Выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Жилищным комитетом, должностными лицами Жилищного комитета, государственными гражданскими служащими Жилищного комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме;
- требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, государственного гражданского служащего Жилищного комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановления предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование у заявителя документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Жилищного комитета, либо Портала), в Жилищный комитет, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (КИС). Подача жалобы в электронной форме обеспечивается при наличии технической возможности
Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Жилищного комитета подаются в Жилищный комитет.
Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.
Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ, МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, государственного гражданского служащего, руководителя Жилищного комитета может быть направлена:
- по почте;
- через МФЦ. Жалоба на решения, действия (бездействие) Жилищного комитета, должностных лиц Жилищного комитета, государственных гражданских служащих Жилищного комитета при предоставлении государственной услуги может быть подана в МФЦ только в случае предоставления указанной услуги посредством МФЦ;
- с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Жилищного комитета www.gilkom‑complex.ru, либо Портала. Подача жалобы посредством официального сайта Жилищного комитета обеспечивается при наличии технической возможности;
- при личном приеме заявителя в Жилищном комитете (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:
- по почте;
- с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала. Подача жалобы посредством Портала обеспечивается при наличии технической возможности;
- при личном приеме заявителя в МФЦ.
При подаче жалобы:
- При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА. Возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которые подавали заявление о предоставлении государственной услуги через Портал или МФЦ.
При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в Жилищный комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Жилищным комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
Рассмотрение жалоб
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Жилищном комитете, МФЦ.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Жилищного комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Жилищным комитетом.
Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.
Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
Жалоба должна содержать:
- наименование Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, государственного гражданского служащего Жилищного комитета;
- МФЦ, его руководителя и (или) работника решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, государственного гражданского служащего Жилищного комитета, МФЦ, работника МФЦ, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, государственного гражданского служащего Жилищного комитета, МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Жалоба, поступившая в Жилищный комитет, МФЦ, КИС либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Жилищным комитетом, МФЦ, КИС.
В случае обжалования отказа Жилищного комитета, МФЦ, работника МФЦ в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы Жилищный комитет, МФЦ, КИС принимает одно из следующих решений:
- жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Жилищным комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- в удовлетворении жалобы отказывается.
По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
При удовлетворении жалобы Жилищный комитет, МФЦ, КИС принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, дается информация о действиях, осуществляемых Жилищным комитетом, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование Жилищного комитета, МФЦ, КИС, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
- основания для принятия решения по жалобе;
- принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Жилищного комитета, КИС или работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью КИС, работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Жилищного комитета, КИС, работник МФЦ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Жилищный комитет, КИС, МФЦ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Жилищный комитет, КИС, МФЦ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе (под отсутствием возможности прочитать понимается случай, при котором часть текста жалобы и (или) ФИО и (или) почтовый адрес заявителя не поддаются прочтению).
В случае оставления жалобы без ответа Жилищный комитет, КИС, МФЦ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Порядок обжалования решения по жалобе
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Жилищного комитета (191060, Санкт‑Петербург, Смольный, телефон 576‑60‑51), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Жилищного комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, МФЦ, работников МФЦ осуществляется посредством размещения информации на Портале.
Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.
Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).
Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.
Жалоба заявителя на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, поданная заявителем в МФЦ, рассматривается МФЦ в соответствии с Законом №59‑ФЗ.
Жилищные сертификаты для сирот — помощь нуждающимся или попытка государства сэкономить?
Минпросвещения предложило выдавать выходцам из детдомов жилищные сертификаты номиналом почти 1,5 млн рублей, таким образом возложив ответственность за обеспечение жильем на самих сирот. Насколько действенными могут оказаться данные меры в условиях российских реалий, и насколько профильные службы готовы?
my-sertif.ru: Что спровоцировало инициативу по выдаче сертификатов как попытку решения вопроса?
Ильмира Киш, благотворительный фонд «Образ жизни»: Предполагается, что выдача жилищного сертификата будет использоваться как еще один механизм обеспечения права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с действующим порядком. В соответствии с действующим законодательством, в обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилья, входит предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма. Но исполнить свои обязательства в полном объеме не получается. По данным Минпросвещения, предоставленным на конец 2021 года, на учете на получение жилого помещения состояли 116846 человек в возрасте от 18 до 23 лет и 58080 человек от 23 лет и старше.
Общее число нуждающихся в предоставлении жилого помещения и достигших совершеннолетия составило 174926 человек.
Алексей Багамутов, директор аналитического отдела Rosreestr.net: Инициатива выглядит разумной изначально: очереди на квартиры в некоторых регионах и правда огромные, и региональные власти не могут обеспечить всех выпускников детдомов жильём. Это связано с несколькими причинами: фонд жилья для заселения детей-сирот ограничен в регионах, а квартиры физических лиц не допускаются для продажи детям-сиротам и неудобны застройщикам. И тут на замену приходят сертификаты, которые должны сократить очередь на квартиры. Но остается резонный вопрос: сколько закладывается денег в эти сертификаты? Если брать изначальный вариант в 1,5 млн рублей, то непонятно, как эта сумма будет индексироваться и меняться в зависимости от региона. Ведь 1,5 млн рублей в Калининграде или в Москве имеют разную стоимость и возможность для покупки.
my-sertif.ru: Каким образом сегодня решается вопрос обеспечения жильем социально незащищенных слоев? В чем принципиальное различие действующей и предложенной схем, недостатки и преимущества каждой из них?
И.К.: Отличие в том, что в конечном итоге некоторым из выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта будет предоставлять не благоустроенное жилье, как это было раньше, и таким образом реализовывать их право на жилье, а лишь давать инструмент/средство для реализации права. А вопрос, сможет ли выпускник им воспользоваться или нет, остается открытым…
my-sertif.ru: С учетом разницы цен на жилье в регионах не требует ли сумма в 1,5 млн рублей индексации? Почему она не предусмотрена?
И.К.: Разброс цен на жилье в регионах достаточно существенный, и нельзя это не учитывать, оценивая предлагаемый механизм. Сумма сертификата должна учитывать среднюю рыночную стоимость жилья в каждом конкретном регионе. Если приводить в качестве примера материнский капитал, то некоторые субъекты, например, Красноярский край, приняли региональные НПА, предусматривающие выдачу регионального материнского капитала. Но такие меры дополнительной поддержки, к сожалению, во многом зависят от финансовых возможностей региона.
my-sertif.ru: Для кого в первую очередь выгоден вариант перехода от выдачи жилья к выдаче сертификата?
И.К.: Жилищным сертификатом сможет воспользоваться успешно социализированный выпускник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который изначально для себя не рассматривает вариант получения жилья минимально предоставляемой сейчас площади. Многие из выпускников к этому времени уже создают семьи, поэтому для них жилищный сертификат – это стартовая сумма для приобретения впоследствии жилья, отвечающего потребностям семьи.
my-sertif.ru: Какие возможны варианты негативных последствий в случае реализации данной инициативы?
И.К.: Механизм выдачи жилищных сертификатов опробирован только в Приморском крае, где с 2021 года были введены местные жилищные сертификаты. Представляется, что опыта одного региона недостаточно, т.к. до сих пор неясно, каким образом будут прививаться компетенции, необходимые для того, чтобы воспользоваться данным правом, на кого будет возложена функция контроля рисков применения различных мошеннических схем использования сертификата? Будет ли применяться к лицам, воспользовавшимся правом на получение жилищного сертификата, сопровождение, аналогичное постинтернату? Если говорить о постинтернатном сопровождении, то не во всех организациях для детей-сирот в принципе реализуется этот институт.
А.Б.: С первого взгляда сертификат выглядит удобным решением: дать деньги, и пусть дети-сироты сами решают, какое жильё выбирать. Но в этом решении кроется несколько проблем.
Условия для покупки и передачи сертификата должны быть жестко регламентированы, чтобы деньги с сертификата не поступали на другие нужды кроме квартир.
Поэтому за контроль должны отвечать органы опеки и попечительства.
my-sertif.ru: Каков, на ваш взгляд, рациональный способ решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот? И какие поправки улучшили бы существующую систему?
И.К.: Было бы целесообразно проанализировать опыт еще нескольких регионов в качестве пилотов. И параллельно, безусловно, надо усиливать работу организаций для детей-сирот, направленную на социализацию таких детей. Для этого необходимо полностью содействовать их самореализации, организовывать тренировочное самостоятельное проживание, проводить уроки финансовой и правовой грамотности. И еще очень важно взаимодействовать с кровной семьей ребенка (речь о бабушках и дедушках, братьях и сестрах), которая может стать ресурсом и поддержкой в будущем для его дальнейшей жизни в социуме. Это, конечно, задача органов опеки и профильных специалистов в организациях для детей-сирот.
А.Б.: Рассматривать сертификат как единственный способ решения проблемы с очередями не стоит. Это должен быть один из способов решения проблемы. К другим решениям я бы отнёс льготные условия по ипотеке для детей-сирот, а также отдельные программы по строительству жилья для детей-сирот. Стоит проанализировать, из каких семей приходил ребёнок в детский дом. Возможно, у родителей есть жильё, которое можно передать своему ребёнку.