- В чем разница между сертификатом соответствия и декларации о соответствии
- Гос. регистрация и сертификация органических удобрений
- Государственная регистрация сельскохозяйственного товара
- Дополнительное подтверждение соответствия
- Зачем оформлять сертификат?
- Нарушение законодательства в области сертификации и декларирования продукции
- Органические удобрения: определение, классификация и схемы подтверждения соответствия
- Ответственность заявителей
- Ответственность органов по сертификации
- Порядок получения и необходимые документы
- Преимущества обращения в группу компаний по сертификации «moseac»
- Преимущества получения сертификата
- Сводная таблица штрафов
- Сертификация удобрений — стоимость, сроки и требования оценки соответствия
В чем разница между сертификатом соответствия и декларации о соответствии
Несмотря на то, что сертификат соответствия и декларация соответствия – это две формы обязательного подтверждения соответствия, отличия между ними существуют следующие:
- В случае получения сертификата ответственность за сведения, включенные в сам документ, за безопасность продукции производитель разделяет с органом сертификации, где был оформлен документ подтверждения соответствия. В то время как при получении декларации о соответствии вся ответственность остается за производителем продукции (или другим лицом, выполняющим декларирование).
- В случае получения сертификата соответствия продукции документ заполняется на специальном типографском бланке, защищенном от подделок. Декларация соответствия продукции заполняется на обычной белой бумаге формата А4. Существуют установленные требования по оформлению данного документа. Как правило, орган сертификации предоставляет своим клиентам образцы деклараций соответствия для правильного оформления разрешительного документа.
- При проведении испытаний для получения декларации о соответствии продукции, законом предусмотрены схемы декларирования, когда достаточно заявителю предоставить протоколы испытаний, проведенные в собственных лабораториях производителя товаров, т.е. на основе собственных доказательств безопасности продукции. При проведении испытаний для получения сертификата соответствия не существуют схемы сертификации, предусматривающие применение собственной доказательной базы заявителя (за исключением схемы 9с). Принятие декларации о соответствии может проводиться на основе двух видов схем декларирования: на базе собственных доказательств заявителя или с участием третьей стороны. В качестве третьей стороны закон допускает привлечение к работам сертификационную испытательную лабораторию, где проводятся независимые испытания образцов продукции.
- Схемы сертификации и схемы декларирования, как правило, отличны друг от друга. Чаще всего при оформлении сертификатов соответствия имеется большее количество разрешенных схем сертификации, чем при оформлении декларации соответствия. Но и при получении сертификата соответствия и при оформлении декларации о соответствии в качестве дополнительных доказательств безопасности и качества продукции принимаются сертификаты качества производства (сертификаты систем менеджмента предприятия).
- Оформление сертификата соответствия всегда требует подтверждение соответствия определенному набору нормативов, которые указываются в Техническом регламенте или в Постановлении Правительства РФ, которые определяют обязательность оформления сертификата соответствия на конкретный вид продукции. При оформлении декларации о соответствии заявитель указывает конкретные нормативные документы, в соответствии с которыми осуществлялся выпуск продукции и на соответствие которых проводится оценка соответствия.
- При оформлении сертификата соответствия продукции данный документ вносится в государственный реестр сертификатов соответствия и ему присваивается уникальный регистрационный номер. Тоже происходит и с декларацией, которая регистрируется в государственном реестре деклараций соответствия. Эти документы регистрируются в разных реестрах, с разной кодификацией, т.е. должны иметь разные регистрационные номера.
Гос. регистрация и сертификация органических удобрений
В соответствии с Приказом Минсельхоза РФ № 294 от 09.07.2021 и № 357 от 10.07.2007 пестициды и агрохимикаты для допуска к использованию подлежат прохождению процедуры государственной регистрации. К агрохимикатам относят удобрения химического или биологического характера, мелиоранты, кормовые добавки для растений и с/х культур.
Контролирующие организации, потребители и заинтересованные лица могут проверить прохождение удобрением процедуры при помощи обращения к государственному каталогу пестицидов и агрохимикатов, допущенных к реализации. Гос. регистрация, предшествующая процедуре, проводится в следующие этапы:
- организация регистрационного испытания удобрения, претендующего на включение в реестр;
- проведение экспертизы регламента использования удобрения;
- экспертиза результатов регистрационных испытаний;
- проведение государственной регистрации удобрения;
- предоставление заявителю свидетельства о гос. регистрации;
- внесение удобрения в Государственный каталог.
Исключением, при котором государственная регистрация не потребуется, является производство удобрений для использования в личных целях.
Оформление сертификата на органические удобрения не является обязательной процедурой для возможности налаживания производства и реализации продукции. Несмотря на это оформление добровольного документа – процедура, к оформлению которой прибегает большинство производителей и импортеров.
- массовая доля примесей элементов, относимых к токсичным (кадмий, свинец, ртуть);
- концентрация остаточных веществ пестицидов (ДДТ, ГХЦГ);
- активность естественных радионуклидов;
- активность техногенных радионуклидов;
- индекс санитарно-показательных микроорганизмов;
- присутствие болезнетворных и патогенных микроорганизмов;
- наличие жизнеспособных личинок и яиц гельминтов;
- массовая доля сухого вещества;
- содержание балластных инородных механических включений;
- величина частиц удобрения;
- активность водородных ионов;
- массовая доля органического сухого вещества;
- массовая доля питательных веществ.
Отдельное внимание уделяется и требованиям к маркировке продукции. Каждая отдельная единица упаковки должна содержать информацию следующего характера:
- название продукции;
- наименование страны, в которой произведен товар;
- название выпускающего предприятия, его юридический адрес, товарный знак (при его наличии);
- информацию по основным потребительским свойствам товара;
- метод использования;
- состав продукции (количество питательных веществ);
- условия и правила безопасного хранения, перевозки, эффективного применения и утилизации;
- продолжительность хранения;
- дату изготовления;
- номер партии товара;
- массу или объем;
- класс опасности, к которому относится продукция;
- обозначение НТД, к которому относится выпускаемое удобрение;
- информацию в отношении оценки соответствия продукции;
- штриховой код (если он зарегистрирован);
- номер тарной этикетки.
Мы готовы ответить на любые вопросы в отношении документального сопровождения производства продукции, его импорта и реализации на территории Российской Федерации и за ее пределами. Свяжитесь любым удобным способом с нашими специалистами – все консультации оказываются бесплатно!
Государственная регистрация сельскохозяйственного товара
Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов определен Приказом Минсельхоза РФ №357. Согласно положениям нормативного акта, проверке подлежат:
- пестициды;
- регуляторы роста растений;
- средства повышения плодородия на минеральной, органической, микробиологической основе;
- мелиоранты;
- почвенные грунты и т.д.
СГР на удобрения оформляется в Минсельхозе, эта процедура предшествует декларированию в системе ГОСТ Р.
Государственный орган проводит предварительную оценку, в ходе которой определяется тип препарата, формирует досье, куда помещается вся информация о веществе. Для госрегистрации обязательно проводятся лабораторные испытания, в ходе которых проверяются следующие свойства товара:
- токсичность;
- экологичность;
- биологическая эффективность.
Сделанные в ходе проверки выводы отражаются на этикеточной надписи и в паспорте безопасности продукта. Практика показывает, что оценочные мероприятия в Минсельхозе могут занимать до года и более. Эксперты нашего центра обладают опытом, знаниями и связями, чтобы максимально сократить период ожидания и предоставить заявителю на 100% легальные разрешительные документы.
Дополнительное подтверждение соответствия
После оформления обязательной декларации предприятие вправе приобрести добровольный сертификат ГОСТ Р. Проверка соответствия проводится согласно требований, указанных в стандарте ГОСТ Р 51520-99. При этом в ходе испытаний подтверждается безопасность минеральных удобрений для жизни и здоровья человека, окружающей среды. Оценивается качество упаковки.Исследуются такие физико-химические свойства, как:
- внешний вид;
- доля питательных веществ и микроэлементов в составе;
- наличие токсичных элементов;
- массовая доля воды и т.д.
Подтвердив качественные характеристики своего товара, предприятие займет выигрышную позицию по сравнению с конкурентами, не имеющими сертификата. Появятся новые возможности, которые позволят компании:
- участвовать в тендерах и конкурсах, работать с муниципальными заказчиками;
- расширить рынки сбыта;
- повысить доходность бизнеса;
- получить лояльное отношение со стороны органов надзора.
Дополнительные вопросы о сертификации минеральных удобрений задавайте специалистам центра “Полотест”. Мы будем рады Вас проконсультировать абсолютно бесплатно!
Зачем оформлять сертификат?
Игнорирование требований законодательства по оформлению сертификатов качества может «ударить» по самой компании,
осуществляющей производство или реализацию товаров. Напротив, наличие этого документа, обеспечивает предпринимателю
целый ряд неоспоримых преимуществ:
- стремительное повышение уровня доверия к предприятию со стороны контролирующих инстанций и конечного
потребителя. Наличие сертификата говорит о том, что компания заботится о своих покупателях и может нести полную
ответственность за качество продукции; - повышение конкурентоспособности товара на рынке. В условиях жесткой конкуренции это весьма важное преимущество,
так как оно дает возможность показать потребителю, что продукт выполнен из качественного исходного сырья и
полностью соответствует любым требованиям; - возможность выхода на зарубежные рынки. Наличие сертификата – одно из главных требований для предприятия,
намеревающегося сотрудничать с иностранными производителями и торговыми компаниями; - преимущество в тендерах на поставку товаров. Если ваша компания представит сертификат качества на свою
продукцию, то ее шансы на выигрыш существенно возрастут; - получение возможности более эффективно управлять всеми производственными процессами, оптимизировать расходы на
изготовление товаров, строить долгосрочные стратегические планы.
Сертификат выдается на определенный законодательством срок, в течение которого могут осуществляться инспекторские
проверки, позволяющие убедиться в соответствии условий производства требованиям конкретного стандарта или
технического регламента. Именно поэтому компания, имеющая данный документ, вряд ли допустит снижение качества
продукции в будущем.
Наличие у компании сертификата качества подтверждается использованием специального знака, который располагается
рядом с маркировкой продукции. Он может выглядеть следующим образом:
Нарушение законодательства в области сертификации и декларирования продукции
Нарушение законодательства в части отсутствия обязательных разрешительных документов на продукцию влечет за собой административную ответственность. Это установлено в статьях 4 и 7 закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.
Обязательное наличие разрешительных документов на товары, предназначенные для продажи на территории нашей страны, также регламентируется федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. (далее ФЗ № 184), в котором собраны общие обязательные требования к проектированию, производству, а также реализации различных групп продукции.
На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности закреплены в технических регламентах Таможенного союза. В документах также прописаны требования к получению, хранению, предоставлению в случае необходимости сертификатов, деклараций, протоколов испытаний, а также прочих материалов, подтверждающих безопасность изделий.
Требования к реализации продукции приняты постановлением Правительства РФ № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» от 21 июля 1997 г., где также установлена необходимость получения разрешительных документов для продукции, в отношении которой действуют обязательные нормы безопасности (статья II пункт 30).
Схема 1. Законодательство в области обеспечения соответствия продукции
Степень ответственности за нарушение законодательства установлена в Кодексе Российской Федерации № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. (далее КоАП РФ), а именно главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».
Органические удобрения: определение, классификация и схемы подтверждения соответствия
Под определение органических подпадают удобрения, полученные в результате разложения продуктов растительного и животного происхождения. В процессе разложения растения и отходы растительного происхождения, навоз и помет образуют необходимые для почвы минеральные вещества, способствуют развитию почвенных микроорганизмов и бактерий, живущих в симбиозе с корнями овощных культур и помогающих им получать необходимые для роста питательные элементы.
К категории органических относятся следующие виды удобрений:
- навоз;
- удобрения на основе птичьего помета;
- удобрения на основе ила;
- торф;
- компост и перегной;
- удобрения на основе древесины и опилок.
Несмотря на то, что в процессе производства и реализации данной группы товаров нет серьезных рисков и факторов, которые могли бы негативно повлиять на их качество, все равно важно на всех этапах производственного цикла придерживаться требований нормативно-технической документации.
В противном случае использование удобрений может не только оказаться малоэффективным, но и снизит количество или качество ожидаемого урожая. К подобной ситуации может привести переизбыток в составе удобрений определенных веществ или присутствие вредных компонентов.
Поэтому, несмотря на то что действующим законодательством не предусмотрена обязательная сертификация или декларирование, а также госрегистрация данной группы продукции, на нее желательно оформлять документы, подтверждающие ее соответствие действующим нормативным документам.
Ответственность заявителей
Обязанности заявителя в области обязательного подтверждения безопасности продукции, как при сертификации, так и при декларировании соответствия, регламентированы в статье 27 ФЗ № 184.
Заявитель должен:
- обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов или других нормативно-технических документов, предъявляющих обязательные требования безопасности к продукции;
- выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
- указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате или декларации о соответствии;
- прекращать реализацию продукции, если действие сертификата или декларации приостановлено или срок действия документов истек;
- извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции и т. д.
Кроме того, в положениях технических регламентов Таможенного союза установлено, что заявитель обязан хранить протоколы испытаний, полученные в процессе декларирования соответствия на собственных обоснованиях безопасности, в течение 5 лет после окончания срока действия декларации.
За нарушение обязательств заявитель несет административную ответственность согласно законодательству нашей страны. Размеры штрафов по каждому виду нарушения указаны в сводной таблице штрафов.
Ответственность органов по сертификации
В задачи органа по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, а также регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции. Получение документов заявителем осуществляется только после проверки специалистами органов:
- правильности всех материалов на продукцию, заявителя, с указанием регистрационных и учредительных документов;
- степени соблюдения установленных требований в технических регламентах, стандартах и прочей нормативно-технической документации;
- правильности кодов ОКПД2/ТН ВЭД ЕАЭС продукции;
- достоверности результатов испытаний и исследований продукции;
- достоверности результатов анализа состояния производства;
- прочих документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции требованиям безопасности.
Объект проверки зависит от применяемой схемы сертификации или декларирования. При этом в любом случае сертификат не может быть выдан, а декларация не может быть зарегистрирована органом по сертификации без обоснованных доказательств подтверждения безопасности продукции.
Административная ответственность органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 41 ФЗ № 184. Под нарушением при этом понимаются действия, повлекшие за собой:
- выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
- причинение заявителю убытков от упущения выгоды, в результате необоснованного отказа в выдаче, приостановления или прекращения действия сертификата.
За необоснованную выдачу сертификатов и регистрацию деклараций органом по сертификации установлена также административная ответственность. В большинстве случаях за нарушение установленных законодательством требований взимается штраф, размер которого определен в сводной таблице штрафов.
Порядок получения и необходимые документы
Для оформления декларации заявителю следует собрать следующий пакет документации:
- копии ИНН, ОГРН и выписок из реестров (Госстат, ЕГРЮЛ или ЕГРИП), копия устава;
- произвольное описание продукции с указанием состава, назначения, кода по ТН ВЭД, других свойств и характеристик;
- копии технических условий или перечень ГОСТов, применяемых в производстве;
- паспорт безопасности веществ (при необходимости);
- договоры/контракты на поставку импортной продукции со спецификацией, документы подтверждающие право представительства, сертификаты качества страны происхождения (при наличии);
- протоколы испытаний, акты анализа производства;
- стандартная заявка в письменной форме.
Специалистом аккредитованного сертификационного центра рассматривается заявка, подробно изучаются все представленные доказательства и документы, устанавливается их соответствие действующим в данный момент ГОСТам.
При положительном результате декларация регистрируется в реестре ФСА, ей присваивается уникальный номер, а дата внесения в реестр считается началом срока действия декларации.
Более подробно ознакомиться с порядком оформления декларации и сертификата на удобрения можно в центре сертификации «Рос-Тест». Наши специалисты бесплатной предоставят исчерпывающие консультации по вашему запросу с учетом специфики и особенностей конкретной продукции!
Преимущества обращения в группу компаний по сертификации «moseac»
Если вы планируете наладить производство или реализацию агрохимикатов, то, в первую очередь, необходимо заняться оформлением разрешительной документации. Наши специалисты подскажут, с чего начать, и какие документы понадобится получить в обязательном порядке.
Мы предлагаем сотрудничество на выгодных условиях, а именно:
- минимальные сроки оформления – обратившись к нам, вы сэкономите время, которое сможете потратить на развитие бизнеса;
- выгодные цены на весь спектр предоставляемых услуг – а для желающих получить сразу полный пакет документов существуют специальные предложения;
- наличие высококвалифицированных специалистов – наши сотрудники следят за всеми нововведениями в действующем законодательстве и строго следуют им;
- экспертная поддержка на всех стадиях оформления – для нас нет неразрешимых проблем, поэтому если возникли какие-либо сложности, мы гарантированно поможем преодолеть их.
Наши консультации бесплатны! Вы сможете получить ответ на любой вопрос в области оформления документации, написав нам, или заказав обратный звонок.
Преимущества получения сертификата
Получив разрешение на удобрения, возможно начать наносить на сырье специальную маркировку, увеличить инвестиционное доверие, повысить лояльность клиентов, получить допуск к госзакупкам и начать заключать выгодные крупные контракты с партнерами.
Сводная таблица штрафов
Правонарушение | Ответственный исполнитель | Вид наказания (штраф от — до, руб.) | Статья КоАП РФ | |||
Для граждан | Для должностных лиц | Для ИП | Для юр. лиц | |||
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов | Заявитель — продавец | 1 000 — 2 000 | 3 000 — 10 000 | 10 000 — 20 000 | 20 000 — 30 000 | 14.4 |
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара, при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара | Заявитель – производитель, продавец, импортер | 3 000 — 5 000 | 12 000 — 20 000 | — | 100 000 — 500 000 | 14.7 |
Сокрытие достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, продавце, импортере и о режиме их работы1 | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 500 — 1 000 | — | 5 000 — 10 000 | 14.8 |
Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов2 | Заявитель – производитель, продавец, импортер | 1 000 — 2 000 | 10 000 — 20 000 | 20 000 — 30 000 | 100 000 — 300 000 | 14.43 |
Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений | Заявитель – производитель, продавец, импортер | 2 000 — 4 000 | 20 000 — 30 000 | 30 000 — 40 000 | 300 000 — 600 000 | 14.43 |
Недостоверное декларирование соответствия продукции | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 15 000- 25 000 | — | 100 000 – 300 000 | 14.44 |
Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 25 000- 30 000 | — | 300 000- 500 000 | 14.44 |
Недостоверное декларирование соответствия продукции, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 35 000-50 000 | — | 700 000 – 1 000 000 | 14.44 |
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате или декларации о соответствии | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 20 000 — 40 000 | — | 100 000 — 300 000 | 14.45 |
Маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой не подтверждено требованиям технических регламентов3 | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 10 000 — 20 000 | — | 100 000 — 300 000 | 14.46 |
Нарушение правил выполнения работ по сертификации/ декларированию соответствия4 | Орган по сертификации | — | 20 000 — 40 000 | — | 400 000 — 500 000 | 14.47 |
Необоснованная выдача или отказ в выдаче сертификата, либо необоснованное приостановление его действия5 | Орган по сертификации | — | 20 000 — 30 000 | — | 50 000 — 100 000 | 14.47 |
Нарушение органом по сертификации установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия, не повлекшее за собой необоснованной выдачи органом по сертификации сертификата соответствия, — | Орган по сертификации | — | 5 000 — 10 000 | — | 10 000 — 20 000 | 14.47 |
Представление недостоверных результатов исследований6 | Испытательная лаборатория | — | 30 000 — 50 000 | — | 400 000 — 500 000 | 14.48 |
Таблица 1. Виды правонарушений в части реализации продукции и ответственность за них
Примечания:
- Для начала может быть применено предупреждение.
- При возникновении ситуаций, повлекших за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровья граждан, размер штрафа может быть удвоен.
- При возникновении ситуаций, повлекших за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровья граждан, размер штрафа может быть увеличен до 50 000 руб. для должностных лиц и до 1 000 000 руб. для юр. лиц.
- В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 1 года. Кроме того, при поступлении в обращение продукции, оценка соответствия которой была проведена с нарушениями, ответственность органа по сертификации может вырасти до 1 000 000 руб. или дисквалификации на срок до 3 лет.
- В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 1 года.
- В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 3 лет.
Сертификация удобрений — стоимость, сроки и требования оценки соответствия
В настоящий момент удобрения проходят процедуру подтверждения соответствия следующим стандартам:
— ГОСТ Р 51520-99 «Удобрения минеральные»
— ГОСТ 27980-88 «Удобрения органические. Методы определения органического вещества»
— ГОСТ 26713-85 «Удобрения органические. Метод определения влаги и сухого остатка»
В зависимости от описания и характеристик удобрений, на них может потребоваться оформления Свидетельства о государственной регистрации.
Обратите внимание, что к маркировке и упаковке удобрений стандартом также предъявляются серьёзные требования, а после вступления в силу технического регламента ЕАЭС они ещё сильнее ужесточатся. Мы предлагаем пройти экспертизу упаковки и маркировки удобрений на соответствие их всем действующим требованиям.