Сертификация услуг и персонала в сфере жилищно-комунального хозяйства – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

I. общие положения / консультантплюс

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее – сертификат) в рамках реализации ведомственной целевой программы “Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг” государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации” (далее соответственно – государственная программа, ведомственная целевая программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 1710 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее – социальная выплата).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сертификат не является ценной бумагой.

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

Участие граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в ведомственной целевой программе добровольное.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма сертификата и требования к его заполнению утверждаются ответственным исполнителем государственной программы.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.11.2021 N 1392, от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации мероприятий по обеспечению жильем граждан за счет средств федерального бюджета с использованием сертификатов в рамках ведомственной целевой программы (далее – банк), – 3 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, – 7 месяцев.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2021 N 1042, от 05.07.2021 N 629, от 30.12.2021 N 1710, от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.

5. Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации (далее – граждане):

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица:

военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”;

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте “в” пункта 3 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”;

сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”;

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;

члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

члены семей содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, если указанные сотрудники были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые в соответствии с пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2021 г. N 157 “Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации” состоят в списке очередников для получения жилого помещения по договору социального найма по месту службы;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2021 N 742)

граждане, уволенные со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые в соответствии с пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2021 г. N 157 “Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации” состоят в списке очередников для получения жилого помещения по договору социального найма по последнему перед увольнением месту службы;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2021 N 742)

члены семей лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, погибших (умерших) в период прохождения службы, если указанные лица на дату гибели (смерти) в соответствии с пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2021 г. N 157 “Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации” состояли в списке очередников для получения жилого помещения по договору социального найма по месту службы. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2021 N 742)

(пп. “а” в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2021 N 1013)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее – поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 05.07.2021 N 629, от 22.12.2021 N 1613, от 30.12.2021 N 1710, от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) – г) утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 12.07.2021 N 561;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 23.09.2021 N 1013;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении “Маяк”, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” на граждан из подразделений особого риска;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 12.07.2021 N 561)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.07.2021 N 629, от 30.11.2021 N 1266, от 12.10.2020 N 1666)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”;

(пп. “з” в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2021 N 909)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее – закрывающиеся населенные пункты), имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”;

(пп. “и” введен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2021 N 909)

к) граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании” и частью 1 статьи 3 Федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании”, в статью 17 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан” и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2021 г. на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования;

(пп. “к” введен Постановлением Правительства РФ от 23.09.2021 N 1013)

л) граждане, подлежащие переселению с территории комплекса “Байконур”, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2021 г. N 219 “О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса “Байконур”, для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации”.

(пп. “л” введен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2021 N 1392)

6. Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 1921 настоящих Правил (далее – граждане – участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Из числа граждан – участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах “а”, “е” и “ж” пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в первоочередном порядке – гражданам, указанным в абзацах девятом и двенадцатом подпункта “а” пункта 5 настоящих Правил.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.07.2021 N 629, от 30.12.2021 N 1710, от 27.06.2021 N 742, от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

7(1). К действиям, повлекшим намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) гражданами, указанными в подпункте “б” пункта 5 настоящих Правил, в целях настоящих Правил относятся следующие действия и гражданско-правовые сделки, совершенные указанными гражданами и (или) членами их семей:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2021 N 1613)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) обмен жилыми помещениями на жилое помещение меньшей общей площади;

б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги) гражданина, указанного в подпункте “б” пункта 5 настоящих Правил, несовершеннолетних детей и временных жильцов);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2021 N 1710, от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

Про сертификаты:  Сертификационные курсы детского массажа (432 ак/ч)

(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 05.07.2021 N 629)

7(2). Не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане, указанные в подпункте “ж” пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 17 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации “О вынужденных переселенцах”.

(п. 7(2) введен Постановлением Правительства РФ от 05.07.2021 N 629; в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2021 N 1710, от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 12.07.2021 N 561.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.07.2021 N 561, от 27.06.2021 N 742)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В общую продолжительность службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.06.2021 N 742, от 12.10.2020 N 1666)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общая продолжительность военной службы определяется в порядке, установленном пунктом 7 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы”.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1666)

11. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, органом местного самоуправления муниципального образования, в границы которого включены территории, ранее входившие в закрытые административно-территориальные образования, или администрацией г. Байконура (далее – органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.09.2021 N 1013, от 29.12.2021 N 1540, от 20.11.2021 N 1392)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Социальная выплата (за исключением граждан, указанных в подпункте “к” пункта 5 настоящих Правил) предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из:

норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, определяемого в соответствии с пунктами 16 и 16(2) настоящих Правил для граждан, указанных в подпунктах “а”, “б” и “е”“з” пункта 5 настоящих Правил, и определяемого в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил для граждан, указанных в подпунктах “и” и “л” пункта 5 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 N 1666)

(см. текст в предыдущей редакции)

норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

повышающего коэффициента к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленного пунктом 14 настоящих Правил для отдельных субъектов Российской Федерации, применяемого при расчете размера социальной выплаты гражданам, указанным в подпунктах “а”, “б” и “е”“и” пункта 5 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2021 N 1392)

(см. текст в предыдущей редакции)

положений пунктов 15 и 15(1) настоящих Правил – для граждан, указанных в подпунктах “з” и “и” пункта 5 настоящих Правил.

Порядок определения размера социальной выплаты для граждан, указанных в подпункте “к” пункта 5 настоящих Правил, устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2021 N 742)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. При расчете размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации:

а) для Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Магаданской, Московской и Сахалинской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга – 1,2;

б) для Республики Бурятия, Республики Тыва и Республики Хакасия, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской и Свердловской областей – 1,15;

в) для Республики Алтай, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской и Калининградской областей – 1,1.

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2021 N 561)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При расчете размера социальной выплаты учитывается следующий норматив предоставления жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений:

для граждан – участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте “з” пункта 5 настоящих Правил, – установленный статьей 5 Федерального закона “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

для граждан – участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте “и” пункта 5 настоящих Правил, – в размере 100 процентов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2021 N 742)

(см. текст в предыдущей редакции)

15(1). В случае если после постановки гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте “з” пункта 5 настоящих Правил, на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

В случае если после принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации решения о закрытии населенного пункта гражданин, относящийся к категории граждан, указанной в подпункте “и” пункта 5 настоящих Правил, и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи этому гражданину государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 N 1666)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2021 N 742)

16. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

33 кв. м – для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. м – на семью из 2 человек;

по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м (в том числе в отношении категории граждан, указанной в подпункте “к” пункта 5 настоящих Правил). При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям (при наличии права на дополнительную общую площадь одновременно у получателя сертификата и (или) нескольких членов семьи получателя сертификата) размер такой площади не суммируется.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257, от 23.09.2021 N 1013, от 12.10.2020 N 1666)

(см. текст в предыдущей редакции)

16(1). Утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 27.06.2021 N 742.

(см. текст в предыдущей редакции)

16(2). В случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте “а”, “б” или “е” пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте “ж” пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.

В случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте “а” или “е” пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.

В случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте “а” или “е” пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте “з” пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 N 1666)

(см. текст в предыдущей редакции)

Право на получение сертификата предоставляется гражданину – участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину – участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 16(2) в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2021 N 742)

(см. текст в предыдущей редакции)

16(3). Условием выдачи сертификата гражданину – участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпунктах “б”, “з”, “и” или “л” пункта 5 настоящих Правил, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное ими и подписанное всеми совершеннолетними членами их семей обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.11.2021 N 1392, от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

Условием выдачи сертификата гражданину – участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпунктах “б”, “з” или “и” пункта 5 настоящих Правил, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 16(2) настоящих Правил). При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2021 N 858, от 12.10.2020 N 1666)

(см. текст в предыдущей редакции)

Условием выдачи сертификата гражданину – участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпункте “ж” пункта 5 настоящих Правил, проживающему по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 16(3) в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2021 N 742)

(см. текст в предыдущей редакции)

16(4). Предоставление сертификата гражданам – участникам ведомственной целевой программы, указанным в подпункте “к” пункта 5 настоящих Правил, осуществляется при условии подписания указанными гражданами и всеми совершеннолетними членами их семей обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений. Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

(п. 16(4) введен Постановлением Правительства РФ от 23.09.2021 N 1013; в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2021 N 1710, от 04.07.2021 N 858)

Про сертификаты:  Условия въезда - Туры на Мальту, отдых на Мальте от туроператора - PAKS

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В настоящих Правилах членами семьи гражданина – участника ведомственной целевой программы (за исключением граждан, указанных в пунктах 17(1) и 17(2) настоящих Правил) признаются следующие граждане:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2021 N 858, от 12.10.2020 N 1666)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) в отношении граждан, указанных в подпунктах “а”“е” пункта 5 настоящих Правил:

постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2021 N 1613)

(см. текст в предыдущей редакции)

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;

б) в отношении граждан, указанных в подпункте “ж” пункта 5 настоящих Правил:

проживающие с гражданином – участником ведомственной целевой программы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2021 N 1710, от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;

(пп. “б” в ред. Постановления Правительства РФ от 05.07.2021 N 629)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) в отношении граждан, указанных в подпункте “з” пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, указанных в подпункте “и” пункта 5 настоящих Правил:

постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;

в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;

г) в отношении граждан, указанных в подпункте “з” пункта 5 настоящих Правил, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:

прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, если они по прежнему месту жительства были вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство;

в исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;

д) в отношении граждан, указанных в подпункте “к” пункта 5 настоящих Правил:

постоянно проживающие (проживавшие) совместно с ним супруг или супруга, дети, родители данного гражданина;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут (вели) с ним общее хозяйство;

(пп. “д” введен Постановлением Правительства РФ от 23.09.2021 N 1013)

е) в отношении граждан, указанных в подпункте “л” пункта 5 настоящих Правил:

проживающие совместно с ним имеющие гражданство Российской Федерации его супруг (супруга), их дети и родители;

признанные в судебном порядке членами семьи другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные лица, имеющие гражданство Российской Федерации, если они постоянно проживают совместно с ним.

(пп. “е” введен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2021 N 1392)

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2021 N 909)

(см. текст в предыдущей редакции)

17(1). Для граждан – участников ведомственной целевой программы, указанных в абзаце восьмом подпункта “а” пункта 5 настоящих Правил, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).

Для граждан – участников ведомственной целевой программы, указанных в абзацах девятом и двенадцатом подпункта “а” пункта 5 настоящих Правил, в состав семьи для определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, включаются члены семьи умершего (погибшего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудника Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, лица, проходившего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, признанные (которые могли быть признаны) членами семьи умершего (погибшего) гражданина в соответствии с подпунктом “а” пункта 17 настоящих Правил на дату его смерти (гибели). При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1666)

(п. 17(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.09.2021 N 1013; в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2021 N 1710, от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

17(2). В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено право на обеспечение жилым помещением (получение социальной выплаты) семей умерших (погибших) граждан, указанных в подпунктах “е”, “з”, “к” и “л” пункта 5 настоящих Правил, в состав семьи для определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, включаются следующие члены семьи умершего (погибшего) гражданина:

а) в случае если право на обеспечение жилым помещением установлено частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”:

члены семей, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС или умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;

члены семей умерших граждан – инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, которые до смерти приобрели право на обеспечение жилым помещением в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, признанные (которые могли быть признаны) членами семьи умершего гражданина в соответствии с подпунктом “а” пункта 17 настоящих Правил на дату его смерти;

б) в случае если право на обеспечение жилым помещением установлено частью второй статьи 15 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, – члены семей умерших граждан – участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе их вдовы (вдовцы), признанные (которые могли быть признаны) членами семьи умершего гражданина в соответствии с подпунктом “а” пункта 17 настоящих Правил на дату его смерти;

в) в случае если право на обеспечение жилым помещением установлено частью второй статьи 11 Федерального закона “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”, – члены семей, потерявшие кормильца из числа граждан, указанных в статьях 2 и 3 указанного Федерального закона;

г) в случае если право на получение социальной выплаты установлено частью второй статьи 1 Федерального закона “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”, – члены семей умерших граждан, указанных в подпункте “з” пункта 5 настоящих Правил, признанные (которые могли быть признаны) членами семьи умершего гражданина в соответствии с подпунктом “в” или “г” пункта 17 настоящих Правил на дату его смерти;

д) в случае если право на получение социальной выплаты установлено пунктом 2.3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании”, – члены семей умерших (погибших) граждан, указанных в подпункте “к” пункта 5 настоящих Правил, признанные (которые могли быть признаны) членами семьи умершего (погибшего) гражданина в соответствии с подпунктом “д” пункта 17 настоящих Правил на дату его смерти (гибели). При этом вдовы (вдовцы) умерших (погибших) граждан включаются в состав семьи при условии, что они не вступили в повторный брак;

е) в случае если право на получение социальной выплаты установлено пунктом 5 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса “Байконур”, для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2021 г. N 219 “О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса “Байконур”, для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации” (далее – Положение о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса “Байконур”, для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации), – члены семей умерших (погибших) граждан, указанных в подпункте “л” пункта 5 настоящих Правил, признанные (которые могли быть признаны) членами семьи умершего (погибшего) гражданина в соответствии с подпунктом “е” пункта 17 настоящих Правил на дату его смерти (гибели). При этом вдовы (вдовцы) умерших (погибших) граждан включаются в состав семьи при условии, что они не вступили в повторный брак.

(п. 17(2) в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 N 1666)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Выдача сертификатов осуществляется:

а) в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц ведомственной целевой программы:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

гражданам, указанным в подпункте “а” пункта 5 настоящих Правил, – федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее – федеральный орган), в котором указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

гражданам, указанным в подпункте “б” пункта 5 настоящих Правил, – федеральным органом, в сфере ведения которого находится закрытый военный городок или поселок (находился населенный пункт, исключенный из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков), из которого подлежат переселению указанные граждане;

б) в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении “Маяк”, и приравненных к ним лиц ведомственной целевой программы – гражданам, указанным в подпункте “е” пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем вынужденных переселенцев ведомственной целевой программы – гражданам, указанным в подпункте “ж” пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ведомственной целевой программы – гражданам, указанным в подпунктах “з” и “и” пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органе местного самоуправления) на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” или в соответствии с Федеральным законом “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подлежащих переселению из закрытых административно-территориальных образований, ведомственной целевой программы – гражданам, указанным в подпункте “к” пункта 5 настоящих Правил, органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования (органом местного самоуправления муниципального образования, в границы которого включены территории, ранее входившие в закрытое административно-территориальное образование) (далее – орган местного самоуправления закрытого административно-территориального образования), из которого указанные граждане подлежат переселению;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подлежащих переселению с территории комплекса “Байконур”, ведомственной целевой программы – гражданам, указанным в подпункте “л” пункта 5 настоящих Правил, администрацией г. Байконура.

(пп. “е” введен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2021 N 1392; в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2021 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2021 N 742)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сертификация услуг и персонала в сфере жилищно-комунального хозяйства

УДК 332.8.

Л. В. Спицына

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ И ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ ЖИЛИщНО-КОММУНАЛЬНОГО хОЗЯЙСТВА

Статья является результатом изучения основных вопросов, связанных с функционированием системы добровольной сертификации услуг и персонала в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Указаны цели, задачи, принципы и объекты проведения добровольной сертификации.

Ключевые слова: добровольная сертификация услуг; жилищно-коммунальное хозяйство; жилищно-коммунальные услуги; потребители услуг; цели, задачи, объекты, принципы, стандарты качества услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство России -это многоотраслевой народнохозяйственный комплекс, который состоит из более чем 25 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности. Качественные условия реформирования отечественной системы коммунального хозяйства для всей социально-экономической жизни страны определяют особую роль развития механизмов, способных обеспечить стабильность трансформационных процессов, преодолеть постоянно образующиеся кризисные ситуации в различных секторах жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), будь-то водоснабжение, тепло-, электроснабжение, ремонт и техническое обслуживание зданий, уборка территорий – важнейшая составляющая системы жизнеобеспечения населения, направленная на удовлетворение его потребностей, защиту прав и здоровья, обеспечение безопасности государства.

Стоит отметить, что именно высокая социальная значимость жизнеобеспечивающих функций сферы ЖКХ делает проблему изменений в ней одной из самых сложных, так как она касается каждого из нас.

Проведение реформ в сфере жилищно-коммунальных услуг было ознаменовано демонополизацией. В результате отсутствия государственного регулирования рынка ЖКУ на него хлынул поток различных управляющих компаний, началась конкурентная борьба за потребителя услуг, в первую очередь – квартиросъемщика. Оборотной стороной демонополизации стало появление некомпетентных организаций, которые имеют минимально допустимый уровень уставного капитала, не обладают ни достаточным опытом, ни квалифицированными кадрами, ни техническими возможностями, чтобы предложить надлежащий уровень услуг. Это стало серьезной проблемой для многих регионов России, отягощающей и без того плачевное состояние дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, износ жилого фонда по России равен или превышает 45 %, что лишает возможности адекватно давать оценку качества оказания услуг при условии существования муниципального жилья, довольно часто аварийного и элитного жилья. Появляется потреб-

ность создания критериев оценки качества услуг, надежности предприятий, оказывающих услуги.

Чтобы развиваться, отрасли необходимо меняться, ибо изменение – неизбежное свойство развития [1, с. 48]. Одним из таких актуальных изменений, направленных на создание эффективной системы качества, удовлетворяющей запросы и ожидания потребителя, защищающей интересы поставщика, становится утверждение добровольной сертификации услуг, оказываемых предприятиями жилищно-коммунальной сферы, основные принципы которой нашли отражение в законе Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 3).

Сертификация жилищно-коммунальных услуг -это деятельность, направленная на подтверждение требований безопасности, экологических требований, технических требований посредством комплексной оценки системы управления качеством [2]. В процессе сертификации в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации проверяется соответствие показателей сертифицируемого объекта требованиям национальных стандартов, стандартов организаций, стандартов системы, условиям договоров с использованием методов проверок, позволяющих провести идентификацию объекта, соответствие его параметров нормативным документам. При сертификации проверяются, в том числе, характеристики (показатели) услуги, условия обслуживания потребителя, наличие необходимых материальных, технических и трудовых ресурсов.

Про сертификаты:  Подарочные сертификаты в загородный клуб Завидное | Московская область

Одной из самых ранних систем сертификации ЖКУ является система «Росжилкоммунсертифика-ция», руководящим органом которой выступал Госстрой. Замечу, что это и наиболее популярная в регионах России система сертификации. Именно с целью реализации ее принципов во многих субъектах Российской Федерации приняты организационно-распорядительные документы. К примеру, в Кемеровской области принято распоряжение губернатора от 15.05.2006 г. № 36-рг «О сертификации персонала и услуг предприятий жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области».

Целями сертификации в жилищно-коммунальной сфере являются:

– повышение инновационной эффективности сферы жизнеобеспечения;

– реализация механизмов повышения управляемости жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования;

– повышение качества производства и предоставления оказываемых ЖКУ на конкурентном рынке;

– способствование созданию единой системы повышения квалификации и переподготовки кадров для предприятий жилищно-коммунального комплекса;

– обеспечение распространения единой нормативно-правовой базы;

– контроль деятельности головных и базовых лабораторий метрологической службы аналитического контроля коммунальных вод;

– регистрация в системе сертификации технологий, машин, механизмов и оборудования, используемых при оказании услуг предприятиями жилищно-коммунального комплекса населению и юридическим лицам;

– ведение реестра организаций всех форм собственности, работающих на рынке жилищно-коммунальных услуг.

В процессе достижения основных целей сертификации решаются следующие задачи:

1. Для органов исполнительной власти:

– формируется реестр организаций, имеющих сертификат соответствия и работающих на рынке ЖКУ;

– развивается система переподготовки и повышения квалификации персонала;

– создается единая федеральная и региональная нормативно-правовая база;

– создается система замещения должностей, повышения в должности, трудоустройства;

– формируются критерии при организации конкурсного отбора предприятий, влияющие на качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг;

– создаются условия для соблюдения баланса интересов власти, предприятия, населения;

– улучшается взаимодействие с контрольными и надзорными органами и увеличение налогооблагаемой базы;

– повышается управляемость сферой жилищнокоммунальных услуг (видами деятельности, численностью работающих, комплексным мониторингом развития и функционирования жилищнокоммунальных предприятий на уровне субъектов федерации – муниципальных образований).

2. Для предприятий жилищно-коммунального комплекса обеспечиваются:

– повышение статуса и рейтинга при осуществлении деятельности в конкурентной среде;

– компетентное заключение о необходимости модернизации основных средств для поэтапного повышения качества оказываемых услуг;

– заинтересованность в проведении технологического аудита;

– помощь предприятию со стороны органа сертификации в решении проблемных вопросов, в том числе органов исполнительной власти, населения и контрольных (надзорных) органов;

– доступ к нормативно-правовым, методическим и иным документам;

– объективность оценки знаний персоналом квалификационных требований и владения нормативно-правовой базой;

– внесение предприятий ЖКХ в реестр организаций, имеющих сертификат соответствия.

3. Для населения обеспечиваются:

– услуги высокого качества и соблюдение требований безопасности;

– оценка санитарно-технического, экологического и другого состояния жилых и нежилых помещений;

– снижение темпов роста тарифов на ЖКУ;

– повышенный уровень компетентности работников и руководителей предприятий жилищнокоммунального комплекса;

– право выбора организации по предоставлению качественных жилищных и коммунальных услуг;

– защита от недобросовестной предпринимательской деятельности при обоснованных жалобах и обращениях;

– информированность, доступ к нормативноправовым документам;

– возможность получения квалифицированных консультаций по интересующим вопросам;

– возможность проведения независимой экспертизы [3].

Полагаю, что для достижения поставленных целей поставщик ЖКУ должен держать под контролем все технические, административные, экономические и человеческие факторы, влияющие на качество жилищно-коммунальной услуги. Потребитель должен быть уверен, что исполнитель способен предоставить услугу требуемого качества, постоянно поддерживать достигнутый уровень.

Сертификация в жилищно-коммунальной сфере для хозяйствующих субъектов базируется на следующих принципах:

1) принцип третьей стороны (независимость) -сертификацию должны осуществлять органы, не зависящие от сторон, заинтересованных в ее результатах;

2) добровольность: недопустимо принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

3) объективность оценок: достигается соблюдением независимости органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, компетентностью экспертов, проводящих сертификацию, и полнотой состава комиссии экспертов, а также проведением оценок только на основе достоверных фактических данных;

4) сопоставимость результатов сертификации: сопоставимость результатов сертификации одного и того же объекта, проведенной разными органами по сертификации, – признак того, что эксперты одинаково понимают требования стандартов и используют адекватные процедуры и методы сертификации. Сопоставимость – необходимое условие для взаимного признания этих результатов разными системами сертификации как в стране, так и за рубежом;

5) конфиденциальность информации: не передается информация об объекте сертификации, являющаяся служебной или коммерческой тайной, любым лицам или организациям, не занятым непосредственно в процессах сертификации;

6) системность: проведение работ по сертификации в рамках конкретных организационно-технических систем, например Системы сертификации ГОСТ;

7) отсутствие дискриминации в процессах сертификации: к сертификации допускаются все заявители, подавшие заявку на сертификацию и признающие принципы, требования и правила, установленные в системе сертификации;

8) открытость системы – возможность ознакомления с составом участников системы, правилами и условиями сертификации;

9) равноправие систем сертификации – все системы добровольной сертификации имеют равные права независимо от статуса юридического лица, создавшего эти системы;

10) самостоятельность системы – невмешательство в деятельность системы федеральных и местных органов исполнительной власти и иных государственных, общественных и хозяйствующих структур.

Сертификация услуг в сфере ЖКУ охватывает следующее:

– ремонт жилья и других построек;

– услуги производственного характера;

– ритуальные услуги;

– услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания;

– жилищные услуги;

– услуги электроснабжения;

– услуги водоснабжения и канализации;

– услуги газо- и теплоснабжения;

– ремонт и эксплуатация лифтового хозяйства;

– услуги дорожно-мостового хозяйства и инженерной защиты;

– санитарно-гигиеническая очистка территорий городов и других поселений;

– услуги по содержанию зеленого хозяйства и декоративному цветоводству [4, с. 27].

Объектами сертификации являются:

1. Услуги (работы) в жилищно-коммунальной сфере.

2. Персонал.

3. Продукция.

4. Системы менеджмента качества.

5. Системы управления окружающей средой.

6. Системы менеджмента в области охраны труда.

Сертификация как форма подтверждения соответствия тесно связана с внедрением стандартизации параметров и свойств объектов, структур, материалов и элементов, в том числе стандартизации терминов и определений для общения и взаимопонимания групп специалистов [5].

Замечу, что сертификация в жилищно-коммунальной сфере носит целый ряд специфических особенностей, которые затрудняют проведение ее в рамках Системы ГОСТ. К таким особенностям можно отнести:

– многообразие услуг, которые только в своей совокупности могут составить технологический процесс;

– различный уровень профессиональной подготовленности и материально-технической оснащенности участников технологического процесса;

– зависимость технологического процесса от региональных и муниципальных условий и особенностей, а также запросов и требований населения;

– зависимость качества оказываемых услуг от профессиональных и деловых качеств специалистов и руководителей предприятия [6].

Следует отметить, что аттестованный персонал – жизненно необходимый критерий для формирования позитивного мнения об уровне предприятия, прошедшего сертификацию жилищнокоммунальных услуг. Аттестация персонала даст возможность руководству предприятия правильно отрегулировать систему зарплат, поощрений, произвести кадровые перестановки на довольно долгий период времени.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

– национальные стандарты;

– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

– применяемые в установленной сфере деятельности общероссийские классификаторы техникоэкономической и социальной информации: «Обще-

российский классификатор услуг населению (ОКУН)», «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)» и др., в которых определенной продукции или конкретным работам и услугам присваивается цифровой код;

– своды правил;

– стандарты.

В частности, в качестве примера можно привести стандарты, используемые в системе «Росжил-коммунсертификации»: «Стандарты организаций. Общие правила разработки и применения», «Сертификация услуг по управлению многоквартирным домом», «Сертификация услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме», «Стандарт саморегулируемой организации. Общие требования по разработке», «Управление вывозом и утилизацией ТБО», «Сертификация похоронных услуг», «Организация и проведение органами по сертификации инспекционного контроля деятельности организаций, получивших сертификат соответствия», «Стандарты по управлению и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры», «Системы менеджмента качества предприятий (организаций) ЖКХ. Основные положения и словарь», «Системы менеджмента качества предприятий (организаций) ЖКХ. Требования», «Системы менеджмента качества предприятий (организаций) ЖКХ. Рекомендации по улучшению деятельности», «Системы менеджмента качества предприятий (организаций) ЖКХ. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества предприятий, организаций ЖКХ» [5].

Сертификат соответствия оформляется на официальном бланке и содержит информацию об органе, выдавшем сертификат, о заявителе, объекте сертификации с соответствующим ему кодом классификатора, документах, на соответствие которым проведена сертификация.

В идеале сертификация жилищно-коммунальных услуг позволяет решить две основные проблемы:

– стандарта и качества.

Полагаю, что для жилищно-коммунального хозяйства это становится эффективным инструментом действенного сотрудничества органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций и потребителей услуг (собственников жилых помещений).

Важность реализации программы добровольной сертификации услуг в сфере жилищно-коммунальных услуг заключается в появлении сертифицированных частных предприятий, управляющих компаний, эксплуатационных участков. На сегодняшний день сертификация услуг, предоставляемых жилищно-коммунальными предприятиями, -это подтверждение соответствия качественных показателей сертифицируемого продукта существующим стандартам. Сертифицированный продукт быстрее найдет свое место на рынке и завоюет доверие потребителя. Предприятие, прошедшее сертификацию услуг, будет вознаграждено увеличением продаж и улучшением своего имиджа. При сертификации ЖКУ предприятия-заявители используют систему добровольной сертификации ИСО 9000. Эта система успешно работает за границей, а в последнее время начинает свое развитие и в России. Важнейшим плюсом идеологии стандартов ИСО 9000 считаю то, что она ориентирована на рыночные условия, на максимальную самостоятельность предприятия и учитывает взаимоотношения между партнерами и хозяйствующими субъектами, направленные на удовлетворение потребностей потребителя.

Учитывая, что одним из объектов сертификации является система менеджмента качества, считаю перспективным наличие у предприятия, оказывающего услуги в жилищно-коммунальной сфере, сертификата на Систему менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО серии 9001.

Модель процессного подхода системы менеджмента качества, согласно требованиям ИСО 9000, представлена на рисунке.

Постоянное улучшение системы менеджмента качества

Модель процессного подхода системы менеджмента качества согласно требованиям ИСО 9000

Однако хотелось бы отметить, что сертификаты соответствия на оказываемые услуги в жилищнокоммунальной сфере и тем более орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, не могут выступать гарантом победы предприятия, владельца сертификата, в конкурентной борьбе на рынке. Сертификация подтверждает, что на предприятии имеются технические и кадровые возможности оказания услуги в соответствии с требованиями стандартов. Имеются функционирующие системы, обеспечивающие эти требования, в том числе параметры качества. Всегда необходимо помнить, что качество оказываемых услуг определяется не сертификатом соответствия, а степенью удовлетворения требований заказчика (потребителя).

Внедрение сертификации ЖКУ будет способствовать безопасности предоставляемых услуг, защите прав и интересов квартиросъемщиков. При этом отдельным направлением разработки стандартов должно стать установление допустимых отклонений его технико-экономических и статистических показателей:

– не влекущее уменьшения оплаты предоставленных услуг;

– влекущее уменьшение оплаты услуг;

– определяющее право потребителя не оплачивать услугу.

Для органов местного самоуправления сертификация тоже имеет свои преимущества. Она может реально повысить управляемость разными видами деятельности в жилищно-коммунальной сфере. Ведь при получении государственного и муниципального заказов предприятия жилищно-коммунального комплекса, получившие сертификат соответствия, будут иметь приоритет. Появится возможность получить достоверную информацию о санитарно-техническом и экологическом состоянии жилых помещений, выбрать организацию, предоставляющую качественные услуги, защититься от недобросовестной предпринимательской деятельности. Как свидетельствует мировой опыт, развитая система сертификации услуг создает благоприятные условия на их рынке, повышает конкурентоспособность предприятий, способствует притоку инвестиций в отрасль.

Список литературы

1. Ерёмин В . В . Управление изменениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2003. Вып . № 5 (37) .

2 . Ноненко С . Н . , Донсков С . В . , Чекановский Ю . Л . // Жилье и реформы . Март 2003 г ., Вып . № 2 (4) . URL: http://www. kafedra-zhkh . ru/public .

html (дата обращения: 18.05.2021) .

3 . «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской

Федерации от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.05 .2021) .

4 . Преснякова Е . В . Сертификация в ЖКХ // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение . 2008 . № 7 .

5 . «Правила функционирования системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации «Росжил-

коммунсертификация» [Электронный ресурс]: приказ Росстроя от 6 сентября 2004 г . № 107 . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20 .05.2021) .

6 . Кочегаров А. Д . Развитие системы сертификации в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации // Модернизация коммуналь-

ной инфраструктуры – необходимое условие реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»: мат-лы всерос . науч . -практ . конференции (Москва, 12-13 апреля 2007 г . ) . URL: http://www. tpprf. ru/ru/committee/komstroy/amat/ (дата обращения: 20 .05.2021) .

Спицына Л. В., соискатель.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска».

Ул. Рудничная, 6, Прокопьевск, Кемеровская область, Россия, 653000.

E-mail: slv2007-77@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.05.2021.

L. V Spitsyna

CERTIFICATION OF SERVICES AND PERSONNEL IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

This paper is the result of a study major issues related to the functioning of the system of voluntary certification of services and personnel in the field of housing and communal services in Russia. These goals, objectives, principles and objects of voluntary certification.

Key words: voluntary certification services, housing and communal services, housing services, service users, objectives, goals, objects, principles, standards, quality of service.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

Municipal authority “Management Housing and communal services City administration of Prokopevsk”.

Ul. Rudnichnaya, 6, Prokopevsk, Kemerovo region, Russia, 653000.

E-mail: slv2007-77@mail.ru

Тренировочный тест для подготовки к квалификационному экзамену для лицензирования управляющих компаний жкх

Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

— Жилищный кодекс РФ

§

Внимание! Предложены не совсем корректные ответы.
В ч.4.1. ст.36 ЖК РФ указано, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
В ч.3 ст.15 ЖК РФ указано, что Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным Кодексом, другими федеральными законами.
В п. 18 данного порядка (Постановление Правительства РФ от 09.07.2021 № 649
“О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов”) указано, что
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.
При этом приспособление возможно за счет разных источников финансирования, которые зависят от перечня мероприятий (п. 14):
1. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.
2. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.
3. за счет средств инвалида или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вынесение комиссией заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида не влечет обязательного финансирования со стороны собственников помещений в доме.
Поэтому полагаем, что верным ответом было бы «необходимость отсутствует, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников», что соответствует ч. 4.1. ст. 36 ЖК РФ.
Среди предложенных ответов, полагаем, что правильный ответ – ответ 3.

— Постановление Правительства РФ от 09.07.2021 № 649

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий