- статья 11. паспортизация и сертификация при обращении с отходами | гарант
- Классификация, паспортизация и сертификация отходов | студент-сервис
- Паспортизация отходов при обращении в стороннюю компанию
- Предоставление необходимой информации и документации
- Приложение n 1к приказу минприроды россииот 8 декабря 2020 года n 1026
- Срок действия паспорта отходов
- Стоимость обращения в специальную организацию
статья 11. паспортизация и сертификация при обращении с отходами | гарант
Статья 11. Паспортизация и сертификация при обращении с отходами
Классификация, паспортизация и сертификация отходов | студент-сервис
Качественное проведение классификации отходов невозможно без анализа их характеристик, составляющих основу паспорта отходов (рис. 18.3).
Не менее важным является определение оптимального набора входящих в паспорт параметров, не только определяющих дальнейший порядок обращения с отходами, но и учитывающих различные экологические факторы. Существует три формы паспортизации отходов:
- учетно-статистическая;
- кадастровая;
- экологическая.
Учетно-статистическая форма паспортизации отходов является сводом отраслевых, региональных, государственных сведений об отходах и выполняется в форме статистической отчетности.
Кадастровая форма паспортизации отходов предусматривает использование отходов в качестве BMP.
Экологическая форма паспортизации отходов, проводимая в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04—90, является неотъемлемой частью как экологического паспорта предприятий, так и всех остальных форм паспортизации отходов.
Методология сертификации отходов, методов анализа и форм, отражающих результаты этих анализов, требует унификации, так как в паспорт отходов включается большое количество данных, характеризующих отходы.
В качестве примера рассмотрим схему сертификации отходов в соответствии с методологией, предложенной на рис. 18.4.
Принципы, заложенные в порядок сертификации по приведенной схеме, позволяют оформить результаты проведенной работы по стандартизованной форме, отражающей:
Любая система сертификации отходов должна начинаться со сбора информации об отходах, подлежащих сертификации. Эту работу следует выполнять с момента генерации отдельных компонентов отходов, так как в результате смешения их с другими продуктами образуются сложные композиции, проведение анализа
которых значительно усложняются.
Разнообразие характеристик, свойств, состояний и расположения отходов не позволяет выработать унифицированную методику пробоотбора, поэтому к оборудованию и приспособлениям для отбора проб предъявляются довольно жесткие требования (например, по обеспечению герметичности, по исключению воздействия света и излучения и т.д.). Для сохранности образцов проб отходов, содержащих органические соединения, категорически запрещено применение консервантов. Необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
От качества выполнения работ, связанных с процессами отбора проб и их анализа, во многом зависят дальнейшие шаги по выбору оборудования, способов транспортировки и определению технологий переработки, хранения или захоронения отходов.
Вместе с тем выбор порядка отбора проб предопределяет выбор тактики обращения с пробами, т. е. технологию и оборудование пробоотбора, упаковки и транспортировки проб, возможности совместного или раздельного анализа и многих других деталей, включающих в себя технику безопасности всех процессов отбора проб и их анализа.
Таким образом, пробоотбор, анализ и дальнейшее обращение с отходами — взаимосвязанные процессы.
Однако следует отметить, что единой системы отбора проб и их анализа в настоящее время не существует.
На рис. 18.5 в общем виде представлена схема проведения работ по анализу образцов (проб) отходов. Значительный объем работы связан с определением свойств образцов отходов (рис. 18.6).
Качественный анализ проб многих видов отходов требует выполнения целого ряда дополнительных технологических операций, таких как измельчение, просеивание, высушивание, разделение, растворение, фракционирование, экстракция, осаждение,
корректировка кислотности и др. Эти операции могут привести к изменению некоторых свойств и характеристик анализируемых образцов.
.
Не следует забывать, что при подготовке пробы необходимо учитывать адсорбируемость некоторых соединений на стенках сосудов или недостаточную десорбируемость при использовании в процессе анализа каких-либо адсорбентов и т.д.
Для исключения дополнительных ошибок при проведении анализа промышленных отходов необходимо строго соблюдать правила и требования проведения аналитического процесса, которые являются составными частями методик проведения анализа, утвержденных в установленном порядке.
Принимая во внимание тот факт, что классификация отходов производится в соответствии с какой-либо выбранной системой, непосредственно сертификация отходов отражает спектр характеристик, лежащих в основе классификации и необходимых для процесса управления отходами. Как правило, существующие схемы классификации отходов базируются на сертификации отходов по ряду показателей, среди которых большую роль играют физическое состояние и химический состав отходов (рис. 18.7).
Как правило, сертификацию отходов по химическому составу провести в полном объеме не представляется возможным из-за сложности анализов и их высокой стоимости. Даже хорошо развитая лабораторно-аналитическая база не позволяет полностью выполнить эту работу, так как возникают сложности, начиная с отбора проб, подготовки образца к анализу и проведения анализа.
Особое внимание следует уделить оценке (анализу) взаимодействия отходов с окружающей средой, которое зависит от структуры химических веществ и их соединений, входящих в отходы, способности этих веществ к миграции, скорости миграции в естественных условиях и т.д.
Таким образом, сертификацию (и более узкую классификацию) отходов можно проводить по методам обработки.
При этом основными характеристиками следует считать:
- при промежуточной обработке (жидкие отходы, отстой, влажные отходы): кислотность-основность, редокс-нейтрализация (pH, редокс-потенциал, энергия окисления или восстановления); фильтрационные характеристики (сопротивление фильтрации, коэффициент сжимаемости, вязкость);
- способность к гравитационному уплотнению (удельный вес и кривая седиментационного уплотнения); способность к отверждению — тест на обработку отходов (механическое сопротивление относительно изгиба, давление, удар, способность к высушиванию, замораживанию, тесты на
выщелачиваемость); - при сжигании отходов: проблемы сжигания (теплотворная способность, содержание воды, точка воспламенения); безопасность и защита персонала и установок (определение щелочей, серы, галогенов, тяжелых металлов); предотвращение загрязнения атмосферы (пыль, способная к воспламенению или сублимации) токсичные газы, СО, HCN, галогены, галогеноводороды, SО2,
NOх, пары металлов и их оксиды (ртути, молибдена и др.); остаток после сжигания (полный анализ, растворимая часть); - при захоронении нетоксичных отходов в земле без дополнительного анализа: характеристики сельскохозяйственной ценности отходов и возможность их разложения в почве, удобряющие элементы, органические гуминовые вещества, летучие вещества, окисляемые элементы и токсичные минералы, идентификация патогенных микроорганизмов, вегетационные тесты.
Инвентаризация и паспортизация токсичных промышленных отходов в нашей стране производится объединениями, комбинатами, предприятиями, организациями промышленности и сельского хозяйства, на которых в производственных циклах образуются, складируются, захораниваются, используются, обезвреживаются (уничтожаются) токсичные отходы. При этом заполняется Форма 2 «Токсичные отходы», в которую заносятся данные из
паспорта отходов предприятия.
Согласно ГОСТ 12.1.007—76 токсичные отходы классифицируются по четырем классам опасности:
1 класс — чрезвычайно опасные;
2 класс — высокоопасные;
3 класс — умеренно опасные;
4 класс — малоопасные.
Каждая группа и вид токсичных отходов кодируются. Для них определяются их физические характеристики и химический состав.
В учетной форме приводятся данные о наиболее токсичных компонентах отходов и применяемых и рекомендуемых методах утилизации, обезвреживания и захоронения отходов.
Побочные продукты — продукты физико-химической переработки сырья, не являющиеся целью основного производства. Они образуются параллельно с основным продуктом и могут быть использованы в качестве исходного сырья на других производствах или готовой продукции. Побочные продукты нередко являются товарными, т. е. имеют нормативные документы и цену. Нередко
производитель планирует их получение и сбыт наряду с основным продуктом.
Отходы производства следует рассматривать как продукты физико-химической переработки сырья, не являющиеся целью основного производства, но они могут быть использованы в качестве исходного сырья (или готовой продукции) после их переработки.
Побочные продукты и отходы могут получаться как вследствие содержания в сырье компонентов, не используемых в данном технологическом процессе, так и в результате нежелательных, но неизбежных в данном процессе физико-химических преобразований.
По настоящему эффективным использование BMP может стать при двух условиях: во-первых, при наличии достаточно полной и легко доступной информации по источникам и накоплению реализуемых отходов; во-вторых, при выгодной экономической конъюнктуре.
Паспортизация отходов при обращении в стороннюю компанию
Из-за множества проблем, присущих паспортизации отходов, зачастую проще и логичнее обратиться в специализированную фирму, которая занимается оформлением таких документов.
Сотрудники компании с опытом самостоятельно:
- проведут нужные исследования в лаборатории;
- подготовят пакет необходимых документов и отчетов;
- передадут их на согласование в Росприроднадзор.
В дополнении клиент может рассчитывать на консультацию. Сотрудники помогут с разъяснением
проблемных вопросов природоохранного законодательства.
Предоставление необходимой информации и документации
Для разработки паспорта необходимо обеспечить компанию такими сведениями:
- устав юридического лица с указанием адреса расположения, информации о руководителях и реквизитов организации;
- заранее утвержденные лимиты отходов;
- документальное описание технологии, в результате которой возникает остаток;
- сведения о месте, где размещены отработанные ресурсы.
Также потребуются все данные, которые касаются обезвреживания, использования и ликвидации
отходов.
Приложение n 1к приказу минприроды россииот 8 декабря 2020 года n 1026
1. Порядок паспортизации отходов I-IV классов опасности (далее – Порядок) устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I-IV классов опасности.
Паспорт отходов I-IV классов опасности (далее – паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
2. Порядок не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
3. Паспортизация отходов I-IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности (далее – индивидуальные предприниматели и юридические лица).
При паспортизации отходов I-IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2021 N 242 (далее – ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
________________
Приказ Росприроднадзора от 22.05.2021 N 242 “Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов” (зарегистрирован Минюстом России 08.06.2021, регистрационный N 47008), с изменениями, внесенными приказами Росприроднадзора от 20.07.2021 N 359 (зарегистрирован Минюстом России 01.09.2021, регистрационный N 48070), от 28.11.2021 N 566 (зарегистрирован Минюстом России 24.01.2021, регистрационный N 49762), от 02.11.2021 N 451 (зарегистрирован Минюстом России 26.11.2021, регистрационный N 52788).4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
________________
Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3009; 2021, N 1, ст.11).5. Установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2021 N 792.
________________
Приказ Минприроды России от 30.09.2021 N 792 “Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов” (зарегистрирован Минюстом России 16.11.2021, регистрационный N 22313).
Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I-IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.
6. Для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
7. Паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов I-IV классов опасности, не включенных в ФККО, согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
8. Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней.
9. Паспорт отходов, включенных в ФККО, подлежит переоформлению в следующих случаях:
реорганизация юридического лица, изменение наименования юридического лица, адреса места его нахождения, – для юридических лиц;
изменения места жительства, фамилии, имени и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, – для индивидуальных предпринимателей.
10. Паспорта отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно.
11. Внесение изменений в паспорта отходов не допускается.
Срок действия паспорта отходов
Если документ был оформлен на отходы, которые утверждены в ФККО, то срок действия не ограничивается по времени. В случае, когда паспортизация проходит по неизвестному типу мусора, паспорт остается актуальным до даты включения данного отхода в классификатор. Впоследствии нужно повторно пройти процедуру оформления. Далее документ приобретает бессрочный характер.
Стоимость обращения в специальную организацию
Цена услуг определяется с учетом ряда факторов:
- объем отходов;
- состав мусора;
- региона обращения;
- списка реализованных услуг.
За разработку паспорта и его согласование по отходам, входящим в классификатор, возьмут от 3,5 тысяч до 4 тысяч рублей. Для оформления документа по мусору, не включенном в ФККО, ценник может быть увеличен в 2-3 раза.