- 2021: пилотирование
- 2020: необходимость поддержки главы региона для получения сертификата
- Номинал сертификата
- Отбор образовательных программ для проекта и его условия
- Персональные цифровые сертификаты: как в 2020 году более 39 000 человек получили цифровую профессию от государства
- Россиянам будут давать деньги на it-обучение
2021: пилотирование
В ходе пилотной выдачи персональных цифровых сертификатов в пяти регионах России — Башкортостане, Якутии, Татарстане, Тульской и Ростовской области – «Университет 2035» предоставил россиянам 5 тыс. документов. Жители каждого из регионов получили по 1 тыс. сертификатов. Об этом «Университет 2035» сообщил 21 января 2020 года.
С начала пилотирования проекта в декабре 2021 года заявки на бесплатное обучение подало более 10 тысяч человек. При этом обучение новым компетенциям было востребовано на всех этапах карьерного развития: более 42% посетителей сайта цифровойсертификат.рф в возрасте от 25 до 34 лет, 25% – от 35 до 44 лет. Доля молодых участников (до 25 лет) и старшего поколения (свыше 55 лет) не превышает 15% в каждой из категорий.
Согласно опросу, возможность получения новых знаний и навыков мотивировала к обучению 88% участников. 40% респондентов были заинтересованы в профессиональном нетворкинге и были уже готовы в рамках обучения включиться в новый проект. Для каждого третьего участника было важно подтвердить свою квалификацию официальным документом.
Наиболее популярными направлениями обучения в 2021 году были «Программирование и создание ИТ-продуктов» (23% от общего числа заявок), «Цифровой маркетинг и медиа» (15% заявок). Третье место по популярности занимали направления «Большие данные» и «Кибербезопасность и защита данных» – по 10% от общего количества заявок соответственно.
Участники пилота должны были приступить к занятиям в первой половине 2020 года в зависимости от формата обучения и графика конкретной программы.
Оператором проекта на федеральном уровне выступал «Университет 2035». Консультацией и сопровождением обучающихся в каждом из регионов занимались региональные операторы:
2020: необходимость поддержки главы региона для получения сертификата
Для получения цифровых сертификатов жителю будет необходимо, чтобы в проект был активно вовлечен глава его региона. Об этом заявил ответственный за предоставление персональных цифровых сертификатов директор направления Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Антон Куницкий 17 апреля 2020 года[1].
Помимо того, регионы России должны будут выявить региональную потребность в кадрах с компетенциями цифровой экономики. Как пояснили TAdviser в «Университете 2035», при оценке кадровых потребностей регионов организация будет опираться на такие критерии, как:
- приоритетные направления цифрового развития региона России;
- значимые проекты цифровой трансформации, реализуемые в регионе;
- области занятости в регионе и количество вакансий с компетенциями цифровой экономики.
Также, по словам Антона Куницкого, регионы будут обязаны проинформировать представителей образовательных организаций, работодателей и жителей о возможности участия в проекте.
По словам Антона Куницкого, механизмы участия регионов еще прорабатываются членами экспертной группы «Кадры для субъектов цифровой экономики» «Университета 2035» как центра компетенций по кадрам для цифровой экономики, в который входят представители 85 регионов.
Номинал сертификата
Максимальный номинал выдаваемых в рамках проекта сертификатов в 2021 году составлял 15 тысяч рублей, а в 2020 году, по планам, он может сократится до максимальной суммы в 10 тыс рублей, по дынным «Университета 2035». Можно сказать, что номинал сертификатов совсем небольшой в сравнении со стоимостью большинства российских программ дополнительного образования цифровой направленности.
Так, к примеру, программа «Я — Веб-разработчик PRO» онлайн-университета Skillbox продолжительностью 2 года стоит 183,3 тыс. рублей. Программа «Искусственный интеллект» продолжительностью 1,5 года образовательного портала GeekBrains стоит 270 тыс. рублей.
При этом некоторые из уже включенных в проект программ имеет еще меньшую, чем величина максимального номинала, стоимость. К примеру, три полностью дистанционные программы, продолжительность каждой из которых составляет 36 академических часов, стоят 5,5 тыс. рублей. Речь о следующих программах:
Примеров цен более дорогих программ проекта в «Университете 2035» TAdviser не предоставили. Издание самостоятельно выборочно провело поиск цен по 10 программам проекта, но не нашло информации о программах на сайтах выбранных образовательных учреждений.
Исключение составил «Электронный курс по нанометрологии для инженеров-метрологов высшей категории» автономной некоммерческой организации «еНано», входящей в группу «Роснано». Его описание размещено на сайте учреждения. В нем отмечается, что стоимость программы составляет 500 рублей.
Отбор образовательных программ для проекта и его условия
Образовательные программы дополнительного образования «Университет 2035» включает в проект, выбрав их из соответствующих предложений учебных заведений на основании ряда критериев. Отбор заявок организация проводит на ежегодной основе в преддверии начала приема заявок на получение сертификатов от граждан России.
В ноябре-декабре 2021 года, на старте проекта, заявки на включение программ в проект подали 67 учебных заведений. Большая их часть поступила от образовательных организаций из пяти регионов, которые участвовали в пилотировании проекта — Башкортостана, Якутии, Татарстана, Тульской и Ростовской области. Однако не все из заявленных программ были включены в проект, так как ряд из них не прошел отбор «Университета 2035».
Отбор предложений образовательных программ для обучения в 2020 году по состоянию на май 2020-го еще не начат. В планах «Университета 2035» начать и провести его летом.
Включена в проект программа может быть при условии, если организация, которая ее предлагает, осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также организация должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по подвиду дополнительного образования «дополнительное профессиональное образование».
В свою очередь, сама образовательная программа должна:
- быть направлена на формирование у обучающегося компетенций в области цифровой экономики;
- соответствовать приказу Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам и включать в себя: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы, ссылки на источники информационного-сопровождения, учебно-методические материалы для изучения;
- содержать учебный план, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение видов учебной деятельности обучающихся, а также формы аттестации;
- иметь сроки освоения продолжительностью не менее 36 академических часов;
- иметь планируемые результаты в виде знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, означающих развитие компетенции/й) цифровой экономики;
- предусматривать измерительные мероприятия вначале обучения для определения уровня владения обучающимся развиваемой компетенцией/ями;
- предусматривать применение электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий;
- реализовываться организациями как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации;
- содержать оценочные материалы, включающие, в частности, описание показателей, критерии и шкалу оценивания;
- предусматривать завершение освоения итоговой аттестацией обучающихся.
- иметь ряд приложений;
- подкрепляться письмами от не менее, чем от двух компаний-работодателей, содержащими рекомендации и указание востребованности результатов освоения программы в сфере деятельности соответствующих организаций.
Персональные цифровые сертификаты: как в 2020 году более 39 000 человек получили цифровую профессию от государства
В 2020 году более 39 тысяч жителей 48 регионов России бесплатно получили дополнительное образование по направлениям цифровой экономики. Персональные цифровые сертификаты на обучение были выданы в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ», который до 2020 года курировал Минэкономразвития РФ. Оператором программы цифровых сертификатов выступил Университет 2035.
Персональные цифровые сертификаты выдавались второй год подряд. По сравнению с пилотным запуском 2021 года, в 2020 удалось привлечь в 10 раз больше субъектов РФ, обучить в 7 раз больше людей, предложить которым удалось в 4 раза больше образовательных программ, продолжительность и номинал коих была увеличена вдвое. В будущем проект, признанный востребованным и успешным, будет продолжен – уже под руководством Минцифры России.
КТО ПОЛУЧИЛ СЕРТИФИКАТЫ
В федеральном проекте было запланировано обучить не менее 33 000 россиян. Конкурс на сертификаты составил 3 человека на место: в октябре 2020 года заявки на сайте цифровойсертификат.рф оставили более 100 000 человек. Однако обучить удалось больше запланированного, и квалификацию по цифровым направлениям повысили более 39 000 жителей России из 48 инициативных регионов, отобранных Университетом 2035.
Почти 10% получателей сертификатов проживают в Татарстане – 3 517 человек. Также в топ-10 по числу обученных вошли такие регионы, как Нижегородская область – 2 693 человека, республика Башкортостан – 2 648, Ростовская область – 2 440, Ивановская область – 1 384, Ставропольский край – 1 275, Удмуртская Республика – 1 223, Алтайский край – 1 190, Калининградская область – 1 159 и Пермский край – 1 150 человек.
Принять участие в программе персональных цифровых сертификатов могли совершеннолетние, еще не достигшие пенсионного возраста граждане с дипломом о среднем профессиональном или высшем образовании, так как в проекте участвовали только лицензированные программы дополнительного профессионального образования. Самому молодому получателю сертификата 18 лет, самому старшему – 63. Более 40% обучившихся – это молодые люди от 25 до 34 лет. Взрослые участники проекта – от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет – составили 34% и 13% соответственно. Менее 10% получателей приходится на молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, и только 2% обладателей сертификатов находятся в предпенсионном возрасте (55-63 года). Наибольшую активность проявили женщины – среди обучившихся их 60%, и 40% – мужчины.
90 % обучившихся имеют диплом о высшем образовании и 10 % – о среднем профессиональном. Большинство получателей сертификатов планировали развивать существующую карьеру или полностью сменить профессию – такую мотивацию указали 39% и 38% обучившихся соответственно. 17% хотели повысить уровень дохода благодаря новым навыкам, 4% – сохранить текущее рабочее место, и только менее 1% пришли на курсы для саморазвития и повышения квалификации.
Интенсивная учеба не помешала совместить ее с работой для 81% слушателей, которые являются наемными сотрудниками, фрилансерами или предпринимателями. Оставшиеся 19% получателей персональных цифровых сертификатов – безработные или временно не работающие, включая людей в отпуске по уходу за ребенком и студентов.
20% получателей персональных цифровых сертификатов работают учителями и преподавателями. Среди профессий получателей – руководители и работники предприятий, бухгалтеры, инженеры, экономисты, менеджеры, юристы, библиотекари, воспитатели детского сада, продавцы, врачи, журналисты, архитекторы, ИТ-специалисты, охранники, предприниматели, повара, водители, кладовщики, медсестры, фармацевты, геологи, геодезисты, токари, сторожи, фотографы, ювелиры, экскурсоводы, химики, агрономы, археологи, бармены, ветеринары, стоматологи, курьеры, переводчики, полицейские, слесари, сисадмины, таможенники, мастера маникюра, балетмейстеры, моряки, сотрудники МЧС и артисты оркестра.
ЧЕМУ УЧИЛИСЬ
Обладатели сертификатов могли выбрать одну из 400 программ в каталоге Университета 2035. Курсы были предоставлены образовательными организациями – как государственными вузами, так и коммерческими платформами – по 22 направлениям цифровой экономики для новичков, базовых и продвинутых слушателей: искусственный интеллект, программирование, кибербезопасность, большие данные, цифровой маркетинг, цифровой дизайн и другие.
Самым выбираемым направлением 2020 года стал цифровой маркетинг и медиа – такие программы выбрали 10 598 человек. Также в пятерку самых популярных направлений попали цифровой дизайн – 4 977 обученных, программирование и создание ИТ-продуктов – 4 846 слушателей, большие данные – 3 570 человек, системное администрирование – 3 538 слушателей.
Больше всего людей записались на курсы базового, то есть среднего уровня – 61% слушателей. Программы начального уровня выбрали 32% участников, а продвинутого – только 7%.
Самым популярным курсом среди педагогов стал цифровой дизайн и интерактивные образовательные технологии. Также среди учителей пользовались высоким спросом такие программы, как «Цифровые сервисы и интерактивные среды дистанционного взаимодействия в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки», «Технологии цифрового образования», «Цифровая грамотность преподавателя», «Создание сайтов на платформе Tilda», «Цифровой инструментарий и дизайн в профессиональной деятельности педагога и бизнес-тренера», «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности», «Использование цифровых технологий в повседневной жизни человека» и «Графический дизайн».
Врачи и медработники, которым в пандемию пришлось резко перестроиться в «цифру» для продолжения своей работы, выбирали программы в таких направлениях, как цифровой маркетинг и медиа, большие данные, кибербезопасность и защита данных, программирование и создание ИТ-продуктов.
Среди получателей цифровых сертификатов также были востребованы программы по развитию цифровых компетенций и освоению новых технологий встроительстве, машиностроении, образовании, сельском хозяйстве, металлообработке, электроэнергетике, электронике, животноводстве, индустрии моды.
КТО УЧИЛ
Участники проекта смогли выбрать курсы, предоставленные 109 образовательными организациями из 36 регионов страны. Более 100 программ предоставили свыше 30 московских вузов, колледжей, организаций ДПО и образовательных платформ – таких, как Нетология и Корпоративный университет Сбербанка. При этом только 30% получателей сертификатов выбрали московские вузы и организации.
Активное участие в проекте приняли также образовательные организации Башкортостана, Ростовской области и Татарстана – 11, 6 и 5 организаций соответственно. Программы ДПО Башкортостана и Ростовской области успешно закончили по 12% обучающихся. 9% получателей сертификатов прошли курсы в организациях Татарстана, еще 5% обучились в организациях Алтайского края.
Стоимость участвовавших в проекте программ варьировалась от 7 000 до 30 000 рублей, а их длительность была ограничена 72 академическими часами. Средства возмещалась образовательным организациям из средств федерального бюджета.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЕКТА
«Программа персональных цифровых сертификатов – это самая масштабная государственная программа, по которой люди могут бесплатно повысить квалификацию или переобучиться в цифровой сфере на программах как от государственных вузов, так и от частных edtech-компаний. Необходимость такого проекта объясняется как высокой востребованностью так называемых профессий цифровой экономики, так и большим числом незакрытых вакансий в ИТ-сфере, в которой уровень зарплат является одним из самых высоких по стране. На первом месте в рейтинге летчики и капитаны судов, а на втором – айтишники. Java-разработчики могут претендовать на зарплату от 160 до 400 тысяч рублей. Также в топ специальностей входят data-аналитики с зарплатой на рынке до 250 тысяч. Этот тренд сохранится, и огромный спрос на рынке может быть удовлетворен, в том числе, благодаря проекту нацпрограммы «Цифровая экономика» – персональные цифровые сертификаты», – отметил и.о. директора департамента развития социальной сферы Минэкономразвития Святослав Сорокин.
Старт программы в 2021 году запланирован на первое полугодие. «В 2021 году проект персональных цифровых сертификатов будет переформатирован в более широкий формат обучения по программам дополнительного образования с целью развития компетенций цифровой экономики среди различных групп населения. За счет мер господдержки обучится не менее 35 000 человек. Планируется вовлечь все 85 регионов РФ,будут расширены направления обучения, увеличится длительность программ, повысится качество обучения, в том числе за счет внедрение входной диагностики и независимой оценки компетенций учащихся. Главным нововведением станет возможность софинансирования обучения со стороны самих граждан и работодателей», – прокомментировал управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 Олег Подольский. До конца 2024 года по программе планируется обучить более 180 000 человек.
«Программа цифровых сертификатов – это уникальная коллаборация государства, вузов и бизнеса для повышения цифровой грамотности населения и развития компетенций цифровой экономики у граждан. Программы дополнительного образования помогают людям развивать навыки, востребованные в условиях беспрецедентного развития ИТ-отрасли при всеобщей цифровизации. В совокупности с другими инициативами федпроекта «Кадры для цифровой экономики» это поможет сократить дефицит квалифицированных кадров на рынке труда», — комментирует Юлия Горячкина, заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика».
Россиянам будут давать деньги на it-обучение
В нескольких регионах России скоро
начнётся интересный эксперимент
с выдачей гражданам «персональных цифровых сертификатов» — по сути денежной суммы, которую они могут потратить на приобретение навыков IT. В случае успешного эксперимента практику могут распространить на всю Россию.
Персональные цифровые сертификаты — это стимулирующие выплаты, которые государство будет выделять на освоение гражданами таких компетенций, как базовое программирование, основы работы с данными или коммуникация в современных цифровых средах.
С помощью сертификата можно пройти программу обучения в онлайн-режиме или очно, обратившись в организацию, предоставляющую образовательные услуги. Для получения сертификата нужно направить электронную заявку специализированному оператору и при желании пройти тестирование для формирования персонального профиля компетенций, пишет «Российская газета».
В 2021 году предполагается раздать 5000 цифровых сертификатов, а до 2024 года — до миллиона штук.
Эксперимент проводится при участии автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», которая создана IT-компаниями, чтобы «обеспечить продуктивный диалог бизнеса и государства при реализации одноименной национальной программы».
Проведённое ранее исследование показало, что в получении персональных цифровых сертификатов на IT-обучение заинтересовано более четверти россиян.
«Каждый второй россиянин хотел бы улучшить свои знания и навыки в сфере IT. Каждый третий отметил, что рискует потерять работу, если не будет проходить обучение в этой сфере. Более четверти россиян (28%) заинтересованы в получении цифровых сертификатов на обучение IT», — говорится в документе. Исследование проводилось в январе 2021 года.
Интерес к обучению наиболее высок среди молодёжи (64%) и снижается с возрастом. Более половины респондентов (57%) отметили, что если бы они были знакомы с информационными технологиями на более высоком уровне, то смогли бы найти лучший вариант трудоустройства. Предпочтительная форма обучения для большинства россиян (61%), рассматривающих повышение своей квалификации в сфере IT, — специализированные курсы.
«Сегодня уже каждый второй россиянин (52%) сообщает, что на его рабочем месте требуется обязательное владение информационными технологиями. При этом треть россиян (29%) оценивают свои знания в этой сфере как низкие, а желания учиться почти не испытывает», — говорит замгендиректора аналитического центра НАФИ Тимура Аймалетдинова.