Порядок выполнения специальной оценки условий труда на предприятиях регулируются федеральным законом 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет основные правила ее выполнения, а также срок действия результатов СОУТ.
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Срок действия результатов специальной оценки, истекающий в 2022 г., продлен до 31.12.2023 в отношении рабочих мест, на которых по результатам предыдущей оценки установлены классы условий труда 1, 2 и в отношении которых работодателями не поданы соответствующие декларации (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 451-ФЗ, от 30.12.2020 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
6. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета сведения, указанные в подпунктах “а”, “в” и “в.1” пункта 1 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 18 настоящего Федерального закона. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда.
(часть 6 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
2. Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Ч. 4 ст. 11 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 503-ФЗ) также применяется в отношении действующих на 30.12.2020 деклараций соответствия, внесенных в соответствующий реестр.
4. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 503-ФЗ)
5. В случае, если с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 30.12.2020 N 503-ФЗ)
6. Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных в части 5 настоящей статьи обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
7. Утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 503-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ «О СОУТ») специальная оценка условий труда
(далее – СОУТ) на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В 2015 году АО «АТС» провело несколько процедур специальной оценки условий труда, по результатам которых были подготовлены Отчеты о проведении СОУТ, а Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда направлены в ГИТ г. Москвы.
Согласно позиции, отраженной в письме Минтруда России от 30.08.2019
№ 15-1/ООГ-1968, (далее – письмо Минтруда) по истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 11 ФЗ «О СОУТ», к которым относятся: несчастный случай на производстве с работником, занятым на рабочем месте или выявление профессионального заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо выявление нарушения государственных нормативных требований охраны труда, срок действия декларации и результатов специальной оценки условий труда считается продленным на следующие пять лет.
Указанные обстоятельства на рабочих местах, в отношении которых была проведена специальная оценка условий труда, в организации отсутствуют.
Также согласно письму Минтруда на таких рабочих местах документального подтверждения срока продления декларации и срока проведения очередной плановой (повторной) специальной оценки условий труда не требуется, то есть продление осуществляется автоматически без необходимости оформления каких-либо документов.
Кроме того, при проведении специальной оценки условий труда в 2015 году в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в Отчет о проведении специальной оценки условий труда не были включены обязательные в настоящее время результаты СОУТ, предусмотренные п. 3-8 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О СОУТ», в том числе карты специальной оценки условий труда, сводная ведомость специальной оценки условий труда и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
В связи с изложенным просим Вас подтвердить указанную позицию Минтруда в отношении продления срока действия декларации и результатов специальной оценки условий труда, а также просим разъяснить порядок выполнения организацией требований, указанных в ч. 5 и ч. 6 ст. 15
ФЗ «О СОУТ», в связи с тем, что в рамках специальной оценки условий труда в 2015 году часть обязательных в настоящее время документов не оформлялась, в том числе уточнить:
– достаточно ли в качестве предусмотренного ч. 5 ст. 15 ФЗ «О СОУТ» ознакомления работника, принятого на рабочее место, в отношении которого СОУТ была проведена в 2015 году, заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, содержащего сведения об условиях труда на его рабочем месте по результатам проведенной специальной оценки условий труда;
– является ли при вышеизложенных обстоятельствах отсутствие на официальном сайте организации сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в 2015 году и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников в 2015 году нарушением требований ч. 6 ст. 15 ФЗ «О СОУТ», учитывая, что у работодателя отсутствовала и отсутствует в настоящее время возможность размещения требуемых сведений (ввиду отсутствия требования об их наличии на момент проведения СОУТ).
Ответ:По общему правилу плановую спецоценку условий труда нужно провести не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки. Одним из исключений из данного правила является продление действия спецоценки на пять лет. Такое продление осуществляется, если на рабочих местах, указанных в декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в период действия декларации не было несчастных случаев, не выявлено профзаболеваний и т. д.В указанных случаях декларация продлевается автоматически; никаких действий работодателю для этого осуществлять не нужно.Вновь принимаемые работники на рабочее место, в отношении условий труда которого была ранее проведена специальная оценка условий труда, а также временно переведенные работники должны быть под роспись ознакомлены с результатами такой специальной оценки условий труда (с картой специальной оценки условий труда на их рабочем месте).Способ ознакомления работников с отчетом о спецоценке законодательством не регулируется. Ознакомить их можно, например, путем предложения работникам поставить подпись в специальном листе ознакомления, составленном в произвольной форме, в специальном журнале или в трудовом договоре.Если у работодателя есть свой официальный сайт, то он обязан размещать на нем сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.Работодатель вправе не размещать в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” результаты специальной оценки условий труда только в случае отсутствия у него своего сайта. Других исключений законодательством не предусмотрено.
Правовое обоснование:В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.Исходя из ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.Часть 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ устанавливает, что в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 названного Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.Согласно ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ в случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 названной статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Упомянутый срок законодатель требует исчислять со дня внесения сведений об итогах предшествующей оценки в государственную систему учета результатов СОУТ. Также положениями №426-ФЗ предусмотрено, что если речь касается оценки условий труда на местах рабочих, взаимодействующих с гостайной, что обуславливает риск непреднамеренной огласки (распространения по непредусмотрительности) части такой тайны, срок в пять лет подлежит исчислению со дня подготовки и утверждения отчета о СОУТ.
Есть допущение: задекларированные по итогам оценки условий на них рабочие места, если не было выявлено вредных (опасных) факторов и условия признаны членами экспертной комиссии допустимыми, не подлежат повторной оценке. Иными словами, требование по срокам и периодичности СОУТ, рассмотренное ранее, не распространяется на такие места.
- Сколько лет действует соут?
- Нужно ли проводить соут в 2022 году?
- Когда можно не проводить Спецоценку условий труда?
- Что будет если не провести соут?
- Можно ли продлить соут?
- В каком случае рабочие места не подлежат обязательной повторной соут?
- Кто может не делать соут?
- Как часто делать специальную оценку условий труда?
- Нужно ли проводить специальную оценку условий труда?
- Что работодатель обязан предоставлять организации которая проводит Спецоценку?
- Нужно ли делать соут для ИП?
- Кто проверяет наличие соут?
- Кто должен проводить оценку условий труда в организации?
- Нужно ли проводить соут на задекларированных рабочих местах?
- Сколько по времени проводится соут?
- Что такое 2 класс условий труда?
- Сколько стоит провести специальную оценку условий труда?
- Сколько времени есть у работодателя чтобы провести соут на новом рабочем месте?
- Срок действия СОУТ в организации
- Сроки действия СОУТ по закону
Сколько лет действует соут?
Нормативные акты : Периодичность проведения специальной оценки условий труда — Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О специальной оценке условий труда» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) 4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Нужно ли проводить соут в 2022 году?
Аттестация рабочих мест официально называется специальной оценкой условий труда ( СОУТ ). К началу 2022 году ее уже должны были провести все компании. Исключение – компании, созданные в 2021 году, у них на проведение спецоценки есть 12 месяцев.
Когда можно не проводить Спецоценку условий труда?
Спецоценка может не проводиться – это на рабочих местах надомников, дистанционных сотрудников и лиц, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися ИП. В остальном исключений нет. Провести спецоценку условий труда обязаны все работодатели, и ИП в том числе.
Что будет если не провести соут?
Штраф за отсутствие СОУТ Для руководителей и ИП – это предупреждение или административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей. Для юридических лиц – штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.
Можно ли продлить соут?
Не требовалось оформлять документы для ее продления (письмо Минтруда России от 30 августа 2019 г. № 15-1/ООГ-1968 «О декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»). С 30 декабря 2020 года декларация СОУТ стала бессрочной и продлевать срок ее действия не нужно.
В каком случае рабочие места не подлежат обязательной повторной соут?
СОУТ когда не проводят: специальную оценку условий труда и сотрудников С 2014 года все работодатели (компании и ИП) обязаны проводить, В статье показаны виды работников, когда специальная оценка условий труда не требуется. Стоит отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест за предыдущие годы будут считаться действительными в течение пяти лет с момента проведения.
- Иными словами, если в вашей фирме проводилась аттестация, к примеру, в 2012 году, то специальная оценка по труду понадобится лишь в 2017 году.
- Крайний срок проведения специальной оценки условий труда — 31.12.2018 г.
- Компания в стадии ликвидации, нужно проводить СОУТ ? Пока не исключили из ЕГРЮЛ — могут придраться.
Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест офисных работников (управленческого персонала)? Да, нужно. Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организации или у индивидуального предпринимателя.
Исключение составляют надомники и дистанционные работники (ст.3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Прошел слух, что будет отказано в приеме годовой бухгалтерской отчетности тем налогоплательщикам, которые не заботились проведением СОУТ. Телефонные звонки с такими угрозами начали получать бухгалтеры.
Под эгидой СОУТ коммерческие фирмы пытаются продать свои услуги. Что касается отчета 4-ФСС, то в нем данные по СОУТ отражаются на начало года, а значит данные о проведенной в этом году спецоценке появятся в отчете за 1 квартал 2019 года. По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.
- СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах, даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже).
- В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест).
Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ). Важно! Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.
Выявленные профзаболевания, вызванные по причине влияния на работника вредных факторов производства.Несчастные случаи на рабочем месте.
Справка к меню ↑
Переход от аттестации к спецоценке регламентируется статьей 27 Закона № 426-ФЗ. Закон № 426-ФЗ (п.3 ст.3) изменил перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке. Различия в подходах к аттестации и к специальной оценке охарактеризованы в Таблице ниже.
- ВАЖНО про СОУТ !!! Штрафовать будут, начиная с 2019 года.
- Минимальный штраф — 60 тр.
- Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется? Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст.22 ТК РФ).
Также на основании ч.2 ст.4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ. Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.
- Генеральный директор удаленным работником быть не может.
- Если есть аренда офиса, значит, есть и рабочее место.
- ✅ А вот если фирма зарегистрирована на жилой адрес прописки директора — то он уже надомник! Роструд считает : есть аренда офиса — есть рабочее место, пусть не всех работников, но генерального директора — точно.
На Гаранте Компании, кто обязан провести СОУТ 1, Компании, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился.2, Компании, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников и надомников) или изменился технологический процесс.
Рекомендуется провести, если в компании есть работники, имеющие право на досрочную пенсию. Если по результатам специальной оценки условий выяснится, что условия труда таких работников допустимые или оптимальные, то за них не надо платить дополнительные страховые взносы.
Если в организации не будет документов, подтверждающих проведение аттестации или спецоценки, от 30 000 до 50 000 руб. (). В 2015 году он вырастет до 60 000–80 000 руб. У офисных сотрудников, возможно хватит декларирования. Но все это Вам скажет аттестующая организация. Со списком организаций, имеющих право проводить СОУТ и АРМ можно ознакомиться на сайте Вам необходимо будет выбрать тип организации — «аттестующая организация» и выбрать с субъекте РФ свой регион нахождения.
Специальная оценка условий труда для офисных сотрудников является обязательной. Срок проведения — в течение 6 месяцев с даты организации рабочего места. Согласно пункта 3 статьи 3 «Специальная оценка условий труда» «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
- В связи с этим, в отношении условий труда и специальная оценка условий труда не проводится,
- Статья 3 «Специальная оценка условий труда» 3.
- Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
✔ Значит, чтобы сэкономить деньги, переводим людей в «надомники»? На вакантных рабочих местах спецоценку также не проводят. Раз сотрудник отсутствует, штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не происходят. Внеплановую спецоценку можно будет провести после того, как на вакантную должность примут работника, или когда появятся временные рабочие места.
В настоящее время условия труда дистанционных работников не подлежат оценке. Стоит также отметить, что пределы использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности курируются, Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет.
Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г. После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию, Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов.
Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда. Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.
Кто может не делать соут?
Законом № 426-ФЗ определена обязательная спецоценка рабочих мест в 2022 году. Кому нужно проводить экспертизу, зависит от категории рабочих мест. Например, для работодателя, у которого трудятся только дистанционные сотрудники, проведение СОУТ не обязательно.
Как часто делать специальную оценку условий труда?
Законодательство о сроках (периодичности) и частоте СОУТ — Законодателем закреплено, что оценка условий труда должна проводиться со следующей частотой: «не реже чем один раз в пять лет» (п.3 ст.8 №426-ФЗ). В ст.8 также можно найти оговорку, согласно которой этот срок (частота) может меняться в зависимости от положений прочих глав и статей упомянутого закона, а также от требований к СОУТ и особенностей регламентов, закрепленных прочими отраслевыми НПА.
Нужно ли проводить специальную оценку условий труда?
Да, нужно. Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих у работодателя-организации или работодателя -индивидуального предпринимателя, за исключением только надомников и дистанционных работников.
Что работодатель обязан предоставлять организации которая проводит Спецоценку?
Ответ на вопрос: Работодатель должен сообщить организации, проводящей спецоценку, только СНИЛС работников. В отдельных случаях обработка персональных данных возможна и без согласия сотрудника.
Нужно ли делать соут для ИП?
Вопрос: Нужно ли проводить СОУТ индвидуальному предпринимателю при отсутствии у него работников? Ответ: Спецоценку условий труда на рабочих местах обязаны проводить все работодатели (ст.212 ТК РФ, ст.8 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ).
Кто проверяет наличие соут?
Плановые и внеплановые надзорные мероприятия — Практическое соблюдение требований законодательства о проведении специальной оценки проверяется Государственной инспекцией труда в ходе плановых и внеплановых проверок. Надзорные мероприятия проводятся на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 21.07.2021 № 1230.
инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка.
Периодичность проверки как таковой специальной оценки условий труда в отношении работодателей отдельно не установлена. Соответственно, в данном случае применимы общие положения законодательства о сроках проведения контрольно-надзорных мероприятий. Следует иметь в виду, что данные положения могут закрепляться в разных нормативных актов разного уровня.
Так, в соответствии с ч.1 ст.25 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, периодичность плановых проверок зависит от категории риска, присвоенной хозяйствующему субъекту. Если это, например, чрезвычайно риск, то плановые проверки могут проводиться 1-2 раза в год (ч.2 ст.25 закона № 248-ФЗ). Если средний и умеренный — не менее одного в 6 лет и не более одного в 3 года (ч.2 ст.25 закона № 248-ФЗ).
Если низкий, то плановые проверки не проводятся (ч.5 ст.25 закона № 248-ФЗ). Конкретные виды контрольно-надзорных мероприятий в привязке к периодичности их проведения закрепляются Положениями о федеральном надзоре, осуществляемом тем или иным органом.
при высоком риске — 1 раз в 2 года; при значительном риске — 1 раз в 3 года; при среднем риске — 1 раз в 5 лет; при умеренном риске — 1 раз в 6 лет.
При низком риске — не проводятся. Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к той или иной категории риска приведены к приложении к Положению по постановлению № 1230. ВАЖНО! Что касается деятельности контрольно-надзорных органов в 2022 году, то все они обязаны выполнять предписания специального норматива — постановления Правительства России от 10.03.2022 № 336.
- Он устанавливает, что в 2022 году плановые мероприятия по закону № 248-ФЗ не проводятся в принципе.
- Таким образом, российским работодателям можно беспокоиться только о проверках внеплановых.
- Их периодичность — в привязке к конкретным видам контрольно-надзорных мероприятий, опять же, может устанавливаться на уровне разных нормативов.
Постановление № 1230 устанавливает правила в отношении внеплановых проверок Трудинспекции, дополняющие нормы закона № 248-ФЗ. ВНИМАНИЕ! С 1 марта 2022 года работников об условиях и охране труда на предприятии. В соответствии с п.35 Положения по постановлению № 1230, только на внеплановой основе могут быть проведены:
инспекционный визит; документарная проверка.
- Инспекционный визит Трудинспекции проводится в порядке, установленном ст.70 закона № 248-ФЗ.
- О его проведении проверяющие могут не предупреждать работодателя (п.40 Положений).
- В рамках визита — который может длиться не более одного рабочего дня, могут производиться осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование кадровых документов.
Документарная проверка проводится в порядке, определенном ст.72 закона № 248-ФЗ. В соответствии с ней, такая проверка не согласуется с прокуратурой, может длиться до 10 рабочих дней. Порядок проведения плановых проверок ГИТ описан в «КонсультантПлюс». и прочитайте актуальный материал.
Кто должен проводить оценку условий труда в организации?
Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Она показывает трудовой инспекции, что компания соблюдает право сотрудников на безопасное и комфортное рабочее место.
Нужно ли проводить соут на задекларированных рабочих местах?
Проводить спецоценку на задекларированных рабочих местах не нужно. Карты рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда будут действовать по истечении пяти лет, если в них не было одного из семи изменений, которые перечислили эксперты Системы Главбух.
Сколько по времени проводится соут?
- Упомянутый срок законодатель требует исчислять со дня внесения сведений об итогах предшествующей оценки в государственную систему учета результатов СОУТ.
- Также положениями №426-ФЗ предусмотрено, что если речь касается оценки условий труда на местах рабочих, взаимодействующих с гостайной, что обуславливает риск непреднамеренной огласки (распространения по непредусмотрительности) части такой тайны, срок в пять лет подлежит исчислению со дня подготовки и утверждения отчета о СОУТ.
Что такое 2 класс условий труда?
Допустимыми условиями труда ( 2 класс ) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма
Сколько стоит провести специальную оценку условий труда?
Специальная оценка условий труда Минимально по г. Санкт-Петербург, цена СОУТ:
- за 1 рабочее место офисного типа – 500 рублей;
- за 1 рабочее место производственное – 700 рублей.
Стоимость оказания услуг по специальной оценке условий труда определяется на основании перечня рабочих мест подлежащих оценке, который составляется на основании актуального штатного расписания. Проведение СОУТ является предметом гражданско-правового договора на выполнение данной услуги.
- Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по проведению специальной оценки условий труда (далее по тексту — СОУТ) с идентификацией потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, с оформлением протоколов и карт СОУТ.
- Содержания и требования к услугам излагаются в Техническом задании (Приложение № 1), являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.
- Срок оказания услуг по настоящему Договору 30 (тридцать) календарных дней после поступления авансового платежа на расчетный счет Исполнителя и предоставления Заказчиком исходных данных, согласно п.4.2.1. в полном объеме до начала оказания услуг.
- Исполнитель осуществляет услуги по проведению СОУТ на основании Аттестата аккредитации санитарно-промышленной лаборатории №RА.RU.515260 с приложением области аккредитации, дата включения аккредитованного лица в реестр 30.03.2016г., номер в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги по СОУТ № 304 от 16.05.2016г., и подтверждает, что организация Исполнителя соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Цена проведения Специальной оценки условий труда рассчитывается в соответствии с прайсом:
- 10% стоимости – Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов;
- 50% стоимости – Исследования (испытания) и измерения идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах;
- 40% стоимости – Формирование на основе полученных данных отчета о проведении СОУТ, который включает:
перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда;сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда;перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;карты специальной оценки условий труда рабочих мест;протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах;заключение эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. - перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда;
- сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда;
- перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
- карты специальной оценки условий труда рабочих мест;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах;
- заключение эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
- За проведение СОУТ Заказчик оплачивает Исполнителю договорную стоимость, которая может облагаться НДС или не облагается на основании статьи 346.12 и 346.13 гл.26.2 НК РФ.
- Допускается проведение оплаты авансовым платежом частично или в размере 100%, а также оплата по факту выполнения работ.
Сколько времени есть у работодателя чтобы провести соут на новом рабочем месте?
В первый раз спецоценка проводится в новой компании не позже 12 месяцев с момента ее регистрации. Такой порядок установлен статьей 17 закона № 426-ФЗ. Ведь новая компания создает рабочие места, которые еще не прошли проверку на соответствие законодательным требованиям относительно условий труда. Поэтому их необходимо оценить в установленные сроки.
Специальную оценку имеют право проводить только уполномоченные исполнители, внесенные в реестр Минтруда. Он опубликован на сайте ведомства. По результатам процедуры исполнитель присваивает каждому рабочему месту конкретный класс условий труда. Этот параметр может иметь одно из следующих значений:
- оптимальные условия – если воздействие вредоносных факторов отсутствует или не превышает разрешенных гигиенических нормативов;
- допустимые условия – если воздействие вредоносных факторов присутствует, но позволяет работнику полностью восстановиться к началу следующей смены;
- вредные условия – если действие негативных факторов оказывает заметное влияние на здоровье и трудоспособность работника. В зависимости от его интенсивности вредные условия делят на четыре подкласса;
- опасные условия – если действие вредоносных факторов угрожает жизни работника.
Если условия на конкретной позиции относятся к категории оптимальных или допустимых, работодатель оформляет и передает Госинспекции труда особый документ. Он называется декларацией о соответствии условий на конкретной позиции действующим требованиям. Оформление этого документа при перечисленных условиях является обязанностью работодателя.
По окончании спецоценки сведения о ее результатах независимо от установленного класса рабочих мест также передаются в Федеральную информационную систему, предназначенную для учета итогов СОУТ. Эту операцию должна выполнять уполномоченная организация, проводившая работы.
Срок действия СОУТ в организации
Статья 8 федерального закона № 426-ФЗ устанавливает, что срок действия специальной оценки условий труда, то есть периодичность ее проведения, составляет пять лет. Отсчет этого периода начинает исчисляться с момента внесения во ФГИС данных о предыдущей процедуре. Это значит, что когда срок действия СОУТ закончился, результаты ранее выполненной проверки становятся недействительными. К этому моменту компания должна провести и завершить новую оценку, а также подать материалы о ее итогах во ФГИС. Однако этот порядок предполагает определенные послабления для предприятий, в которых имеются только позиции оптимального и допустимого класса.
Сроки действия СОУТ по закону
Итак, для некоторых компаний может применяться возможность автоматического продления срока действия аттестации рабочих мест при СОУТ. Это возможно при соблюдении следующих условий:
- в компании имеются только места, отнесенные к классу оптимальных или допустимых;
- на эти позиции оформлена декларация о соответствии условий работы действующим требованиям;
- в течение срока действия декларации, который составляет пять лет, на предприятии не было несчастных случаев, не обнаруживались профессиональные заболевания и не выявлялись нарушения трудового законодательства.
При соблюдении этих требований срок действия декларации СОУТ автоматически продлевается еще на пять лет. Однако если в компании, например, произойдет несчастный случай, действие этого документа аннулируется, и ей потребуется провести внеочередную спецоценку.
Предприятия, в составе которых, кроме оптимальных или допустимых, есть места вредной или опасной категории, также должны оформлять декларационный отчет на первые два типа позиций и могут пользоваться возможностью его продления. При этом в отношении позиций с вредной или опасной категорией спецоценка проводится каждые пять лет в обычном порядке.