- Война санкций 25 апр 2023, 11:33
- Снижение прибыли в европейских НПЗ
- Падение мировой маржи
- Объявление об убытках
- Перегонка дизельного топлива
- Ответные меры России
- Борьба с потолками цен
- Сокращение маржи нефтеперерабатывающих заводов
- Сокращение маржи дизельного топлива
- Давление на маржу
- Выпуск нефтепродуктов
- Российский нефтяной экспорт
- Рост цен на топливо и его влияние на рынок
- Как цены на бензин обновили рекорды на бирже
- Анализ ситуации на мировом рынке
- Саратовский НПЗ
- Рентабельность Саратовский НПЗ
- Акции Саратовский НПЗ
- Готовый бизнес-план строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ)
Война санкций 25 апр 2023, 11:33
По оценке Reuters, из-за дешевой российской нефти и теплой погоды в Европе прибыль от переработки барреля нефти Brent на типичном европейском НПЗ с января прошлого года упала примерно на 71%, а в Азии — примерно на 57%
Снижение прибыли в европейских НПЗ
Несмотря на введенные против России санкции, поставки российских нефти и нефтепродуктов не сократились, а из-за их дешевизны европейские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) терпят убытки.
Падение мировой маржи
Из-за российских поставок в Индию и Китай мировая маржа дизельного топлива с февраля упала примерно вдвое, что отразилось на прибылях как местных, так и европейских НПЗ.
Объявление об убытках
Индийская Reliance Industries заявила о падении прибыли связанном со стабильными поставками российского дизельного топлива и необычно теплой зимой в Европе.
Перегонка дизельного топлива
Также по данным Reuters, маржа перегонки дизельного топлива в Европе и Азии достигла своего минимума с начала прошлого года, вызванного падением прибыли от переработки нефти марки Brent.
Ответные меры России
Россия переориентировалась на азиатский рынок, отказавшись поставлять нефть странам с установленными потолками цен на ее продукцию. Экспорт на Китай и Индию составил до 91% от общих объемов.
Борьба с потолками цен
В декабре ЕС и страны G7 установили потолок цен на российскую нефть, что вынудило Россию изменить свои рыночные стратегии и основные торговые партнеры.
Советник президента США по энергетической безопасности Амос Хохштейн выразил поддержку потолкам цен на нефть, указав на их эффективность. Многие страны G7 выразили свое недовольство снижением потолков.
Источник: Reuters
Сокращение маржи нефтеперерабатывающих заводов
Маржа мировых нефтеперерабатывающих заводов сократилась примерно наполовину с февраля на фоне новых маршрутов поставки нефти из России, пишет Reuters. По подсчетам агентства, прибыль от переработки барреля Brent на типичном европейском НПЗ упала до минимума с января 2022 года, а прибыль от переработки нефти в Азии снизилась примерно на 57%
Сокращение маржи дизельного топлива
Мировые показатели маржи дизельного топлива с февраля сократились примерно наполовину, оказывая давление на прибыль нефтеперерабатывающих предприятий, пишет Reuters. Агентство отмечает, что это происходит на фоне рекордных показателей производства нефтепродуктов в Китае и Индии благодаря тому, что российский экспорт находит новые маршруты.
Ожидалось, что западные санкции приведут к снижению предложения на нефтяном рынке, однако Россия продолжала поставлять дешевое сырье в Индию и Китай, что позволило местным НПЗ в марте нарастить переработку до исторического максимума, указывает агентство.
Давление на маржу
Согласно его подсчетам, эталонная маржа перегонки дизельных баржей в Европе на прошлой неделе упала до самого низкого уровня с февраля 2022 года и составила около $13,7 за баррель. Давление на нее оказали высокие объемы импорта и возобновление работы французских НПЗ после забастовок рабочих. Аналогичным образом маржа на газойль в Азии в апреле упала на 31% до порядка $14 за баррель — самого низкого уровня с января 2022 года.
При этом прибыль от переработки барреля нефти Brent на типичном европейском НПЗ в апреле упала примерно на 71%, до самого низкого уровня с января прошлого года — $3,56 за баррель. Маржа от переработки нефти в Азии снизилась примерно на 57%, до $2,54 за баррель, пишет Reuters.
Выпуск нефтепродуктов
Reliance Industries, оператор крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего комплекса, отметила снижение маржи газойля из-за стабильных поставок российского дизельного топлива и увеличения запасов в Европе. Спрос на газойль также упал из-за снижения цен на природный газ.
Российский нефтяной экспорт
Российский нефтяной экспорт в первом квартале 2023 года увеличился на 4,5% по сравнению с прошлым годом. Большинство этой нефти покупают Индия и Китай, в то время как в Европу приходится всего 8% от российского нефтяного экспорта.
Международное энергетическое агентство сообщало, что доходы России от нефтяного экспорта в марте 2023 года упали на 43%, в силу снижения цен на сырье. По информации МЭА, доходы страны в прошлом месяце составили $12,7 млрд, увеличившись на $1 млрд относительно февраля.
## Сокращение нефтепереработки в России
Нефтекомпании из-за ремонтов на НПЗ сократили переработку в мае на 6%, до 715 тыс. тонн в сутки. При этом в текущем месяце заводы проходят пик ремонтов, и уже в июне нефтяники станут увеличивать их загрузку. Однако нефтекомпании ожидают снижения маржи НПЗ из-за сокращения демпфера, а рост цены на топливо в опте уже существенно снизил привлекательность продаж топлива на АЗС. При этом рост предложения в июне может позволить несколько стабилизировать оптовые цены.
## Снижение нефтепереработки
Суточная нефтепереработка в РФ за 24 дня мая снизилась на 6,4% относительно аналогичного периода прошлого месяца, до 715,3 тыс. тонн, рассказали источники “Ъ”, знакомые со статистикой. Это минимальное значение за этот год.
## Намерения Минфина
Снижение нефтепереработки совпало с намерениями Минфина сократить вдвое демпферные выплаты НПЗ за поставки бензина и дизтоплива на внутренний рынок.
## Резкий рост цен
Эти факторы, а также сезонное увеличение спроса на топливо привели к резкому росту биржевых цен. Так, с начала года стоимость АИ-92 и АИ-95 на СПбМТСБ прибавила 48%, в течение двух недель цены на АИ-95 обновляли исторические максимумы. Стоимость дизтоплива выросла на 17%.
## Прогнозы и опасения
По словам собеседников, нефтекомпании ожидают снижения маржи нефтепереработки из-за сокращения демпфера, что создаст предпосылки для подорожания топлива на АЗС. Собеседники также опасаются, что после прохождения ремонтов нефтяники станут резко увеличивать экспорт дизтоплива.
## Высказывание вице-премьера РФ
Александр Новак, вице-премьер РФ, 27 апреля:
У нас часть заводов на ремонт встали, может быть по этой причине небольшое снижение переработки. Но в целом это никак не влияет на обеспечение внутреннего рынка, у нас достаточно нефтепродуктов.
Рост цен на топливо и его влияние на рынок
Рост цен на топливо традиционно наблюдается в период активизации спроса весной при одновременном снижении предложения из-за начала ремонтов на НПЗ. После начала боевых действий на Украине, которые привели к отказу крупнейших мировых трейдеров от закупок российского топлива, из-за возникшего профицита его стоимость держалась на минимальных значениях почти весь прошлый год. Низкие цены на топливо в опте позволяли операторам АЗС оставаться прибыльными в течение года.
Однако рост дефицита бюджета привел к тому, что Минфин решил снизить выплаты по демпферу с апреля, а с июля они могут снизиться еще существеннее. Однако пока проект о корректировке демпфера не поступил в Госдуму, и если он не будет принят до конца мая, то, согласно закону, не сможет вступить в силу с 1 июля.
Как цены на бензин обновили рекорды на бирже
Несмотря на то, что в Минэнерго не ожидают подорожания топлива выше уровня инфляции из-за корректировки демпфера, рост оптовых цен на топливо уже привел к снижению рентабельности продаж товара на АЗС до околонулевых значений. Так, по данным Петромаркета, чистая маржа торговли АИ-92 и АИ-95 составляет 0,3 руб. и 0,6 руб. за 1 л бензина соответственно.
При этом компании уже начали поднимать цены на заправках. По данным Московской топливной ассоциации, АИ-95 и АИ-92 подорожали за неделю на 10 коп.
Розничные цены сейчас стабильны, и мы видим, что валовая маржа АЗС сохраняется на высоком уровне, поэтому мы не ожидаем такого отражения на рознице, — говорил на прошлой неделе глава Минэнерго Николай Шульгинов.
Анализ ситуации на мировом рынке
Рост переработки нефти и производства нефтепродуктов в июне может способствовать стабилизации оптовых цен, отмечает аналитик по топливному рынку Михаил Турукалов, однако многое будет зависеть от динамики внутреннего спроса на топливо и от объемов экспорта.
Прибыль нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по всему миру упала на фоне поставок дешевой нефти из России. Было ожидание, что после введения западных санкций на российскую нефть и нефтепродукты их поставки сократятся. Однако Россия сохраняет экспорт нефти со скидкой в Китай и Индию на высоком уровне, что позволило их НПЗ выйти на рекордные объемы производства в марте.
Резкое увеличение поставок из этих двух стран сделало нефтепереработку по всему миру менее прибыльной. В этом году также вводится в эксплуатацию несколько новых нефтеперерабатывающих комплексов на Ближнем Востоке и в КНР, что дополнительно увеличит предложение нефтепродуктов на мировом рынке.
Что касается Европы, там маржу от производства еще больше снизили высокие показатели импорта готового топлива, а также возобновление работы французских НПЗ после забастовок.
По оценкам Reuters, при производстве дизеля в ЕС маржа упала вдвое по сравнению с февралем, до 13,70 доллара за баррель — самого низкого уровня с февраля 2022 года. Маржа от производства газойля в Азии в апреле снизилась на 31 процент, до минимума с января 2022 года и составила около 14 долларов за баррель. Прибыль от переработки барреля нефти марки Brent на европейских НПЗ опустилась в апреле до минимума с января 2022 года, примерно на 71 процент, до 3,56 доллара за баррель. Рентабельность переработки в Азии за месяц упала на 57 процентов, до 2,54 доллара за баррель, в том числе на фоне роста запасов топлива.
Как сообщала аналитическая компания Kpler, в 2022 году экспорт нефти из России в Китай и Индию достиг рекордного уровня. В 2023 году он остался высоким вопреки санкциям. Международное энергетическое агентство (МЭА) в марте заявило о рекордных поставках — по сравнению с февралем экспорт российской нефти вырос на 0,6 миллиона баррелей в сутки, до 8,1 миллиона.
Саратовский НПЗ
Саратовский нефтеперерабатывающий завод — одно из старейших нефтеперерабатывающих российских предприятий, ранее известное как завод «Крекинг», входит в структуру нефтяной компании «Роснефть». Предприятие выпускает более 20 видов продукции: неэтилированные бензины, дизельное топливо, мазут всех основных марок, битумы, вакуумный газойль, техническую серу. Предприятие основано в 1934 году.
График цены акции Саратовский НПЗ
Данные отчетности Саратовский НПЗ по по в миллионах RUB Количество периодов: 6
Рентабельность Саратовский НПЗ
Активы Саратовский НПЗ
Денежные потоки Саратовский НПЗ
Дивиденды Саратовский НПЗ
Акции Саратовский НПЗ
Структура акционерного капитала Саратовский НПЗ
Новости Саратовский НПЗ
Чистая прибыль «Саратовского НПЗ» по РСБУ за 9 месяцев 2023 года составила ₽1,279 млрд, что на 37% ниже по сравнению с ₽2,031 млрд в предыдущем году. Выручка сократилась на 5,9% до ₽9,189 млрд против ₽9,767 млрд годом ранее.
Чистая прибыль «Саратовского НПЗ» по РСБУ за 6 месяцев 2023 года составила ₽1,684 млрд, увеличившись на 19,3% по сравнению с ₽1,412 млрд в предыдущем году. Выручка увеличилась на 5,5% до ₽6,87 млрд против ₽6,511 млрд годом ранее.
Акционеры «Саратовский НПЗ» утвердили дивиденды по итогам 2022 года в размере ₽391,54 на одну привилегированную акцию. Последний день покупки бумаг для получения дивидендов — 10 июля 2023 года. Дивидендная доходность может составить 2,94%.
Совет директоров «Саратовского НПЗ» рекомендовал выплатить дивиденды по итогам 2022 года в размере ₽391,54 на одну привилегированную акцию. По обыкновенным акциям — дивиденды не выплачивать. Последний день покупки бумаг для получения дивидендов — 10 июля 2023 года. Дивидендная доходность по привилегированным акциям может составить 2,95%.
Существенные факты Саратовский НПЗ
Решения общих собраний участников (акционеров) Дивиденды в размере 391,54 руб.
Решения совета директоров (наблюдательного совета) Дивиденды в размере 391,54 руб.
Раскрытие эмитентом ежеквартального отчета Отчетность за период: отчет эмитента (ежеквартальный отчет) за период 2 кв. 2021 г.
Сообщение о порядке доступа к инсайдерской информации, содержащейся в документе эмитента Отчетность: промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «Саратовский НПЗ» за 6 месяцев 2021 года, подготовленная в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ).
По сравнению с концом февраля маржа от продаж топлива в России выросла в 2,6 раза для сложных НПЗ с глубокой переработкой нефти и в 4 раза — для простых, подсчитали в «Петромаркете». Это произошло за счет роста господдержки из-за высоких цен на нефть и закупок сырья с большой скидкой от мировых цен. Ситуация позволяет восстановить переработку нефти, резко упавшую весной
Российским НПЗ стало выгоднее производить топливо — маржинальность его продаж в разы превысила показатели февраля. В конце июня маржа заводов с высоким переделом нефти (сложные НПЗ) выросла в 2,6 раза по сравнению с февралем, до 21 000 за тонну, а простых НПЗ — в четыре раза, до 5000 рублей за тонну. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на расчеты «Петромаркета».
По данным компании, причин такого роста маржи в переработке две: рост бюджетных субсидий и увеличение крек-спредов, разницы между ценой закупки нефти и корзиной получаемых из нее нефтепродуктов. НПЗ каждый месяц получают два вида субсидий: возвратный акциз на нефть, которые зависит от количества переработанного сырья, и демпфер (компенсацию за продажи на внутреннем рынке, которая зависит от количества проданного на нем топлива). Простые НПЗ обычно демпфер не получают — у них нет или мало товарного топлива.
В июне, по оценке «Петромаркета», возвратный акциз на нефть составлял в среднем 3500-5000 рублей за тонну для сложного НПЗ и 3000 рублей для простого НПЗ. Это на 40–50% меньше, чем в феврале. Демпфер на бензин и дизтопливо за это же время увеличился на 26% и 23%, до 34 900 рублей и 28 300 рублей за тонну соответственно. «Петромаркет» оценил совокупную долю госсубсидий в чистой марже нефтепереработки в 78% для НПЗ, выпускающих бензины, и в 46% для НПЗ, выпускающих преимущественно дизельное топливо.
Рост крек-спредов последовал прежде всего за снижением стоимости нефти для переработки в июне — более чем на 45% относительно февраля, до 25 000 — 25 400 рублей за тонну в среднем на конец месяца. Цена упала из-за укрепления рубля и существенного дисконта, с которым российская Urals продается к североморской Brent — около $30 за баррель в июне.
Оптовая цена нефтепродуктов на внутреннем рынке с февраля снизилась, но не так, как цена нефти: бензины подешевели в пределах 25%, а дизтопливо — на 3–4%. Экспорт российских нефтепродуктов сейчас тоже дисконтируется, но эти скидки меньше, чем на нефть. Нефтяники в июне увеличили поставки на НПЗ относительно мая на 8%, до 740 000 тонн в сутки. Это на 3% ниже, чем в феврале, но лучше, чем в апреле с падением поставок на 12% относительно февраля.
Летом загрузка НПЗ традиционно растет из-за высокого сезонного спроса на топливо. По мнению источника газеты в отрасли, предпосылок для снижения нефтепереработки сейчас нет, но все будет зависеть от ситуации с добычей и экспортом. В том числе — от того, как страны Евросоюза с декабря будут соблюдать одобренное в конце мая эмбарго на российскую нефть.
Эксперт Максим Малков из Kept отмечает, что маржа российских НПЗ в последние месяцы действительно держится на высоком уровне. По его словам, механизм демпфера позволяет получать дополнительные выплаты из бюджета в связи с высокими мировыми ценами на нефть. Однако по итогам года он ожидает снижения уровня переработки на российских НПЗ: «Может быть, на 10%, может быть, больше». По мнению эксперта, первичная переработка в любом случае не упадет ниже 200 млн тонн. В 2021 году она составила 280,7 млн тонн, по данным ЦДУ ТЭК.
Готовый бизнес-план строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ)
Готовый бизнес-план строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) разработан командой ЭКЦ «ИнвестПроект» специально для нефтеперерабатывающей отрасли на основе выполненных нами ранее бизнес-планов НПЗ для различных регионов, поэтому может быть использован как для внутренних целей, так и для представления в российские и зарубежные банки, инвесторам, партнерам, органам власти.
При приобретении готового бизнес-плана или финансовой модели производства предоставляется инструкция. Сценарные расчеты не требуют специальных финансовых или экономических знаний.
Ключевые заказчики бизнес-плана:
Возможности бизнес-плана нефтеперерабатывающего завода:
«Строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ)».
Дата разработки бизнес-плана
Место реализации проекта
Размер площадки с учетом товарно-сырьевого парка и объектов ОЗХ оценивается в 100 га.
12 лет по годам (с 2024 г. по 2035 г.)
Расчет экономических, производственных и маркетинговых параметров строительства НПЗ для подтверждения его экономической эффективности и привлечения финансирования. Бизнес-план содержит укрупненные данные по проекту, отражает концепцию НПЗ и является техническим заданием для дальнейшей разработки проектной и строительной документации, согласования с подрядчиками, инвестором, органами власти.
Производственная мощность предприятия Производственная мощность предприятия: 3 000 000 т / год, в том числе: 1. Дизтопливо (ГОСТ 32511-2013): ***%, 2. Аи-95 премиум (ГОСТ Р 51866): ***%, 3. Керосин авиационный (ГОСТ 32595): ***%, 4. Мазут М-100 (ГОСТ 10585-99): ***%, 5. Сжиженный газ пропан-бутан: ***%, 6. На выработку эл. энергии и потери: ***%.
ОАО «Новый НПЗ».
Целесообразность и предполагаемые условия участия инвесторов в проекте Организационно-финансовая схема реализации проекта предусматривает инвестирование собственных средств инициатора проекта – ***% и привлечение заемных средств партнера – ***% по льготной ставке ***% годовых на срок *** лет с выделением в дальнейшем доли в чистой прибыли за предоставление финансирования.
Ключевые конкурентные преимущества проекта нефтеперерабатывающий завод проектируется по самой эффективной и современной технологии переработки нефти, обеспечивающей максимально возможную глубину переработки сырья и оптимальное качество нефтепродуктов;производство соответствует самым высоким европейским стандартам и требованиям к промышленной и экологической безопасности производства;предприятие будет занимать менее 1% сегмента рынка нефтепереработки России, поэтому не будет представлять конкурентной угрозы для крупных игроков российского рынка нефтепродуктов;реализация проекта обеспечит значительные поступления в Федеральный и Региональный бюджеты, рост регионального валового продукта;создание новых высокооплачиваемых рабочих мест;получение собственных нефтепродуктов для локальных потребителей.