Изменения, которые вносятся в акты правительства российской федерации по вопросам обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
1. В Порядке работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 972 “Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 34, ст. 4097; 2002, № 20, ст. 1859; 2021, № 44, ст. 6130; 2021, № 5, ст. 752; 2020, № 18, ст. 2903):
а) в пункте 7:
https://www.youtube.com/watch?v=q31ijvGAaCw
абзац второй изложить в следующей редакции:
“сведения о поступлении и отгрузке драгоценных металлов в любом состоянии и виде по формам, утвержденным Федеральной пробирной палатой, на бумажном носителе, в электронном виде и (или) посредством их направления в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.”;
дополнить абзацем следующего содержания:
“Порядок рассмотрения металлургического баланса утверждается Федеральной пробирной палатой.”;
б) дополнить пунктом 71 следующего содержания:
“71. Аффинажные организации оформляют документ о качестве (паспорт, сертификат) на каждый стандартный слиток аффинированных драгоценных металлов, сертификат на каждый мерный слиток аффинированных драгоценных металлов.
Форма сертификата на мерный слиток аффинированных драгоценных металлов и паспорта на стандартный слиток аффинированных драгоценных металлов, а также порядок их заполнения устанавливаются Федеральной пробирной палатой.”.
2. Пункт 19 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 731 “Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 41, ст. 4047), признать утратившим силу.
3. В Правилах ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 1052 “О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 41, ст. 5663; 2021, № 29, ст. 4439; 2020, № 5, ст. 544):
а) пункт 2 дополнить подпунктами “л” – “н” следующего содержания:
“л) Центрального банка Российской Федерации;
м) органов государственной власти;
н) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями, изготовленными из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов.”;
б) в пункте 3:
слова “, оформляемый в порядке, утверждаемом Министерством финансов Российской Федерации” исключить;
дополнить абзацем следующего содержания:
“Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ведется Федеральной пробирной палатой (далее уполномоченный орган) в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее – ГИИС ДМДК). Порядок ведения реестра и форма реестра определяются Федеральной пробирной палатой.”;
в) в пункте 4 слова “Федеральная пробирная палата (далее – уполномоченный орган)” заменить словами “уполномоченный орган”;
г) в пункте 5 слова “представляют в уполномоченный орган документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, для” заменить словами “регистрируются в ГИИС ДМДК в целях”;
д) пункт 6 изложить в следующей редакции:
“6. В целях постановки на специальный учет юридические лица и индивидуальные предприниматели в личном кабинете в ГИИС ДМДК:
а) заполняют форму карты специального учета. Структура сведений, вносимых в форму карты специального учета, порядок ее формирования и получения подтверждения о ее принятии определяются уполномоченным органом;
б) загружают копию документа, подтверждающего наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений, помещений (части зданий, сооружений и помещений).”;
е) пункт 7 признать утратившим силу;
ж) абзац второй пункта 8 изложить в следующей редакции:
“Уведомление о принятии соответствующего решения, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица уполномоченного органа, размещается в ГИИС ДМДК в личном кабинете юридического лица или индивидуального предпринимателя. Форма уведомления утверждается уполномоченным органом.”;
з) пункт 9 изложить в следующей редакции:
“9. Уполномоченный орган отказывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в постановке на специальный учет в случае:
а) отсутствия в карте специального учета подписи либо наличия подписи лица, не имеющего полномочий на ее подписание от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя;
б) нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальном учете в ГИИС ДМДК;
в) наличия неснятой (непогашенной) судимости за совершение преступления в сфере экономики у лица, которое осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа либо является бенефициарным владельцем юридического лица или индивидуального предпринимателя.
г) отсутствия в сведениях о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, связанных с добычей, производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
д) отсутствия регистрации документа, подтверждающего право владения объектом недвижимости нежилого назначения, в котором осуществляется деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если такая регистрация является обязательной;
е) представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недостоверных сведений.”;
и) пункт 10 изложить в следующей редакции:
“10. При изменении сведений, содержащихся в карте специального учета, юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 5 рабочих дней заполняют в личном кабинете в ГИИС ДМДК форму о внесении соответствующих изменений в карту специального учета.
Уполномоченный орган в срок не более 5 рабочих дней со дня представления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) формы о внесении изменений в карту специального учета осуществляет проверку изменяемых сведений и их изменение в ГИИС ДМДК, направляет юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) уведомление об изменении сведений или уведомление о невозможности изменения таких сведений с указанием причин отказа путем его размещения в личном кабинете юридического лица (индивидуального предпринимателя) в ГИИС ДМДК. Форма уведомления определяется уполномоченным органом.”;
к) пункты 11 и 12 признать утратившими силу;
л) в пункте 13:
подпункт “д” изложить в следующей редакции:
“д) непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней информации о необходимости внесения изменений в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;”;
дополнить подпунктом “ж” следующего содержания:
“ж) истечение сроков действия документов, свидетельствующих о владении (пользовании на законном основании) зданиями, сооружениями, помещениями (частью зданий, сооружений и помещений) для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сведений о продлении прав владения (пользования на законном основании) указанными зданиями, сооружениями, помещениями (частью зданий, сооружений и помещений) либо новых документов, свидетельствующих о владении (пользовании на законном основании) зданиями, сооружениями, помещениями (частью зданий, сооружений и помещений) для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.”;
м) пункты 15 и 16 признать утратившими силу.
4. Пункт 11 изменений, которые вносятся в Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2021 г.
№ 1111 “О внесении изменений в Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 43, ст. 5970), признать утратившим силу.
5. В Правилах регистрации, изготовления именников, а также постановки и уничтожения их оттисков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2021 г. № 1127 “Об утверждении Правил регистрации, изготовления именников, а также постановки и уничтожения их оттисков” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 43, ст. 5984; 2020, № 18, ст. 2903):
а) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
“Регистрация именников осуществляется в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных, камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее – ГИИС ДМДК).”;
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
“4. Для регистрации именника изготовитель через личный кабинет в ГИИС ДМДК направляет в Федеральную пробирную палату заявку о регистрации именника, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя изготовителя или пользователя, уполномоченного руководителем изготовителя на внесение сведений в ГИИС ДМДК и на подписание документов от имени изготовителя в ГИИС ДМДК.
Форма заявки, структура сведений, вносимых в форму, порядок ее формирования и получения подтверждения о ее принятии определяются Федеральной пробирной палатой.
Изготовитель обращается в территориальный орган Федеральной пробирной палаты, в районе деятельности которого он находится, с заявлением для получения шифра именника, необходимого для изготовления именника.
При регистрации именника изготовитель представляет в территориальный орган Федеральной пробирной палаты оттиск именника, проставленный на полированной пластинке.
Исключение составляет проставление оттиска именника, совмещенного с государственным пробирным клеймом, лазерным методом территориальными органами Федеральной пробирной палаты. Проставление оттиска именника на полированной пластинке в таком случае не требуется.
В случае если именник будет проставляться разными методами (механическим, электроискровым, лазерным), на полированной пластинке проставляется каждый оттиск именника.
Оттиск именника должен быть четким, недеформированным и содержать все элементы (знаки).”;
в) пункт 5 после слова “(знаки)” дополнить словами “, а также несоответствия сведениям, содержащимся в документах, указанных в пункте 4 настоящих Правил,”;
г) дополнить пунктом 51 следующего содержания:
“51. Срок обработки заявки о регистрации именника территориальными органами Федеральной пробирной палаты не должен превышать 5 рабочих дней со дня выполнения изготовителем условий, указанных в пункте 4 настоящих Правил.
Уведомление о принятии соответствующего решения, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Федеральной пробирной палаты, размещается в ГИИС ДМДК в личном кабинете изготовителя. Форма уведомления утверждается Федеральной пробирной палатой.”;
д) в пункте 6:
в абзаце первом слова “или по его обращению территориальным органом Федеральной пробирной палаты” исключить;
в абзаце втором слова “постановке изготовителя на специальный учет” заменить словами “территориальном органе Федеральной пробирной палаты, зарегистрировавшем именник,”;
дополнить абзацем следующего содержания:
“Содержание шифра именника определяет Федеральная пробирная палата.”;
е) пункт 8 признать утратившим силу;
ж) в пункте 9 слово “методом” заменить словами “методом и лазерным методом при клеймении государственным пробирным клеймом с совмещенным именником”;
з) пункт 10 признать утратившим силу;
и) в пункте 11:
слово “фальшивых” заменить словом “незарегистрированных”;
слова “по обращению изготовителя” исключить.
6. В постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2021 г. № 394 “Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 20, ст. 2834; 2020, № 18, ст. 2903):
а) в Правилах опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, утвержденных указанным постановлением:
абзац второй пункта 1 после слов “Российской Федерации,” дополнить словами “ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, принятые на комиссию от граждан (физических лиц),”;
в пункте 3:
после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:
“Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, принятые по договору комиссии от граждан (физических лиц), представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю ювелирными изделиями, на опробование и клеймение в территориальный орган Федеральной пробирной палаты, в районе деятельности которого они находятся.”;
в абзаце четвертом слова “и третьем” заменить словом “- четвертом”;
в абзаце втором пункта 9 слова “шифры государственных инспекций пробирного надзора” заменить словами “шифры территориальных органов Федеральной пробирной палаты и их структурных подразделений”;
пункт 16 дополнить абзацем следующего содержания:
“Инструкции и методические указания по проведению опробования, отбора проб и анализов утверждаются Федеральной пробирной палатой.”;
б) дополнить перечень проб драгоценных металлов, утвержденный указанным постановлением, после абзаца тринадцатого абзацем следующего содержания:
“Золотая 333 (триста тридцать третья)”.
7. Абзацы второй, одиннадцатый и двенадцатый пункта 3 изменений, которые вносятся в Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г.
№ 798 “О внесении изменений в Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 29, ст. 4439), признать утратившими силу.
8. Подпункт “д” пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2020 г. № 584 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 18, ст. 2903), признать утратившим силу.
О сертификации и стандартизации драгоценных камней — “донджемтест” – система добровольной сертификации камней
В России понятие “драгоценный камень” имеет очень конкретный юридический смысл. Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”, драгоценные камни — это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К ним приравниваются уникальные янтарные образования. Указанный перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.
Следует обратить внимание на то, что драгоценными являются камни (включая органические вещества) только 6-ти наименований, с возможностью приравнивания к ним янтаря. Камни других наименований по закону драгоценными не являются!
Уголовный кодекс РФ строго наказывает за незаконные сделки с драгоценными камнями: статья 191 за совершение сделки в нарушение правил, установленных законодательством РФ, предусматривает наказание вплоть до лишением свободы на срок до трех лет, а в случае особо крупных размеров — лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.
Особенно важно обратить внимание на то, что под понятие “операций” с драгоценными камнями подпадает даже их хранение, а не только их ввоз-вывоз, продажа-покупка и обработка (огранка и т.д.). Исключение составляет хранение выпавших из ювелирных изделий драгоценных камней (со следами металлизации на рундисте камня). В этом случае выпавший драгоценный камень именуется, согласно судебной практике, ломом ювелирных изделий.
Любые операции (покупка, хранение, продажа и др.) для большинства участников рынка допускаются только с сертифицированными драгоценными камнями
Сертификация — это подтверждение показателей качества драгоценных камней, заявленных изготовителем с одной стороны, и законодательное превращение валютной ценности в ювелирное изделие — с другой.
Сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них представляет собой деятельность по подтверждению их соответствия установленным качественным и количественным характеристикам и техническим требованиям. (Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ
Не следует полагать, что сертификация — это способ легализации незаконно приобретенных или добытых драгоценных камней. Однако получить сертификат на обработанный драгоценный камень юридическому лицу, имеющему необходимые лицензии на совершение операций с драг. камнями, может быть полезно: такой камень становится законным для продажи гражданам в неоправленном виде.
Для граждан, в сертификации также есть смысл. Можно приобрести, например, в комиссионной торговле относительно недорогое ювелирное изделие (немодное, но с хорошей вставкой из природного драгоценного камня). Извлеченный из такого украшения драгоценный камень имеет следы металлизации, т.е. считается ломом ювелирных изделий. Этот камень после сертификации становится совершенно легальным для любого использования.
Существует законодательно два вида сертификации: добровольная и обязательная государственная(Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372 “О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них”)
Законодательно предусмотрена возможность приобретения сертифицированных драгоценных неоправленных камней. При получении сертификата вставки из драгоценных природных камней приравниваются к ювелирным изделиям. В Постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 759 “Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными природными камнями на территории Российской Федерации“ указано, что сделки с сертифицированными ограненными драгоценными природными камнями совершаются в порядке, установленном для продажи изделий из драгоценных камней. Их можно не только хранить в коллекции, но при необходимости продать и даже вывезти из России на тех же условиях, что и золотое обручальное кольцо. Безусловным преимуществом приобретения в коллекцию сертифицированного драгоценного камня является не только юридическая безопасность сделки, но и гарантия отсутствия умышленного или неумышленного подлога.
Оборот драгоценных камней регулируется государством: цены на драгоценные камни определяет государство. Т.е. драгоценные камни в России — не рыночный товар. В то же время, в обороте драгоценных камней могут участвовать юридические лица и индивидуальные предприниматели на основании лицензий.
Для совершения физическими и юридическими лицами сделок с драгоценными камнями предусмотрено существование специальных бирж. На этих биржах сделки с драгоценными камнями могут осуществляться как юридическими, так и физическими лицами. Причем объектом сделок могут быть как драгоценные необработанные камни, прошедшие сортировку, так и обработанные драгоценные камни, прошедшие сертификацию.
Во всем мире сертификация — сугубо добровольное дело. Наличие сертификата, подтверждающего подлинность характеристик природного камня, полученного от одного из ведущих мировых геммологических центров, автоматически повышает цену сертифицированного камня на 10…50% (обычно около 30%). Как правило, сертифицируют дорогие камни (в самом сертификате никакой цены не проставляется!). Сертификат на бриллианты называется Diamond Grading Report, на цветные камни — Colored Stone Report.
Сертификат и экспертное заключение — не одно и то же. Экспертное заключение описывает характеристики камня и соотносит его с определенной разновидностью минералов. Роль сертификата более многогранна. Сертификация — это подтверждение показателей качества драгоценных камней, заявленных изготовителем с одной стороны, и законодательное превращение валютной ценности в ювелирное изделие — с другой
Экспертное заключение — об идентификации (Identification Report)
Экспертное заключение может содержать только сведения об идентификации предоставленного на экспертизу камня. В этом случае результатом заключения будет констатация названия того, что по мнению эксперта, он держал в руках.
Например: “Предоставленный образец …. является природным аметистом”. Естественно, образец описывается — его вес, размеры, цвет (произвольным текстом). Оценки качественных характеристик образца, позволяющих его как-то оценить, этот документ не содержит.
Экспертное заключение с аттестацией или градуированием (Grading Report)
Экспертное заключение может содержать (помимо сведений о проведенной идентификации) данные о проведенной аттестации (градуировании) обработанного или сырого камня в соответствие с какой-либо системой. Вообще-то, во всем мире подобный документ носит название для бриллиантов — Diamond Grading Report, для цветных камней — Colored Stone Report. Однако, за рубежом — это уже сертификат на камень. В России сертификат и экспертное заключение — две разные вещи. Дело в том, что сертификация драгоценных камней регламентируется законодательно государством.
Экспертное заключение — это не сертификат, и поэтому выбор системы, в которой осуществляется аттестация камня — вопрос компетентности эксперта и желания заказчика. В этом и заключается практическая польза и преимущество экспертного заключения по сравнению с сертификатом.
В России эксперты, занимающиеся сертификацией драгоценных камней, как правило стараются уйти от прямой стоимостной оценки. Это связано с большой субъективностью данного вида оценки, а также то, что любой документ попадает, содержащий стоимость, попадает под закон об Оценочной деятельности, который строго регламентирует оценочную сферу. Кроме того эксперт, занимающийся стоимостной оценкой должен соответствовать определенным лицензионным требованиям.
Оценку ограненных вставок эксперт производит на основе действующих прейскурантов, ТУ, а если их нет (или так хочет клиент) — то с помощью тех или иных зарубежных “индексов” (т.е. не обязательных для применения прейскурантов) маркетинговых центров: Rappaport, Guide, GemKey (Palmeri), Michelson и т.п. В любом случае для оцениваемого камня находится своя “ячейка”, содержащая его стоимость за карат. Эксперт-оценщик определяет основные характеристики, находит нужную “ячейку” в таблице и найденную цену одного карата умножает на вес реального камня. Как правило, оценивать приходится весьма узкий перечень ювелирных камней, для которых подыскать нужную таблицу не составляет проблем. “Индексы” отслеживают изменение стоимости камня в зависимости от его основных торговых характеристик, что сокращенно нашло выражение в повсеместно используемой аббревиатуре “4С”.
И, тем не менее, “индексы” нужны. Фактически, их истинное предназначение — подогревать рынок. Благодаря “индексам” (а не наоборот) разброс цен на основные ювелирные камни иногда достигает по одному и тому же наименованию в сотни и тысячи раз.
“Индексы” цен на бриллианты и цветные ювелирные камни регулярно публикуются многими маркетинговыми центрами и геммологическими институтами. В принципе, они весьма схожи, хотя и используют различные системы оценки и градации качества самих камней.
Среди множества индексов на бриллианты безусловным лидером являются “индексы” “Rapaport Diamond Report“. По популярности в России эти “индексы” превзошли “родные” ТУ — многие покупатели изделий с бриллиантами знакомы с ними гораздо лучше. Да и в мире их уважают… Вы можете заказать “индексы” Рапапорта, например, по почте (придут, не беспокойтесь). Стоить это будет $350 в год, если вы хотите обновлять их еженедельно, и $250 в год — если только ежемесячно. Пишите по адресу:
Rapaport Diamond Report,
15 West 47th Street, Suite 600,
New York, NY 10036
Оплатить можно по кредитке Visa, Master Card, American Express… Справки (разумеется, на английском) можно навести по телефону 1-800-947-9800 или послать факс 212-840-0243.
Для цветных ювелирных камней можно рекомендовать регулярно обновляемые “Guide” и “GemKeyMarket Monitor by Palmieri” (лучшие), “Michelsen Gemstone Index“, “Gemstone Price Reports“.
Доступ к этим и многие другим “индексам” можно получить в Internet на сайтах соответствующих коммерческих сетей. Доступ к ним возможен только зарегистрированным членам сети, стать которым может каждый за периодическую плату $100…300 (в зависимости от выбранной коммерческой сети и Вашего статуса). За эти деньги вы не только сможете просматривать таблицы на сайте, но и будете регулярно получать в свой адрес их в “бумажном” виде.
Можно заказать и “по старинке” — по почте или факсу. Например, координаты для заказа GemKey Market Monitor by Palmieri:
Gemological Appraisal Association, 45 West 45-th Street, Suite 1501, POB 5035, New York, NY 10185-5035.
Телефон 212-981-0272,
факс 212-944-9638,
www.GemKey.com.
Полные индексы цен от Дональда Пальмери обновляются ежемесячно (12 раз в год). Стоимость подписки, включая ежемесячную доставку, для России составляет: на один год — $225, на два года — $400, на три года — $550. В указанную цену включен журнал GemKey MagasineTM. Большее, чем один комплект, число заказов дает скидку на каждый.
Полные индексы цен от различных маркетинговых центров обновляются с периодом от 1 недели до 1 квартала. Обычно для бриллиантов период обновления меньше (неделя — месяц), для цветных камней больше (месяц — квартал).
Цены на бриллианты являются самыми стабильными из всех ювелирных камней, но все же периодически корректируются (обычно под влиянием меняющейся политики De Beers). Следует учитывать, что в отличие от цветных камней, цена бриллианта рассчитывается очень точно.
Цены цветных ювелирных камней весьма сильно изменяются при поступлении на мировой рынок информации об истощении важнейших месторождений, либо открытии новых. Играет роль мода на цветные камни, обычно с циклом в один год.
Проблема стандартизации в камнеобрабатывающей и ювелирной отрасли стоит в отношении тех камней, который попали под юридический термин “драгоценный камень“. Т.к. оборот этих камней подпадает под действие закона о валютном регулировании, а их сертификация осуществляется в соответствии с законом РФ, логично предположить наличие государственных стандартов, регламентирующих все этапы переработки данных камней. Однако, на деле все не так. Из-за отсутствия финансирования только один юридически драгоценный камень (алмаз) имеет ГОСТ Р, и то лишь на необработанное состояние. Никаких иных государственных стандартов на драгоценные камни, как в сыром, так и ограненном виде, до сих пор не существуют.
В Постановлении Правительства РФ № 372 от 05 апреля 1999г дается распоряжение Минфину РФ и Госкомитету РФ по стандартизации и метрологии лишь утвердить в первом полугодии 1999 г программу стандартизации по проведению сертификации драгоценных камней. Постановление № 371 от того же числа утверждает Правила осуществления госконтроля за качеством сортировки и оценки драгкамней. В них, в частности, упоминается, что госконтроль осуществляется на основании классификаторов, прейскурантов и других нормативных документов, действующих в РФ… Нет пока таких. Есть лишь действующие на отдельно взятых предприятиях РФ.
Для большей ясности, поясним иерархию нормативных актов стандартизации.
Высшим государственным нормативным актом стандартизации в СНГ являетсяГОСТ (Государственный отраслевой стандарт). Он действует в рамках 14 бывших республик СССР.
Следующим государственным нормативным актом стандартизации является чисто Российский документ — ГОСТ Р (России).
Далее следуют ведомственные, т.е. отраслевые стандарты — ОСТ.
И, наконец, низший документ стандартизации — Технические Условия — ТУ.
ТУ — это всего лишь стандарт определенного, отдельно взятого предприятия. ТУ не является государственным стандартом.
Тем не менее, на практике в СССР ТУ при отсутствии ГОСТов часто заменяли последние. Однако, во-первых, вся собственность в СССР была государственная, и это были ТУ государственных предприятий. Во-вторых, государство, как монопольный хозяин всего производства в стране, было вправе решать, на какие документы в каких случаях опираться в тех или иных целях.
Сейчас ситуация иная. При рыночной экономике в условиях частного характера собственности (АО, ЗАО и т.д.) предприятий, выпускающих ТУ для собственной продукции, государственная сертификация не должна опираться на эти ТУ как на общегосударственные, т.к. с одной стороны, ТУ может быть столько, сколько предприятий, а с другой стороны, с какой стати какое-либо частное (а тем более государственное) предприятие в своей деятельности должно руководствоваться по существу внутренним документом другого предприятия?
Получается, что до сих пор ни один камень, будь он сырой (кроме алмаза) или ограненный, на законных основаниях не может быть сертифицирован, ибо в процессе сертификации нечем руководствоваться…
Первые ГОСТ Рпо драгоценным камням (алмазу в сыром виде) были введены с 01 сентября 2000 года. Это:
ГОСТ Р 51519.1-99 Алмазы природные необработанные. Классификация. Основные признаки.
ГОСТ Р 51519.2-99 Алмазы природные необработанные. Сортировка алмазов. Основные положения.
В отношение бриллиантов в России сегодня действует три основных документа. Это ТУ-25.07.1319-77 (с 81 изменением!) и ТУ 54.01.01-2001, а также новый— ГОСТ Р 52913—2008. Если первое ТУ — объемистый документ, заменяющий, ввиду отсутствия, ГОСТ, то второй, “свеженький” — ориентирован на проведение добровольной сертификации. Разработчиком обоих документов являлся Смоленский “Кристалл”. Там же в 2008 году был создан ГОСТ Р на бриллианты.
В отсутствие ГОСТов и ОСТов временно используются ТУ отдельных предприятий. Ниже приводится список существующих ТУ, действующих на определенных предприятиях отрасли, и рекомендованных в НИИ ювелирпрома РФ.
Граненые вставки:
· ТУ 54.01.01-2001 (с дополнением) “Расчетные цены на бриллианты”;
· ТУ-25.07.1319-77 (с 81 изменением) на бриллианты;
· ГОСТ Р 52913—2008 «Бриллианты. Технические требования. Классификация».
· ТУ 117-3-0735-0067-96 “Вставки из природных цветных ограночных камней для ювелирных изделий”;
· ТУ 117-3-0735-0068-96 “Вставки из природных цветных поделочных камней для ювелирных изделий”;
· ТУ 9645-002-45866412-01 «Рубины природные обработанные (ограненные вставки)».
· ТУ 9645-001-45866412-01 «Сапфиры природные обработанные (ограненные вставки)».
· ТУ 95 335-88 “Изумруды природные обработанные;
· ТУ 7026-002-26420211-94 “Александриты природные ограненные”;
· ТУ 117-3-0761-1-93 “Вставки граненые из сапфиров природных”;
· ТУ 117-3-005-90 “Вставки из благородного природного опала для ювелирных изделий”;
· ТУ 117-3-003-90 “Вставки из природного турмалина для ювелирных изделий”;
· ТУ 117-3-0761-4-93 “Вставки граненые из цирконов природных”;
· РД 117-3-012-96 “Вставки граненые. Основные термины и определения.”.
Сырье:
· ГОСТ Р 51519.1-99 «Алмазы природные необработанные. Классификация. Основные признаки»
· ГОСТ Р 51519.2-99 «Алмазы природные необработанные. Сортировка алмазов. Основные положения
· ТУ 7026-001-2642001171-94 “Александриты природные в сырье”;
· ОСТ 41-07-120-85 “Бирюза природная в сырье. Общие технические условия”.
Коллекционный материал:
· ОСТ 41-01-143-79 “Основные требования к качеству коллекционного материала“.
Сами ТУ можно приобрести в НИИ Ювелирпрома (Санкт-Петербург), или, при желании, непосредственно на предприятиях:
на алмазы — в Смоленском государственном унитарном предприятии “Производственное объединение “Кристалл”, г. Смоленск;
на изумруды и александриты — в Открытом акционерном обществе “Малышевское рудоуправление”, г. Асбест, Свердловская обл., или Открытом акционерном обществе “Изумрудные копи Урала”, там же;
на янтарь — в Унитарном государственном предприятии “Калининградский янтарный комбинат”, пос. Янтарный, Калининградская обл.;
на прочие камни — в Санкт-Петербурге, на “Русских самоцветах”.
ОСТ на коллекционный материал — в Министерстве природных ресурсов РФ.