Регистрация товарного знака (Роспатент)

Регистрация товарного знака (роспатент)

К торговому знаку относят и фирменный знак (лого) и товарную марку (само написание бренда) и они используются для придания индивидуальности как той или иной продукции, так и услугам, работам. В качестве товарного знака может быть использовано (как по отдельности, так и в комплексе):

altбуква (или аббревиатура);
altбуква (или аббревиатура);
Регистрация товарного знака (Роспатент)
словосочетание;
altизображение;
altизображение;
Регистрация товарного знака (Роспатент)
звук или музыкальный мотив;
altхудожественный символ;
altхудожественный символ;
Регистрация товарного знака (Роспатент)
определённая комбинация цветов (не определённый цвет!).

Товарный знак – отличительный признак, позволяющий выделяться из ряда конкурентов, делая акцент на исключительных особенностях бренда, что конечному потребителю, несомненно, даёт определённые гарантии качества и безопасности своего выбора.

При этом, если лицо человека является не отчуждаемым в силу физиологических и биологических законов, «лицо» бренда, не защищённое государственной регистрацией и патентами, может безнаказанно быть использовано любым физическим или юридическим лицом.

Согласитесь, может быть довольно досадно, не позаботившись заранее о защите своего товарного знака, потерять:

altвозможность обладать исключительным правом на товарный знак, а при успешном бизнесе – продавать узнаваемый товарный знак новому владельцу;
altвозможность обладать исключительным правом на товарный знак, а при успешном бизнесе – продавать узнаваемый товарный знак новому владельцу;
Регистрация товарного знака (Роспатент)
эффективно защищать свой бизнес от лиц, использующих либо копирующих чужие товарные знаки и, при необходимости – получить компенсацию за его незаконное использование. Конкуренты не смогут тайно зарегистрировать чужой товарный знак и запретить его использование фирме-разработчику;
altвозможность рекламировать свой товар либо услугу, т.к. за рекламу незарегистрированного товарного знака может быть наложен штраф;
altвозможность рекламировать свой товар либо услугу, т.к. за рекламу незарегистрированного товарного знака может быть наложен штраф;
Регистрация товарного знака (Роспатент)
возможность контролировать третьи лица, реализующих контрафактный товар под видом товара зарегистрированного торгового знака, тем самым подвергая обладателя репутационным рискам.

В соответствии с действующим законодательством, обладатель товарного знака имеет на него исключительное право. Данное право подтверждается Роспатентом после соответствующей регистрации, владелец получает специальное свидетельство на товарный знак. Владелец товарного знака может использовать его на всех этапах хозяйственной деятельности, а именно — при производстве, реализации и рекламе соответствующего товара (работы, услуги). Правообладатель также вправе распоряжаться своим товарным знаком, а главное – запрещать использование зарегистрированного товарного знака.

Про сертификаты:  О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации от 12 июля 1999 -

Вопросы применения, регистрации и защиты товарных знаков рассматриваются в сфере интеллектуальных прав собственности. Ответственность за незаконное применение товарных знаков регулируются достаточно жестко и отражены в ряде действующих нормативных документов РФ, а именно: в статье 14.10. КоАП РФ, статье 1515 ГК РФ, 180 УК РФ. Соответственно, предусмотрены гражданская, административная и уголовная ответственность.

Сложности при регистрации знака

Формально зарегистрировать товарный знак можно самому. Но патентные поверенные по товарным знакам существуют не просто так: на практике постоянно возникают проблемы, которые без опыта решить сложно.

Поиск сходных товарных знаков. Когда эксперты говорят об отличии одних знаков от других, они оперируют понятиями «сходство до степени смешения» и «различительная способность». Это оценочные критерии, они не описаны в законах. Вы можете решить, что ваш знак не похож на другие, а эксперт будет думать иначе и откажет в регистрации. Кроме того, разные эксперты по-разному оценивают сходство знаков, поэтому это еще и дело случая.

Выбирать классы МКТУ нужно сразу и навсегда: после подачи заявки расширить список не получится. Чтобы добавить новый класс, регистрировать знак придется заново. Поэтому подбирать классы стоит широко.

Представьте, что вы открыли компанию по доставке еды и зарегистрировали ее название на 43-й класс — кафе. Вы вложились в рекламу, заработали хорошую репутацию, стали узнаваемым. А потом пришел хитрый конкурент и зарегистрировал ваше название на 29, 30 и 35-й классы: еда и розничная торговля.

Для каждого вида деятельности нужно просматривать все классы МКТУ, потому что нужные могут найтись в самых неожиданных местах. Той же компании по доставке еды может пригодиться еще и 5-й класс, к которому кроме медицинских препаратов относится еда с биодобавками и витаминами. Если его пропустить, товарный знак будет хуже защищать полезную часть вашего меню.

Товары и услуги. Классы определяют товары и услуги, на которые регистрируется знак. Но одних классов мало: под одним номером могут жить товары, которые никак не связаны друг с другом, например холодильники и ядерные реакторы. И это не шутка, это класс МКТУ № 11. А какие-то товары, например аксессуары для одежды, могут быть размазаны на пять разных классов.

Про сертификаты:  Надо ли регистрировать шноркель в ГИБДД 2021 году | Правовая сфера

Как и классы, товары после подачи заявки добавить не получится — придется регистрировать новый знак. Поэтому в заявке их надо расписывать широко и подробно.

Все товары и услуги тоже перечислены в «Лексинту». Но их список постоянно обновляют: уточняют старые, добавляют новые. А в товарный знак новую услугу не вписать. Поэтому в заявке обязательно нужны собирательные понятия: одежда, обувь, розничная торговля, организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.

Скажем, если магазин «Топ хипстерс шмот» зарегистрирует торговлю джоггерами, чокерами и мантиями, а потом появится новый вид штанов — подвороткинсы, то знак уже формально не будет их защищать. Для этого нужен товарный знак в том числе на «одежду».

Но одних собирательных названий мало: если какой-то товар выйдет за их пределы, знак уже не будет его защищать. Поэтому все товары и услуги лучше расписать еще и по отдельности. Вот как выглядит список услуг для школы единоборств, при виде которого эксперт Роспатента пустит слезу умиления:

  • обучение единоборствам;
  • обучение айкидо;
  • обучение боксу;
  • обучение при помощи симуляторов;
  • организация выставок с культурно-просветительной целью;
  • организация досуга;
  • организация и проведение коллоквиумов;
  • организация и проведение конгрессов;
  • организация и проведение конференций;
  • организация и проведение мастер-классов [обучение];
  • организация и проведение образовательных форумов невиртуальных.

Если вы точно знаете, что никогда не станете проводить конференции, их можно и убрать. Но если не уверены, то лучше подстраховаться: кто знает, что станет со школой через пять лет.

Госпошлина. При подаче документов нужно уплатить пошлину за рассмотрение заявки, экспертизу и регистрацию знака. Размер пошлины зависит от того, что защищает товарный знак. Рассчитать ее можно на калькуляторе ФИПС. Если заявка бумажная, пошлина обойдется примерно в 35 тысяч рублей. Если электронная — на 30% дешевле, 22—23 тысячи.

Сформировать квитанцию на оплату можно на сайте Роспатента. Прикладывать ее к заявлению не обязательно, но желательно — так проверяющий быстрее найдет ваш платеж.

Электронную заявку на регистрацию товарного знака можно подать только через личный кабинет на сайте ФИПС и только если есть квалифицированная электронная подпись. На получение такой подписи у меня ушло 4500 рублей и две недели. Еще две недели я созванивался с поддержкой Роспатента, чтобы все заработало.

Про сертификаты:  Как сделать заказ на нашем сайте в Москве

Если с регистрацией помогает юрист, он может подать заявку за вас через свой личный кабинет и со своей ЭЦП.

Предварительный отказ. Когда вы подадите заявку и уплатите пошлину, документы попадут к экспертам. Дальше возможны три варианта:

  1. заявку одобрят и сразу выдадут свидетельство на товарный знак;
  2. вы получите запрос. Запрос присылают по формальным основаниям, например если в документах не те товары, неправильная пошлина или чужой адрес;
  3. вы получите предварительный отказ. По моему опыту, так происходит более чем в половине случаев.

Предварительным отказом юристы называют документ, который на самом деле называется так: «Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства». В нем эксперт объясняет, что ему не нравится в вашей заявке и почему он хочет ее отклонить: например он считает ваш знак слишком похожим на чужой.

Чтобы знак все-таки зарегистрировали, нужно ответить на все вопросы эксперта, а иногда и доказать свою правоту. Шанс на правильный ответ только один. Если эксперта устроят ваши объяснения, заявку одобрят. Если нет — отклонят.

Обычно предварительный отказ — это несколько страниц очень юридического текста: я встречал отказы и по 10 страниц. Выглядят такие отказы пугающе, но на самом деле длинный и обстоятельный отказ — хороший признак. Эксперт приводит много аргументов, и с какими-то из них наверняка получится поспорить.

Хуже, когда отказ короткий и безапелляционный: эксперт уверен, что название плохое, и не хочет, чтобы с ним спорили. В таких отказах зацепиться практически не за что, поэтому приходится самому раскрывать позицию эксперта, а потом ее оспаривать.

Но даже короткие отказы не безнадежны. Как-то ко мне обратилась компания со знаком «Добрый вкус»: их местный юрист подал заявку, но получил отказ и не придумал, что ответить эксперту. Ответ получился в три раза длиннее отказа, но дело того стоило: знак зарегистрировали.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий