Задачи и цели госпрограммы
Государственная программа является звеном важного национального проекта, в котором выделяют две главные цели:
Программа родового сертификата предусматривает оформление документа всем женщинам, которые своевременно обратились в лечебное учреждение для постановки на учет. Выделяются 3 основные задачи:
- Реализация права самостоятельного выбора гинекологии и родильного дома, в которых планируются наблюдение и роды.
- Формирование соперничества между лечебными учреждениями – женскими консультациями (ЖК), родильными домами, клиниками для детей.
- Повышение качества оказываемых медицинских услуг.
https://www.youtube.com/watch?v=iI3ZFlwPd3o
Согласно статистическим данным, сертификатом оплачивается более 90% услуг по:
То есть именно средствами сертификата покрываются расходы медучреждений на покупку нового оборудования, инструментов, расходников, а также надбавки к зарплате врачам.
Вводя в обиход родовые сертификаты, Минздрав здравоохранения преследовал вполне конкретную цель: материально заинтересовать медиков в оказании качественной помощи беременным и рожающим. Эта категория пациентов требует особого отношения, что в российских реалиях доступно далеко не всегда, особенно в области бесплатной медицины. Сколько себя помню, беременные всегда жаловались на грубость врачей и медперсонала, а медики, в свою очередь, указывали на гормональные изменения, которые в теории могли стать причиной жалоб. Инициатива правительства, конечно, похвальна, но все не так радужно, как выглядит в официальных отчетах.
Я лично получала родовой сертификат два раза – в 2021 и в 2021 годах, поэтому могу судить об этой программе здраво. Оказывается, на практике до достижения цели, поставленной Минздравом, еще довольно далеко. Начну с того, что в нашем городе (я живу в Йошкар-Оле, Марий Эл) выбор женских консультаций невелик, но их все-таки несколько. Однако это не мешает администрациям этих учреждений отказывать в постановке на учет тем беременным, которые не прикреплены к поликлинике. Я прикреплена к первой городской поликлинике, но штатных гинекологов в ней нет.
Меня послали в четвертую, что находится на другом конце города. Уже встав там на учет, я своими глазами наблюдала ситуацию, как беременная девушка из деревни хотела наблюдаться там, но ей отказали, причем в грубой форме, доведя ее до слез. По данным программы, медучреждениям компенсируют расходы на ведение беременности. Лично я плюсов от этого не ощутила. Два из трех плановых УЗИ я делала платно (потому что «аппарат всегда занят»), витамины покупала на собственные деньги. Меня снабдили только бесплатным йодидом калия и фолиевой кислотой, которые стоят копейки.
Роддом у нас один. Есть старый и новый корпус. Выбрать между ними нет возможности, так как в старом рожают женщины с патологиями или простудными заболеваниями, в новом – все остальные. Получается, что в нашем городе эта программа на практике никаких преимуществ беременным и роженицам не дает. Три талона, которые в нем имеются, отдают в женскую консультацию, роддом и детскую поликлинику. Они необходимы медицинским учреждениям для покрытия расходов на обслуживание роженицы и ее ребенка. Хотя они и так обязаны это делать. Раньше никаких сертификатов не было, и с их введением ничего не изменилось. Только стало больше бумаг, без которых получить медицинскую помощь будет затруднительно даже при наличии ОМС.
Гузель Чибисова
Об утверждении порядка и условий оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни от 16 июля 2021 –
(с изменениями на 17 февраля 2020 года)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 1233 “О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст.394, ст.394; 2020, N 1, ст.97)
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
приказываю:
1. Утвердить порядок и условия оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 февраля 2021 года N 73н “О порядке и условиях оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2021 года, регистрационный N 20221);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 января 2021 года N 26н “О внесении изменения в порядок и условия оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 февраля 2021 года N 73н” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2021 года, регистрационный N 23304).
Министр
В.Скворцова
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 августа 2021 года,
регистрационный N 33858
(с изменениями на 17 февраля 2020 года)
1. Настоящий Порядок определяет условия и устанавливает правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации функций по оплате медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – медицинские организации), услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (далее – оплата услуг), за счет межбюджетных трансфертов, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации на эти цели из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также порядок выдачи женщинам родовых сертификатов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
2. Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – территориальный орган Фонда) перечисляет средства на оплату услуг на основании договора, типовая форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года N 1233 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст.394; 2021, N 1, ст.108; N 37, ст.5002; 2021, N 1, ст.16; N 52, ст.7212), заключенного с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую работы (услуги) по:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
а) “акушерству и гинекологии” или “акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)” или “акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)” – на оплату услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
б) “акушерству и гинекологии”* или “акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)” или “акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)”, “педиатрии” и (или) “неонатологии” – на оплату услуг по медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
_______________
* Для лицензий на осуществление медицинской деятельности, выданных до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года N 291 “О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 17, ст.1965; N 37, ст.5002; 2021, N 3, ст.207; N 16, ст.1970).
в) “педиатрии”, “неврологии”, “офтальмологии”, “детской хирургии”, “оториноларингологии”* или “оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)”, “стоматологии детской”, “травматологии и ортопедии”, “лабораторной диагностике”, “функциональной диагностике”, “ультразвуковой диагностике” – на оплату услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет в медицинской организации (далее – учет).
_______________
* Для лицензий на осуществление медицинской деятельности, выданных до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года N 291 “О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 17, ст.1965; N 37, ст.5002; 2021, N 3, ст.207; N 16, ст.1970).
В случае отсутствия у медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по “педиатрии”, и оказывающей услуги по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет, лицензии на отдельные виды работ (услуг), указанных в подпункте “в” настоящего пункта, территориальный орган Фонда заключает договор с такой медицинской организацией при условии наличия договора, заключенного этой медицинской организацией с медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг).
3. Оплата услуг осуществляется на основании талонов родового сертификата, форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 года N 701 “О родовом сертификате” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 года, регистрационный N 7337), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 октября 2006 года N 730 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 ноября 2006 года, регистрационный N 8478), приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 240н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2009 года, регистрационный N 14039), и включает:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
а) корешок родового сертификата, предназначенный для подтверждения выдачи родового сертификата женщине;
б) талон N 1 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг медицинским организациям, оказывающим женщинам в период беременности медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее – женская консультация);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
в) талон N 2 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг медицинским организациям, оказывающим женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период медицинскую помощь в стационарных условиях (далее – родильный дом);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
г) родовый сертификат, служащий подтверждением оказания услуг женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также проведения профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
д) талон N 3-1 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг медицинским организациям, осуществляющим проведение профилактических медицинских осмотров ребенка (далее – детская поликлиника), за первые 6 месяцев проведения профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
е) талон N 32 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг детским поликлиникам за вторые 6 месяцев проведения профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
4. Организация обеспечения медицинских организаций бланками родовых сертификатов осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Порядком обеспечения родовыми сертификатами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, их учета и хранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 года N 701 “О родовом сертификате”.
5. Оплата услуг медицинским организациям осуществляется территориальными органами Фонда на основании талонов N 1, N 2, N 3-1, N 3-2 родового сертификата, заполненных в соответствии с Инструкцией по заполнению родового сертификата, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 года N 701 “О родовом сертификате”.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
6. Родовые сертификаты выдаются женщинам при предъявлении ими паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, полиса обязательного медицинского страхования и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
При отсутствии у женщины полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования либо документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (пребывания), услуги оплачиваются при наличии в соответствующих графах талонов родовых сертификатов отметки о причине отсутствия документов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
7. Выдача родового сертификата производится женщинам женской консультацией, осуществляющей наблюдение женщины в период беременности, при явке к врачу на очередной осмотр женщины со сроком беременности 30 недель (при многоплодной беременности – 28 недель беременности) и более.
Женщинам, наблюдающимся в период беременности в медицинской организации, не имеющей права в соответствии с настоящим Порядком выдавать родовые сертификаты, для оплаты услуг родильного дома и детской поликлиники родовый сертификат может быть выдан с 30 недель беременности (в случае многоплодной беременности – с 28 недель беременности) и более женской консультацией, расположенной по месту жительства (пребывания) женщины, с соответствующей отметкой в обменной карте женщины и (или) медицинской карте амбулаторного больного.
Женщинам, усыновившим ребенка в возрасте до 3 месяцев, родовый сертификат может быть выдан детской поликлиникой, осуществляющей проведение профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет в порядке, установленном пунктом 12 настоящего Порядка.
8. Услуги, оказанные женскими консультациями женщинам в период беременности в амбулаторных условиях, оплачиваются указанным организациям в размере 4 тыс. рублей (3 тыс. рублей – за услуги по оказанию медицинской помощи и 1 тыс. рублей – за услуги по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи) за каждую женщину, получившую соответствующие услуги.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
Услуги, оказываемые родильными домами в период родов и в послеродовой период, оплачиваются указанным организациям в размере 6,0 тыс. рублей за каждую женщину, при оказании ей и новорожденному соответствующих услуг.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
Услуги по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет, оказываемые детскими поликлиниками, оплачиваются указанным организациям:
а) за первые 6 месяцев проведения профилактических медицинских осмотров ребенка – в размере 1 тыс. рублей за каждого ребенка, получившего соответствующие услуги;
б) за вторые 6 месяцев проведения профилактических медицинских осмотров ребенка – в размере 1 тыс. рублей за каждого ребенка, получившего соответствующие услуги.
9. Оплата женским консультациям услуг, оказываемых женщине в период беременности, производится территориальным органом Фонда по месту нахождения женской консультации, выдавшей родовый сертификат, при условии постановки женщины на учет по беременности и последующего непрерывного наблюдения женщины в амбулаторных условиях данной женской консультацией не менее 12 недель на основании талона N 1 родового сертификата, представленного к оплате в порядке, установленном пунктом 13 настоящего Порядка.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
При наблюдении женщины в амбулаторных условиях в нескольких женских консультациях оплате территориальным органом Фонда подлежит талон N 1 родового сертификата, представленный в территориальный орган Фонда женской консультацией, наблюдавшей беременную женщину наиболее длительное время, но не менее 12 недель.
Для оплаты услуг, оказываемых женщине в период беременности, в период непрерывного наблюдения женщины в амбулаторных условиях в женской консультации, включаются периоды пребывания женщины по медицинским показаниям в медицинской организации в стационарных условиях и в специализированной санаторно-курортной организации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
10. Оплата родильным домам услуг, оказанных женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, производится на основании талона N 2 родового сертификата, представленного женщиной в родильный дом вместе с обменной картой, содержащей сведения о выдаче ей родового сертификата (серия, номер и дата выдачи родового сертификата), при поступлении на роды.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)
Оплата услуг родильным домам производится территориальным органом Фонда по месту нахождения родильного дома, в котором проходили роды, на основании талона N 2 родового сертификата, заполненного родильным домом при выписке женщины из родильного дома и представленного к оплате в порядке, установленном пунктом 13 настоящего Порядка.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года приказом Минздрава России от 17 февраля 2020 года N 97н. – См. предыдущую редакцию)