Статья 93 осуществление закупки у единственного поставщика подрядчика исполнителя

Ответственность исполнителя ГОЗ

В настоящее время такие поставщики как ГУП Таттехмедфарм, ГП НО Нижегородская областная фармация, ГУП “БРЯНСКФАРМАЦИЯ” и другие обязаны при проведении собственных закупок применять положения Закона № 44-ФЗ. Это касается требований к формированию лотов (п. 2 ч. 29 ст. 34 44-ФЗ), предоставления преимуществ отечественным товарам (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ), а также правил описания объекта закупки (п. 6 ч. 1 и ч. 5 ст. 33 44-ФЗ).

С 1 июля 2024 года единственные поставщики должны будут руководствоваться Законом № 44-ФЗ в полном объеме. Кроме того, заказчики будут обязаны направлять в территориальный орган ФАС России уведомление о такой закупке, а также включать в контракт обоснование его цены.

Документ вместе с тем вносит изменения в Закон № 44-ФЗ в части расширения перечня случаев закупки у единственного поставщика. Заказчики регионов смогут закупать у единственного поставщика лекарственные средства, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия, расходные материалы, средства для дезинфекции, а также услуги по хранению и доставке соответствующих товаров, работы по ремонту и техобслуживанию медизделий.

Единственным поставщиком может быть региональное государственное унитарное предприятие либо акционерное общество, 100% процентов акций которого принадлежат региону.

Для централизованного регионального снабжения медучреждений в Закон № 44-ФЗ добавили новое основание закупки у единственными поставщика (п. 6.1 ч. 1 ст. 93) и предусмотрели для него переходный период (ч. 76 ст. 112):

  • уполномоченные организации должны проводить закупки для выполнения таких контрактов в соответствии с Законом 44-ФЗ, а не по Закону № 223-ФЗ

Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 № 444-ФЗ

Установлен новый случай закупки у единственного поставщика

Подборка наиболее важных документов по запросу Единственный поставщик 275-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Правовой режим закупок в рамках государственного оборонного заказа

Статья:

Свининых Е.А. (Законы России: опыт, анализ, практика, 2020, N 6)

Например, в силу ч. 6 ст. 6 Закона N 275-ФЗ единственный поставщик (исполнитель, подрядчик), определенный законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, не вправе отказаться от принятия ГОЗ, если заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по ГОЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта. Ограничение свободы принятия решения о заключении государственного контракта по ГОЗ установлено также для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со ст. 14 Закона N 275-ФЗ доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.

Нормативные акты

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ О государственном оборонном заказе.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. В случае принятия Правительством Российской Федерации решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ Об обороне, заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) закупку товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 – 3.2 статьи 7.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ О государственном оборонном заказе.

Про сертификаты:  Срок действия QR-кода переболевшего коронавирусом увеличился до 1 года | Чернов Владимир Игоревич, 04 декабря 2021

Ответ: Да, возможно, при соблюдении ряда условий.

Заключение контракта обязательно для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со статьей 14 ФЗ № 275-ФЗ доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.

Также юрлица не вправе отказаться от заключения контракта по ГОЗ в случаях, указанных в п. 3 статьи 26.1 ФЗ Об обороне. Кроме того, поставщик обязан заключить контракт в случае установления ему квоты обязательных поставок.

С 4 ноября 2022 года уточнили норму об ответственности за нарушения в сфере гособоронзаказа (статья 7.29.2 КоАП РФ).


Обоснование: Если вы являетесь последующим поставщиком в цепочке ГОЗ, то вы не обязаны заключать договор в рамках ГОЗ и можете отказаться без негативных последствий.

Однако есть случаи, когда нельзя отказаться от заключения основного контракта по ГОЗ. Так, отказаться от госконтракта не вправе:

  • Согласно пунктам 6 и 6.1 статьи 6 Закона 275-ФЗ.
  • В случаях, указанных в п. 3 статьи 26.1 ФЗ Об обороне.

Кроме того, поставщик обязан заключить контракт в случае установления ему квоты обязательных поставок (государственного бронирования) государственному заказчику.


Трудовые отношения с сотрудниками, выполняющих ГОЗ

Только при соблюдении вышеуказанных условий и норм можно отказаться от заключения контракта по ГОЗсо ссылкой на п. 1 ст. 421 ГК РФ.

Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения госконтракта по гособоронзаказу, договора, необходимого для выполнения гособоронзаказа, влечет административную ответственность, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.


Подборка и судебная практика:

  • Обзор: Основные изменения в КоАП РФ в 2022 году (КонсультантПлюс, 2022)
  • Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2022 N 305-ЭС21-26271 по делу N А40-193220/2020 операции, что не охватывается понятием предпринимательского риска.

Правила занятости

Правительство утвердило специфику трудовых отношений в организациях ОПК и на производственных объектах, участвующих в госконтрактах по ГОЗ.

Есть несколько основных положений:

  • Работодатель может привлекать сотрудников без их согласия.
  • Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать 4 часа в день.
  • Еженедельный отдых должен быть не менее числа полных недель в месяце.

Исключения включают работников с медицинскими противопоказаниями, малолетних детей и сотрудников, требующих письменного согласия согласно ТК.

Дополнительные требования

Работодателям рекомендуется издать локальный нормативный акт, который раскрывает дополнительные детали:

  • Мероприятия по защите от травматизма.
  • Организацию отдыха для работников.

Если организация не является частью ОПК, изменения в режиме работы могут не потребоваться. Однако, стоит анализировать условия контракта для соблюдения сроков и объема поставок.

Уголовная ответственность

Сотрудников компании могут привлечь к уголовной ответственности за преступления в сфере ГОЗ:

  • Сотрудников наказывают за использование полномочий вопреки законным интересам при выполнении ГОЗ.
  • Должностных лиц могут наказать за использование служебных полномочий в корыстных целях при выполнении ГОЗ.

Отказ или уклонение от заключения госконтракта также влечет уголовную ответственность.

Требования законодательства

Подробные требования регулируются соответствующими статьями УК.

Удачный опыт участия в госзакупках окрыляет руководителей компаний. Не смотря на сложные процедуры и строгости законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ для бизнеса главное: соблюсти эти процедуры и уложиться в сроки.

При грамотном планировании и хорошем управлении выполнить требования заказчиков реально.

Приобретенные навыки взаимодействия с заказчиками руководитель компании готов реализовать при работе с ГОЗ. Но эту работу приходится начинать с чистого листа.

Про сертификаты:  Юридическая проверка от Сбера при покупке квартиры - обсуждение на форуме

ГОЗ регламентирован законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ, который является по отношению к № 44-ФЗ и № 223-ФЗ специальным нормативным правовым актом.

Закон № 275-ФЗ вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

Действия участников ГОЗ также регламентированы постановлениями Правительства, Министерства обороны, Федерального казначейства и других федеральных ведомств.

Положения этих документов надо внимательно изучить и следить за изменениями.

Так, например, 6 февраля 2023 года Минюст зарегистрировал (№ 72262) приказ Роскосмоса от 21.12.2022 № 505, которым утверждена форма заключения о цене на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, госзаказчиком которой является Роскосмос.

В таком заключении госзаказчик указывает результаты проведенного анализа материалов единственного поставщика, представленных в обоснование цены единицы продукции.

Компаниям, впервые участвующим в ГОЗ, непросто сразу перестроиться и понять особенности участия в закупках и исполнения контрактов по ГОЗ.

Площадки ГОЗ

Заказы ГОЗ можно найти на ЭТП АСТ ГОЗ (закрытые закупки) и на «обычных» площадках для открытых закупок в рамках № 44-ФЗ и 223-ФЗ.

АСТ ГОЗ (Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа) – единственная электронная торговая площадка (ЭТП), отобранная Правительством для проведения закупокдля ГОЗ и торгов закрытого типа в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Обмен конфиденциальной информацией и документами на АСТ ГОЗ проходит по защищенным каналам связи.

Работать на площадке могут юридические и физические лица, ИП и самозанятые. Однако принимать участие в некоторых закупках для государственного оборонного заказа могут только юрлица.

АСТ ГОЗ – закрытая площадка.

Это значит, что без регистрации и ее подтверждения (аккредитации) нельзя увидеть опубликованные на ЭТП закупки, подать заявку на участие и выиграть контракт.

Основное отличие заключается в покупке и установке специального программного обеспечения. На практике весь процесс занимает от 6 до 25 рабочих дней и укладывается в 5 этапов:

На сайте АСТ ГОЗ можно найти подробные инструкции для каждого этапа.

Открытые закупки проходят в формате обычной закупки, которая размещается в ЕИС с уточнением, что данная процедура проводится в рамках ГОЗ.

Перечень операторов электронных площадок, предусмотренный ч. 3 ст. 24.1 № 44-ФЗ и ч. 11 ст. 3.4 № 223-ФЗ утвержден распоряжением Правительства от 12.07.2018 № 1447-р.

Реальность ГОЗ

В отличии от № 44-ФЗ и № 223-ФЗ участие в ГОЗ накладывает на бизнес особые обязанности.

Прежде всего надо быть готовым в течение 5 дней предоставить по запросу госорганов:

Если компания является подрядчиком, то привлекая субподрядчиков, еще до заключенияконтракта обязательно:

Во время исполнения контракта компании необходимо:

Бухгалтерия обязана будет организовать ведение раздельного учета финансового результата.

Например, компании нужно в рамках ГОЗ купить 5 кг саморезов, которые продаются ящиках по 20 кг. Отнести на расходы по ГОЗ компания сможет только 5 кг. саморезов, даже если остальные 15 кг. больше не потребуются.

Причем создание главбухом дополнительной аналитики к счетам бухучета недостаточно. Компании нужно будет разработать и утвердить целый «пакет» локальных нормативных актов, которые раскрывают:

Все это необходимо, чтобы на компанию и должностных лиц (в том числе главного бухгалтера) не наложили административные штрафы за правонарушения, предусмотренные статьей 15.37 КоАП.

Важным инструментом контроля выполнения обязательств участником в рамках ГОЗ является идентификатор контракта, который придется указыватьво всех документах, связанных с его исполнением (в договорах с субподрядчиками, в счетах-фактурах и других бухгалтерских документах).

Если подрядчик не укажет идентификатор в платежных документах, то он не сможет получить деньги от заказчика.

Идентификатор – это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Про сертификаты:  Траверсы для ЛЭП: фото и изготовление

Разряды идентификатора означают, в частности:

Для участия в закупках по ГОЗ, также, как и в госзакупках, подрядчик в ряде случае должен предоставитьобеспечение заявки. Для этого ему нужно будет перечислить деньги на спецсчет.

А в случае победы он должен открыть другой спецсчет, уже в казначействе, куда заказчик перечислит аванс. Контроль со стороны заказчика и казначейства будет жесткий.

Закупки в рамках ГОЗ часто бываютзакрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС, а приглашенному в закупку участнику ее предоставляют по запросу.

Закупочную документацию заказчик может разместить на специальной площадке ЭТП АСТ ГОЗ. Если компания планирует участвовать в торгах ГОЗ, то лучше пройти регистрацию на этой площадке заранее.

Для участия в ряде закупок компании потребуется лицензия ФСБ на работу с гостайной. Получение такой лицензии – отдельная история, сделать это непросто.

Товар должен на 100% соответствовать требованиям заказчика.

На этапе приемки часто ведут фото и видеозапись, используют измерительные приборы. Некоторые потенциальные поставщики отказываются от участия в закупках по ГОЗ, так как боятся, что не пройдут приемку.

Пример

Арбитражный суд Республики Татарстан в решении от 27.01.2022 по делу № А65-24615/2021 рассматривал иск АО к УФАС об отмене административного штрафа в размере 350 000 руб., предусмотренном ст. 14.49 КоАП.

Согласно материалам дела заказчик приостановил приемку продукции АО, после обнаружения дефектов и отрицательного результата ее испытаний. При этом суд не принял доводы АО о своевременном устранении дефектов продукции и положительных результатов повторных испытаний. С учетом этих и других обстоятельств суд оставил исковые требования АО без удовлетворения.

Кроме того, исполнители не должны предлагать иностранный товар заказчику. В закупках в рамках ГОЗ действует национальный режим.

Постановление Правительства от 14.01.2017 № 9 устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств для участия в ГОЗ. Исключение допускается только для товаров, произведенных на территории ЕЭС.

Согласно материалам дела № А21-3806/2022 ЗАО заключило контракт с заказчиком на поставку автоматических выключателем и гарантировало, что они будут российского производства. Однако в ходе проведения входного контроля должностными лицами заказчика было выявлено, что часть автоматических выключателей произведена на территории Украины. Чтобы скрыть этот факт, ЗАО закрасило черной краской название и данные производителя в верхнем углу автоматических выключателей.

С учетом этих и других обстоятельств решением Арбитражного суда Калининградской области от 02.08.2022 на ЗАО был наложен штраф в размере 700 000 руб. за правонарушения, предусмотренные ст. 14.49 КоАП.

Не зависимо от предмета закупки, расчеты в рамках ГОЗ имеют свои особенности:

Цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, регулирует государство.

Под госрегулированием подразумевается:

Так порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом» и Госкорпорации «Роскосмос» установлены постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Наиболее существенный аргумент в пользу участия компании в ГОЗ – это практические полноеотсутствие конкурентов.

Низкая конкуренция в сравнении с другими закупками обусловлена тем, что у многих поставщиков нет возможности или желания изучать все нюансы, проходить сложные регистрации и т. д. Другие опасаются излишнего внимания государственных органов к своей организации.

Если глава компании готов к работе с госорганами и его не пугают дополнительные трудовые и временные затраты, то он смело может поручить специалистам поиск заказов и регистрацию компании на соответствующих площадках.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий