увеличение числа аварий с выбросом нефти и нефтепродуктов. Это вызвано физическим износом мирового транспортного флота и платформ по добыче нефти

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

2.2. Последствия нефтеразливов для почвы

50% реферата недоступно для прочтения

Закажи написание реферата по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее
время!

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность.

В середине XX века начался быстрый рост рынка нефти. Стали появляться огромные танкеры способные перевозить более 100 тысяч тонн сырья, подводные нефтепроводы, плавающие нефтедобывающие платформы. Но вместе с развитием технологий, выросло и значение человеческого фактора. Одна ошибка капитана судна способна привести к самой настоящей экологической катастрофе.Так, ежегодно в океан попадает более миллиона тонн нефтепродуктов. Рассмотрим лишь самые крупные техногенные катастрофы вызвавшие разливы нефти.

Крушение танкера «Торри Каньон» (Великобритания, 1967)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Крушение танкера «Torrey Canyon» на рифе «Семи камней»

«Torrey Canyon» был одним из первых построенных супертанкеров, а также стал причиной первого масштабного розлива нефти в современной истории. Его длина составляла 297 метров, что можно сравнить с четырьмя «хрущевками».В результате череды событии и ошибок капитана, морской гигант наткнулся на риф «Семи камней» (опасные гранитные скалы на которых погибло около 200 кораблей) и 110 тонн нефти были выброшены в океан. Несколько дней спасатели и военные пытались спасти тонущий танкер, но даже три буксира не смогли сдвинуть его ни на сантиметр, а после, корпус гиганта не выдержал нагрузок и разломившись на две части начал медленно тонуть продолжая истекать нефтью. Было принято решение сжечь разлившуюся нефть при помощи бензина и бомб. Сутками авиация скидывала на место аварии авиационное топливо и огромные бомбы до тех пор пока вся нефть находившаяся на поверхности и в танкере не сгорела.Но настоящая экологическая катастрофа случилась не из-за самого факта разлива нефти, а в следствии неудачной попытки ликвидировать образовавшееся нефтяное пятно. Для того что бы предотвратить его распространение в воду было вылито несколько тонн химии, сделавшей разлившуюся нефть токсичной.В результате аварии было загрязнено нефтью около 300 километров береговой линии, погибло 15 000 птиц и огромное количество животных погибли.Подробнее о крушении танкера «Torrey Canyon»

Крушение танкера «Sea Star» (Оман, 1972)

250-метровый южнокорейский супертанкер перевозящий 115 000 тонн нефти «Sea Star» столкнулся с бразильским танкером «Horta Barbosa» вблизи берегов Омана утром 19 декабря 1972 года.После столкновения оба судна загорелись и были оставлены их экипажами. Пожар на «Horta Barbosa» удалось потушить в течение дня, однако пожар на южнокорейском танкере так и не удалось потушить. Двенадцать не успевших покинуть судно членов экипажа погибли в пожаре продолжавшемся в течение пяти дней, после чего произошло нескольких взрывов и судно затонуло в Оманском заливе 24 декабря 1972 года.

Крушение танкера «Амоко Кадис» (Франция, 1978)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Нос затонувшего танкера «Амоко Кадис». 16 марта 1978

16 марта 1978 года, в пяти километрах от побережья Франции, сел на мель наполненный 219 797 тоннами нефти 340-метровый супертанкер «Амоко Кадис». Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось. И в конечном итоге, судно расколовшись на три части затонуло, в результате чего случился крупнейший на тот момент нефтяной разлив в истории загубивший рекордное количество представителей морской фауны.В результате катастрофы погибло около 20 тысяч птиц и огромное число морских обитателей. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысяч тонн нефти, образовав пятно размером в 2 тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции.Подробнее о крушение танкера «Амоко Кадис»

Про сертификаты:  Сертификация постельного белья в России — нужна ли в 2020 году, сколько стоит, как получить

Взрыв на платформе «Ixtoc I» (Мексика, 1979)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

3 июля 1979 года на нефтяной платформе Ixtoc I из-за резкого скачка давления произошел мощный взрыв, в результате которого в Мексиканский залив вылилось до 460 тысяч тонн сырой нефти, из которых 120 тысяч осели на дно.Нефть продолжала течь в течение 290 дней. Окончательно остановить утечку удалось только спустя 9 месяцев, 23 марта 1980 года при помощи бурения дополнительных скважин рядом с аварийной Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

Столкновение «Atlantic Empress» и «Aegean Captain» (Тринидад и Тобаго, 1979)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Горящий нефтяной танкер «Aegean Captain» с 275 тоннами нефти на борту, 19 июля 1979.

19 июля 1979 года, во время тропического шторма, около побережья Тринидад и Тобаго столкнулись два танкера «Atlantic Empress» и «Aegean Captain». На первом судне находилось 275 тысяч тонн нефти, а на втором — 200 тысяч. В результате аварии оба судна загорелись и в Атлантический океан попало 290 тысяч тонн нефти. «Atlantic Empress» был отбуксирован подальше от земли и спустя две недели пожара танкер затонул. Второе судно удалось потушить и отбуксировать к Тринидаду.Несмотря на огромный объем нефти, выпущенной во время аварии, разлив нанес сравнительно небольшой ущерб окружающей среде: ветры вытеснили большую часть нефти в море, где она рассеялась. К тому же, пожар воспламенил нефтяное пятно что значительно снизило дальнейшие экологические последствия.

Крушение танкера «Castillo de Bellver» (ЮАР, 1983)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Пожар на нефтяном танкере «Castillo de Bellver»

6 августа 1983 года танкер Castillo de Bellver перевозящий перевозя 250 000 тонн нефти из Персидского залива в Испанию. Примерно в 80 километрах от города Кейптаун (ЮАР), судно загорелось. Экипаж покинул корабль, который продолжал дрейфовать у берега, и в конце концов раскололся на две половины. В результате аварии в Индийский океан вылилось более 250 тысяч тонн нефти. Течение унесло нефтяную пленку в океан и побережье ЮАР не пострадало.В следующие сутки в востоку от места разлива шел «черный дождь» из нефтяных капель, но долговременного ущерба зафиксировано не было.

Авария на платформе «Nowruz» (Персидский залив, 1983)

Во время войны между Ираном и Ираком в 1983 году на нефтяной платформе в Персидском заливе «Nowruz» произошло сразу две крупные аварии вызвавшие разлив нефти.10 февраля 1983 года с платформой столкнулся нефтяной танкер развернув ее на 45 градусов и повредив расположенную под ней скважину. Возникшую в результате этого утечку нефти не удавалось устранить в течение нескольких месяцев, так как месторождение находилось в центре зоны боевых действий между Ираном и Ираком. Все это время из скважины выходила нефть со скоростью 200 тонн в сутки. В марте 1983 года платформа была атакована иракскими вертолетами, и разлив загорелся. Скважину удалось забетонировать только 18 сентября 1983 года, при этом погибло 11 человек.Другой разлив произошел, когда иракские вертолеты атаковали близлежащую платформу в марте 1983 года. Платформа также загорелась и в течении 2 лет сжигала около 200 тонн нефти в сутки. В мае 1985 года пожар был потушен и скважина была закрыта.Всего, в результате этих двух инцидентов было разлито около 260 000 тонн нефти.

Крушение танкера «Odyssey» (Канада, 1988)

10 ноября 1988 года либерийский танкер «Odyssey» (ранее назывался Oriental Phoenix) перевозящий нефть из Англии в Канаду взорвался и затонул в 1300 км от берегов Новой Шотландии (Канада) потерпел крушение. Прибывший на подмогу российский сторожевой корабль «Пассат» не смог приблизиться к судну из-за горящей нефти и все 27 членов экипажа погибли.Так как основная часть разлившейся нефти сгорела или была унесена течением в сторону Англии, работ по ликвидации последствий не производилось.В результате крушения 132 157 тонн нефти вылилось в море.

Крушение танкера «MT Haven» (Генуя, 1991)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Остатки 340-метрового танкера MT Haven

11 апреля 1991 года в семи милях от побережья Генуи (Италия) взорвался супертанкер MT Haven загруженный 230 000 тонн сырой нефти. MT Haven являлся точной копией танкера «Амоко Кадис» расколовшегося на 3 части и затонувшим в 1978 году. Близнец повторил его судьбу.Во время перекачки нефти с плавучей платформы Multedo сломался насос и произошел взрыв после чего начинался пожар. Нефть хлынула как из перегретой кастрюли, пламя поднялось до 100 м в высоту, и произошла серия дальнейших взрывов. А после попыток отбуксировать танкер к берегу, его корпус переломился и основная, 250 метровая часть судна затонула вместе с оставшейся в ней нефтью.Одной из причин трагедии стало ужасное состояние танкера, который был плохо отремонтирован после попадания в него ракеты во время ирано-иракской войны.Всего в прибрежные воды вылились 126 тонн нефти. В течение последующих 12 лет средиземноморское побережье Италии и Франции страдало от нефтяного загрязнения.Останки судна находятся на глубине 33-83 метров у берегов Генуи, что делает его популярным туристическим объектом для дайверов.

Крушение танкера «Exxon Valdez» (Америка, 1989)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Танкер Exxon Valdez

24 марта 1989 года у берегов Аляски нефтяной танкер «Эксон Валдиз» во избежании столкновения с айсбергом отклонился от курса и налетел на риф в проливе Принца Уильяма.Хотя это был далеко не самый крупный разлив нефти, до 2010 года авария считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море, ввиду того что разлившаяся нефть так не была полностью убрана из-за труднодоступности. В результате, по оценке на 2003 год, в районе пролива Принца Уильма все еще оставались еще 80 тонн нефти.

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

По официальным данным, в результате катастрофы около 49 тыс. тонн нефти вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой лини.Некоторые группы, такие как «защитники дикой природы», оспаривают официальные оценки, заявляя о том, что истинных цифр не было в докладах

Нефтяные фонтаны в Кувейте (1990)

В июле 1990 Садам Хусейн заявил что соседнее государство Кувейт незаконно добывают иракскую нефть и потребовал компенсации. Найти решение не удалось и 2 августа иракская армия вторглась в Кувейт, а через 2 дня полностью разгромила противников и взяла под контроль всю территорию Кувейта.В январе 1991 на помощь Кувейта пришла антииракская коалиция ВВС и чтобы уничтожить нефтяную отрасль противника, а заодно и затруднить высадку десанта, отступающая иракская армия открыла задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Огромное количество нефти попало в Персидский залив. Начались поджоги нефтяных скважин и нефтеперерабатывающих центров. К концу февраля 1991 года, когда вывод войск Ирака стал вопросом времени, иракцы взрывали по сто нефтяных скважин в день.Всего было повреждено около 1000 нефтяных скважин, из которых 727 горели, а оставшиеся фонтанировали. Силами 10 тысяч человек потушить все скважины удалось лишь через 258 дней.В результате в воды Персидского залива вылилось от 1,5 – 4 млн тонн нефти покрывшей примерно 1 тыс. кв. км поверхности залива и загрязнившей около 600 км побережий. Для того чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

Крушения танкера «ABT Summer» (Ангола, 1991)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Крушения танкера «ABT Summer» (Ангола, 1991)

28 мая 1991 года, огромный нефтяной танкер MV ABT Summer (длина 344 м, ширина 54м) перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти взорвался на расстоянии 1400 километров от побережья Анголы. Причины взрыва остаются неизвестны.Корабль продолжал гореть в течение трех дней, прежде чем затонул 1 июня. Найти точное место крушения так и не удалось. К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.

Усинская нефтяная катастрофа (1994)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Ликвидация последствий прорыва трубопровода в Республике Коми

В середине 90-х в республике Коми произошел крупный разлив свыше 79 000 тонн (по некоторым данным цифра достигает 270 000). Эта катастрофа стала одним из самых крупных разливом нефти в мировой истории.В отличии од других крупных разливов, данная катастрофа не являлась следствием аварией и была вызвана массовыми протечками практически не обслуживаемого в течении 20 лет нефтепровода.Подробнее о нефтяной катастрофе в республике Коми 1994 года

Крушение танкера «Sea Empress» (Англия, 1996)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

В начале 1996 г. у берегов Великобритании сел на мель танкер «Си Эмпресс» при в ходе в порт Милфорд-Хейвен.Камни пробили правый борт танкера и из него вытекло около 70 тыс. тонн нефти. Утечка стала третьей по величине в Великобритании и двенадцатой в мире. Потребовалось почти пять лет, чтобы полностью очистить 200 км загрязненной береговой линии. Общая стоимость операции по очистке составила около 60 миллионов фунтов стерлингов.

Про сертификаты:  FAQ (часто задаваемые вопросы)

Авария на подводном трубопроводе «ExxonMobil» (Нигерия, 1998)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

В 1988 в Нигерии произошел прорыв подводного нефтепровода компании ExxonMobil в 1998 году в результате которого в Атлантический океан попало 14 тысяч тонн нефти.Это происшествие нельзя назвать одной из крупнейших катастроф, однако, этот провыв не был единственным. Согласно статистике, за 20 лет (1976–1996) в Нигерии произошло 4647 аварийных случаев, в общей сложности выбросивших в окружающую среду более 300 тысяч тонн нефти.Основной причиной прорывов была сильная коррозия на трубах. Возможно, ситуацию усугубил и тот факт, что нефтепроводы пролегают по территории крайне бедных поселений, и местные жители часто делают надрезы в трубопроводах, желая поживиться «бесплатной» нефтью.

Крушение танкера «Эрика» (Франция, 1999)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Крушение танкера «Эрика» у побережья Бретани, 1999 год

12 декабря 1999 года танкер «Эрика», шедший из французского порта Дюнкерк в Италию, попал в шторм, и потерпел катастрофу неподалеку от западного побережье Франции Бретани. Судно груженое 30 тысячами тонн нефтепродуктов, разломилось надвое.В результате аварии пострадали 400 километров суши и было заражено от 150 000 до 500 000 птиц.

Крушение танкера «Престиж» (Испания, 2002)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Крушение танкера «Prestige», 2002 год

13 ноября 2002 года у берегов Испании заливе произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа в истории Европы.Танкер «Престиж» груженный мазутом, проходя Бискайский залив судно попал в сильный шторм в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, из которой в море полился мазут со скоростью около 1 000 тонн в сутки. Ни Испания, ни Португалия не согласились принять судно у своих берегов и в итоге, пробитый танкер пришлось отбуксировать в открытое море.19 ноября 2002 года танке раскололся на две части и затонул в 210 километрах от берегов Галисии и лег на дно на глубине около 3 700 метров. В результате в море вылилось более 50 тыс. тонн мазута.Не смотря на сравнительно небольшой объем разлитых нефтепродуктов, катастрофа была признана самым масштабным бедствием за всю историю Западной Европы и Испании. Дело в том, что мазут, являющийся остатком после переработки нефти, гораздо более токсичен чем сырая нефть.Серьезное загрязнение прибрежных районов вынудило правительство региона приостановить рыбный промысел на шельфе в течение шести месяцев.Чтобы ликвидировать последствия аварии, к работам привлекались волонтеры, число которых составило 300 000 человек. Здоровье многих из них было подорвано. Так, у испанских рыбаков были обнаружены генетические расстройства и патологии легких. Специалисты оценили размер потерь, составивший около четырех миллиардов евро.

Авария на «Deepwater Horizon» (США, 2010)

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

20 апреля 2010 года на нефтяной платформе сверхглубокого бурения «Дипуотер Хоризон» (дословно «Глубоководный Горизонт»), расположенной в Мексиканском заливе, произошел взрыв. Сразу после этого начался пожар потушить который так и не удалось, при этом столб дыма поднимался на высоту 3 километра. Пожар длился 36 часов, и 22 апреля 2010 года нефтяная платформа Deepwater Horizon затонула.В результате повреждения труб скважины на глубине 1500 метров разлив нефти продолжался 152 дня до 19 сентября, когда ее удалось забетонировать. За это время в Мексиканский залив попало около 5 миллионов баррелей нефти (682 тыс. тонн).При этом, первоначально объем утечки оценивался всего в 1 тыс. баррелей в сутки, а уже позже, появились данные вплоть до 100 тысяч. Нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров, что составляет около 5 % площади Мексиканского залива.

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Общая информация

АХОВ (расшифровка — аварийные химически опасные вещества) представляют собой такие соединения, которые способны испортить почву, воздух, воду, навредить здоровью людей или животных. С течением времени их становится больше (сегодня — 34). Основной перечень включает в себя:

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

  • хлорпикрин;
  • бромистый метил;
  • галогеноводород;
  • акрилонитрил;
  • синильная кислота;
  • фосген;
  • хлорциан;
  • аммиак;
  • хлор;
  • сероуглерод и др.

Все они могут использоваться как исходные или вспомогательные элементы в промышленности, образовываться в процессе производства. Предприятия, которые осуществляют свою деятельность при их непосредственном участии, называют ХОП или ХОО (расшифровка — химически опасное предприятие или объект). К ним относят переработку нефти, черную и цветную металлургию, производство минеральных удобрений и пр.

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Характеристика АХОВ и их поражающих факторов устрашает. В организм человека или животного они проникают через дыхательные пути или кожу. Некоторые наносят вред, когда попадают в организм через рот (перорально). В любом случае конечный пункт вещества — кровь, через которую оно распространяется повсюду и влечет за собой преимущественно гибель.

Опасно и то, что АХОВ способны негативно воздействовать на организм, независимо от агрегатного состояния. Сначала поражается место прямого соприкосновения. Затем страдают слизистые, иногда воспаляется гортань, мешая нормальному дыханию.

Но так действуют не все вещества, последствия могут различаться.

https://youtube.com/watch?v=GEvfSKhaG3g%3Fstart%3D165

Поражающие свойства

К поражающим свойствам химически опасных веществ относится токсичность. При определенной концентрации эти элементы способны заразить воздух, воду или почву так, что они станут непригодными для человека или животного. Помимо концентрации, рассматривают:

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

  • плотность в зависимости от агрегатного состояния;
  • стойкость. Учитывается время, в течение которого зараженная поверхность очищается самостоятельно или с помощью человека;
  • токсичность. Ее оценивают дозировками: в каком количестве должно быть вещество, чтобы навредить живым организмам.

Токсичность разделяется на несколько групп в зависимости от того, как вещество действует на человека. Оно может оказывать нервно-паралитическое, удушающее, раздражающее действие. Некоторые нарушают психическое состояние, повышая уровень тревожности, паранойи и пр.

Отравления, симптомы, последствия

АХОВ условно можно разделить на сильнодействующие и некритичные. Чтобы удобнее было рассматривать категории, учитываются особенности отравления:

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

  • угарный газ. При отравлении он поступает в кровь, взаимодействует с гемоглобином. Он вытесняет из него кислород, приводя к кислородному голоданию. Легкая и средняя степень отравления сопровождается рвотой, усталостью, головной болью. Тяжелая доводит до коматозного состояния;
  • сероводород. В критичной концентрации вызывает мгновенную смерть, перекрывая дыхательную систему. Слабое заражение сопровождается отравлением, раздражением слизистых оболочек. Сероводород является сильным токсичным веществом. Если человек не погибает после его воздействия, страдает всю жизнь;
  • синильная кислота. По определению считается одним из самых сильнодействующих ядов нейротоксичного воздействия. Используется на промышленных предприятиях, поэтому бытовые отравления — редкие.

В чрезвычайных ситуациях пострадавшим оказывается первая помощь. Организм нуждается в очистке, поэтому вводится глюкоза, раствор тиосульфата натрия. Нередко назначается промывание желудка. Если медицинские препараты отсутствуют, сохранить жизнь удается редко.

https://youtube.com/watch?v=_d54x_XrUDs%3Fstart%3D165

Самые опасные катастрофы

Сегодняшний выброс химических веществ в Москве и области нельзя назвать катастрофическим. Он находится в пределах нормы. Но за историю существования человечество пережило немало аварий на ХОО. Самыми опасными признано 6 техногенных ЧС:

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность

  • Италия, Севезо. В итальянском городке в 1976 году произошла крупная авария с выбросом аварийно химически опасных веществ. Около 18 кв. км оказалось заражено. Результатом стала и гибель животных. Пострадавшие люди исчислялись тысячами. Последствия удалось устранить только спустя год.
  • Англия, Фликсборо. В 1974 город Фликсборо серьезно пострадал. Случилась авария на «НИПРО» — заводе, производившем аммоний. Благодаря быстрой реакции и соблюдению техники безопасности удалось обойтись гибелью всего лишь 55 человек, но еще 75 были ранены. Население ближайших городов не пострадало.
  • Китай, Сучжоу. В 1978 году в китайском городе Сучжоу произошел один из самых ужасных видов аварий на химически опасных объектах. Цианистым натрием была заражена местная река, по подсчетам должно было погибнуть около 48 млн человек. Но благодаря оперативному вмешательству местной газеты число жертв сократилось до 3 тысяч.
  • Индия, Бхопал. Завод Union Carbide в 1984 году пережил мощный взрыв. Это одна из наиболее серьезных химических аварий в мире. В результате погибли 4035 человек, а более 40 тыс. пострадали. После ЧС вокруг завода на большую территорию распространилось токсичное облако метилизиционата. Местная почва была заражена и долгое время была непригодна для использования.
  • Швейцария, «САНДОЗ». В 1986 году на швейцарской химической фабрике произошла авария. Попытки потушить пожар привели к тому, что тонны ядовитых химикатов вылились в Рейн. Питьевая вода была отравлена, местные рыбы погибли. Благодаря оперативному вмешательству удалось снизить до минимума число пострадавших.
  • Литва, Ионаве. ЧС в Литве в 1989 году привела к тому, что жидкий аммиак разлился по заводу. Ядовитое озеро распространилось на поверхности в 10 000 кв. м. Затем образовался пожар, загорелся склад с нитрофоской. В процессе разложения она выделяла токсичные газы. Удалось отделаться малыми последствиями, т. к. не было ветра, и зараженный воздух не распространился по округе.

Иногда примеры аварий на химически опасных объектах связаны не только с производственными предприятиями. В России, в Ярославле, в 1988 году случилась ж/д катастрофа. Состав перевозил гептил — вещество с первым уровнем токсичности.

Примерно 3 000 человек пострадали. Ликвидацией последствий занимались местные специалисты и волонтеры.

https://youtube.com/watch?v=M_-YNFdaTuo%3Fstart%3D165

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий